Семинар для педагогов в форме квест – игры «На поиски рабочей программы для педагога ДОУ»
материал на тему

ХАРИНА ТАТЬЯНА АЛЬБЕРТОВНА

интерактивная форма работы с педагогами в дошкольном учреждении, сценарий квест-игры

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Конёвская школа»

структурное подразделение дошкольного образования

«Детский сад «Колосок»

С.Конёво

Семинар для педагогов в форме квест – игры

 «На поиски рабочей программы для педагога ДОУ»

Автор: старший воспитатель первой категории

Харина Татьяна Альбертовна

2018 г.

Цель: разработать рабочую программу педагога ДОУ с учетом ФГОС ДО.

Задачи:

  • Ознакомить педагогов с основными положениями к рабочей программе;
  • Разработать черновой вариант  РП педагога .

Методы:

1.Метод объединения участников в малые группы

  • «Разрезные картинки»

2.Метод начала семинара:  «Выбери дистанцию»

3.Работа в командах по станциям.

4.Метод подведения итогов семинара: «Плюс – минус - интересно».

Ход семинара:

1.Определение цели и задач семинара.

Ст.воспитатель: признание дошкольного образования  первым уровнем  общего образования и начавшийся затем массовым процесс приведения ОД ДОУ России в соответствие с федеральным законодательством сделали актуальным вопрос о разработке педагогами ДО рабочих программ.

«Выбери дистанцию»

Ст.воспитатель: объявляет документ «Рабочая программа» символом обсуждаемой темы и кладет  его в центре  стола. Затем предлагает встать на таком расстоянии от предмета, которое могло лучше всего продемонстрировать его близость или отдаленность по отношению к теме семинара. Каждый из педагогов одним предложением объясняет выбранное им расстояние.

Материал: карточка с названием темы семинара

Ст. воспитатель: многие программные документы системы дошкольного образования сильно отличаются от «школьных» аналогов общего образования как по структуре, так и по содержанию. При их разработке  необходимо учитывать специфику дошкольного детства  и вытекающие из этого особенности реализации программ дошкольного образования

 ( отсутствие учебных предметов, итоговой аттестации, введение целевых ориентиров в качестве образовательных результатов и пр.)

На данный момент существует проблема отсутствия нормативных документов федерального значения точного названия и определения рабочей программы и методических рекомендаций по ее составлению. В этих условиях педагогам сложно ориентироваться, что делать,  КАК же все - таки ее написать. Данный семинар построен на активных методах работы и позволит вам обменяться имеющейся у вас информацией по РП, а также внести ясность в процесс ее составления.

Ст.воспитатель: для начала – разберемся со следующими вопросами

Вопросы

  • Нужно ли разрабатывать рабочие программы в детском саду

Понятие  РП связано с понятием Образовательная Программа как частное с общим, что подтверждается образовательным законодательством:

ФЗ «Об образовании в РФ» п.9 ст.2  ОП определяется как

«комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно – педагогических условий…который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов…а также оценочных и методических материалов»

т.о., РП служат обязательной составной частью комплексного документа ООП ДОО, которая, в свою очередь, в соответствии с п.6 ст.12 того же ФЗ

«разрабатывается и утверждается организацией, осуществляющей   ОД в соответствии с ФГОС ДО»

П.1 ст.48 ФЗ говорится и о том, что педагогические работники обязаны «осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов, курсов…в соответствии с утвержденной РП»

Следовательно, РП- обязательный к разработке и исполнению нормативный документ, а также основание для оценки качества образовательного процесса

ФГОС ДО  не регламентирует разработку РП. Это говорит о том, что структура и содержание РП на уровне ДО пока не стандартизированы и к ним не определены особые требования, кроме общих требований к структуре ОП и ее объему раздел 2 ФГОС ДО. Ими и нужно пользоваться, и в это случае педагогическим коллективам ДОУ предоставляется исключительные возможности  самостоятельно спроектировать модели РП на основе ФГОС ДО. В профессиональном стандарте «педагог» также нет ссылки на РП, но раздел 2 «педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных ОП». А учитывая то, что РП – есть составная часть ОП, также свидетельствует о том, что педагог обязан составлять РП

  • Кто разрабатывает и утверждает рабочие программы

Проектирование содержания РП должно осуществляться каждым педагогом в соответствии с уровнем его профессионального мастерства и авторским видением содержания ОО. Для упорядочения процесса и содержания педагогического проектирования по разработке РП, придания данному виду деятельности официального статуса и нормативно установленного вида в ДОУ должно быть разработано Положение о рабочей программе, закреплённое локальным актом. В Положении указываются требования к программам, структура, сроки утверждения, ответственные исполнители и процедура разработки.

