Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды для развития самостоятельности
консультация

Солонецкая Людмила

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_organizatsii_razvivayushchey.docx268.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 55 о.в.» г. Магнитогорска

Консультация для воспитателей

C:\Users\Алексей\Desktop\1641737495_11-papik-pro-p-kartinki-den-tvorchestva-11.jpg

«Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

для развития самостоятельности»

Подготовила старший воспитатель Солонецкая Л.А.

г. Магнитогорск 2023

Образовательная среда - это весь комплекс условий, которые обеспечивают развитие детей в дошкольной образовательной организации, в том числе РППС, взаимодействие между педагогами и детьми, детская игра, развивающее предметное содержание образовательных областей и другие условия.

Развивающая предметно-пространственная среда часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

         содержательно-насыщенной        

         трансформируемой        

         полифункциональной        

         вариативной        

         доступной        

         безопасной        

Насыщенность среды

организация

образовательного

пространства (в здании и на участке)

  • соответствовать возрасту, индивидуальным особенностям детей;
  • учитывать гендерную специфику, тему недели;
  • обеспечивать творческую активность всех

обучающихся, возможность самовыражения детей в продуктивной деятельности;

  • обеспечивать эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-

пространственным окружением.

 Трансформируемость обеспечивает возможность изменений предметно-

пространственной среды

  • от образовательной ситуации,
  • от меняющихся интересов детей,
  • от возможностей детей.
  • мебель невысокая, соответствует росту, возрасту дошкольника;
  • имеются напольные сквозные полочки;
  • наличие полифункциональных ширм, перегородок
  • наличие переносных магнитных досок

 Полифункциональность

Предметы не обладающие жестко

закрепленным способом употребления

  • возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды

(детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т.д.)

  • наличие не обладающих жёстко закреплённым способом употребления (полифункциональных) предметов (в том числе природные материалы, предметы-заместители)
  • использование  результатов продуктивной

деятельности для оформления макро-микросреды

  • имеется «стена творчества»

 Вариативность

  • в группе выдержано зонирование пространства (выделены активная, рабочая, спокойная зоны);
  • представлены разнообразные материалы, игры, игрушки и оборудование, обеспечивающее

свободный выбор детей;

  • сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, познавательную активность детей
  • состоять из различных площадок (мастерских, художественных студий), которые дети могут выбирать по собственному желанию.
  • должна меняться в соответствии с интересами и проектами детей не реже, чем один раз в

несколько недель.

  • в течение дня необходимо выделять время, чтобы дети могли выбрать пространство активности (площадку) по собственному желанию.

Доступность

  • соотношение масштаба «рост-глаз-рука»
  • доступность в использовании игр, игрушек, материалов, пособий, обеспечивающих все

основные виды детской активности, в том числе и для детей с ограниченными возможностями

  • доступность игрового материала возрасту детей по содержанию

 Безопасность

соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению

надёжности и безопасности их использования

  • организация образовательного пространства без острых углов, выступающих острых элементов, оборудование и мебель надежно закреплены
  • имеющиеся в пространстве игры, игрушки, пособия и т.д. исправны и сохранны
  • цветовое решение группы в спокойных пастельных тонах
  • опасные для здоровья и жизни предметы находятся в недоступных для детей местах
  • имеются сертификаты на игрушки и игровое оборудование, мебель

В группе организуется центр художественной деятельности - детская мастерская, где дети могут самостоятельно заниматься декоративно-оформительской деятельностью (игрушки-самоделки, элементы костюмов к праздникам, декорации к детским утренникам, элементы интерьера для украшения группы). Ребенок может рисовать карандашами, фломастерами, красками, мелками, углем, пальчиками, ладошками и т. п. Такая среда позволит ребенку свободно реализовывать свои замыслы, будет способствовать развитию изобразительного творчества, проявлению у него самостоятельности.

