Управленческая культура руководителя дошкольной организации
статья на тему
В данной статье приводятся слагаемые культуры управления, которой должен обладать не только руководитель ДОО. Старший воспитатель является первым и незаменимым помощником руководителя, поэтому он оказывает целенаправленное воздействие не только на педагогический состав, но и на обучающихся, и на их родителей. И вследствие этого, он должен обладать управленческой культурой не в меньшей степени. О составляющих данного вида культуры и сказано, и написано много. Обобщая известное, была выведена ее формула.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
upravlencheskaya_kultura_rukovoditelya_doo.docx | 19.56 КБ |
Предварительный просмотр:
«Управленческая культура руководителя дошкольной организации»
Из всех способностей
самая трудная и самая редкая
- это умение управлять.
Соммери
Около полутора лет назад я встала на должность старшего воспитателя. Начала свою деятельность в этой должности в том учреждении, в котором до этого работала рядовым педагогом. Сразу возникла проблема: как строить общение с теми, с кем еще вчера ты была на равных, а сегодня они – твои подчиненные? Как ими управлять так, чтобы добиться высокого результата?
От меня, в первую очередь, требовалось проявить умение грамотно и четко управлять коллективом взрослых людей, ведь до этого приходилось управлять коллективом детским. Здесь мне на помощь пришли слова Теодора Рузвельта: «Самая главная формула успеха – знание, как обращаться с людьми». Этому мне и предстояло научиться в короткий промежуток времени.
Как каждый человек, впервые вставший на руководящий пост, стремящийся к самообразованию, я начала с изучения различной литературы по вопросам управления и культуры общения с персоналом.
Первое, что я вывела для себя, это понимание того, что управленческая культура – широкое и разностороннее понятие. Это интеграция личностных и профессиональных, а также деловых качеств человека, которые способствуют эффективному управлению коллективом взрослых людей, с уже сложившимися традициями, устоями, своим мировоззрением.
Чтобы наладить контакты с педагогами, мне необходимо было выработать свой стиль общения как с педагогами, так и с руководителем. Но спустя пять месяцев меня, как молодого управленца, ждало новое испытание. Это новый руководитель, новый коллектив, в два раза больше предыдущего. Кроме этого, в результате реорганизации через четыре месяца произошло слияние нашей ДОО и такого же большого дошкольного учреждения. Количество педагогов и обучающихся снова увеличилось вдвое. Также увеличился административный корпус. Учиться взаимодействовать пришлось как с новым руководителем, так и со своей напарницей, вторым старшим воспитателем, которая намного опытнее меня и многому смогла меня научить в плане построения методической работы и управления образовательно – воспитательным процессом в ДОО.
Теоретические знания, приобретенные в ходе работы над собой, и тот небольшой опыт управления педагогами в маленьком детском саду мне предстояло взрастить, приумножить и применить в своей деятельности. Здесь и пригодились основы управленческой культуры, такие качества, как умение внимательно слушать, сопереживать, тактичность и выдержанность, умение понять и принять другого.
Всему управленческому составу было очень трудно, так как по словам Н. Макиавелли, «нет ничего труднее, опаснее и неопределённее, чем руководить введением нового порядка вещей, потому что у каждого нововведения есть ярые враги, которым хорошо жилось по-старому, и вялые сторонники, которые не уверены, смогут ли они жить по-новому». Но спустя небольшой промежуток времени заведующий и старшие воспитатели сумели начать работать слаженно, как единый организм, что проявилось в единстве требований ко всем сотрудникам ДОО без исключения.
У нас появились свои методы и стиль управления, которые учитывали профессиональные возможности сотрудников и их индивидуальные особенности. Великий управленец Чарльз Швэб в свое время отмечал, что самое ценное качество управленца - это «умение вызывать у людей энтузиазм и развивать то, что есть лучшего в человеке, с помощью признания его достоинств и поощрения». Поэтому для повышения у педагогов удовлетворенности своей деятельностью нами стали чаще применяться разнообразные методы стимулирования.
