Управленческий опыт руководителя дошкольного образовательного учреждения.
материал по теме
Управленческий опыт руководителя дошкольного образовательного учреждения.
Общие сведения ДОУ.
Приоритетные цели и задачи управленческой деятельности.
Наличие программы развития ДОУ.Достижение целей программы развития.
Характеристика результатов. Обеспечение образовательной деятельности в ДОУ в соответствии с запросами потребителей.Наличие информационной базы. Мониторинг результатов ДОУ.Создание условий в ДОУ для профессионального роста педагогических кадров. Результаты деятельности ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
upravlencheskiy_opyt_rukovoditelya_doshkolnogo_obrazovatelnogo_uchrezhdeniya.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управленческий опыт руководителя дошкольного образовательного учреждения.
Бегуновой Ирины Евгеньевны.
1.общие сведения о ГБДОУ
Наш адрес: 195256, Санкт-Петербург, пр. Науки 24к.2
Телефон 534-70-73
Ввод в эксплуатацию -1966год.
Проектная мощность – 168 детей.
Наполняемость 10 групп
Режим работы образовательного учреждения – с 7.30 до 18.30.
Детский сад имеет музыкальный и спортивный залы, оснащенные современным музыкальным и спортивным оборудованием и инвентарем, методический кабинет, медицинский кабинет, изолятор, процедурный кабинет, 10 групповых комнат, изостудию, кабинеты учителей-логопедов, массажный кабинет, ряд служебных помещений.
Участок образовательного учреждения озеленен, оснащен спортивно-игровым оборудованием.
2.Приоритетные цели и задачи управленческой деятельности.
Мой управленческий функционал определяют новые ценности, категории и понятия, такие как конкурентоспособность, компетентность, рынок образовательных услуг, самоорганизация и самоуправление. На их основе строю направления деятельности педагогического коллектива, ориентируясь на инновационный путь обеспечения качества дошкольного образования и поиск социальных партнёров в создании оптимальных и эффективных условий развития личности дошкольника.
Приоритетной целью моей управленческой деятельности является совершенствование образовательного пространства учреждения как среды детства со специфической субкультурой, обеспечивающей условия для развития духовности личности, познания культуры и традиций своего народа, осознания ценности собственного здоровья, познания и самореализации потребностей (интеллектуальных, художественных, творческих, физических), формирование готовности к школьному обучению.
Основными задачами для достижения поставленной цели считаю:
-обеспечение конкурентоспособности учреждения в условиях рынка образовательных услуг за счёт эффективной реализации вариативных образовательных программ и технологий, соответствующих запросам детей и родителей;
-модернизация управленческой деятельности, связанная с мониторингом состояния образовательной системы, проектированием модели образовательной среды, проектированием стратегии и тактики развития образовательного учреждения, интеграции новых управленческих ценностей (преемственности, компетентности, самообразования);
-стимулирование мотивации педагогического персонала (материальное и моральное) на инновационные процессы в детском саду через развитие творчества, создания авторских программ, внедрения инновационных технологий за счет интеграции с социальными партнёрами, участие в конкурсной деятельности);
Привлечение родителей к сотрудничеству по поддержке индивидуальных траекторий развития детей.
С этой целью я грамотно выстраиваю перспективные линии развития, апробирую новые механизмы управленческой деятельности:
- провожу систематическую работу по повышению имиджа учреждения ( информация об учреждении размещена на сайте детского сада, находит отражение в газете «Образовательный диалог» при МОУ ДПО Информационно - образовательный центр);
- обеспечиваю апробацию в учреждении современных образовательных технологий (технологий проблемного обучения, проектной деятельности);
- создаю условия для развития инновационных процессов в детском саду через систему стимулирующих выплат из фонда оплаты труда, разноуровневую систему морального поощрения;
- привлекаю педагогов к разработке инициативных проектов с участием родителей.
3. Наличие программы развития ДОУ. Создание условий для реализации программы. Достижение целей программы развития. Характеристика полученных результатов.
Разработанная под моим руководством «Программа развития дошкольного образовательного учреждения» является стратегической основой моих действий, как руководителя, так и педагогического коллектива, выступает в качестве перспективного плана, определяет этапы работы образовательного учреждения в режиме развития.
Содержание программы опирается на актуальный уровень развития детского сада, потенциальные возможности коллектива и руководства, ожидания родителей.
Система управленческих действий заложенных в программу затрагивает всех участников педагогического процесса: детей, педагогов, администрацию, родителей.
