Сетевой проект «Создание развивающей предметно - пространственной среды для развития самостоятельности и инициативности детей в разных видах деятельности»
статья на тему
ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ СЕТЕВОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРОЕКТА ПЕДАГОГОВ ДОО Г. КАНСКА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_proekt_setevoy_20_dekabrya.doc | 106 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ СЕТЕВОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРОЕКТА ПЕДАГОГОВ ДОО Г. КАНСКА
«Создание развивающей предметно - пространственной среды для развития самостоятельности и инициативности детей в разных видах деятельности»
Актуальность
Согласно п. 3.3.1. ФГОС дошкольного образования развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также – участков, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. С введением ФГОС ДО, а также в меняющихся нормативно-правовых, административных, экономических, социальных условиях, образовательная организация должна произвести реформу собственных условий.
Местом изменений мы видим развивающую предметно-пространственную среду (далее РППС) ДОУ, поскольку новые требования обязывают обеспечить образовательную, воспитывающую, развивающую и стимулирующую функцию. Нужно так же учитывать и то, что среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся.
Направление деятельности проектной группы было определено, исходя из затруднений педагогов, выявленных на семинаре по РППС и в ходе проверки НОКО. На практике в полной мере решить задачу формирования РППС в условиях дошкольных образовательных учреждений весьма затруднительно, по ряду общих проблем для большинства учреждений города, выявленных в результате анализа условий в ДОО г. Канска в 2016 г.:
- несовершенство оценочной карты РППС: отсутствие в оценочной карте РППС критериев по раннему и младшему возрасту, для детей с ОВЗ.
- неосознанное культивирование педагогами несамостоятельности детей (гиперопека, излишняя регламентированность детской деятельности в предметно-пространственной среде (можно, нельзя), в связи с чем может гаситься инициатива ребенка. Ребенок не изменяет, не трансформирует среду в соответствии со своими интересами и потребностями;
- недостаточность предметно-развивающей среды детского сада (демонстрационные и наглядные пособия, образцы художественной литературы, живописи, дидактические средства: игры, пособия и т.д.);
-трудности педагогов в создании под запрос и потребности ребенка изменяющейся и развивающейся предметно-пространственной среды, также и с включением в неё атрибутов для игр регионального компонента;
- недостаточное умение воспитателей работать в команде;
- недостаточность в реализации национально-регионального компонента в образовательном процессе (ознакомление с родным городом и краем), в том числе через преобразование предметно-пространственной среды при непосредственном участии детей и родителей.
- недостаточность условий РППС для детей с ОВЗ в данных группах с учетом специфики индивидуального развития и реализации адаптированных и индивидуальных образовательных программ.
- макросреда ДОУ в целом недостаточно динамична, мало знаково-символических элементов, мест проявления активности, предъявления достижений.
- недостаточность взаимодействия с семьями воспитанников и социальными партнерами в направлении решения задач формирования РППС.
Цель проекта: формирование развивающей предметно - пространственной среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей в соответствии с современными требованиями.
Задачи:
- Организовать систему профессионального взаимодействия и расширить социальное партнёрство в рамках достижения поставленной цели.
- Внедрить в практику новые подходы к организации РППС, обеспечивающие полноценное развитие дошкольников.
- Преобразовать современную развивающую предметно-пространственную среду (микро- и макро) ДОО для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной), способствующую полноценному развитию дошкольников с учетом их потребностей и интересов.
- Повысить профессиональную компетентность педагогов ДОУ в формировании РППС.
Образ конечного результата, критерии его оценки:
Создана модель предметно-пространственной развивающей среды ДОУ как системы центров детской активности
- Доработана карта оценки РППС (включены критерии по раннему и младшему возрасту, по детям с ОВЗ, микросреды и макросреды).
- Педагоги овладели основными знаниями и представлениями в построении РППС
- Центры наполнены игровым и дидактическим материалом в соответствии с ООП программой
- Усовершенствована макросреда и ее оценочная карта
- Установлены и поддерживаются партнерские взаимоотношения с семьями воспитанников, направленные на преобразование развивающей предметно-пространственной среды.
Возможные риски:
- нестабильность нормативно-правовой базы;
- отсутствие или недостаточность финансирования игрового и дидактического оборудования;
- нестабильность кадрового ресурса.