Также в своей управленческой деятельности мы эффективно используем методы убеждения, в зависимости от ситуации меняем стиль управления, поощряя проявление инициативы, стараемся регулировать межличностные отношения, тактично разрешая редко возникающие конфликтные ситуации. Личная организованность помогает нам в сплочении коллектива. Требовательность к себе и другим способствует становлению трудовой дисциплины, повышению творческой и трудовой активности. А еще при управлении педагогическим коллективом я использую еще одно из изречений И. Гете: «Разделяй и властвуй» - мудрое правило, но «объединяй и направляй» - еще лучше».
Всем известно, что старший воспитатель является первым и незаменимым помощником руководителя дошкольной образовательной организации, поэтому он оказывает целенаправленное воздействие на не только педагогический коллектив, но и на обучающихся и их родителей. И вследствие этого, он должен обладать управленческой культурой. О ее составляющих и сказано, и написано много. Я, обобщая известное, попыталась вывести для себя ее формулу. Вот что у меня получилось.
Честность, тактичность и трудолюбие,
Инициативность и дружелюбие,
Работоспособность и самокритика,
Контроль за работой и аналитика,
Умение видеть в людях хорошее,
Контактность, ответственность, сразу возросшие,
Смелость, решительность, бескомпромиссность,
Напористость, воля, оперативность,
К другим уважение, организованность
И в результатах заинтересованность,
Коммуникабельность и справедливость,
Распорядительность и прозорливость,
Умение требовать, активность и гибкость,
Контроль над эмоцией, встречи с улыбкой,
Уменье планировать, критичность, внимательность
И даже внешняя привлекательность,
Здоровье, успешность без тени сомнения,
Всегда замечательное настроение,
А также наличие личного мнения –
Все это культура и есть управления.
Обладание этими качествами помогает руководителю создать в управляемом им коллективе атмосферу взаимопонимания, сотрудничества, творчества и работоспособности, и, как следствие, вывести свою организацию на новый качественный уровень.
Данный материал представлялся на Всероссийском конкурсе
«Педагогический дебют 2017»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для руководителей ДОУ. Организация контроля, как одна из основных функций управленческой деятельности.
Контрольная функция является неотъемлемой частью управленческой деятельности. Слово «контроль» вызывает у педагогов негативные эмоции. Проверяющие воспринимаются как лица, которые не столько пом...
Управленческий опыт руководителя дошкольного образовательного учреждения.
Управленческий опыт руководителя дошкольного образовательного учреждения.Общие сведения ДОУ.Приоритетные цели и задачи управленческой деятельности.Наличие программы развития ДОУ.Достижение целей прогр...
Контроль как одна из функций управленческой деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения.
На современном этапе развития системы дошкольного воспитания повышение его качества в соответствии с планируемыми целями является одной из приоритетных задач управления ДОУ. В этой связи важнейшее зна...
Управленческая культура педагогов дошкольного образования.
В настоящее время проблема совершенствования подготовки кадров для дошкольных образовательных учреждений определена экономическими и социальными изменениями в российском обществе. Поэтому возникла нео...
Сборник материалов из опыта работы музыкальных руководителей дошкольных организаций
В сборнике представлены материалы (разработки проведения открытых мероприятий сценарии праздников, конспекты музыкальных занятий и др.) из опыта работы музыкальных руководителей города Рубцовска....
Управленческая культура руководителя дошкольной образовательной организации
В статье определено понятие управленческой культуры, выделены и обозначены основные компоненты структуры управленческой культуры....
Применение дистанционных образовательных технологий в деятельности инструктора физической культуры в дошкольной организации
Применение дистанционных образовательных технологий в деятельности инструктора физической культуры в дошкольной организации.Дистанционное обучение на данный момент является одной из самых актуальных т...