^ Цель программы: преобразование детского сада в открытую социально-педагогическую систему. Создание единого развивающего пространства детского сада, семьи, социума, направленного на формирование ребенка как личности, готовой к жизни в постоянно меняющемся окружающем мире, его условиях.
Основные задачи программы:
- обеспечение прав ребенка на качественное образование;
-реализация преемственности и открытости в сфере образовательных подсистем - дошкольной, школьной;
-построение образовательной практики, ориентированной воспитание детей в духе уважения к своей семье, детскому саду, городу, республике, России;
-обновление содержания образования и внедрение современных технологий обучения;
-внедрение в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий и подключение к сети Интернет;
-проведение экспериментальной педагогической работы;
-совершенствование системы управления дошкольным учреждением;
- развитие ресурсного (материально-технического, кадрового, научно-методического) обеспечения образовательного процесса;
-совершенствование мониторинга целостного педагогического процесса для отслеживания, анализа результатов и корректировки реализации программы;
-содействие повышению роли семьи в воспитании детей;
-формирование культуры здорового образа жизни;
В соответствии с обозначенными задачами под моим руководством грамотно вытраивается система развития учреждения, что приводит к поэтапному достижению результатов. На данном этапе развития детского сада можно говорит о следующих достижениях целей программы развития:
-повысилось качество оздоровительной работы с детьми, направленной на формирование, сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья детей средствами физкультурно-оздоровительной деятельности (уровень заболеваемости детей ниже среднегородского уровня в течение 3-х лет);
-повысилась компетентность воспитателей в вопросах индивидуализации образовательного процесса через овладение современными образовательными программами и технологиями, обеспечивающими развитие индивидуальных способностей ребенка (разрабатываются индивидуальные маршруты развития детей);
-взаимодействие педагогов с детьми строится на личностно-ориентированной модели (итоги мониторинга по определению стиля взаимодействия педагогов с детьми - 85% педагогов предрасположены к личностно-ориентированной модели взаимодействия);
-осуществляется квалифицированное консультирование родителей микрорайона по вопросам оздоровления, образования и актуальным проблемам воспитания и развития детей (групповые родительские собрания, общие родительские собрания детского сада, консультирование родителей, дети которых не посещают детский сад);
-повысился уровень правовой культуры всех участников образовательного пространства (проводятся социологические опросы, обеспечена система работы детского сада и отдела по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации городского округа город округа город Рыбинск по повышению правовой культуры);
-расширилось сотрудничество родителей в деятельности образовательного учреждения, в участии в образовательном процессе; в проведении совместных мероприятий;
-расширилась возможность для творческого развития личности ребенка, реализации его интересов (кружковая работа);
-совершенствуется учебно-методическая и материально-техническая база учреждения, создана предметно-развивающая среда, способствующая укреплению психофизического здоровья, формированию нравственно-эстетического мировоззрения личности ребенка;
^4.Обеспечение образовательной деятельности в ДОУ в соответствии с запросами потребителей. Разнообразие и обоснованность предоставляемых услуг.
Одним из направлений моей управленческой деятельности является информационно- аналитическая деятельность по изучению социального заказа родителей.
Инструментарием является анкетирование родителей, изучение опыта других учреждений, социологические опросы. Вместе с коллективом постоянно работаю над имиджем дошкольного учреждения, обеспечивающего его конкурентоспособность в условиях рынка образовательных услуг.
На формирование личности, способной к успешному жизненному, профессиональному самоопределению, большое влияние оказывают возможности дополнительного образования. Миссия системы дополнительного образования детского сада № 5 – создание условий для социализации детей, максимально полного раскрытия потенциала ребенка через активное использование инновационных развивающих технологий. Реализуется миссия через организацию кружковой и студийной работы, которая приобрела ряд качественных характеристик, придающие этому виду образования уникальность и особую социальную значимость. В настоящее время в детском саду функционирует 4 кружка, проводимых педагогами детского сада.
Полученные результаты демонстрируют высокую эффективность деятельности, заинтересованность детей и родителей.
5.Реализация механизмов государственно-общественного управления^ . Наличие документов, локальных актов, подтверждающих участие педагогов, родителей и общественных организаций в управлении ДОУ.
Я, как руководитель, понимаю, что одним из направлений модернизации образования является повышение в образовательной политике роли всех участников образовательного процесса - обучающихся, педагогов, родителей, представителей гражданского общества, что определяется возрастающими требованиями к качеству образовательных услуг.
Государственно- общественное управление образовательного учреждения осуществляется локальных актов и документов. Порядок выборов органов самоуправления и их компетентность определяются Уставом.
В детском саду существует следующие органы самоуправления:
-Совет дошкольного образовательного учреждения.
