Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды для развития самостоятельности
консультация
Консультация для воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_organizatsii_razvivayushchey.docx | 268.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 55 о.в.» г. Магнитогорска
Консультация для воспитателей
«Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
для развития самостоятельности»
Подготовила старший воспитатель Солонецкая Л.А.
г. Магнитогорск 2023
Образовательная среда - это весь комплекс условий, которые обеспечивают развитие детей в дошкольной образовательной организации, в том числе РППС, взаимодействие между педагогами и детьми, детская игра, развивающее предметное содержание образовательных областей и другие условия.
Развивающая предметно-пространственная среда часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
содержательно-насыщенной
трансформируемой
полифункциональной
вариативной
доступной
безопасной
Насыщенность среды организация образовательного пространства (в здании и на участке) |
обучающихся, возможность самовыражения детей в продуктивной деятельности; |
пространственным окружением. | |
Трансформируемость обеспечивает возможность изменений предметно- пространственной среды
|
|
Полифункциональность Предметы не обладающие жестко закрепленным способом употребления |
(детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т.д.)
деятельности для оформления макро-микросреды
|
Вариативность |
свободный выбор детей;
несколько недель.
|
Доступность |
основные виды детской активности, в том числе и для детей с ограниченными возможностями
|
Безопасность соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования |
|
В группе организуется центр художественной деятельности - детская мастерская, где дети могут самостоятельно заниматься декоративно-оформительской деятельностью (игрушки-самоделки, элементы костюмов к праздникам, декорации к детским утренникам, элементы интерьера для украшения группы). Ребенок может рисовать карандашами, фломастерами, красками, мелками, углем, пальчиками, ладошками и т. п. Такая среда позволит ребенку свободно реализовывать свои замыслы, будет способствовать развитию изобразительного творчества, проявлению у него самостоятельности.
Примерный перечень оборудования центра продуктивной деятельности
Вторая младшая группа (3 - 4 года)
Тип оборудования | Наименование | Количество на группу |
Для рисования | Набор цветных карандашей (12 цветов) | На каждого ребенка |
Гуашь. Набор из 12 цветов | На каждого ребенка плюс дополнительно 2 банки белого и 2 банки черного цветов | |
Краски пальчиковые (4 цвета) | На каждого ребенка | |
Круглые кисти (беличьи, колонковые N 10 - 14) | ||
Емкости для промывания ворса кисти от краски (0,5 л) | ||
Салфетка из ткани, хорошо впитывающей воду, для осушения кисти после промывания и при наклеивании готовых форм (15 x 15) | ||
Подставки для кистей | ||
Бумага различной плотности, цвета и размера, которая подбирается педагогом в зависимости от задач обучения | ||
Для лепки | Глина, подготовленная для лепки | 0,5 кг на каждого ребенка |
Пластилин, не липнущий к рукам (6 цветов) | На каждого ребенка | |
Доски, 20 x 20 см | ||
Печатки, формочки или трафареты для нанесения узора на слепленное изделие | 1 - 2 шт. на каждого ребенка | |
Салфетка из ткани, хорошо впитывающей воду (30 x 30), для вытирания рук во время лепки | На каждого ребенка | |
Для аппликации | Готовые формы для выкладывания и наклеивания в зависимости от программных задач | |
Щетинные кисти для клейстера или жидкого клея | ||
Пластины, на которые дети кладут фигуры для намазывания клеем | ||
Розетки для клейстера или жидкого клея | ||
Подносы для форм и обрезков бумаги | ||
Примечание: вместо клейстера или жидкого клея могут быть использованы клеящие карандаши |
Средняя группа (4 - 5 лет)
Тип оборудования | Наименование | Количество на группу |
Для рисования | Набор цветных карандашей (24 цвета) | 1 набор на каждого ребенка |
Набор фломастеров (12 цветов) | ||
Набор шариковых ручек (6 цветов) | ||
Цветные восковые мелки (12 цветов) | ||
Цветные масляные мелки (12 цветов) | ||
Гуашь (12 цветов) | ||
Гуашь (белила) | 3 - 5 банок на каждого ребенка | |
Палитры | На каждого ребенка | |
Губки для смывания краски с палитры | На каждого ребенка | |
Круглые кисти (беличьи, колонковые N 5 - 8) | На каждого ребенка | |
Банки для промывания ворса кисти от краски (0,25 и 0,5 л) | Две банки (0,25 и 0,5 л) на каждого ребенка | |
Салфетка из ткани, хорошо впитывающей воду, для осушения кисти после промывания и при наклеивании готовых форм (15 x 15) | На каждого ребенка | |
Для лепки | Глина - подготовленная для лепки | 0,5 кг на каждого ребенка |
Пластилин, не липнущий к рукам | 3 коробки на одного ребенка | |
Доски, 20 x 20 см | На каждого ребенка | |
Печатки для нанесения узора на вылепленное изделие | 2 - 3 шт. на каждого ребенка | |
Стеки разной формы | 3 - 5 наборов на группу | |
Салфетка из ткани, хорошо впитывающей воду (30 x 30), для вытирания рук во время лепки | На каждого ребенка | |
Для аппликации | Ножницы с тупыми концами | На каждого ребенка |
Наборы из разных сортов цветной бумаги для занятий аппликацией | На каждого ребенка | |
Наборы бумаги одинакового цвета, но разной формы (10 - 12 цветов, размером 10 x 12 см или 6 x 7 см) | На каждого ребенка | |
Файлы из прозрачной синтетической пленки для хранения обрезков бумаги | На каждого ребенка | |
Щетинные кисти для клея | На каждого ребенка | |
Подставки для кистей | На каждого ребенка | |
Розетки для клея | На каждого ребенка | |
Подносы для форм и обрезков бумаги | На каждого ребенка | |
Пластины, на которые дети кладут фигуры для намазывания клеем | На каждого ребенка |
Старшая и подготовительная группы (5 - 7 лет)
Тип материала | Наименование | Количество на группу |
Для рисования | Набор цветных карандашей (24 цвета) | На каждого ребенка |
Графитные карандаши (2М - 3М) | ||