РП утверждаются ежегодно в начале учебного года приказом руководителя ДОУ. Утверждение предполагает следующие процедуры:

  • Обсуждение и принятие (рассмотрение) на заседании педагогического совета
  • Желательно получить  экспертное  заключение (согласование) ст.воспитателя, допускается привлечение внешних экспертов
  • Утверждение программ  руководителем ДОУ
  • При несоответствии программ установленным Положением требованиям руководителем накладывается резолюция о необходимости их доработки с указанием конкретного срока исполнения

«Разрезные открытки» 

(Метод объединения участников в малые группы, делимся на три группы)

Материал: тематические открытки

Ст.воспитатель: вы разделились на три команды, я предлагаю вам квест – игру,  результаты  которой, надеюсь, помогут вам в составлении вашей РП.

Работа в командах по станциям.

(На каждой станции, в случае успешного выполнения задания, выдается букву от слова, которое должны собрать участники. В нашем случае – это слово МАСТЕРСТВО)

Ст. воспитатель: вы командой пройдете по маршруту, на каждой остановке надо будет выполнить задание, если отвечаете правильно – получаете букву. На остановке дежурит наблюдатель, он выдает вам задание и следит за правильным выполнением.  В конце маршрута из букв составляется слово.  Не спешите, думайте, наблюдатели   имеют право помочь вам только в самых затруднительных случаях.  

Первое задание: выбрать капитана и назвать команду  (выдается первая буква).

Второе задание: Расшифруйте аббревиатуры (правильные ответы выделены курсивом)

ЗБР -  зона ближайшего развития

 РМ - режимные моменты

 ОД - образовательная деятельность

ФЗ - федеральный закон

 НОД -  непосредственно образовательная деятельность

 ОО  - образовательная область

 РППС - развивающая предметно – пространственная среда

СДВ - совместная деятельность с взрослыми

ООП - основная образовательная программа

 ФЦКМ -  формирование целостной картины мира

СДД - самостоятельная деятельность детей

ДОО  -дошкольная образовательная организация

Третье задание: выберите из предложенных вариантов требования к  РППС, в каком документе они прописаны

ФГОС ДО 3.3 Требования к развивающей предметно – пространственной среде

п.3.3.4

РППС должна быть

  • Насыщенной
  • Трансформируемой
  • Полифункциональной
  • Вариативной
  • Доступной
  • Безопасной
  • Этнокультурной
  • Гендерной
  • Позитивной
  • Конструктивной
  • Познавательной
  • Исследовательской
  • Веселой
  • Креативной
  • Занимательной
  • Волшебной

Четвертое задание: пользуясь предложенными вариантами, сделайте описание форм, способов, методов и средств реализации Программы (таблицы разрезаны на полоски, перемешаны– требуется разложить их правильно)

Формы образовательной деятельности по образовательной области

«Физическое развитие»

Режимные моменты

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с семьей

Формы организации детей

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Индивидуальные

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Подвижные игры

Игровые упражнения

Проблемные ситуации

Бодрящая гимнастика

Утренняя гимнастика

Спортивные игры

НОД по физическому развитию

Спортивные досуги

Спортивные упражнения

Проектная деятельность

Спортивные праздники

Спортивные развлечения

Игры-эстафеты

Игры-соревнования

Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению со ЗОЖ

Беседы по сохранению и укреплению здоровья

Исследовательская деятельность

Дни здоровья

Самостоятельные подвижные игры и упражнения

Самостоятельная деятельность в спортивном уголке

Самостоятельные спортивные игры и занятия

Игры

Самостоятельная деятельность

Сюжетно-ролевая игра «Больница»