Примерный перечень оборудования центра продуктивной деятельности

Вторая младшая группа (3 - 4 года)

Тип оборудования

Наименование

Количество на

группу

Для рисования

Набор цветных карандашей (12

цветов)

На каждого

ребенка

Гуашь. Набор из 12 цветов

На каждого ребенка плюс дополнительно 2 банки белого и 2

банки черного цветов

Краски пальчиковые (4 цвета)

На каждого ребенка

Круглые кисти (беличьи, колонковые N 10 - 14)

Емкости для промывания ворса кисти

от краски (0,5 л)

Салфетка из ткани, хорошо

впитывающей воду, для осушения кисти после промывания и при наклеивании готовых форм (15 x 15)

Подставки для кистей

Бумага различной плотности, цвета и размера, которая подбирается педагогом в зависимости от задач

обучения

Для лепки

Глина, подготовленная для лепки

0,5 кг на

каждого ребенка

Пластилин, не липнущий к рукам (6

цветов)

На каждого ребенка

Доски, 20 x 20 см

Печатки, формочки или трафареты

для нанесения узора на слепленное изделие

1 - 2 шт. на

каждого ребенка

Салфетка из ткани, хорошо впитывающей воду (30 x 30), для

вытирания рук во время лепки

На каждого ребенка

Для аппликации

Готовые формы для выкладывания и наклеивания в зависимости от

программных задач

Щетинные кисти для клейстера или

жидкого клея

Пластины, на которые дети кладут

фигуры для намазывания клеем

Розетки для клейстера или жидкого

клея

Подносы для форм и обрезков бумаги

Примечание: вместо клейстера или жидкого клея могут быть

использованы клеящие карандаши

Средняя группа (4 - 5 лет)

Тип оборудования

Наименование

Количество на

группу

Для рисования

Набор цветных карандашей (24 цвета)

1 набор на каждого ребенка

Набор фломастеров (12 цветов)

Набор шариковых ручек (6 цветов)

Цветные восковые мелки (12 цветов)

Цветные масляные мелки (12 цветов)

Гуашь (12 цветов)

Гуашь (белила)

3 - 5 банок на каждого

ребенка

Палитры

На каждого ребенка

Губки для смывания краски с палитры

На каждого ребенка

Круглые кисти (беличьи, колонковые N 5 - 8)

На каждого ребенка

Банки для промывания ворса кисти от краски (0,25 и 0,5 л)

Две банки (0,25 и 0,5 л) на каждого ребенка

Салфетка из ткани, хорошо впитывающей воду, для осушения кисти после промывания и

при наклеивании готовых форм (15 x 15)

На каждого ребенка

Для лепки

Глина - подготовленная для лепки

0,5 кг на каждого

ребенка

Пластилин, не липнущий к рукам

3 коробки на

одного ребенка

Доски, 20 x 20 см

На каждого

ребенка

Печатки для нанесения узора на вылепленное изделие

2 - 3 шт. на

каждого ребенка

Стеки разной формы

3 - 5 наборов на группу

Салфетка из ткани, хорошо впитывающей воду (30 x 30), для вытирания рук во

время лепки

На каждого ребенка

Для аппликации

Ножницы с тупыми концами

На каждого ребенка

Наборы из разных сортов цветной

бумаги для занятий аппликацией

На каждого ребенка

Наборы бумаги одинакового цвета, но разной формы (10 - 12 цветов,

размером 10 x 12 см или 6 x 7 см)

На каждого ребенка

Файлы из прозрачной синтетической

пленки для хранения обрезков бумаги

На каждого ребенка

Щетинные кисти для клея

На каждого ребенка

Подставки для кистей

На каждого ребенка

Розетки для клея

На каждого ребенка

Подносы для форм и обрезков бумаги

На каждого ребенка

Пластины, на которые дети кладут

фигуры для намазывания клеем

На каждого ребенка

Старшая и подготовительная группы (5 - 7 лет)

Тип материала

Наименование

Количество на

группу

Для рисования

Набор цветных карандашей (24 цвета)

На каждого ребенка

Графитные карандаши (2М - 3М)

Набор фломастеров (12 цветов)

Набор шариковых ручек (6 цветов)

Угольный карандаш "Ретушь"

Сангина, пастель (24 цвета)

5 - 8 наборов на группу

Гуашь (12 цветов)

1 набор на ребенка

Акварельные краски (не менее 12

цветов)

Белила цинковые

3 - 5 банок на ребенка

Палитры

На каждого ребенка

Круглые кисти (беличьи, колонковые N N 10 - 14)

