Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Конёвская школа»
структурное подразделение дошкольного образования
«Детский сад «Колосок»
С.Конёво
Семинар для педагогов в форме квест – игры
«На поиски рабочей программы для педагога ДОУ»
Автор: старший воспитатель первой категории
Харина Татьяна Альбертовна
2018 г.
Цель: разработать рабочую программу педагога ДОУ с учетом ФГОС ДО.
Задачи:
- Ознакомить педагогов с основными положениями к рабочей программе;
- Разработать черновой вариант РП педагога .
Методы:
1.Метод объединения участников в малые группы
2.Метод начала семинара: «Выбери дистанцию»
3.Работа в командах по станциям.
4.Метод подведения итогов семинара: «Плюс – минус - интересно».
Ход семинара:
1.Определение цели и задач семинара.
Ст.воспитатель: признание дошкольного образования первым уровнем общего образования и начавшийся затем массовым процесс приведения ОД ДОУ России в соответствие с федеральным законодательством сделали актуальным вопрос о разработке педагогами ДО рабочих программ.
«Выбери дистанцию»
Ст.воспитатель: объявляет документ «Рабочая программа» символом обсуждаемой темы и кладет его в центре стола. Затем предлагает встать на таком расстоянии от предмета, которое могло лучше всего продемонстрировать его близость или отдаленность по отношению к теме семинара. Каждый из педагогов одним предложением объясняет выбранное им расстояние.
Материал: карточка с названием темы семинара
Ст. воспитатель: многие программные документы системы дошкольного образования сильно отличаются от «школьных» аналогов общего образования как по структуре, так и по содержанию. При их разработке необходимо учитывать специфику дошкольного детства и вытекающие из этого особенности реализации программ дошкольного образования
( отсутствие учебных предметов, итоговой аттестации, введение целевых ориентиров в качестве образовательных результатов и пр.)
На данный момент существует проблема отсутствия нормативных документов федерального значения точного названия и определения рабочей программы и методических рекомендаций по ее составлению. В этих условиях педагогам сложно ориентироваться, что делать, КАК же все - таки ее написать. Данный семинар построен на активных методах работы и позволит вам обменяться имеющейся у вас информацией по РП, а также внести ясность в процесс ее составления.
Ст.воспитатель: для начала – разберемся со следующими вопросами
Вопросы
- Нужно ли разрабатывать рабочие программы в детском саду
Понятие РП связано с понятием Образовательная Программа как частное с общим, что подтверждается образовательным законодательством:
ФЗ «Об образовании в РФ» п.9 ст.2 ОП определяется как
«комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно – педагогических условий…который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов…а также оценочных и методических материалов»
т.о., РП служат обязательной составной частью комплексного документа ООП ДОО, которая, в свою очередь, в соответствии с п.6 ст.12 того же ФЗ
«разрабатывается и утверждается организацией, осуществляющей ОД в соответствии с ФГОС ДО»
П.1 ст.48 ФЗ говорится и о том, что педагогические работники обязаны «осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов, курсов…в соответствии с утвержденной РП»
Следовательно, РП- обязательный к разработке и исполнению нормативный документ, а также основание для оценки качества образовательного процесса
ФГОС ДО не регламентирует разработку РП. Это говорит о том, что структура и содержание РП на уровне ДО пока не стандартизированы и к ним не определены особые требования, кроме общих требований к структуре ОП и ее объему раздел 2 ФГОС ДО. Ими и нужно пользоваться, и в это случае педагогическим коллективам ДОУ предоставляется исключительные возможности самостоятельно спроектировать модели РП на основе ФГОС ДО. В профессиональном стандарте «педагог» также нет ссылки на РП, но раздел 2 «педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных ОП». А учитывая то, что РП – есть составная часть ОП, также свидетельствует о том, что педагог обязан составлять РП
- Кто разрабатывает и утверждает рабочие программы
Проектирование содержания РП должно осуществляться каждым педагогом в соответствии с уровнем его профессионального мастерства и авторским видением содержания ОО. Для упорядочения процесса и содержания педагогического проектирования по разработке РП, придания данному виду деятельности официального статуса и нормативно установленного вида в ДОУ должно быть разработано Положение о рабочей программе, закреплённое локальным актом. В Положении указываются требования к программам, структура, сроки утверждения, ответственные исполнители и процедура разработки.
