Деятельностный подход в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
статья на тему

Сергеева Ольга Васильевна

Деятельностный подход в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deyatelnostnyy_podhod_v_vospitatelno.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Деятельностный подход в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.

Актуальность вопроса.

Основная идея деятельностного подхода в воспитании связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью, как средством становления и развития субъекности ребенка. То есть в процессе и результате использования форм, приемов и методов воспитательной работы рождается не робот, обученный и запрограммированный на четкое выполнение определенных видов действий, деятельностей, а Человек, способный выбирать, оценивать, программировать и конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, самореализации. Таким образом, в качестве общей цели видится Человек, способный превращать собственную жизненную деятельность в предмет практического преобразования, относиться к самому себе, оценивать себя, выбирать способы своей деятельность, контролировать ее ход и результаты.

Становление деятельностного подхода в педагогике тесно связано с появлением и развитием идей этого же подхода в психологии. Психологическое изучение деятельности в качестве предмета было начато Л.С. Выготским.

Общая ориентация при использовании методов воспитательной деятельности обусловлена теоретическими направленностями, собственно по которым наибольшим воспитательным эффектом является ведущий тип деятельности и производные от него многообразные виды деятельности. Динамика смены используемых методов подчинена основной идее деятельностного подхода , которая выражена самим определение сущности воспитания, как восхождения к субъектности. Поэтому представляется определение данным способом рассмотрения методики воспитания в свете движения личности ребенка по пути становления субъективности.

Если в дошкольном возрасте ведущим типом деятельности является игра, то и методы воспитательной работы принимают вид игры: коллективные игры со сверстниками, игра с родителями. При этом ребенок строит различные типы игр – режиссерскую игру, сюжетную игру, игру по правилам, что позволяет создавать разнообразные комбинации игровой деятельности как основы методики воспитания.

Основная ошибка, которая подстерегает воспитателя на этом этапе, как и последующих, заключена в абсолютизации ведущего типа деятельности. Само название говорит, что ведущий тип деятельности не является единственным. Так, наряду с игрой как ведущим типом деятельности в дошкольном возрасте складываются различные формы продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация и другие), трудовой, познавательно исследовательской, коммуникативной, музыкально-художественной, чтения, которые открывают неограниченные возможности разнообразия методики воспитания.

В дошкольном учреждении необходимо создать условия, при которых все участники образовательного процесса будут понимать важность реализации деятельностного подхода в воспитании детей и осуществлять этот подход на практике.

Семинар-практикум  для родителей

«Организация деятельности старших дошкольников»

  Цель: помочь родителям понять значение создания условий для разнообразной детской деятельности.

Задачи:

  1. Информировать родителей о работе с детьми в группе.
  2. Показать условия, созданные в группе для развития детской деятельности.
  3. Упражнять родителей в создании условий для разных видов деятельности, дать практические рекомендации по ее организации.
  4. Способствовать сплочению коллектива родителей.

Предварительная работа: изучение методической литературы по данному вопросу,  изучение семей детей с целью выявление опыта семейного воспитания, увлечений родителей,  подготовка ведущих, изучение интересов детей, запись детских рассказов.

Материал: игры («Сложи узор». «Танграм», «палочки Киюзинера»), мнемотаблица заполненная и пустые, сетка для системного оператора, природный материал, бумага, клей, кисточки, степлер, ручки, мыло, вода, трубочки, монеты, плотная бумага, тарелка, мука, масло, миска, блинница, ложки, блюдца, чашки, чай,  магнитофон, запись детских рассказов.

ПЛАН:

  1. Вступление (1-ый групповой сбор)
  2. Презентация Центров Активности
  3. Выбор деятельности
  4. Деятельность в Центрах активности
  5. Рефлексия (2 –ой групповой сбор)
  6. Чаепитие.

Методы активизации родителей:

игра «Комплимент», прослушивание аудиозаписей рассказов детей, деятельность в Центрах Активности, высказывание родителей по поводу деятельности.

ХОД :

1. Групповой сбор.

Ведущий: воспитатель.

Вступительное слово на тему: «Деятельность как механизм развития ребенка»

План выступления:

  1. Определение деятельности.
  2. Виды детской деятельности
  3. Учет детских интересов при организации деятельности детей
  4. Мотивация деятельности.
  5. Создание условий для детской деятельности.

Игра «Комплимент»

Цель:  создание эмоционального фона для предстоящей совместной деятельности.

Ведущий предлагает родителям сказать комплимент своему соседу.