Создание здоровьесберегающей предметно-развивающей среды

Проектная деятельность

Родительские собрания

Индивидуальные беседы

Совместные занятия физической культурой и спортом

Дни здоровья

Формы образовательной деятельности

 по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

Режимные моменты

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с семьей

Формы организации детей

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Индивидуальные

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

  • Наблюдения
  • Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы
  • Игры
  • Игровые упражнения
  • Проблемные ситуации
  • Конструирование из песка
  • Обсуждение (произведений искусства, средств выразительности и др.)
  • Создание коллекций
  • Экспериментирование со звуками
  • Музыкально-дидактические игры
  • Слушание музыки
  • Музыкальные упражнения
  • Обсуждение музыкальных произведений
  • Беседы
  • Музыкальные игры
  • Танцы, музыкально-ритмические движения
  • Непосредственно образовательная деятельность (рисование, аппликация, худож. конструирование, лепка, музыка)
  • Изготовление украшений, декораций, подарков, предметов для игр
  • Экспериментирование
  • Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства
  • Игры (дидактические, строительные, сюжетно-ролевые)
  • Тематические досуги
  • Выставки работ декоративно-прикладного искусства, репродукций произведений живописи
  • Проектная деятельность
  • Создание коллекций
  • Музыкальные досуги
  • Музыкальные праздники
  • Развлечения
  • Концерты
  • Украшение личных предметов
  • Игры (дидактические, строительные, сюжетно-ролевые)
  • Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства
  • Самостоятельная изобразительная деятельность
  • Пение разученных песен
  • Музыкально-дидактические игры
  • Самостоятельная деятельность в музыкальном уголке
  • Игры-импровизации
  • Игры-драматизации
  • Музыкально-ритмические игры и упражнения

  • Создание соответствующей предметно-развивающей среды
  • Проектная деятельность
  • Экскурсии
  • Прогулки
  • Создание коллекций
  • Концерты
  • Музыкальные праздники
  • Развлечения

        

Формы образовательной деятельности

 по образовательной области «Речевое развитие»

Режимные моменты

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с семьей

Формы организации детей

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Индивидуальные

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

  • Сюжетно-ролевые игры
  • Игровые ситуации
  • Ситуативные разговоры
  • Беседы
  • Разучивание стихов, чистоговорок, скороговорок, потешек небылиц
  • Сочинение загадок, сказок
  • Просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов, телепередач
  • Наблюдение
  • Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы
  • Игры
  • Изготовление книжек-малышек
  • Проблемные ситуации
  • Обсуждение художественных произведений
  • Беседы
  • Непосредственно образовательная деятельность по развитию коммуникативных навыков и по ознакомлению с художественной литературой
  • Беседы
  • Чтение
  • Театрализованные игры
  • Проектная деятельность
  • Чтение художественных произведений
  • Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства
  • Игры (дидактические, строительные, сюжетно-ролевые)
  • Тематические досуги
  • Выставки художественных произведений
  • Сюжетно-ролевые игры
  • Чтение наизусть, отгадывание загадок в книжном уголке
  • Дидактические игры
  • Режиссёрские игры
  • Рассматривание иллюстраций художественных произведекний
  • Сюжетно-ролевая игра «Библиотека»
  • Самостоятельные игры по мотивам художественных произведений
  • Дидактические игры
  • Самостоятельное чтение детьми коротких стихотворений
  • Самостоятельная деятельность в книжном и театральном уголках
  • Создание соответствующей предметно-развивающей среды
  • Проектная деятельность
  • Беседы
  • Экскурсии

Формы образовательной деятельности

 по образовательной области «Познавательное развитие»