РП утверждаются ежегодно в начале учебного года приказом руководителя ДОУ. Утверждение предполагает следующие процедуры:
- Обсуждение и принятие (рассмотрение) на заседании педагогического совета
- Желательно получить экспертное заключение (согласование) ст.воспитателя, допускается привлечение внешних экспертов
- Утверждение программ руководителем ДОУ
- При несоответствии программ установленным Положением требованиям руководителем накладывается резолюция о необходимости их доработки с указанием конкретного срока исполнения
«Разрезные открытки»
(Метод объединения участников в малые группы, делимся на три группы)
Материал: тематические открытки
Ст.воспитатель: вы разделились на три команды, я предлагаю вам квест – игру, результаты которой, надеюсь, помогут вам в составлении вашей РП.
Работа в командах по станциям.
(На каждой станции, в случае успешного выполнения задания, выдается букву от слова, которое должны собрать участники. В нашем случае – это слово МАСТЕРСТВО)
Ст. воспитатель: вы командой пройдете по маршруту, на каждой остановке надо будет выполнить задание, если отвечаете правильно – получаете букву. На остановке дежурит наблюдатель, он выдает вам задание и следит за правильным выполнением. В конце маршрута из букв составляется слово. Не спешите, думайте, наблюдатели имеют право помочь вам только в самых затруднительных случаях.
Первое задание: выбрать капитана и назвать команду (выдается первая буква).
Второе задание: Расшифруйте аббревиатуры (правильные ответы выделены курсивом) ЗБР - зона ближайшего развития РМ - режимные моменты ОД - образовательная деятельность ФЗ - федеральный закон НОД - непосредственно образовательная деятельность ОО - образовательная область РППС - развивающая предметно – пространственная среда СДВ - совместная деятельность с взрослыми ООП - основная образовательная программа ФЦКМ - формирование целостной картины мира СДД - самостоятельная деятельность детей ДОО -дошкольная образовательная организация |
Третье задание: выберите из предложенных вариантов требования к РППС, в каком документе они прописаны
ФГОС ДО 3.3 Требования к развивающей предметно – пространственной среде п.3.3.4 РППС должна быть - Насыщенной
- Трансформируемой
- Полифункциональной
- Вариативной
- Доступной
- Безопасной
- Этнокультурной
- Гендерной
- Позитивной
- Конструктивной
- Познавательной
- Исследовательской
- Веселой
- Креативной
- Занимательной
- Волшебной
|
Четвертое задание: пользуясь предложенными вариантами, сделайте описание форм, способов, методов и средств реализации Программы (таблицы разрезаны на полоски, перемешаны– требуется разложить их правильно)
Формы образовательной деятельности по образовательной области «Физическое развитие»
| Режимные моменты | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей |
| Формы организации детей |
| Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | Индивидуальные | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | Подвижные игры Игровые упражнения Проблемные ситуации Бодрящая гимнастика Утренняя гимнастика Спортивные игры
| НОД по физическому развитию Спортивные досуги Спортивные упражнения Проектная деятельность Спортивные праздники Спортивные развлечения Игры-эстафеты Игры-соревнования Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению со ЗОЖ Беседы по сохранению и укреплению здоровья Исследовательская деятельность Дни здоровья | Самостоятельные подвижные игры и упражнения Самостоятельная деятельность в спортивном уголке Самостоятельные спортивные игры и занятия Игры Самостоятельная деятельность Сюжетно-ролевая игра «Больница» | Создание здоровьесберегающей предметно-развивающей среды Проектная деятельность Родительские собрания Индивидуальные беседы Совместные занятия физической культурой и спортом Дни здоровья |
Формы образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
Режимные моменты | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей | Формы организации детей | Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | Индивидуальные | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | - Наблюдения
- Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы
- Игры
- Игровые упражнения
- Проблемные ситуации
- Конструирование из песка
- Обсуждение (произведений искусства, средств выразительности и др.)