Банки для промывания ворса кисти от краски (0,25 и

0,5 л)

Салфетка из ткани, хорошо впитывающей

воду, для осушения кисти после промывания и при наклеивании в аппликации (15 x 15)

На каждого ребенка

Подставки для кистей

На каждого ребенка

Бумага различной плотности, цвета и размера, которая подбирается педагогом в зависимости от задач

обучения

Для лепки

Глина - подготовленная для лепки

0,5 кг на каждого

ребенка

Пластилин (12 цветов)

3 коробки на

каждого ребенка

Стеки разной формы

На каждого ребенка

Доски, 20 x 20 см

На каждого ребенка

Салфетка из ткани, хорошо впитывающей

воду (30 x 30), для вытирания рук во время лепки

На каждого ребенка

Для аппликации

Ножницы с тупыми концами

На каждого ребенка

Наборы цветной бумаги разной формы (10 - 12 цветов,

размером 10 x 12 см или 6 x 7 см)

На каждого ребенка

Файлы из прозрачной синтетической

пленки для хранения обрезков бумаги

На каждого ребенка

Подносы для форм и обрезков бумаги

На каждого ребенка

Щетинные кисти дня клея

На каждого ребенка

Пластины, на которые дети кладут

фигуры для намазывания клеем

На каждого ребенка

Розетки для клея

На каждого ребенка

В целом следует отметить, что самостоятельная художественная деятельность в группе является одним из показателей уровня развития детей. Это свидетельствует о том, что они получили на занятиях определенный объем навыков, умений, разнообразные художественные впечатления, научились действовать без  посторонней помощи. Вне занятий происходит перенос этих способов действий в совершенно новые условия, ситуации, ребенок действует уже по собственной инициативе, в соответствии со своими интересами, желаниями, потребностями, применяя в этих новых условиях и ситуациях полученные им на занятиях навыки и умения.

Изобразительная деятельность, возникающая по инициативе ребенка, развивается и обогащается на основе переноса в нее усвоенных на занятиях навыков рисования, лепки, аппликации, раскрытия ребенку эстетического отношения к окружающему. Этому также способствуют соответствующее оборудование, обогащение детей новыми впечатлениями, умелое педагогическое руководство. Это руководство имеет некоторую специфику и направлено на развитие самостоятельности, инициативы ребенка. Даже если не все хотят заниматься изобразительной деятельностью вне занятий, воспитатель должен заботиться о развитии интереса к ней у дошкольников, желания пробовать силы в различных ее видах.

Самостоятельная художественная деятельность обладает большими возможностями для осуществления многих воспитательных задач, развития таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая активность.

Образовательная среда помогает развитию интересов и способностей детей в самостоятельной художественно-творческой деятельности, удовлетворяет потребность в творческих проявлениях, самовыражении, осуществлении замысла путём выбора соответствующего предмета оборудования, пособия или материала деятельности.

Показатели качества созданной в группе развивающей предметно-игровой среды и степень ее влияния на детей.

  1. Включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в центрах активности, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью материалов, удобством их размещения.
  2. Низкий уровень шума в группе (так называемый рабочий шум), при этом голос воспитателя не доминирует над голосами детей, но тем не менее хорошо всем слышен.
  3. Низкая конфликтность между детьми: они редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, так как увлечены интересной деятельностью. Выраженная продуктивность самостоятельной деятельности детей: много рисунков, поделок, рассказов, экспериментов, игровых импровизаций и других продуктов создается детьми в течение дня.
  4. Положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность, открытость, желание посещать детский сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ

Вопрос организации предметно - развивающей среды  в ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с ввведением  Федерального государственного образовательного стандарта(ФГОС). П...

«Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении для развития познавательной деятельности воспитанников» (ФГОС ДО).

Материал из опыта работы по созданию в д/саду предметно-пространственной среды в соответствии ФГОС дошкольного образования....

Из опыта работы "ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ".

С введением ФГОС дошкольного образования мы проанализировали существующие условия в учреждении. И пришли к выводу, что в детском саду развивающая предметно-пространственная и образовательная среда обе...

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ по ФГОС...

Родительское собрание в старшей группе на тему:ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ

Родительское собрание в старшей группе на тему:ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ...