Роль личностно-ориентированного подхода в воспитательно-образовательном процессе.
статья (подготовительная группа)
Роль личностно-ориентированного подхода в воспитательно-образовательном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_rol_lichnostno_orientirovannogo_podhoda_v_razvitii_voobrazheniya.docx | 17.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль личностно-ориентированного подхода в воспитательно-образовательном процессе.
Воображение, как психический процесс является не только необходимым условием продуктивного усвоения обучающимся нового учебного материала, но и считается необходимым условием творческого преобразования знаний, полученных ребёнком, стимулирует саморазвитие личности.
Таким образом, можно утверждать, что воображение значительно повышает степень эффективности учебно-воспитательной деятельности в детском саду, в последствии в школе.
Однако, в педагогической и психологической литературе аспекты, напрямую связанные с механизмами формирования и развития творческого воображения, мало разработаны.
Для более эффективного развития творческого воображения необходимо реализовывать личностно – ориентированный подход. Принципы личностно – ориентированного подхода разрабатывались отечественными учёными с начала восьмидесятых годов в связи с идеей создания системы образования таким образом, чтобы удовлетворить образовательные потребности личности в соответствии с её приоритетами, задатками, интересами и возможностями. А так же данная образовательная система должна обеспечивать детям условия для всесторонней самореализации, подготовить к творческому интеллектуальному труду Главным признаком личностно - ориентированного подхода считается гуманистическая направленность процесса образования, которая означает признание ценности, неповторимости, целостности личности учащегося, его право на свободное развитие и проявление своих способностей
Понятие личностно – ориентированного подхода подразумевает такой подход, который обеспечивает развитие и саморазвитие личности воспитанника, исходя из его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности [28, 185].
Подход ориентированный на личность осуществляется при опоре на знание особенностей психологии разного возраста дошкольников. Так как личность - целостное системное образование, следовательно, личнoстно - ориeнтированный подход – подход системный.
При использовании личностно – ориентированного подхода обучающимся обеспечивается предоставление большой внутренней свободы, но под контролем педагога, который производится тактично по заранее составленному плану с отдельными воспитанниками или их группами с целью внесения коррективов в педагогический процесс, интенсификации процесса личностного развития воспитанников.
Для осуществления личностно – ориентированного подхода также необходима организация продуктивного общения и сотрудничества между воспитателем и воспитанниками, признание и защита личного достоинства каждого; допущение в некоторых случаях общения на равных; использование методически корректных методов оценки знаний. Этими действиями обеспечивается создание оптимальных условий для самовыражения, саморазвития личности, проявления творческой инициативы.
Воспитателю, использующему в своей работе личностно – ориентированный подход, необходимо опираться на знание возрастных особенностей детей. Таким образом, знание возрастных особенностей и детальное методическое планирование позволяют педагогу при работе с воспитанниками старшего дошкольного возраста акцентировать основное внимание на обеспечении адекватного отношения детей к занятиям, организации помощи отстающим, разумной регуляции нагрузки, поддержании дружеских отношений, доброжелательной атмосферы, расширении круга делового и неформального общения, стимуляции потребности в расширении круга интересов и создании положительной мотивации к обучению. Всё это способствует не только хорошей адаптации детей к учебной деятельности, но и формированию у них ряда позитивных особенностей таких как способность к сопереживанию, хорошо развитые познавательные способности, творческая активность, уверенность в своих силах и возможностях, т. е содействует развитию полноценной личности.
В отношении коллектива подход, ориентированный на личность подразумевает понимание приоритета личности перед коллективом, обеспечение внутри коллектива гуманистических взаимоотношений, вследствие которых, воспитанники осознают себя личностью и учатся видеть личности в других людях. Коллектив выступает гарантом реализации возможностей каждого человека, а своеобразие личности обогащает коллектив и других его членов при условии, что содержание, формы организации жизнедеятельности разнообразны и соответствуют их возрастным особенностям и интересам.
Так , личностно - ориентированный подход заключается в такой организации воспитательно-образовательного процесса, при которой осуществляется:
- признание права каждого воспитанника на самоценность и индивидуальность;
- усиление внимания к внутренней мотивации ребёнка;
- самостоятельное добывание детьми необходимых знаний и применение их в разнообразной деятельности;
- предоставление воспитанникам права выбора на уроках;
- опора на знание возрастных особенностей дошкольников;
- комплексное влияние на личность с целью интенсификации процесса личностного развития;
- организация сотрудничества между воспитателем и воспитанниками;
- корректное оценивание работы воспитанников.