Средства достижения результата: компенсация рисков - за счёт сетевого взаимодействия с социальными партнёрами.
Информационные ресурсы:
- справочно-методический ресурс – вебинары, семинары, архивы (Библиотечная система города, Канский краеведческий музей, ЦДиК, краевой филиал ПМСС), Канский педагогический колледж, ИПК РО.
Методический ресурс:
- работа творческих групп по направлениям (сеть дошкольных образовательных учреждений г.Канска)
- педагогический опыт сети дошкольных образовательных учреждений г. Канска (семинары, презентационная площадка, проблемный круглый стол, ГОО, конференции)
- Канский педагогический колледж, ИПК г.Красноярск.
Кадровые ресурсы:
- заведующие учреждениями;
- ст. воспитатели;
- воспитатели;
- специалисты ДОУ;
Кураторство и экспертиза:
- РМЦ управления образования г.Канска
Материально-технические ресурсы:
- ДОУ № 15,50, 27, 17
Реализация проекта. Проект реализуется на базе дошкольных образовательных учреждений ДОУ № 15,50, 27, 17.
Сроки реализации проекта: 2016 - 2019 гг.
Перспективы развития проекта.
Проведённая работа позволит:
- выстроить систему работы педагога по преобразованию и использованию РППС для развития детской самостоятельности и инициативы
План работы по реализации проекта.
I этап – подготовительный. Сроки: октябрь 2016-январь 2017
Задачи:
- Поиск и систематизация информационных, кадровых и материально-технических ресурсов для дальнейшей реализации проекта;
- Определение круга проблем, выявление исходного состояния сети ДОУ г. Канска;
- Определение этапов и формирование плана проекта.
№ п/п | Мероприятия, формы работы | Дата | Результат | Ответственные |
Формирование творческой группы старших воспитателей сети дошкольных образовательных учреждений города. Издание приказа. Разработка Положения о творческой группе | октябрь | Положение о творческой группе | Рабочая группа | |
Анализ исходного состояния микро- и макросреды сети дошкольных учреждений г. Канска | Октябрь | Аналитическая справка о состоянии микро- и макросреды сети дошкольных учреждений г. Канска НОКО | Инициативная группа ст. воспитателей | |
Разработка проекта | Ноябрь-декабрь | Проект | Рабочая группа | |
Согласование в УО г. Канска с городским методическим советом | январь | Повышение компетентности по вопросам руководства творческой группы. | Руководитель проекта | |
Презентация проекта. Определение направлений работы. | февраль | Утверждение и принятие проекта к реализации | Рабочая группа | |
Анализ исходного состояния методической базы сети дошкольных образовательных учреждений города | Февраль | Аналитическая справка о состоянии методической базы в реализации ООП ДО раздел РППС в сети дошкольных учреждений г. Канска | Рабочая группа | |
Разработка ресурсной карты. | Март | Ресурсная карта | Рабочая группа | |
Формирование пакета нормативно-правовых документов. | В течение. всего периода | Пакет нормативно-правовых документов. | Рабочая группа | |
Информирование педагогической общественности города о результатах реализации проекта | В теч. всего периода | Сайт УО | Руководитель проекта |
II этап – основной этап реализации проекта «Создание развивающей предметно - пространственной среды для развития самостоятельности и инициативности детей в разных видах деятельности»
Сроки: март 2017 – май 2018
Задачи:
- Обеспечение систематической работы проектной группы.
- Обобщение имеющегося опыта в реализации проекта.
