Система оздоровительной работы в ДОУ
материал по теме

Система оздоровительной работы в ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СИСТЕМА         ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ  РАБОТЫ В ДОУ

Н.Г.Колесникова, заведующий ГБДОУ детский сад № 41 присмотра и оздоровления Фрунзенского района Санкт-Петербурга

В последние годы в Санкт-Петербурге наблюдается рост показателей общей и первичной заболеваемости детей всех возрастов. Показатель заболеваемости детей в 2011 году составил 2690,6 случаев, в 2010 году – 2652,3, в 2009 году – 2691,0. С 2001 по 2010 годы первичная заболеваемость детей увеличилась на 49 процентов (с 1614 до 2406 случаев на 1000 детей), Установлен факт ухудшения здоровья каждого следующего поколения относительно предыдущего. Наблюдаются проблемы здоровья среди детей и молодежи, которые были характерны в предыдущие годы лишь для лиц пожилого возраста.

В понятие «полноценное здоровье» входит совокупность всех компонентов:

  • здоровье физическое
  • здоровье психическое 
  • здоровье социальное 
  • здоровье нравственное

Важно отметить, что все составляющие здоровья взаимосвязаны и нарушения в одном из компонентов приводит к возникновению нарушений в другом.

        В последние годы в системе дошкольного  воспитания прослеживалась тенденция к укреплению физического здоровья детей (развитию их двигательной активности), а  психическому и социальному здоровью дошкольников часто уделялось недостаточное внимание.

 По данным статистики неуклонно возрастает число детей, страдающих бронхиальной астмой и сахарным диабетом, заболеваниями желудочно-кишечного тракта и желчного пузыря, болезнями мочевыводящих путей, расстройствами со стороны сердечно-сосудистой системы, нейродермитом и многим другим. Все это - психосоматические заболевания, когда психическое и соматическое (телесное) неразрывно связаны в происхождении и клинической картине заболеваний.

Первые проявления психосоматических состояний взрослого человека, как правило, имеют корни в детском возрасте.

Эксперты ВОЗ на основе анализа результатов многочисленных исследований в различных странах убедительно показали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, которые страдают от недостаточного общения со взрослыми и их враждебного отношения, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада.

Проведя  мониторинг заболеваемости детей нашего учреждения мы выделили основные  сопутствующие нарушения здоровья* СЛАЙД

На основе анализа всего выше изложенного материала были определены основные направления работы:

  1. Лечебно-профилактическая работа;
  2. Формирование основ здорового образа жизни;
  3. Создание  эмоционально благоприятной среды для сохранения и укрепления здоровья детей.
  4. Формирование благоприятного психологического климата в семье  - одной из основ психологического здоровья ребенка.

   Единство физического, психологического здоровья и эмоционального благополучия ребенка, не сводится к узко педагогическим средствам физического воспитания и медицинским мероприятиям. Оно предусматривает создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценную жизнедеятельность детей в дошкольном учреждении:

  • профессионализм педагогических кадров;
  • обеспечение материально-техническое оснащения ДОУ;
  • мотивация коллектива на внедрение инновационных процессов,

          способствующих развитию и укреплению здоровья воспитанников;

1 направление: Лечебно – профилактическая работа включает в себя:

  • профилактические, лечебно-оздоровительные мероприятия
  • общеукрепляющую терапию
  • физиотерапию
  • фитотерапию
  • галатерапию;
  • организацию рационального и гипоаллергенного питания
  • десятидневное меню разработано с учетом калорийности пищевых веществ жиров, белков и углеводов;
  • санитарно-гигиенические и противоэпидемиологические мероприятия:
  • рациональный режим жизни;
  • двигательная активность во время образовательного процесса;
  • комплекс закаливающих мероприятий
  • режимы проветривания и кварцевания.