Режимные моменты

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с семьей

Формы организации детей

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Индивидуальные

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

  • Дидактические игры
  • Игровые упражнения
  • Проблемные ситуации
  • Игры-экспериментирования
  • Игры с песком и водой
  • Наблюдения
  • Сюжетно-ролевые игры
  • Беседы
  • Создание коллекций
  • Проектная деятельность
  • Конструирование
  • Рассказ
  • Исследовательская деятельность
  • Непосредственно образовательная деятельность
  • Познавательно-исследавательская деятельность
  • Проектная деятельность
  • Экскурсии
  • Рассказ
  • Беседы
  • Сюжетно-ролевые игры
  • Самостоятельная деятельность в уголках экспериментирования, математики, конструирования
  • Дидактические игры

  • Создание соответствующей предметно-развивающей среды
  • Проектная деятельность
  • Экскурсии
  • Создание коллекций

Формы образовательной деятельности

 по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

Режимные моменты

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с семьей

Формы организации детей

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Индивидуальные

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

  • Игры
  • Игровые упражнения
  • Проблемные ситуации
  • Беседы по ОБЖ
  • Наблюдения
  • Просмотр и обсуждение фильмов, мультфильмов, диафильмов, телепередач
  • Беседы социально-нравственного содержания
  • Ситуативные разговоры
  • Чтение и обсуждение художественных произведений
  • Сюжетно-ролевые игры
  • Трудовые поручения
  • Дежурство
  • Экскурсии
  • Непосредственно образовательная деятельность по ОБЖ и по ознакомлению с трудом взрослых
  • Проектная деятельность
  • Беседы социально-нравственного содержания, трудовому воспитанию

и по ОБЖ

  • Рассказы
  • Праздники
  • Наблюдения за трудом взрослых
  • Экскурсии
  • Сюжетно-ролевые игры
  • Сюжетно-ролевые игры
  • Дидактические игры
  • Индивидуальные игры
  • Самостоятельная деятельность в игровом уголке, уголке труда и природы
  • Самообслуживание
  • Изготовление атрибутов для игр
  • Изготовление украшений
  • Создание соответствующей предметно-развивающей среды
  • Проектная деятельность
  • Беседы
  • Праздники
  • Совместная трудовая деятельность
  • Конкурсы

Пятое задание: используя предложенные варианты, оформите титульный лист (лист разрезан на полоски поперек – требуется выложить их в правильном порядке)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

«Конёвская школа»

структурное подразделение дошкольного образования

«Детский сад «Колосок»


РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета_________________

СОГЛАСОВАНО со ст.воспитателем

________________________________

     УТВЕРЖДАЮ:

                         Зам.директора по ДО

_____________ХХХХХХХХ.

Рабочая программа воспитателя  

УУУУУУУУУУУУУУУУ

Средняя  группа

С.Конёво

На 2018 – 2019 учебный год

Шестое  задание: вам  предлагается восстановить структуру РП  и раскрыть содержание каждого раздела

Титульный лист

Оглавление.

1.Целевой раздел Программы

      1.1.Пояснительная записка

1.2.Цели и задачи Программы

1.3.Принципы и подходы при разработке Программы

1.4.Значимые характеристики для реализации Программы

1.5.Планируемые результаты освоения Программы

2.Содержательный раздел Программы

2.1. Задачи и содержание образовательной деятельности по пяти образовательным областям

2.2. Формы, способы, методы, средства реализации Программы

2.3. Особенности взаимодействия педагогов с семьёй и социумом

2.4.Часть, формируемая участниками образовательных отношений

3.Организационный раздел Программы

3.1.Материально-технические обеспечение

3.2.Организация развивающей предметно-пространственной среды;

3.3. Режим дня и распорядок

3.4. Планирование образовательной деятельности

3.5.События, праздники, мероприятия

4.Приложения

Седьмое  задание: как вы думаете, что следует вынести в Приложения и по какой причине

Приложения

  • Списочный состав
  • Социальный портрет семьи
  • Папка здоровья детей группы.
  • Перспективный план воспитательно-образовательной работы по областям
  • Папка «Работа с родителями», сценарии различных форм сотрудничества с родителями
  • Папка взаимодействия со специалистами,
  • Карты мониторинга

РП утверждается раз в год, а приложения дополняются и изменяются в зависимости от обстоятельств в течение года. Поэтому все, что может измениться, выносится в приложения 

Восьмое  задание:  раскройте содержание образовательных областей (перечислите модули)

Образовательная область «Физическое развитие»

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Физическая культура.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Художественно-эстетическое развитие»

Приобщение к искусству.