В него входят представители педагогических работников, заведующий, родители воспитанников.Родители совместно с педагогами и заведующим участвуют в обсуждении вопросов образовательного процесса, определении стратегии развития детского сада.
-Педагогический совет.
Состав: руководитель детского сада, педагогический коллектив, представители психолого-медико-педагогического сопровождения.
На заседаниях совета утверждаются учебные планы к образовательной программе учреждения, методические темы педагогов.
-Общее собрание коллектива.
Состав: коллектив образовательного учреждения.
Принимаются решения по социальной защите работников, договора по охране труда и соблюдению техники безопасности в детском саду.
-Родительский комитет.
Состав: представители родителей детей, руководство образовательного учреждения
С участием родительского комитета решаются вопросы оказания практической помощи в проведении массовых мероприятий, экскурсий, в укреплении материально-технической базы, совершенствовании образовательного процесса.
Для обеспечения деятельности органов самоуправления разработаны и изданы следующие локальные акты:
-Положение о педагогическом совете;
-Положение о родительском комитете;
-Положение об общем собрании трудового коллектива
6. Наличие информационной базы, обеспечивающей процессы управления. Программа мониторинга. Мониторинг образовательных результатов ДОУ.
Информационно-аналитическая деятельность является для меня одним из основных инструментов управления дошкольным учреждением.
Информация выступает сегодня как один из главных ресурсов, наравне с материальными и кадровыми, поэтому я не только владею актуальной и точной информацией, но анализирую и применяю ее в своих управленческих решениях.
Информация востребована родителями, населением микрорайона, сотрудниками, руководителем.
В своей работе я выделила такие уровни информации как:
-Административно-управленческий (необходимый для моих решений)
-Коллективно-коллегиальный (для коллектива)
-Общественный (для детей и родителей)
Для сбора информации использую различные способы:
изучение документов директивных, информативных, правовых, методических на основе которых я организую деятельность своего образовательного учреждения.
анкетирование педагогов и родителей. Изучение опыта других учреждений;
Одним из важных способов получения информации является мониторинг, который проводиться мною по разным направлениям:
мониторинг кадрового обеспечения дает мне возможность проанализировать рост профессионального мастерства, повышение квалификации педагогов, образовательный уровень педагогических работников;
мониторинг психологического климата в коллективе;
В течение трех лет в учреждении проводился мониторинг социально-образовательного уровня родителей. Анализ полученных данных позволяет осуществлять дифференцированный подход к каждой семье. В результате мониторинга здоровья детей стал возможен индивидуальный подход в организации физкультурно-оздоровительной работы.Мониторинг проводится мною как метод исследования педагогического процесса в рамках контрольно-диагностической функции по следующим направлениям:
- разработка системы контроля за образовательной работой с детьми, диагностических материалов, вопросов по осуществлению тематического и фронтального контроля в разных возрастных группах;
- наблюдение за деятельностью воспитателя в процессе работы с детьми, за деятельностью и взаимоотношениями детей;
- фиксация результатов наблюдений;
- анализ результатов образовательной работы, детского творчества, планов и документации воспитателей;
- формирование выводов и заключения о состоянии образовательной работы с детьми;
- осуществление диагностики профессиональной компетентности педагогов, развития детей;
- разработка мероприятий по устранению выявленных недостатков в работе педагогов;
- обсуждение результатов контроля с воспитателями, использование этих результатов при подготовке решений педсовета, планировании работы коллектива.
7. Создание условий в ДОУ для профессионального роста педагогических кадров. Динамика профессионального роста педагогов.
Одной из моих главных задач как руководителя является создание условий для творческой самореализации личности педагога, оказание помощи воспитателям в обретении неповторимой индивидуальности, раскрытии творческого начала каждого педагога, поиска своего стиля деятельности.
Управление методической работой в детском саду № 5 направлено на профессиональное адаптирование, становление, развитие и саморазвитие воспитателей.
В систему методической работы детского сада входят разные виды деятельности, ориентированные на осознание, апробацию и творческую интерпритацию инновационных программ и технологий.
Основными направлениями работы являются:
-внедрение в образовательный процесс передовых педагогических технологий и ППО;
-учет индивидуальных возможностей и личных качеств педагогов и его профессиональных интересов;
-своевременная оценка результатов с целью внесения коррективов в процесс профессионального совершенствования.
