Реализация интегрированного подхода в воспитательно – образовательном процессе.
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Реализация интегрированного подхода в воспитательно - образовательном процессе через синтез образовательных областей. Это дает детям реализовать творческие способности. При реализации интегрированного интегрированного подхода использую методы и приемы: разнообразные дидактические игры познавательного и речевого развития; разнообразные интерпритации: сюжетные комплексы общеразвивающих упражнений, подвижные игры, психогимнастика, музыкальные мини - тренинги; эвристическую деятельность; цветотерапия; арт терапия; сказкотерапия; логоритмика; проектный метод и другие.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Реализация интегрированного подхода в воспитательно – образовательном процессе
(из опыта работы).
Сильнягина Валентина Павловна
Воспитатель высшая категория
2018 г.
Реализация интегрированного подхода в воспитательно – образовательном процессе.
В настоящее время система дошкольного воспитания испытывает противоречия переходного периода. Старые принципы работы постепенно себя изживают, и им на смену приходят новые концепции и идеи. Внедрение инноваций в работу нашего образовательного учреждения - важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. Инновационная деятельность в нашем ДОУ развивается по определенным этапам и позволяет учреждению перейти на более качественную ступень развития при создании, разработке, освоении, использованию и распространению новых методик. Одним из принципов развития современного дошкольного образования, предложенным ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы, является принцип интеграции образовательных областей. Авторы примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова и др. считают, что «только в том случае, когда педагог методично и целенаправленно использует в работе принцип интеграции образовательных областей, развитие дошкольников будет полным и разносторонним». Нам интеграция позволяет объединить усилия разных специалистов для решения поставленной цели и взаимопроникновение их в деятельность друг друга. Реализация интегрированного подхода в воспитательно – образовательном процессе, я понимаю как процесс связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающий целостность образовательного процесса. В настоящее время мы разрабатываем не интегрированную деятельность через синтез образовательных областей, а целостный интегративный процесс взаимодействия с детьми на определенную тему, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира (это можно проследить по календарным планам). Это принципиально новый подход к дошкольному образованию. При этом я понимаю, что образовательным областям придаёт целостность не столько их объединение, сколько проникновение одной области (или нескольких) в другую.
Это дает нашим детям возможность реализовать свои творческие способности, развивает коммуникативные навыки, формирует умение свободно высказать свою мысль, а главное, развивает у детей познавательный интерес и активность, поскольку любая тема требует от детей активизации опыта реальной жизни. Главная задача моя заключается в том, чтобы правильно отобрать содержание знание для их дальнейшей интеграции. Количество видов деятельности определяю я сама, они не имеют чёткой структуры, но имеют отличительные особенности. В обучение дошкольников, обязательно использую в воспитательно - образовательном процессе формы адекватные психофизиологическим особенностям моих детей: разнообразные игры, досуги, мини экскурсии, викторины, экспериментирование, моделирование, образовательные проекты и т. Интегрированная деятельность – как одна из форм осуществления интегрированного подхода при реализации образовательного процесса с детьми с ЗПР и ОВЗ. В моей группе дети с задержкой психического развития — это многочисленная категория, разнородная по своему составу. В структуре отклоняющегося развития отмечаются как признаки органического нарушения центральной нервной системы, так и признаки ее функциональной незрелости. Вариативность отклонений в развитии воспитанников имеет широкий диапазон: от состояния, пограничного с умственной отсталостью — до «педагогической запущенности» или легких проявлений социальной дезадаптации. Работая в детском саду компенсирующего вида, а именно в группе для детей с ЗПР, ОВЗ, перед нами становится очевидным ряд проблем при организации работы с детьми.
- проблема реализации комплексного подхода при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми с ЗПР и ОВЗ, УО, т.е согласованную работу разных специалистов. Это предполагает согласованную работу разных специалистов: логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя, врачей разного профиля (психиатра, невропатолога). - проблема реализации интегрированного подхода при реализации образовательного процесса с детьми с ЗПР, ОВЗ, с УО.
Я использую в своей работе интегрированную деятельность, которая позволяющего нам сэкономить время детям для общения, прогулок, самостоятельного творчества и игровой деятельности.
Актуальность данного подхода объясняется целым рядом причин.
1. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую разделы дошкольной образовательной программы, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты. 2. Использование интегрированного подхода в деятельности развивает потенциал самих воспитанников, побуждает к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. 3. Форма проведения деятельности нестандартна, интересна. Использование различных видов деятельности в течение деятельности поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности деятельности. Деятельность с использованием интегрированного подхода раскрывают значительные мои педагогические возможности, ощутимо повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти. 4. За счет усиления межпредметных связей высвобождается время для самостоятельной деятельности воспитанников. 5. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей. Для интегрированной деятельности характерна смешенная структура, позволяющая маневрировать при организации содержания, излагать отдельные его части различными способами. (Конспект интегрированной деятельности) Структура интегрированной деятельности отличается от структуры обычной, и я предерживаюсь следующим требованиям: - чёткость, компактность, сжатость учебного материала; - продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждой деятельности; - взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия; - информативная емкость образовательного материала, используемого в деятельности; - систематичность и доступность изложения материала; - необходимость соблюдения временных рамок деятельности.
В своей работе придерживаюсь основных принципов взаимодействия с детьми:
1. Демонстрировать позитивное отношение к ребенку, не проявлять раздражения, не говорить приказным тоном, проявлять искреннюю заинтересованность к действиям ребенка, быть готовым к эмоциональной поддержке. 2. Общаться эмоционально, что способствует развитию познавательной активности детей, монотонная речь быстро утомляет, постепенное повышение эмоциональной насыщенности занятия, чтобы наиболее интересные фрагменты работы относились на период нарастания усталости. 3. Меньше замечаний, больше похвалы, так как «психологические особенности многих детей таковы, что порок чувствительности к отрицательным стимулам очень низок», открывать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их в решении задач воспитания. 4. Находиться рядом, поддерживать зрительный контакт, а если необходимо, и тактильный (для привлечения внимания взять за руку, дотронуться до спины, погладить плечо). 5. Вседозволенность, заискивание перед ребенком недопустимы.
Также важным для меня при проведении интегрированной НОД это определение соотношения знакомого и нового материала. Новый материал обязательно основывается на уже изученном и хорошо усвоенном, что будет способствовать быстрому построению ассоциаций, привлечению ребенком к решению проблемной ситуации своего собственного опыта, актуализации имеющихся знаний. НОД носить игровую форму. Именно она дает глубину восприятия и эмоциональную окрашенность. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, сталкиваясь с трудностями, «скрытой» учебной задачи. При реализации интегрированного подхода на НОД использую разнообразные дидактические игры для познавательного и речевого развития. Это помогает развитию творческой активности воспитанников, побуждают к активному познанию окружающей действительности, нахождению и осмыслению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей и речи. Наибольший эффект интегрированная деятельность дает тогда, когда проводятся в системе. Следует отметить, что проведение интегрированной деятельности требует особенной подготовки от меня и уже сформированного запаса знаний, умений у детей по соответствующей теме. Поэтому проведение такой деятельности каждый день с детьми ЗПР, ОВЗ, УО является очень сложным.
В основе интегрированного подхода у меня всегда присутствует игра, потому что это основная форма познавательной деятельности дошкольников с ОВЗ, активизирующая их мыслительные процессы и двигательные возможности, она создает положительный эмоциональный фон и мотивирует детей на деятельность. Одновременно создаётся возможность закрепления имеющихся у детей познавательных знаний, умений и навыков в деятельности, т.е. создание ситуаций (жизненных, нестандартных, игровых), где дети могут выступать как субъекты деятельности. А в основе лежит интересный для детей, увлекательный, игровой сюжет. Использую разнообразные интерпритации: сюжетные комплексы общеразвивающих упражнений, подвижные игры, спортивные эстафеты, психогимнастика, музыкальные этюды-тренинги, и др.
Моя цель интегрированной деятельности:
- систематизировать, углубить, обобщить личный опыт ребенка, - обеспечить освоение новых способов действий, для осознания связей и зависимостей, которые в повседневных делах от него скрыты, - создать условия для использования имеющихся знаний, умений и навыков в разнообразных ситуациях (жизненных, игровых, специально созданных).
