Консультация для воспитателей «Формирование экологической культуры у детей в ДОУ»
консультация на тему
Косультация для воспитателей «Формирование экологической культуры у детей в ДОУ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar.docx | 18.75 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формированию экологической культуры у детей в ДОУ»
Экологическая грамотность, как жизненная потребность современного человека, должна состоять из двух взаимосвязанных компонентов:
- ценностно-мотивационного
- потребностно-действенного,
реализуемых целенаправленно и последовательно в каждой возрастной группе по определенной научно обоснованной схеме. Стратегическая цель работы с детьми: формирование у каждого ребенка убеждения в необходимости бережного отношения к природе; стремление к адекватному восприятию знаний и выработке навыков по охране природы; приобщение к мировому уровню экологической культуры. Для реализации этой цели необходимо построение целостной системы экологического образования, основанной на научно разработанных принципах создания экологических программ с учетом ФГОС дошкольного образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает деятельностный подход к определению содержания и организации образовательного процесса детей дошкольного возраста. Экологическое образование дошкольников можно осуществлять по всем образовательным областям. Например, содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на:
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе;
- развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, в том числе и по отношению к природным объектам;
- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Содержание образовательной области «Познание» направлено на:
- формирование первичных представлениях об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, причинах и следствиях и др.);
- о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов;
- расширение кругозора детей.
Содержание образовательной области «Речевое развитие» предполагает знакомство с детской литературой, в том числе и с природоведческой.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» предполагает:
- становление предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы;
-формирование эстетического отношения к окружающему миру в целом.
Образовательная область «Физическое развитие» направлена на становление ценностей здорового образа жизни у дошкольников.
Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей и может реализовываться в различных видах детской экологически направленной деятельности.
Экологически направленную деятельность дошкольников можно определить как форму активности личности, обуславливающую развитие экологического сознания, проявляющуюся в трех сферах:
а) познавательной сфере в развитии познавательных потребностей, в готовности принимать, находить и перерабатывать информацию о природе;
б) эмоционально-мотивационной сфере в развитии комплекса эстетическоэтических потребностей, проявляющихся в готовности и стремлении взаимодействовать с природой на эмоциональном уровне;
в) практической сфере в развитии потребности в компетентности, проявляющейся в стремлении к непрагматическому практическому взаимодействию с природой.
В дошкольном возрасте ребенок легко включается в различные виды деятельности: игровую, познавательную, трудовую, продуктивную художественно-эстетическую и другие, но педагогически организованная деятельность при взаимодействии с природой и детская экологически направленная деятельность имеют существенные различия.
Так, экологическая направленность игровой деятельности предполагает предпочтение ребенком игр с экологическим содержанием, в которых можно выступать защитником природы, выполнять социально детерминированные правила поведения в природе в соответствии с нормами экологической этики; придание экологической направленности и наполнение экологическим содержанием традиционных и народных игр; отказ от игр, связанных с деструктивным воздействием на мир природы.
Экологическая направленность познавательной деятельности детей заключается в формировании представлений о гармоничной естественной целостности природы, уникальности объектов, умение выделять экологические свойства, качества, связи, закономерности существующие в природе; мультисенсорность восприятия природы; выбор критериев для экологической оценки объектов природы (устойчивость, целостность, идентичность).
Экологическая направленность трудовой деятельности предполагает осознание детьми экологических потребностей живых существ, установление взаимосвязи между способами ухода и улучшением состояния растения или животного; знакомство с ресурсосберегающими технологиями, стремление к непрагматическому взаимодействию с природой; осторожность в обращении с объектами природы и вещами, неразрушающем пользовании ими; ориентация на восстановление и созидание природы, посильная индивидуальная помощь ей.
Экологическая направленность продуктивной художественно-эстетической деятельности в процессе рисования пейзажа, изготовления поделок из природного материала заключается в открытии ребенком особенных сочетаний объектов природы, которые делают их уникальными, неповторимыми, вызывающими эмоциональный резонанс, сопереживание, эмпатию; в придумывании экологических сказок, рассказов, стихов, выражающих чувства единства, гармонии с миром природы, осознание его уязвимости.
В основании этих видов экологически направленной деятельности лежит детская трудовая деятельность в разных формах ее проявления, предметным содержанием которой являются различные виды взаимодействия ребенка с природой в процессе игры, проведения опытов, решения проблемных ситуаций, изготовления поделок из природного материала, создания и реализации экологических проектов.
Важнейшим условием реализации образовательных областей, предусмотренных ФГОС, является экологизация среды в ДОУ, поскольку среда это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека. Опосредованное познание природы (через книги, слайды, картины, беседы и т.п.) имеет второстепенное значение: его задача - расширить и дополнить те впечатления, которые ребенок получает от непосредственного контакта с объектами природы.
С точки зрения экологического образования среда в образовательном учреждении должна создавать условия для:
познавательного развития ребенка (создание условий для его познавательной деятельности, возможностей для экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; усиление интереса к явлениям природы, к поиску ответов на интересующие вопросы и постановка новых вопросов);
эколого-эстетического развития ребенка (привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм, отдавать предпочтение объектам природы перед искусственными объектами);
оздоровления ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; оценка экологической ситуации территории образовательного учреждения; грамотное озеленение территории, создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе);
формирования нравственных качеств ребенка (создание условий для каждодневного ухода за живыми объектами и общение с ними; формирование желания и умения сохранить окружающий мир природы; воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам);
формирования экологически грамотного поведения (развитие навыков рационального природопользования;
ухода за животными и растениями, экологически грамотного поведения в природе и в быту);
экологизации различных видов деятельности ребенка (условия для самостоятельных игр с природным материалом, использование природного материала на занятиях изодеятельности т.п.).
Значит, экологизация развивающей предметной среды в образовательных учреждениях должна способствовать реализации всех компонентов его содержания: познавательного, нравственно-ценностного и деятельностного.
Таким образом, взаимодействие дошкольников с природой в процессе экологического образования в свете ФГОС имеет свою специфику в силу возрастных особенностей и базируется на деятельностном подходе, поскольку именно деятельность развивает психику ребенка, двигательную активность и делает его физически более крепким и здоровым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Формирование экологической культуры в процессе познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста"
В данной статья педагоги познакомятся с материалом из опыта рыботы по формированию экологической культуры. Ведь известно, что исследовательская деятельность вызывает у ребенка неподдельный интерес к п...
Программа профессионального саморазвития воспитателя «Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»
В современном мире проблемы окружающей среды приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие решений и мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохр...
Консультация для педагогов "Формирование экологической культуры у детей в ДОУ"
Консультация для педагогов "Формирование экологической культуры у детей в ДОУ"...
Консультация для педагогов «Формированию экологической культуры у детей в ДОУ»
Консультация для педагогов «Формированию экологической культуры у детей в ДОУ»...
Консультация для воспитателей "Формирование экологической культуры дошкольников в процессе знакомства с окружающим миром»
Детский сад является первым звеном системы непрерывного образования. В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру, поэт...
Доклад на районный семинар для воспитателей. «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе проектно- исследовательской деятельности".
выступление на районном семинаре...
Консультация для родителей «Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста»
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. ...