Методические рекомендации для руководителей ДОУ. Организация контроля, как одна из основных функций управленческой деятельности.
методическая разработка по теме
Контрольная функция является неотъемлемой частью управленческой деятельности. Слово «контроль» вызывает у педагогов негативные эмоции. Проверяющие воспринимаются как лица, которые не столько помогают, сколько мешают работать.
И все же контроль – это процесс получения информации об изменениях внешних и внутренних условий функционирования и развития ДОУ, несущих в себе угрозу для реализации спланированных действий или, наоборот, открывающих новые возможности для этого, процесс оценки ДОУ, а также выявления необходимости и организации осуществления её коррекции.
Контроль помогает накопить данные о результатах педагогического процесса, зафиксировать наметившиеся отклонения от запланированных задач, выявить наличие передового педагогического опыта. Контроль делает управление «зрячим», чувствительным к изменениям. Бесконтрольность снижает эффективность работы учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации для руководителей ДОУ
Организация контроля
как одной из функций управленческой деятельности.
Контрольная функция является неотъемлемой частью управленческой деятельности. Слово «контроль» вызывает у педагогов негативные эмоции. Проверяющие воспринимаются как лица, которые не столько помогают, сколько мешают работать.
И все же контроль – это процесс получения информации об изменениях внешних и внутренних условий функционирования и развития ДОУ, несущих в себе угрозу для реализации спланированных действий или, наоборот, открывающих новые возможности для этого, процесс оценки ДОУ, а также выявления необходимости и организации осуществления её коррекции.
Контроль помогает накопить данные о результатах педагогического процесса, зафиксировать наметившиеся отклонения от запланированных задач, выявить наличие передового педагогического опыта. Контроль делает управление «зрячим», чувствительным к изменениям. Бесконтрольность снижает эффективность работы учреждения.
Какими же правилами должен руководствоваться
руководитель дошкольного учреждения?
- Контроль не должен ограничиваться инцидентом.
Нельзя ставить целью контроля сбор негативной информации. Если контроль проводится постоянно и плавно, то он воспринимается как норма.
Как же поступить руководителю, если вскрылись недостатки? (Ответы руководителей ДОУ)
Обязательно организовать систему методической помощи.
- Тотальный контроль порождает небрежность.
При таком контроле сотрудники снимают с себя ответственность за качество выполнения работы. И такой контроль не учитывает индивидуальных особенностей конкретного человека.
- Скрытый контроль вызывает только досаду.
По своей сути он аморален. Нельзя контролировать то, на что никогда не указывалось. Скрытый контроль – это субъективная интерпретация того, что наблюдалось.
- Не следует контролировать свой любимый участок: группу, объект. Если сосредоточиться на «любимом» объекте, то другие члены коллектива не попадают в поле зрения проверяющего.
- Следует помнить, что контроль не проформа.
Кто не контролирует, тот не интересуется достижениями своих сотрудников. Иногда руководители избегают контролировать тот или иной вопрос, так как не уверены в своих знаниях, в умении грамотно провести педагогический анализ. Низкая компетентность и ложный страх – плохие спутники руководителя.
- Не следует контролировать из-за недоверия.
Подозрительность руководителя свидетельствует о его неуверенности в себе. Делегирование полномочий предполагает доверие к подчиненным. А систематическое обучение правильному выполнению функциональных обязанностей снимают излишнюю опеку и выводит подчиненных на самоконтроль.
Какие же виды контроля чаще всего проводятся в ДОУ?
(оперативный, тематический, итоговый)
К ним ещё можно подключить фронтальный, сравнительный и самоконтроль.
Тематический контроль
итоговый
персональный
Планируется 1 раз в квартал, в полугодие, в учебный год. Продолжительность его от 1 до 3 дней.
В каких случаях планируется персональный контроль?
(с целью изучения системы работы и распространения ППО; с целью выявления состояния работы и устранения недочетов)
Фронтальный контроль
предварительный
текущий
итоговый
Помогает выявить первичное представление о состоянии деятельности ДОУ (использовать при принятии ДОУ для управления)
Общее представление о деятельности педагога, об уровне педагогического процесса. Изучается работа 2-х педагогов в течение дня или нескольких дней.
В процессе аттестации, при выявлении готовности детей к обучению в школе.
Продолжительность от 3-х дней до недели
Итоги обсуждаются на педсоветах, планерках, выносятся на совещание при заведующей, заседание местного комитета.Оперативный контроль
Предупредительный проводится в форме наблюдения, беседы, анализе педагогической документации для вновь поступивших, для воспитателей, работающих в инновационном режиме. Воспитатели предупреждаются заранее.
Выборочный. Основные его формы: просмотр занятий, других видов деятельности, беседы, изучение документации, анализ планирования работы.
Экспресс – диагностика включает анкетирование, тестирование для определения уровня развития детей по разным видам деятельности, уровня педагогического мастерства педагогов.
Работа 2-х
параллельных групп
Сравнительный
контроль
Работа 2-х
воспитателей
Взаимоконтроль (взаимопосещение)
Чтобы охватить контролем все аспекты деятельности ДОУ, необходимо четко распределить обязанности между руководителем и его помощниками.