Преимущество организации такой деятельности:
-количество и продолжительность строго не регламентируется, - я сама определяю: содержание, руководствуюсь, в первую очередь, общедидактическими требованиями, уровнем развития детей конкретно своей группы, с учетом диагностических данных и состоянием их здоровья, - место в режиме дня, исходя из сетки и психофизиологических требований СанПин к работе с детьми дошкольного возраста, - связаны одним сюжетом или одной темой и логически дополняют друг друга, направленные на развитие личности ребенка, т.к. создают такие условия для детей, где они имеют возможность применить свои знания в деятельности.
Методика проведения деятельности с использованием интегрированного подхода существенно отличается от методики проведения обычного занятия. В процессе обучения на такой деятельности использую различные методы и приемы.
Примерная структура интегрированного занятия
- Мотивация, нацеливаю детей на содержание, вызываю у них желание взаимодействовать со мной в процессе деятельности. Определяя мотивацию, я в первую очередь руководствуюсь интересами, потребностями, желаниями детей своей группы, учитываю текущие проблемы и дела.
- Содержание - доступное пониманию детей. Детям даю или новые знания или закрепляю уже имеющиеся на основе содержания разных образовательных областей с обязательной опорой на наглядность.
- Анализ или оценка. Детям предлагаю практическую деятельность, на закрепление полученной информации или актуализация ранее усвоенной. Даю понять детям, с какой целью они занимались этой деятельностью, чему научились, что почерпнули для себя, для других. В деятельности создаем какие -то продукты деятельности, их стараюсь презентовать: (коллективная поделка, рисунок, макет, книга, рассказ (рассказать, что он для себя приобрел, чему научился, как это может быть использовано, кому это может быть полезным и т.д. по вопросам моим – т.к. дети некоторые еще плохо разговаривают). Формы интегрированной деятельности игровые: игры-путешествия, ситуации общения, проекты, события и т.д. А обучение дошкольников рассматриваю, как управление развитием личности ребенка, где я соучастник, где моя позиция «не над ребенком», «не рядом с ребенком», а «вместе с ребенком», а главной составляющей совместной деятельности является «взаимодействие», «сотрудничество детей и воспитателя.
При проектировании интегрированной деятельности учитываю следующее:
- выделить в программе по каждому направлению сходные или единые темы; - определить задачи развития детей на данный период; - определить области, интегрирование которых целесообразно и будет способствовать созданию у ребенка целостного представления об объекте изучения; - проанализировать и отобрать из этих областей такое содержание, интеграция которого наиболее важна; - продумать развивающие задачи; - использовать разнообразные виды деятельности, имеющие возможность интеграции друг с другом.
Сущностью интегрированного подхода является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом в деятельности решаю несколько задач из различных областей развития, а дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности. Методика проведения деятельности с использованием интегрированного подхода существенно отличается от методики проведения обычной ННОД. В процессе обучения на такой деятельности я использую различные методы и приемы. Наиболее эффективны из них следующие:
- сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность -творческая деятельность, в которой ребёнок выступает в роли исследователя, направленная на создание им суждений, рисунков, макетов, поделок и достижение личностных новообразований (знаний, чувств, способностей, опыта). Основными характеристиками такой деятельности выступают: преднамеренность, наличие проблемной ситуации или творческой задачи, субъективная новизна и оригинальность продукта деятельности, личностная значимость). - Частично-поисковый (эвристический метод обучения) – это организация активного поиска решения познавательных задач, выдвинутых в процессе обучения или самостоятельно сформулированных. - Эвристический метод обучения – это организация процесса овладения знаниями, при которой не все сведения детям даю в готовом виде, частично их необходимо добывать самостоятельно: идей, поделки, исследования, художественные произведения, конкурсы и др. - проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных с педагогом «открытий», помогающих ребенку найти ответ; - разнообразные дидактические игры для познавательно-речевого развития: знакомства с речевыми эталонами, активизации словаря, расширения представления окружающей действительности, воспитания чувства уверенности в своих силах; - использование нетрадиционных форм обучения, как во время деятельности так и после них: Элементы Су-Джок терапии - Массаж специальным шариком. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мыщцы рук, механический массаж, ручной массаж кистей и пальцев рук, массаж кистей и пальцев рук с помощью различных предметов (орехи, карандаши, зубная щётка, массаж стоп). Цветотерапия - использования цвета, медитация на цвет, релаксации с помощью цвета, (красный, желтый, оранжевый цвета стимулируют активность, придают уверенности и даруют жизненную силу; «холодные» тона - они стабилизируют нервную систему, вдохновляют и активизируют ум.