- Создание коллекций
- Экспериментирование со звуками
- Музыкально-дидактические игры
- Слушание музыки
- Музыкальные упражнения
- Обсуждение музыкальных произведений
- Беседы
- Музыкальные игры
- Танцы, музыкально-ритмические движения
| - Непосредственно образовательная деятельность (рисование, аппликация, худож. конструирование, лепка, музыка)
- Изготовление украшений, декораций, подарков, предметов для игр
- Экспериментирование
- Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства
- Игры (дидактические, строительные, сюжетно-ролевые)
- Тематические досуги
- Выставки работ декоративно-прикладного искусства, репродукций произведений живописи
- Проектная деятельность
- Создание коллекций
- Музыкальные досуги
- Музыкальные праздники
- Развлечения
- Концерты
| - Украшение личных предметов
- Игры (дидактические, строительные, сюжетно-ролевые)
- Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства
- Самостоятельная изобразительная деятельность
- Пение разученных песен
- Музыкально-дидактические игры
- Самостоятельная деятельность в музыкальном уголке
- Игры-импровизации
- Игры-драматизации
- Музыкально-ритмические игры и упражнения
| - Создание соответствующей предметно-развивающей среды
- Проектная деятельность
- Экскурсии
- Прогулки
- Создание коллекций
- Концерты
- Музыкальные праздники
- Развлечения
|
Формы образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие»
Режимные моменты | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей | Формы организации детей | Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | Индивидуальные | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | - Сюжетно-ролевые игры
- Игровые ситуации
- Ситуативные разговоры
- Беседы
- Разучивание стихов, чистоговорок, скороговорок, потешек небылиц
- Сочинение загадок, сказок
- Просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов, телепередач
- Наблюдение
- Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы
- Игры
- Изготовление книжек-малышек
- Проблемные ситуации
- Обсуждение художественных произведений
- Беседы
| - Непосредственно образовательная деятельность по развитию коммуникативных навыков и по ознакомлению с художественной литературой
- Беседы
- Чтение
- Театрализованные игры
- Проектная деятельность
- Чтение художественных произведений
- Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства
- Игры (дидактические, строительные, сюжетно-ролевые)
- Тематические досуги
- Выставки художественных произведений
| - Сюжетно-ролевые игры
- Чтение наизусть, отгадывание загадок в книжном уголке
- Дидактические игры
- Режиссёрские игры
- Рассматривание иллюстраций художественных произведекний
- Сюжетно-ролевая игра «Библиотека»
- Самостоятельные игры по мотивам художественных произведений
- Дидактические игры
- Самостоятельное чтение детьми коротких стихотворений
- Самостоятельная деятельность в книжном и театральном уголках
| - Создание соответствующей предметно-развивающей среды
- Проектная деятельность
- Беседы
- Экскурсии
|
Формы образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие»
Режимные моменты | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей | Формы организации детей | Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | Индивидуальные | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | - Дидактические игры
- Игровые упражнения
- Проблемные ситуации
- Игры-экспериментирования
- Игры с песком и водой
- Наблюдения
- Сюжетно-ролевые игры
- Беседы
- Создание коллекций
- Проектная деятельность
- Конструирование
- Рассказ
- Исследовательская деятельность
| - Непосредственно образовательная деятельность
- Познавательно-исследавательская деятельность
- Проектная деятельность
- Экскурсии
- Рассказ
- Беседы
| - Сюжетно-ролевые игры
- Самостоятельная деятельность в уголках экспериментирования, математики, конструирования
- Дидактические игры
| - Создание соответствующей предметно-развивающей среды
- Проектная деятельность
- Экскурсии
- Создание коллекций
|
Формы образовательной деятельности по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
Режимные моменты | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей | Формы организации детей | Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | Индивидуальные | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | - Игры
- Игровые упражнения
- Проблемные ситуации
- Беседы по ОБЖ
- Наблюдения
- Просмотр и обсуждение фильмов, мультфильмов, диафильмов, телепередач
- Беседы социально-нравственного содержания
- Ситуативные разговоры
- Чтение и обсуждение художественных произведений
- Сюжетно-ролевые игры
- Трудовые поручения
- Дежурство
- Экскурсии
| - Непосредственно образовательная деятельность по ОБЖ и по ознакомлению с трудом взрослых
- Проектная деятельность
- Беседы социально-нравственного содержания, трудовому воспитанию
и по ОБЖ - Рассказы
- Праздники
- Наблюдения за трудом взрослых
- Экскурсии
- Сюжетно-ролевые игры
| - Сюжетно-ролевые игры
- Дидактические игры
- Индивидуальные игры
- Самостоятельная деятельность в игровом уголке, уголке труда и природы
- Самообслуживание
- Изготовление атрибутов для игр
- Изготовление украшений
| - Создание соответствующей предметно-развивающей среды
- Проектная деятельность
- Беседы
- Праздники
- Совместная трудовая деятельность
- Конкурсы
|
|
Пятое задание: используя предложенные варианты, оформите титульный лист (лист разрезан на полоски поперек – требуется выложить их в правильном порядке)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Конёвская школа» структурное подразделение дошкольного образования «Детский сад «Колосок»
РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета_________________
СОГЛАСОВАНО со ст.воспитателем
________________________________ | УТВЕРЖДАЮ: Зам.директора по ДО
_____________ХХХХХХХХ. |
Рабочая программа воспитателя УУУУУУУУУУУУУУУУ Средняя группа
С.Конёво На 2018 – 2019 учебный год
|
Шестое задание: вам предлагается восстановить структуру РП и раскрыть содержание каждого раздела
Титульный лист Оглавление.