Изобразительная деятельность.

Конструктивно-модельная деятельность.

Музыкальная деятельность.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Познавательное развитие»

Формирование элементарных математических представлений

Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

Ознакомление с предметным окружением.

Ознакомление с социальным миром.

Ознакомление с миром природы.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание.

Ребенок в семье и сообществе.

Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание.

Формирование основ безопасности.

Образовательная область «Речевое развитие»

Развитие речи.

Художественная литература.

Девятое  задание:  выберите из предложенных вариантов нормативно – правовые документы, на которые опирается педагог при составлении РП

   Программа разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами:

  • Федеральным законом Российской федерации от 29 декабря 2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.3049-13  (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от  15 мая 2013 г. № 26, регистрационный № 28564 от 29 мая 2013 г. Минюста России);
  • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155,регистрационный № 30384 от 14 ноября 2013 г. Министерства юстиции РФ);
  •  Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – программам дошкольного образования (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014, регистрационный № 30038 от 26 сентября 2013 г.):
  •  Уставом образовательной организации.
  • Основной образовательной программой дошкольного образования.  Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 20.05.2015 г.
  • Постановлением  Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования».
  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. № 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией» (зарегистрирован в Минюсте РФ 27 июня 2013 г., № 28908).

Десятое  задание:  перечислите виды детской деятельности в соответствии  с ФГОС ДО

 Согласно ФГОС ДО:  

 в раннем возрасте (1,5 год – 3 года)

  • предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
  • экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.)
  • общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого,
  • самообслуживание и действия с бытовыми предметами – орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.),  
  • восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;

для детей дошкольного возраста (3 года – 8 лет) – ряд видов деятельности, таких как:

  • игровая, включая сюжетно – ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры,   коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками,
  • познавательно – исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними),
  • восприятие художественной литературы и фольклора,
  • самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материалы,  изобразительная (рисование, лепка, аппликация),
  • музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально – ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах),

двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Подведение итогов семинара

Ст.воспитатель:  таким образом, проектирование рабочих программ – новое, достаточно сложное, регламентированное и в тоже время творческое направление профессиональной деятельности педагога ДОО. Оно предполагает практическое применение педагогами аналитико – прогностических умений, владение основами проектирующей деятельности, реализацию педагогами собственных представлений о системе организации педагогической деятельности с дошкольниками


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий спортивного праздника ко Дню Здоровья для старшего дошкольного возраста в форме квест-игры «В поисках Ожерелья Здоровья»

Увлекательное мероприятие ко Дню Здоровья для старших дошкольников, в ходе которого воспитанники помогают найти "Ожерелье Здоровья" для Витаминки....

Семинар-практикум для педагогов в форме квест-игры "Театральный поединок"

Практический материал для совершенствования знаний педагогов о театрально-игровой деятельности дошкольников, закреплении практических навыков необходимых в работе по данному направлению....

Конспект образовательной ситуации в подготовительной группе по развитию образной речи в форме квест-игры «В поисках сокровищ»

Конспект образовательной ситуации в подготовительной группе по развитию образной речи  в форме квест-игры«В поисках сокровищ»Цель: формирование образной речи.Задачи:Образовательные за...

Сценарий интегрированного занятия в форме квест игры "В поиске солнечных лучей"

Цель: уточнить и систематизировать представления и знания детей о космосе, солнечной системе через создание эмоциональной заинтересованности и организацию совместной взросло-детской игровой деятельнос...

Конспект НОД по развитию речи в форме квест-игры "На поиски осьминожек" в подготовительной к школе группе

Интересное, увлекательное путешествие детей и воспитателя в подводный мир в поисках потерявшихся, непослушных детей осиминога. Необычные испытания, интересные задания,  возвращение потеряшек папе...

Конспект занятия в форме квест-игры «В поисках схемы» в старшей группе по лего-конструированию

Конспект занятия в форме квест-игры «В поисках схемы» в старшей группе по лего-конструированию...