Заведующая контролирует:
- работу административной группы: зам. Заведующей ДОУ по воспитательно-образовательной работе, завхоза, медицинский персонал;
- выполнение в соответствии с трудовым законодательством правил трудового распорядка, санитарно – гигиенического режима, норм охраны труда;
- проверку исполнения инструктивно – методических документов вышестоящих организаций, предложений инспектирующих лиц;
- качество знаний. Умений, навыков детей;
- выполнения решений педагогических советов;
- сохранность оборудования и пособий в разных возрастных группах;
- ведение документации зам.зав. ДОУ, завхозом, медицинским персоналом и воспитателями;
- организацию и осуществление работы с родителями;
- финансово – хозяйственную деятельность;
- выборочный контроль за работой воспитателей.
Зам. зав. ДОУ по воспитательно – образовательной работе контролирует:
- Состояние воспитательно – образовательной работы в группах;
- Выполнение образовательных программ, внедрение новых педагогических технологий;
- Календарные планы и документацию педагогов;
- Наличие и хранение детских работ;
- Работу педагогов по повышению квалификации.
Каких негативных проявлений должен избежать руководитель
при организации контроля?
- Отсутствие у руководителя ДОУ ЗУН разработки системы контроля и неверное определение приоритетных объектов контроля;
- Бессистемный контроль;
- Слабая разработка критериев оценки многих видов деятельности педагога;
- Ориентация на процесс вместо ориентации на достижения определенных результатов;
- Слабое развитие анализа собственной деятельности, отсутствие рефлексии;
- Недостаточная гласность, открытость и демократичность в организации контроля;
- Отсутствие методик отслеживания результатов развития ребенка (педагогические и психологические) с учетом специфики организации педагогического процесса по конкретной программе;
- Низкий уровень профессиональной подготовленности специалистов к проведению диагностики развития ребенка, самооценки своей деятельности;
- непродуманное методическое обеспечение и непрофессиональное исполнение.
Примерные вопросы для системного контроля.
- Вопросы, требующие постоянного контроля.
- Выполнение инструкции по охране жизни и здоровья детей.
- Учебно – воспитательный процесс, уровень знаний, умений и навыков детей.
- Результаты медицинского осмотра детей.
- Проведение оздоровительных мероприятий в режиме дня.
- Организация питания.
- Посещаемость.
- Выполнение режима дня.
- Выполнение санэпидемрежима.
- Вопросы преемственности в работе детского сада и школы.
- Повышение деловой квалификации и педагогического мастерства педагогов детского сада.
- Работа с молодыми воспитателями, наставничество.
- Соблюдение здорового психологического климата в коллективе.
- Работа с неблагополучными семьями.
- Соблюдение правил внутреннего распорядка.
- Техника безопасности.
- Сохранность имущества.
- Укрепление материальной базы.
- Финансово – хозяйственной деятельности.
- Вопросы, требующие контроля не реже одного раза в месяц.
- Анализ заболеваемости.
- Выполнение натуральных норм питания.
- Выполнение плана по детодням.
- Проведение физкультурных досугов, развлечений.
- Состояние документации в группах.
- Анализ детских работ по ИЗО и ручному труду.
- Выполнение решений педсовета.
- Документация и отчетность подотчетных лиц.
- Снятие остатков продуктов питания.
- Проведение дней методической учебы педагогических кадров.
- Уровень педагогического мастерства и состояние учебно - воспитательного процесса у аттестуемых воспитателей в текущем учебном году.
- Подведение итогов смотров и конкурсов.
- Вопросы, требующие контроля не реже одного раза в квартал.
- Участие в работе методических объединений.
- Анализ детской заболеваемости.
- Проведение дней здоровья.
- Уровень проведения родительских собраний во всех возрастных группах.
- Выполнение программы за квартал (по решению педагогического коллектива).
- Выполнение воспитателями рекомендаций аттестации и самообразования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контроль как одна из основных функций управления ДОУ
Схемы и таблицы для осуществления контроля за деятельностью воспитателей ДОУПерспективный план контроля на учебный год заместителя заведующего....
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/10/picture-31701.jpg)
Мотивация педагогов как функция управленческой деятельности
Выступление руководителя на школе менеджмента...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/03/picture-419335-1396505593.jpg)
Контроль как одна из функций управленческой деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения.
На современном этапе развития системы дошкольного воспитания повышение его качества в соответствии с планируемыми целями является одной из приоритетных задач управления ДОУ. В этой связи важнейшее зна...
Современные управленческие технологии (методические рекомендации для руководителей ДОУ)
Управление дошкольной организацией может быть эффективным только тогда, когда все его элементы упорядочены и соответствуют современным требованиям. А последние, как известно, быстро меняются. Работа в...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/07/picture-1296312-1607354209.jpg)
Контроль как функция управленческой деятельности в дошкольных образовательных учреждениях. Презентация.
Контроль является одной из важнейших составляющих процесса управления, служащей основанием для осуществления обратной связи, дающей возможность руководителю прогнозировать пути развития ДОУ, правильно...
![](/sites/default/files/pictures/2023/07/17/picture-1479818-1689566540.jpg)
Методическая разработка: Родительское собрание «Развитие связной речи как одно из основных направлений образовательной деятельности.»
Родительское собрание«Развитие связной речи как одно из основныхнаправлений образовательной деятельности.»...
![](/sites/default/files/pictures/2024/05/08/picture-419794-1715148407.jpg)
«Контроль как функция управленческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении»
laquo;Контроль как функция управленческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении»...