Арт терапия (многие психические и некоторые физические отклонения делают ребенка пассивным. Круг его интересов становится узким. Потребность в активном взаимодействии с миром снижается. В результате снижается и способность к адаптации. Он уходит в себя. Он считает, что не сможет найти выход из сложившейся ситуации. Арт-терапия позволяет разорвать этот порочный круг. Когда ребенок занимается творчеством, он изобретает новые и новые способы выражения своих эмоций. И бессознательно новые и новые способы общения с миром. Т.е. утраченные способности восстанавливаются.) Всевозможная деятельность искусством не только раскрывают творческий потенциал ребенка, но и способствуют формированию у него правильного мировоззрения. В общем и целом, арт-терапия направлена на развитие логики, мышления, памяти, воображения, речи и внимания. В процессе деятельности ребенок избавляется от стрессов и психического напряжения, а также учится быть внимательным и сосредоточенным. Реализация этой формы арттерапии мой кружок «Волшебная бумага». Одной из главных задач арт-терапии и моего кружка - обучения и воспитания детей прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового). Сказко терапия -
- Чтение сказки с дальнейшим обсуждением темы и персонажей;
- Распределение ролей по известной детям сказке и проигрывание ее;
- Разбор сказки, ее чтение группе и постановка заданий (нарисовать, о чем была сказка, нарисовать понравившегося героя, рассказать суть сказки и ее мораль, найти героя или действие в сказке, которое требует исправления и прокомментировать его);
- Переигрывание сказки (чтение оригинала сказки, а затем сочинение ее альтернативного содержания с исправленными недостатками героев). Ребенок учится, каким следует быть и как поступать правильно. Ребенок берет примеры из сказок и проецирует это на собственную жизнь.
Логоритмика (преодоление речевого нарушения путём развития и коррекции неречевых и речевых психических функций на основе сочетания слова, музыки и движения. В моей практике это малоподвижные игры, пальчиковые игры, подвижные игры. Это развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов внимания и памяти, развитие речи детей, развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха. Игры и упражнений предлагаю детям в сочетании с какой-либо ритмической основой: под музыку, под счет или словесное, чаще стихотворное сопровождение.
Фоноритмика - (Фонетическая ритмика способствует осуществлению глубокой связи между работой кистей рук, артикуляционного и голосового аппарата, раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполнении движений, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов упражнениями по развитию речевого дыхания, силы голоса, темпа речи, играми, помогающими обрести раскованность и непринужденность. Дети, у которых есть проблемы с произношением, часто бывают слишком напряжены, они отличаются сверхвозбудимостью или, наоборот, расслабленностью. Научиться чередовать расслабление и напряжение. Фонетическая ритмика помогает ребенку:
- нормализовать речевое дыхание;
- менять высоту, силу голоса в различном темпе.
- воспроизводить звуки по отдельности, в слогах, словах и фразах;
- воспроизводить звуки в заданном темпе;
- воспринимать, различать, воспроизводить разные ритмы;
- учит естественному выражению отрицания, смеха и т.п. с помощью жестов и звукопроизношения.
- Выражать эмоции с помощью разных интонационных средств. Это я осуществляю с помощью таких игр:
Игра: "Угадайте, что я делаю?", "Найди игрушку".
Один ребенок выходит из группы, дети прячут игрушку. Водящий ищет ее по хлопкам детей (тихим и громким).
Элементы кинезиотерапии. Процесс обучения детей осуществляю с учетом возможности широкого привлечения сохранных функций анализаторов для получения информации об окружающем. В целом, осваивая различные упражнения (как динамические, так и статические), оттачивая технику их выполнения, получая возможность свободно владеть своим телом, ребенок значительно повышает самооценку. Такая гармонизация самооценки является одной из важных целей регулярных упражнений психофизической тренировкой: «Кулак-ребро-ладонь», «Ухо-нос», «Зеркальное рисование», «Замок», «Мельница», Точечный массаж, Упражнения для глаз.
