Управленческая культура педагогов дошкольного образования.
консультация на тему

Емельянова Ксения Сергеевна

В настоящее время проблема совершенствования подготовки кадров для дошкольных образовательных учреждений определена экономическими и социальными изменениями в российском обществе. Поэтому возникла необходимость подготовки педагога, позволяющей сочетать профессиональные базовые знания с новизной мышления, исследовательским подходом к разрешению конкретных образовательных проблем.

Рaзвитие современной системы дошкольного образования во многом определяется профессионализмом педагогов. Профессионализм – это характеристика педагога, способного реализовывать современные программы и технологии, проявлять творчество, находить верные решения, действуя в обычных и нетипичных ситуациях. Такой педагог способен создавать условия для развития каждого ребенка с учетом способностей и возможных перспектив его развития, готов и способен работать в новых условиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управленческая культура педагогов дошкольного образования.

   В настоящее время проблема совершенствования подготовки кадров для дошкольных образовательных учреждений определена экономическими и социальными изменениями в российском обществе. Поэтому возникла необходимость подготовки педагога, позволяющей сочетать профессиональные базовые знания с новизной мышления, исследовательским подходом к разрешению конкретных образовательных проблем.

Рaзвитие современной системы дошкольного образования во многом определяется профессионализмом педагогов. Профессионализм – это характеристика педагога, способного реализовывать современные программы и технологии, проявлять творчество, находить верные решения, действуя в обычных и нетипичных ситуациях. Такой педагог способен создавать условия для развития каждого ребенка с учетом способностей и возможных перспектив его развития, готов и способен работать в новых условиях.

        В современных условиях возможность выбора программ, методов, средств и форм педагогического процесса, с одной стороны, открывает пути для творческой самореализации специалиста дошкольного образования, но с другой, предъявляет особые требования к уровню его профессиональной культуры управления педагогическим процессом дошкольного учреждения.

Учеными также ведутся поиски в области определения функций педагогического управления (РЛ.Кричевский, В.С.Лазарев, В.П. Симонов и др.); развития подходов к управленческой организационной структуре (М.И.Кондаков, Т.И.Шамова и др.); раскрытия психологических механизмов деятельности руководителя, становления профессионального и социального партнерства, менеджмента и самоменеджмента (А.А.Бодалев, Ф.В.Генов, А.И.Донцов, А.Л. Журавлев, Б.Ф.Ломов, В.М.Шепель и др.); исследования в области педагогических технологий, организации взаимодействия субъектов образовательного процесса (К.А.Абульханова-Славская, А.Г.Асмолов, Л.А.Венгер, В.А.Петровский).

В настоящее время понятие «управленческая культура», «педагогическая культура» все чаще звучит в научно-практическом контексте. На фоне вариативного толкования этого словосочетания мы рассматриваем управленческо-педагогическую культуру как целостный феномен, который не может быть описан через простую сумму составляющих. Это особое состояние человека, профессиональным занятием которого является педагогическое управление, в широком понимании как специфическая область работы с человеком.

В психолого-педагогическом значении культура рассматривается как «исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях»

Рассматривая педагогическую культуру как неотъемлемую часть общей культуры личности можно сделать вывод, что данное понятие - интегративное качество личности педагога, включающее направленность (высокая методологическая и методическая культура, готовность к творческой деятельности и пр.); культурологический опыт (наличие знаний о культуре, способность к общению с ней и в ней, ее воспроизводству); новое педагогическое мышление (способность к культурно-обусловленному суждению, познанию и переживанию культуры).

Педагогическая культура является фундаментом управленческой культуры, изучению которой в настоящее время уделяется большое внимание. Особая значимость управленческой культуры педагога проявляется в том, что выделяется два уровня управления в ДОУ:

а) административный - как деятельность администрации по управлению персоналом, коллективом;

б) педагогический - как деятельность педагогов по развитию личности ребенка.

Современные тенденции в развитии дошкольного образования вызывают необходимость перевода управления ДОУ на новую «философию», в основе которой лежит мотивационно-системный подход и личностно - ориентированные цели его осуществления.

Как специфически профессиональное явление, управленческо-педагогическая культура представляет собой определенную степень овладения специалистом управленческим опытом человечества, степень его совершенства в управленческой деятельности, достигнутый уровень развития его личности именно как руководителя и, наконец, его стремление к непрерывному совершенствованию своей деятельности. В ней выражается отношение специалиста к своей деятельности, понимание ее сути, своей роли и своего места в управлении педагогическим процессом учреждения, характер управленческой подготовки, стиль управленческой деятельности, общения, поведения, отношение к самосовершенствованию.

Управленческая культура, таким образом, представляет собой синтез психолого-педагогических убеждений и мастерства, общего развития и управленческо-педагогических качеств, управленческой этики и системы многогранных отношений, стиля деятельности и поведения. Объединяя эти взаимообусловленные компоненты личности, управленческая культура обогащает и развивает каждый из них до уровня высшего порядка (акмеология). Управленческая культура возникает и развивается в процессе управленческо - педагогической деятельности как необходимого условия ее осуществления.

Воспитатель: Емеяльнова К.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Управленческая культура руководителя дошкольной организации

В данной статье приводятся слагаемые культуры управления, которой должен обладать не только руководитель ДОО. Старший воспитатель является первым и незаменимым помощником руководителя, поэтому он оказ...

Культура речи педагога дошкольного образования

Культура речи педагога – это основное орудие педагогического воздействия, залог успешной работы воспитателя по речевому развитию дошкольников. В статье рассмотрены требования к речи педагога дош...

Управленческая культура руководителя дошкольной образовательной организации

В статье определено понятие управленческой культуры, выделены и обозначены основные компоненты структуры управленческой культуры....

В Москве определили победителей Всероссийского конкурса профессионального мастерства среди управленческих работников системы дошкольного образования

14-15 октября 2021 года в Москве прошел очный этап Всероссийского конкурса профессионального мастерства среди управленческих кадров в системе дошкольного образования. Организатор конкурса - ...

Совершенствование управленческих механизмов ВСОКО дошкольного образования в ДОУ

Мониторинг качества дошкольного образования РФ призван создатьинформационные условия для управления качеством образования ворганизациях, осуществляющих образовательную деятельность в сфередошкольного ...

Консультация для педагогов: «Новые компетенции педагога дошкольного образования в рамках реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования»

Под педагогической компетентностью понимается системное явление, сущность которого состоит в системном единстве педагогических знаний, опыта, свойств и качеств педагога, позволяющих эффективно осущест...