№п/п | Мероприятия, формы работы | Дата | Результат | Ответственные |
1. | Семинар-практикум «Организация РППС в младших группах» | Март 2017г. | Разработана примерная карта оценки качества наполняемости РППС для младших групп | Степурка С.Ю. |
2. | Проблемный круглый стол по организации РППС для детей с ОВЗ | Апрель 2017г. | Доработана карта оценки РППС для детей с ОВЗ | Чепцова И.Ю. |
3. | Апробирование карты | Апрель – сентябрь 2017г. | Качественные изменения в организации РППС младших групп | Рабочая группа |
4. | Семинар-практикум «Создание макросреды как составляющей взаимно дополняющих предметно-развивающих пространств ДОО» | Май 2017г. | Разработана примерная карта оценки качества макросреды | Зубенко З.П. |
5. | Презентационная площадка «Презентация опыта работы по организации РППС» (макросреда ДОУ и микросреда групп младшего возраста) | Октябрь 2017г. | Качественные изменения в организации микро- и макросреды. Отбивка результатов. | Серкова М.А. |
6. | Дошкольная педагогическая конференция | Ноябрь 2017г. | презентация опыта ДОУ г. Канска в организации РППС. Получено экспертное отношение. | Специалист РМЦ УО г. Канска, рабочая группа |
7. | ГОО «Современная макро- и микросреда в ДОО» (Канск и Канский район) | Апрель 2018г. | обобщение имеющегося опыта ДОУ г. Канска в организации РППС. | Специалист РМЦ УО г. Канска, рабочая группа |
III этап – контрольно-аналитический: итоговый.
Сроки: октябрь 2018г.
Задача:
- Определить эффективность работы;
- Определение дальнейших перспектив развития.
№ п/п | Мероприятия, формы работы | Дата | Результат | Ответственные |
Отчет о проделанной работе на методическом совете | Октябрь 2018г. | Аналитические материалы | Руководитель проекта |
Используемая литература.
- Волкова В.А., Соколова Н.Б. «Воспитательная система ДОУ», М., ТЦ «Сфера»,2007.
- Голицына Н.С. «Система методической работы с кадрами в дошкольном образовательном учреждении», М., «Издательство Скрипторий 2003», 2004.
- Кузнецова С.В. «Проектирование развития ДОУ», М., ТЦ «Сфера», 2009.
- Меркулова Т.В. «Проектная деятельность в детском саду: наука и педагогическая практика» / составитель, М., «Школьная пресса», 2010.
- Морозова Л.Д. «Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике», М., ТЦ «Сфера», 2010.
- Пенькова Л.А., Калинкина В.М., Казакова В.Н., Сереброва Д.В. «Менеджмент в практике дошкольного учреждения. Методическое пособие», М., ТЦ «Сфера»,2007.
- Сажина С.Д. «Составление рабочих учебных программ для ДОУ. Методические рекомендации», М., ТЦ «Сфера»,2006.
- Урмина И., Данилина Т. «Инновационная деятельность в ДОУ. Программно-методическое обеспечение», Москва, «Линка-Пресс», 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развивающая предметно-пространственная среда в развитии социально-коммуникативных навыков детей раннего возраста
В презентации раскрыты принципы организации развивающей предметно-пространственной среды для развития социально-коммуникативных навыков детей раннего возраста на примере первой младшей группы, предста...
Положение о смотре - конкурсе «Развивающая предметно-пространственная среда для развития самостоятельности и инициативы ребенка дошкольного возраста».
Положение о смотре - конкурсе «Развивающая предметно-пространственная среда для развития самостоятельности и инициативы ребенка дошкольного возраста»....
Презентация "Развивающая предметно - пространственная среда для развития мелкой моторики у детей раннего возраста в соответствии с ФГОС"
Хочу представить вам развивающую предметно - пространственную среду моей группы, для развития мелкой моторики у детей раннего возраста....
«Создание оптимальной коррекционно-развивающей предметно-пространственной среды для развития речевой активности у детей с ОВЗ»
Дошкольный возраст – период активного роста и развития ребенка, стремящегося все потрогать руками, рассмотреть, даже попробовать на вкус, ведь дети познают мир чувственно. Обогатить сенсомоторны...
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды для развития самостоятельности
Консультация для воспитателей...
Приказ об утверждении конкурса «Развивающая предметно-пространственная среда для развития самостоятельности и инициативы ребенка дошкольного возраста»
Приказ об утверждении конкурса «Развивающая предметно-пространственная среда для развития самостоятельности и инициативы ребенка дошкольного возраста»...
Положение о проведении конкурса «Развивающая предметно-пространственная среда для развития самостоятельности и инициативы ребенка дошкольного возраста»
Положение о проведении конкурса «Развивающая предметно-пространственная среда для развития самостоятельности и инициативы ребенка дошкольного возраста»...