Для реализации личностно-ориентированного подхода на занятиях мы использовали демократический стиль общения. Это способствовало созданию на уроках доброжелательной атмосферы, в результате чего каждый ребёнок чувствовал себя на занятии комфортно и защищено, смело мог высказывать свою точку зрения не боясь ошибиться, т. е имел возможность проявить себя.
Также мы учитывали возрастные особенности воспитанников, для чего часто меняли виды деятельности и формы работ на занятии, использовали элементы занимательности, опирались на наглядный материал, рассчитывали нагрузку на детей так, чтобы она не вызывала у них переутомления и усталости.
Учитывая индивидуальные особенности, мы использовали задания различных уровней сложности, предоставляя воспитанникам право самостоятельно выбирать тот уровень, с которым, как он считает, он сможет справиться. Например, при проведении творческой самостоятельной работы, детям были предложены задания трёх вариантов: на «отлично», на «хорошо», на «удовлетворительно». Каждый воспитанник сам мог выбирать уровень. Данный приём так же способствует развитию у ребёнка адекватной самооценки, умения оценивать свои возможности. Если у ребёнка не получалось сделать выбор, адекватный его умениям, мы помогали ему с помощью совета: «Я считаю, что ты хорошо справишься с работой , «Я думаю, что ты себя недооцениваешь? Ты отлично справишься с заданием».
Также при работе по развитию творческого воображения мы разделяли воспитанников по ведущей модальности (аудиалы, визуалы и кинестетики). Таким образом, разделяя воспитанников по каналу восприятия информации, для аудиалов мы использовали различные интонации голоса при предъявлении материала, лексический материал отрабатывали хором. Для визуалов мы записывали лексические единицы на доске в качестве зрительных опор, различные схемы, наглядные пособия.
Для кинестетиков мы использовали объёмную наглядность, например, при введении и отработке материала по теме «Игрушки» мы раздавали детям мягкие игрушки. Также при объяснении мы использовали жесты, мимику, просили одного воспитанника изобразить любимое животное, а другие дети должны были угадать это животное. Применение ролевых игр помогало лучшему пониманию, так как дети брали на себя роли и на занятии вживались в них. При личностно-ориентированном подходе надо организовывать работу так, чтобы все воспитанники, в особенности слабые, проявляли сильное желание и стремление познавать, учиться чему-то новому и ориентироваться на успешное обучение; научить ребенка работать самостоятельно с полной отдачей сил; создать благоприятные условия для развития воспитанников с наиболее выдающимися способностями.
Также личностно - ориентированный подход осуществляется через творческие домашние задания. Это отражается в том, что воспитатель задавая домашнее задание, предлагает детям и родителям несколько видов работ с разным уровнем сложности и требующих разные подходы. Дети исходя из своих интересов и способностей сами выбирают из предложенных заданий те, которые они желают выполнить дома с мамой или папой. Приведем примеры таких заданий: «Составьте рассказ от имени героя сказки об авторе»; «Проиллюстрируй эпизод сказки»; «Измени конец рассказа» и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные подходы в воспитательно - образовательном процессе с детьми раннего возраста.
Основные направления в воспитательном процессе с детьми 3-х летнего возраста....
Педсовет «Создание условий для обеспечения качественного личностно-ориентированного образования всех субъектов воспитательно-образовательного процесса посредством изучения и внедрения здоровьесберегающих технологий»
Педсовет посвящен здоровьесберегающей деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Используя разнообразные формы работы с педагогами: вопросы, заполнение карт, дискуссию, работу в проблемных ...
Деятельностный подход в воспитательно-образовательном процессе с использованием комплексно-тематического планирования. «В круговороте дел - вода».
В своей работе я представляю разработанный мною материал знакомства детей с водой как ценном природном ресурсе, положенный в основу деятельностного метода через организацию различных видов детской дея...
Индивидуальный подход в воспитательно -образовательном процессе в дошкольном образовательном учреждении»
Актуальность индивидуального подхода в процессе работы с детьми в условиях доу...
Презентация "Инновационные подходы в воспитательно - образовательном процессе в ДОУ"
В презентации представлен оыт работы по инновационным технологиям в ДОУ...
Консультация «Личностно-ориентированный подход в воспитательно-образовательном процессе, как основа развития математической одаренности ребенка»
Консультация «Личностно-ориентированный подход в воспитательно-образовательном процессе,как основа развития математической одаренности ребенка»...
- Мне нравится (1)