Использую проектный метод – один из методов интегрированного обучения дошкольников. Использование данного метода в образовательном процессе помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели. Здесь я свободна в выборе способов и видов деятельности. Педагогическое проектирование – это процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы. Мой педагогический опыт показывает, что ребенок лучше усваивает то, что является его личной целью. Особый интерес представляет интеграция по единому проекту, в основе которого лежит определённая проблема. Проектирование образовательной деятельности является актуальным в настоящее время. Работа по проектам помогает реализовать принцип интеграции образовательных областей и может быть направлена на организацию игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной детской деятельности. «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов. Мы реализовали в нашей группе такие проекты: «Что растет на подоконнике?» Информационно-исследовательский проект для подготовительной группы «Комнатные растения». Цель: Развития познавательной активности у детей
Задачи: Сформировать у детей компетенции в мире комнатных растений. Расширить представления детей о разнообразии комнатных растений через самостоятельную и совместную деятельность детей. Проект «Валеологическое сопровождение педагогического процесса в группе компенсирующего вида для детей с ОВЗ». 1. Здоровьесберегающие технологии.
2. Проект «Игровой самомассаж».
3. Проект «Безопасное лето». Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей. (Дорожно-транспортный травматизм)
4. Проект "Белоствольная красавица". Сейчас я начала реализовывать – Проект "Березка – символ Родины моей". Любовь к природе - это чувство, которое включает в себя эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и преумножать природные богатства. Цель проекта:
- Воспитание любви к природе родного края, Родине через ознакомление с березой, как одним из главных символов России.
- Формирование самостоятельной, мотивированной, познавательно-исследовательской и музыкально-художественной деятельности детей;
- Гармонизация отношений воспитателей с детьми и родителями в совместной творческой деятельности.
- Приобщение детей к истокам русской культуры, русским традициям.
- Осуществление комплексного подхода к воспитанию дошкольников в духе патриотизма, показать образ русской берёзы как символа России. Берёза считается символом и гордостью русского народа, что она является олицетворением нашей Родины, что берёза и Россия - эти два понятия неразделимы.
- Воспитание любви, гордости к русской березке.
Задачи: Расширять представления детей о самом почитаемом дереве в России - берёзе, о её значении в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном. Формировать у детей представления о взаимосвязи берёзы с окружающей средой. Знакомить со стихами, песнями, загадками о берёзе.
Развивать у детей познавательную активность. Активизировать и обогащать словарь. Воспитывать любовь к русской природе, бережного к ней отношения.
Предполагаемый результат: Сформированное представление у детей: о берёзе, как почитаемом дереве на Руси, о том в каких красках, образах, мелодиях воплощается берёза; о взаимосвязях берёзы с живой и неживой природой; о пользе деревьев и берёзы в частности.
В практической реализации проекта принимают участие дети, родители.
В своей работе использую современные образовательные технологии. Технология исследовательской деятельности. Цель исследовательской деятельности - сформировать у детей основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности:
- эвристические беседы;
- постановка и решение вопросов проблемного характера;
- наблюдения;
- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
- опыты;
- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
- подражание голосам и звукам природы;
- использование художественного слова;
- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;
Информационно-коммуникационные технологии: образование с использованием современных информационных технологий (компьютер, телевизор, интерактивная доска, планшет и др.). Информатизация общества ставит перед нами педагогами - дошкольниками задачи:
- идти в ногу со временем,
- стать для ребенка проводником в мир новых технологий,
- наставником в выборе компьютерных программ,
- сформировать основы информационной культуры его личности,
- повысить компетентность родителей.
Личностно - ориентированная технология реализуется в развивающей среде. Выявление темпов развития позволяет мне поддерживать каждого ребенка на его уровне развития, чтобы воспитательно-образовательный процесс гарантировал достижение поставленных целей.