Правила: говорить только приятное, при этом глядеть в глаза собеседнику. Не повторяться.

Прослушивание аудиозаписи детской версии игры «Комплимент»

2. Презентация секций (Центров Активности)

  • Вид деятельности
  • Ведущий секции (воспитатели, специалисты, родители)
  • Форма отчета о работе

  1. Центр «Математика»  -  ведущий старший воспитатель, деятельность игровая, отчет – рассказ о деятельности, мнемотаблица.
  2.  Центр «Наука и природа» - ведущий воспитатель, вид деятельности познавательно исследовательская (технологии ТРИЗ), рассказ о деятельности, таблица.
  3. Центр «Искусство» - ведущая  родитель воспитанника, вид деятельности продуктивная, представить поделки из бумаги.
  4. Центр «Песок-вода» - ведущий родитель воспитанника, вид деятельности познавательно исследовательская (опыты с водой), представить результаты опытов.
  5. Центр «Кулинария» – ведущий родитель воспитанника, вид деятельности – трудовая, представить результат работы (блины)
  6. Центр «Литература», ведущая воспитатель., вид деятельности –продуктивная (детское  книгоиздательство), представить книги-самоделки.

3. Выбор деятельности.

Каждый родитель выбирает секцию и отмечает свой выбор фотографией своего ребенка на определенном листе.

4. Работа секций.

Деятельность родителей и ведущих в Центрах активности.

5. Рефлексия.

Родители собираются в круг, под руководством ведущего по очереди делятся своими впечатлениями по плану:

  1. В каком Центре работал.
  2. Что делал.
  3. Что узнал нового.
  4. Что понравилось (не понравилось)
  5. Как будет использовать полученные знания дома.
  6. Пожелания.

В заключении все участники практикума  приглашаются на чаепитие.

Высказывания родителей на 2 групповом сборе:

Мама Кати П.: Никогда не думала, что в детском саду дети занимаются такими интересными и сложными вещами, как ТРИЗ.

Папа Маши Л.: Очень интересны опыты с водой. Дома постараюсь проводить их с дочкой.

Мама Паши М.: Интересен прием фиксации результатов опытов. Обязательно буду проводить опыты  дома, если найду что-то интересное в литературе, принесу в группу.

Мама Алеши Н.: Есть игры, на которые я не обращала внимание в магазине. Они казались мне слишком заумными и неинтересными для ребенка. К тому же я не знала, как в них играть (это палочки Киюзенера, Танграм, блоки Дьенеша). Оказывается, это очень интересно и увлекательно! Обязательно куплю такие игры своему сыну!

Мама Саши Я.: Дома мой сын все время играет только в компьютерные игры. Но здесь я узнала, что есть и другие увлекательные и полезные занятия. Очень понравилось делать книжки и поделки из мятой бумаги.

Мама Сережи Г.:  Я часто бываю в группе, помогаю в качестве ассистента. Вижу, насколько воспитатели стараются разнообразить деятельность детей, как много предлагают разных игр и занятий. Думаю, что особенно важно то, что дети могут сами выбирать, чем им заниматься. Теперь я и дома буду стараться создать Сереже условия для разнообразной деятельности.

Литература.

1.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Москва, 1998

2. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. Москва, 2002 год

3. ПРИКАЗ Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные подходы в воспитательно - образовательном процессе с детьми раннего возраста.

Основные направления в воспитательном процессе с детьми 3-х летнего возраста....

Деятельностный подход в воспитательно-образовательном процессе с использованием комплексно-тематического планирования. «В круговороте дел - вода».

В своей работе я представляю разработанный мною материал знакомства детей с водой как ценном природном ресурсе, положенный в основу деятельностного метода через организацию различных видов детской дея...

Индивидуальный подход в воспитательно -образовательном процессе в дошкольном образовательном учреждении»

Актуальность индивидуального подхода в процессе работы с детьми в условиях доу...

Презентация "Инновационные подходы в воспитательно - образовательном процессе в ДОУ"

В презентации представлен оыт работы по инновационным технологиям в ДОУ...

Реализация интегрированного подхода в воспитательно – образовательном процессе.

Реализация интегрированного подхода в воспитательно - образовательном процессе через синтез образовательных областей. Это дает детям реализовать творческие способности. При реализации интегрированного...

Роль личностно-ориентированного подхода в воспитательно-образовательном процессе.

Роль личностно-ориентированного подхода в воспитательно-образовательном процессе....