Лечебно-оздоровительный процесс осуществляется специалистами ДОУ:

  • врачом-педиатром;
  • врачом-ортопедом;
  • врачом ЛФК;
  • старшей медицинской сестрой;
  • медсестрой по массажу;
  • медсестрой физиотерапевтического кабинета;
  • педагогом-психологом;
  • инструктором  физвоспитания;
  • учителем-логопедом.

Подбор специалистов обусловлен наличием сопутствующих заболеваний у воспитанников ДОУ.

2 направление: Формирование основ здорового образа жизни включает в себя:

  • реализацию авторской программы, разработанной на базе ДОУ «Расти здоровым!»

основных разделов:

  • Я человек
  • Мой путь к здоровью
  • Я в гармонии с миром
  • использование современных инновационных технологий при реализации программы (авторская программа реализуется через  проекты, разработанные  педагогами ДОУ с использованием интерактивного оборудования)
  • использование «здоровьесберегающих» технологий и методик (дыхательные гимнастики, индивидуальные физические упражнения и игры,  ритмопластика и мн. др.);

3 направление: Создание  эмоционально благоприятной среды для сохранения и укрепления здоровья детей.

Принцип этого направления работы: Каждый ребенок должен в детском саду ощущать себя любимым, чувствовать к себе интерес и внимание. 

Задачи этого направления -  формирование общего воспитательного «поля» вокруг ребенка, обеспечивающего согласованность действий  педагогов и родителей.

         Условием успешной работы является педагог, формирующий пространство  в группах и наполняющий каждого ребенка вниманием и заботой.

  1. С целью повышение своей компетентности педагоги проходят обучение на семинарах и мастер – классах по эффективному взаимодействию с детьми и родителями:

    Темы встреч с педагогами:

  • «Создание эмоционально-благоприятной  атмосферы в группе»
  • «Особенности развития эмоциональной сферы ребенка»
  • «Позитивное мышление в работе педагога с детьми и родителями»
  • «Тренинги по профилактике проф. выгоранию педагогов и формирование ресурса стрессоустойчивости» и др.

  1. Создают благоприятный климат   через особые отношения   и предметно развивающее пространство в группах:
  • Правила поведения в группах
  • Вежливые слова, «Мирилки»,
  • Солнышко для писем
  • Экраны настроения» помогают отслеживать эмоциональное состояние в течении дня

  1. Педагоги формируют у детей чувство безопасности и защищенности   через «ласковые имена» и   альбомы с фотографиями, которые поддерживают ребенка в течение дня. 

  1. Успехи и достижения детей  отслеживаются каждый день  и родители это видят:

       Благодаря эмоциональному климату, созданному в детском саду:

  • дети чувствуют себя защищенными и нужными.
  • ребенок понимает, что его принимают таким, как он есть,
  • начинает жить настоящей полнокровной жизнью,
  • не боиться соответствовать, чьим либо ожиданиям
  • начинает жить в гармонии.  

4 направление: Формирование благоприятного психологического климата в семье  - одной из основ психологического здоровья ребенка.

Принцип работы: Формирование эмоционально открытой и безопасной  среды для родителей.

Семейное воздействие на детей уникально по интенсивности и результативности. Оно осуществляется непрерывно, одновременно охватывая все стороны формирующиеся личности ребенка. Именно родительское отношение и воспитание, личный пример способствует формированию у ребенка нравственной позиции личности выработке положительных привычек в общении, их анализа. Поэтому очень важно, чтобы родители осознавали значение формирования культуры общения и помогали ребенку адаптироваться в обществе.

Для формирование эмоционально открытой и безопасной  среды для родителей нам помогают:

Традиционные формы взаимодействия

  • индивидуальная работа с родителями,
  • консультации, собрания,
  • уголки для родителей,
  • педагогические беседы с родителями,
  • лекции, тематические выставки,
  • спортивные соревнования,
  • совместные праздники, разнообразные стенды,
  • подведение итогов.