Система, созданная в ДОУ для повышения профессионального мастерства педагогов, способствует постоянному росту педагогического мастерства.Проведенное анкетирование воспитателей с целью изучения потенциала педагогического коллектива по отношению к инновационной деятельности показало, что 64% педагогов постоянно проявляют стремление к творческому росту, активность по отношению к педагогической деятельности, работе методических объединений. Педагогические кадры дошкольного учреждения постоянно и систематически повышают свою квалификацию через непрерывное образование и курсы повышения квалификации, а так же методическую работу в детском саду и самообразование.
8.Результаты деятельности ДОУ
Я, как руководитель, вместе с педагогами детского сада активно работаю над созданием условий для качественной подготовки выпускников к школьному обучению. Осуществление индивидуально – дифференцированного подхода и использование индивидуальных карт позволяет обеспечить индивидуальный личностный рост детей. Результативность педагогической деятельности наглядно просматривается на примере развития детей подготовительной группы.
Уровень развития мышления, речи, памяти, мелкой моторики соответствует возрастным нормам. Дошкольники демонстрируют высокий уровень познавательного интереса, у основной массы детей сформирована мотивационная готовность к школьному обучению – 69,5%. Можно сделать вывод, что программа подготовки дошкольников к благополучному переходу от одного социального статуса к другому дает положительные результаты.
В среднем около 57% детей имеют системные знания, освоенные закономерности распределяются на познание объектов окружающей действительности, происходит установление закономерных связей объектов, появление обобщений (родовых, видовых) и обобщенности знаний. Ежегодно 9-12 % детей имеют узкие знания, встречаются частые заблуждения, что обусловлено психологическими особенностями детей.
Отмечается, что 82% детей успешно осваивают программу по разделу «Развитие элементарных математических представлений», у них сформированы представления о количественных отношениях, они пользуются простыми алгоритмами, оперируют математическими знаками, имеют обобщенные представления о свойствах предметов.
Результатом воспитательной системы детского сада является:
- проявление у большинства воспитанников эмоционально – положительного отношения к сверстникам, своей семьей;
- повышение любознательности, познавательного интереса к природе, культурному наследию малой Родины,
- развитие коммуникативных способностей детей,
- активное участие семьи в педагогическом процессе, включение родителей в совместную деятельность.
У выпускников детского сада сформирован познавательный интерес, операция анализа, классификации, обобщения. Дети, получив знания, применяют их в различных видах деятельности. Задания выполняют с интересом, самостоятельно, не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах. Способны к самостоятельному решению творческих задач, сделать умозаключение и выводы на основе имеющихся знаний. Речь содержательна, эмоциональна, выразительна, фонетически и грамматически правильная.
У детей развита произвольность психических процессов: внимания, памяти, мышления. Сформированы интеллектуальные умения, основы художественных способностей: музыкальных, изобразительных, танцевальных.Они желают учиться в школе, имеют познавательный и социальный мотив учения. Педагоги устанавливают с родителями доверительные отношения и постоянно обеспечивают родителей психологической и педагогической информацией, стремятся к тому, чтобы реализовывался единый подход к ребенку с целью его личностного развития.
В детском саду воспитываются дети нескольких поколений. Создано древо таких династий. Наш коллектив считает, что если родитель приводит ребенка в детский сад, который посещал сам, - это хороший показатель, значит, у него остались самые приятные впечатления о нем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология управленческой деятельности современного руководителя дошкольного образовательного учреждения
Раскрываются основные управленческие механизмы, обеспечивающие перевод дошкольного учреждения из функционирующего в развивающий режим....
Контроль как одна из функций управленческой деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения.
На современном этапе развития системы дошкольного воспитания повышение его качества в соответствии с планируемыми целями является одной из приоритетных задач управления ДОУ. В этой связи важнейшее зна...
Консультация для музыкальных руководителей на тему: "Сотрудничество музыкального руководителя дошкольного образовательного учреждения с родителями"
Переход к личностно-ориентированной модели общения педагога с детьми вызвал необходимость по-новому взглянуть и на проблему взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями с целью ...
Технология управленческой деятельности современного руководителя дошкольного образовательного учреждения.
На сегодняшний день ключевым вопросом модернизации образования является повышение его качества, приведение в соответствие с мировыми стандартами. В документах, определяющих развитие системы образовани...
Контроль как функция управленческой деятельности в дошкольных образовательных учреждениях. Презентация.
Контроль является одной из важнейших составляющих процесса управления, служащей основанием для осуществления обратной связи, дающей возможность руководителю прогнозировать пути развития ДОУ, правильно...
Управленческая культура руководителя дошкольной образовательной организации
В статье определено понятие управленческой культуры, выделены и обозначены основные компоненты структуры управленческой культуры....
«Контроль как функция управленческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении»
laquo;Контроль как функция управленческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении»...