Набор фломастеров (12 цветов) | ||
Набор шариковых ручек (6 цветов) | ||
Угольный карандаш "Ретушь" | ||
Сангина, пастель (24 цвета) | 5 - 8 наборов на группу | |
Гуашь (12 цветов) | 1 набор на ребенка | |
Акварельные краски (не менее 12 цветов) | ||
Белила цинковые | 3 - 5 банок на ребенка | |
Палитры | На каждого ребенка | |
Круглые кисти (беличьи, колонковые N N 10 - 14) | ||
Банки для промывания ворса кисти от краски (0,25 и 0,5 л) | ||
Салфетка из ткани, хорошо впитывающей воду, для осушения кисти после промывания и при наклеивании в аппликации (15 x 15) | На каждого ребенка | |
Подставки для кистей | На каждого ребенка | |
Бумага различной плотности, цвета и размера, которая подбирается педагогом в зависимости от задач обучения | ||
Для лепки | Глина - подготовленная для лепки | 0,5 кг на каждого ребенка |
Пластилин (12 цветов) | 3 коробки на каждого ребенка | |
Стеки разной формы | На каждого ребенка | |
Доски, 20 x 20 см | На каждого ребенка | |
Салфетка из ткани, хорошо впитывающей воду (30 x 30), для вытирания рук во время лепки | На каждого ребенка | |
Для аппликации | Ножницы с тупыми концами | На каждого ребенка |
Наборы цветной бумаги разной формы (10 - 12 цветов, размером 10 x 12 см или 6 x 7 см) | На каждого ребенка | |
Файлы из прозрачной синтетической пленки для хранения обрезков бумаги | На каждого ребенка | |
Подносы для форм и обрезков бумаги | На каждого ребенка | |
Щетинные кисти дня клея | На каждого ребенка | |
Пластины, на которые дети кладут фигуры для намазывания клеем | На каждого ребенка | |
Розетки для клея | На каждого ребенка |
В целом следует отметить, что самостоятельная художественная деятельность в группе является одним из показателей уровня развития детей. Это свидетельствует о том, что они получили на занятиях определенный объем навыков, умений, разнообразные художественные впечатления, научились действовать без посторонней помощи. Вне занятий происходит перенос этих способов действий в совершенно новые условия, ситуации, ребенок действует уже по собственной инициативе, в соответствии со своими интересами, желаниями, потребностями, применяя в этих новых условиях и ситуациях полученные им на занятиях навыки и умения.
Изобразительная деятельность, возникающая по инициативе ребенка, развивается и обогащается на основе переноса в нее усвоенных на занятиях навыков рисования, лепки, аппликации, раскрытия ребенку эстетического отношения к окружающему. Этому также способствуют соответствующее оборудование, обогащение детей новыми впечатлениями, умелое педагогическое руководство. Это руководство имеет некоторую специфику и направлено на развитие самостоятельности, инициативы ребенка. Даже если не все хотят заниматься изобразительной деятельностью вне занятий, воспитатель должен заботиться о развитии интереса к ней у дошкольников, желания пробовать силы в различных ее видах.
Самостоятельная художественная деятельность обладает большими возможностями для осуществления многих воспитательных задач, развития таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая активность.
Образовательная среда помогает развитию интересов и способностей детей в самостоятельной художественно-творческой деятельности, удовлетворяет потребность в творческих проявлениях, самовыражении, осуществлении замысла путём выбора соответствующего предмета оборудования, пособия или материала деятельности.
Показатели качества созданной в группе развивающей предметно-игровой среды и степень ее влияния на детей.
- Включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в центрах активности, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью материалов, удобством их размещения.
- Низкий уровень шума в группе (так называемый рабочий шум), при этом голос воспитателя не доминирует над голосами детей, но тем не менее хорошо всем слышен.
- Низкая конфликтность между детьми: они редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, так как увлечены интересной деятельностью. Выраженная продуктивность самостоятельной деятельности детей: много рисунков, поделок, рассказов, экспериментов, игровых импровизаций и других продуктов создается детьми в течение дня.
- Положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность, открытость, желание посещать детский сад.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности организации развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ
Вопрос организации предметно - развивающей среды в ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с ввведением Федерального государственного образовательного стандарта(ФГОС). П...
«Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении для развития познавательной деятельности воспитанников» (ФГОС ДО).
Материал из опыта работы по созданию в д/саду предметно-пространственной среды в соответствии ФГОС дошкольного образования....
Из опыта работы "ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ".
С введением ФГОС дошкольного образования мы проанализировали существующие условия в учреждении. И пришли к выводу, что в детском саду развивающая предметно-пространственная и образовательная среда обе...
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ по ФГОС...
Родительское собрание в старшей группе на тему:ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
Родительское собрание в старшей группе на тему:ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ...
«Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды для развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи в подготовительной группе.
Организация развивающей предметно-пространственной среды для развития речи детей подготовительной к школе группы....
«Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды для развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи в подготовительной группе".
Организация развивающей предметно-пространственной среды для развития речи детей подготовительной к школе группы....