Игровая технология - в деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы. Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаю последовательно:
- игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
- группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
- группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
- группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
На мой взгляд, самыми эффективными в плане профессиональной активизации воспитателей и создания у них мотивации к успешному овладению знаниями и навыками в работе, с соблюдением требований - являются интерактивные формы работы с детьми. Одна из важных для дошкольного возраста деятельность – это общение. Оно - необходимое условие развития личности. Поэтому задача педагога и воспитателя - специально организовать данную деятельность, создавая внутри нее атмосферу сотрудничества, взаимного доверия – детей друг с другом, детей и взрослого. Формы организации интерактивного взаимодействия: 1) Индивидуальная (каждый участник выполняет задание самостоятельно); 2) Парная (задание выполняется в паре); 3) Групповая (задание выполняется в подгруппах); 4) Коллективная или фронтальная (все участники выполняют задание одновременно); 5) Планетарная (группа участников получает общее задание, например, разработать проект; разбивается на подгруппы, каждая из которых разрабатывает свой проект, затем озвучивает свой вариант проекта; после этого выбирают лучшие идеи, которые составляют общий проект).
Методы интерактивного обучения
Формы и методы групповой работы для обучения. Наиболее известные из них:
- анализ конкретных, практических ситуаций; - интерактивные и ролевые игры: - «мозговой штурм»; - дискуссии и дебаты; - метод проектов; - метод ассоциаций. Эти формы/методы эффективны в том случае, если в деятельности обсуждается какая-либо проблема в целом, о которой у детей имеются первоначальные представления, полученные ранее на занятиях или в житейском опыте. Кроме того, обсуждаемые темы не должны быть закрытыми или очень узкими.
Использую совместную и самостоятельную деятельность детей в режиме дня в рамках ФГОС - система взаимоотношений и взаимодействия. Совместную деятельность разделяют: - непосредственно образовательную деятельность, реализуемую в ходе совместной деятельности взрослого и детей; - совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на решение образовательных задач; - совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на осуществление функций присмотра и ухода. В группе совместную деятельность планирую с учетом интеграции образовательных областей в процессе организации ННОД (в форме: подгрупповая, групповая, индивидуальная) и разных видах деятельности: продуктивная, познавательно-исследовательская, двигательная, трудовая, музыкально-художественная, игровая, коммуникативная, чтение художественной литературы и в процессе режимных моментов. Самостоятельная деятельность – явление полностью свободное для ребенка, но не свободное для меня, я создаю условия для безопасной свободы ребенка, т.е. предметно-развивающую образовательную среду, обеспечивающую выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющую ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. А также - это организованная деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей - это может быть эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др. В нашей группе есть различные центры для детской деятельности: изобразительная, экспериментирования, игровые и т. д. Моя задача правильно организовать деятельность в различных центрах, заинтересовать ребенка. А именно: мы наполнили эти центры картотеками алгоритмов, схемами, мнемотаблицами по развитию речи, пооперационными картами, образцы рисунков которые нам помогают в организации самостоятельной деятельности. Детям не надо объяснять, напоминать, мы просто говорим: «обратите внимание» …. Разумеется, в начале совместной деятельности все проговариваем, объясняем, учим детей «читать» эти схемы, алгоритмы. Постепенно будем доводить это до привычного времяпровождения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные подходы в воспитательно - образовательном процессе с детьми раннего возраста.
Основные направления в воспитательном процессе с детьми 3-х летнего возраста....
Деятельностный подход в воспитательно-образовательном процессе с использованием комплексно-тематического планирования. «В круговороте дел - вода».
В своей работе я представляю разработанный мною материал знакомства детей с водой как ценном природном ресурсе, положенный в основу деятельностного метода через организацию различных видов детской дея...
Индивидуальный подход в воспитательно -образовательном процессе в дошкольном образовательном учреждении»
Актуальность индивидуального подхода в процессе работы с детьми в условиях доу...
Презентация "Инновационные подходы в воспитательно - образовательном процессе в ДОУ"
В презентации представлен оыт работы по инновационным технологиям в ДОУ...
Коррекция деятельности педагогов по реализации интегрированного подхода к планированию образовательного процесса
конспект педагогического совета...
Реализация интегрированного подхода при решении образовательных задач по направления развития: - физическое, - познавательное, - речевое, - художественно-эстетическое, - социально-коммуникативное. (Образовательный продукт – памятка в помощь педагогу)
Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 37 комбинированного вида143560 Московская область, Истринский район, пос. Курсаково, д. 11 тел. 8-498-729-39-84...