Нетрадиционные

  • Анкетирование родителей по теме: «Культурное развития ребенка»
  • Встречи в родительском клубе «Счастливый родитель»
  • «Совместное творчество детей  и родителей» выставки, поделки, альбомы путешествий, любимые игры дома, придумывание сказок;
  • Альбомы путешествий семьи, «Древо семьи» помогают понять ребенка и сблизиться с семьей
  • Создать доверительные отношения с родителями удалось через раскрытие интересов семьи: «Любимая игра семьи»,  «Любимая книга семьи»,   «Герб нашей семьи»
  • Формируем у ребенка положительную самооценку через взаимодействие с родителями - «Рисунок имени ребенка», «Ласковое имя в ромашке»
  • Воспитываем патриотические   чувства – через составление альбомов «Я люблю свой город»
  • Узнаем традиции семьи.
  • Формируем нравственные качества  ребенка через чувства –   «Поляна наших чувств»;   сказочные истории  - альбома «Палочка – выручалочка», инсценирование сказок в группах и придумывание с родителями историй «Книга –доброты».

Совместные встречи  в родительском клубе «Счастливая СЕМЬЯ» помогают построить дружеские отношения и решать целый ряд задач:

  • Создать безопасное   пространство и наполняя его хорошим настроением
  • Обучить играть вместе с детьми  и получать  удовольствие
  • Развивать пальчики, рассказывая стихи руками
  • Учиться расслабляться и правильно диафрагмально дышать
  • Использовать волшебный массаж снимающий напряжение
  • Обучаеть понимать смысл   ласковых слов и формировать  культуру общения

Темы встреч в Родительском клубе:

  • Игра в жизни дошкольника.
  • Как и во что играть с ребенком.
  • Эмоциональный мир ребенка. Как справиться с сильными эмоциями.
  • Эффективное взаимодействие с ребенком. Причины плохого поведения.
  • Сила ласковых слов.
  • Детские страхи, как можно с ними справиться.
  • Воспитание женственности у девочек и мужественности у мальчиков.

Результатом выстроенной системы работы является активность и включенность родителей в жизнь своих детей и в воспитательно-образовательный процесс детского сада.

По итогам работы за год проводится медицинский мониторинг, мониторинг:

  • физического развития детей
  • педагогической деятельности,
  • компетентности и удовлетворенности родителей,

что позволяет скорректировать и определить основные направления работы на следующий год и разработать индивидуальный оздоровительный маршрут для каждого ребенка.

Только благодаря комплексному взаимодействию

«Ребенок – родитель – воспитатель», мы можем рассчитывать на эффективность работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система оздоровительной работы в ДОУ

Воспитание здорового ребёнка в ДОУ осуществляется через систему физкультурно-оздоровительной работы. Она включает в себя взаимосвязанные разделы:1. Создание условий для двигательной активности.2. Сист...

Система оздоровительной работы в средней группе ДОУ

Система оздоровительной работы в средней группе ДОУ. Представлен план оздоровительных мероприятий с их описанием.  Разработан для воспитателей....

Система оздоровительной работы ДОУ в работе с родителями. Консультация для педагогов

Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ - одно из важнейших наравлений. В консультации  представлены все элементы системы работы по этому направлению....

Система оздоровительной работы в ДОУ и работа с родителями

Разнообразные виды организации режима двигательной активности ребенка Регламентированная деятельность:- Утренняя гимнастика- Физкультминутки, физкультпаузы- Динамические переменки- Физкультурные ...

Презентация «Система оздоровительной работы в ДОУ. Работа с родителями»

Презентация«Система оздоровительной работы в ДОУ.Работа с родителями»...

Доклад на педсовет Тема педсовета: "Работа ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников" Тема выступления: "Система оздоровительной работы в ДОУ с помощью нетрадиционного оборудования"

Доклад на педсоветТема педсовета: "Работа ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников"Тема выступления: "Система оздоровительной работы в ДОУ с помощью нетрадиционного оборудо...