1.Целевой раздел Программы 1.1.Пояснительная записка 1.2.Цели и задачи Программы 1.3.Принципы и подходы при разработке Программы 1.4.Значимые характеристики для реализации Программы 1.5.Планируемые результаты освоения Программы
2.Содержательный раздел Программы 2.1. Задачи и содержание образовательной деятельности по пяти образовательным областям 2.2. Формы, способы, методы, средства реализации Программы 2.3. Особенности взаимодействия педагогов с семьёй и социумом 2.4.Часть, формируемая участниками образовательных отношений
3.Организационный раздел Программы 3.1.Материально-технические обеспечение 3.2.Организация развивающей предметно-пространственной среды; 3.3. Режим дня и распорядок 3.4. Планирование образовательной деятельности 3.5.События, праздники, мероприятия
4.Приложения
|
Седьмое задание: как вы думаете, что следует вынести в Приложения и по какой причине Приложения - Социальный портрет семьи
- Папка здоровья детей группы.
- Перспективный план воспитательно-образовательной работы по областям
- Папка «Работа с родителями», сценарии различных форм сотрудничества с родителями
- Папка взаимодействия со специалистами,
- Карты мониторинга
РП утверждается раз в год, а приложения дополняются и изменяются в зависимости от обстоятельств в течение года. Поэтому все, что может измениться, выносится в приложения |
Восьмое задание: раскройте содержание образовательных областей (перечислите модули)
Образовательная область «Физическое развитие» Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Физическая культура.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Художественно-эстетическое развитие» Приобщение к искусству. Изобразительная деятельность. Конструктивно-модельная деятельность. Музыкальная деятельность.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Познавательное развитие» Формирование элементарных математических представлений Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Ознакомление с предметным окружением. Ознакомление с социальным миром. Ознакомление с миром природы.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Социализация, развитие общения, нравственное воспитание. Ребенок в семье и сообществе. Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание. Формирование основ безопасности.
Образовательная область «Речевое развитие» Развитие речи. Художественная литература.
|
Девятое задание: выберите из предложенных вариантов нормативно – правовые документы, на которые опирается педагог при составлении РП
Программа разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами:
- Федеральным законом Российской федерации от 29 декабря 2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.3049-13 (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26, регистрационный № 28564 от 29 мая 2013 г. Минюста России);
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155,регистрационный № 30384 от 14 ноября 2013 г. Министерства юстиции РФ);
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – программам дошкольного образования (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014, регистрационный № 30038 от 26 сентября 2013 г.):
- Уставом образовательной организации.
- Основной образовательной программой дошкольного образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 20.05.2015 г.
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования».
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. № 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией» (зарегистрирован в Минюсте РФ 27 июня 2013 г., № 28908).
|
Десятое задание: перечислите виды детской деятельности в соответствии с ФГОС ДО Согласно ФГОС ДО: в раннем возрасте (1,5 год – 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
- экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.)
- общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого,
- самообслуживание и действия с бытовыми предметами – орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.),
- восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;
для детей дошкольного возраста (3 года – 8 лет) – ряд видов деятельности, таких как: - игровая, включая сюжетно – ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками,
- познавательно – исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними),
- восприятие художественной литературы и фольклора,
- самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материалы, изобразительная (рисование, лепка, аппликация),
- музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально – ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах),
двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
|
Подведение итогов семинара
Ст.воспитатель: таким образом, проектирование рабочих программ – новое, достаточно сложное, регламентированное и в тоже время творческое направление профессиональной деятельности педагога ДОО. Оно предполагает практическое применение педагогами аналитико – прогностических умений, владение основами проектирующей деятельности, реализацию педагогами собственных представлений о системе организации педагогической деятельности с дошкольниками