Театрально-игровая деятельность в ДОУ
статья по теме
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов ГБДОУ детский сад № 26 комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербурга
Театрально-игровая деятельность в ДОУ
Составила старший воспитатель: Лебедь Е.Н.
Что такое детская игра! Игра – это деятельность, которая одновременно протекает в двух планах. С одной стороны, игра подразумевает условность ситуации и содержит ряд условных элементов. С другой стороны, в игре имеется план реальных действий и отношений, так как детям нужно договариваться о том, что происходит в игре. (1)
Игра – основная форма активности ребенка. В игре удовлетворяются базовые потребности самого ребенка (в движении, в общении, в познании, в самореализации, свободе, активности и самостоятельности, в радости и удовольствии, в потребности быть «как взрослый»).
В дошкольной педагогике принято делить игры на две большие группы:
- Творческие – это игры где правила устанавливаются по ходу игровых действий.
- Игры с правилами.
Творческие игры | |
На основе готовых сюжетов | Сюжеты самостоятельно придумываются детьми |
|
|
Игры с правилами
Создаются и вносятся в жизнь детей взрослыми.
- подвижные
- спортивные
- интеллектуальные
- музыкальные (ритмические, хороводные, танцевальные)
- коррекционные
- шуточные (забавы, развлечения)
- ритуально-обрядовые игры
- народные игры.
Игры могут быть квалифицированы по месту в педагогическом процессе детского сада. В этом случае выделяют:
- самодеятельные (самостоятельные) игры, которые возникают по инициативе самих детей.
- игры, организуемые взрослыми в целях обучения, воспитания или коррекции развития детей.
Игра и ее место в педагогическом процессе детского сада.
Игрой должен быть насыщен весь педагогический процесс детского сада. Для игры отводится время до завтрака и после него, игра является важнейшим способом организации непрерывной образовательной деятельности, игры организуются также и на прогулке и во второй половине дня.
В процессе организации образовательной деятельности с детьми широко используются игровые методы:
№ | Игровые методы | Алгоритм организации, характеристика игры. | Адресность |
1. | Игра-превращение | Эмоциональное обозначение роли педагогом с использованием имитации, потешек, песенок, загадок, стихов. Раскрытие образа, характерных черт, с учетом последующей детской деятельности. Мотивация детей к превращению через «сказочную формулу», «зовущие слова». Уточнение принятия роли детьми через общение и игру-имитацию. Интересная увлекательная детская деятельность (продуктивная, познавательная и т.д.). Завершение игры. | преимущественно группы раннего и младшего дошкольного возраста |
2. | Дидактическая игра | Ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняется знания и представления детей о них). Объяснение хода и правил игры (что они запрещают, разрешают, предписывают). Показ игровых действий. Определение роли педагога в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Подведение итогов (анализ результата). | все возрастные группы |
2. | Сюжетно-дидактическая игра | Создание проблемной-игровой ситуации. Совместное обсуждение способов помощи (решения проблемы). Выполнение игровых (практических, продуктивных) действий. Подведение итогов (анализ результата). | все возрастные группы |
3. | Игра-путешествие | Имеет сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Постановка игровой задачи через «зовущие слова», вызывающие интерес и активность детей. Обсуждение способов ее решения. Путешествие с опорой на «карту» (наличие обязательного маршрута путешествия). Поэтапное решение задач - остановки в процессе маршрута предполагают организацию различных видов детской деятельности (познавательной, продуктивной, речевой и др.) и содержательного отдыха. В процессе путешествия возможно введение игровых персонажей, выполнение ролевых действий детьми и взрослым. | все возрастные группы |
4. | Игра по станциям (маршрутная игра) | Прохождение команд по индивидуальному маршруту (ИМ) по станциям, выполняя задания разной направленности. ИМ указывается в маршрутном листе. Сказочные или игровые персонажи на каждой станции оценивают то, как дети справились с заданиями. Игровые станции – центры активности группы или участки детского сада. Каждой станции присваивается название, в отдельных случаях эмблема, игровой персонаж. Количество станций – 5-7. | средний, старший дошкольный возраст |
6. | Игра-фантазирование | Ее основа - литературный опыт детей (чаще сказки), который преобразуется в ходе игры на основе приемов развития фантазирования: - приписывание известному герою неожиданных характеристик; - сочинение историй по заданным условиям: модели, мнемотаблице, иллюстрации. Игра протекает, как правило, в речевом плане, изобразительных действиях и движении. | Старший дошкольный возраст |
В образовательной деятельности применяются различные игровые приемы: действия с игрушками, игровая имитация движений, действий, речи, игровые роли. Эти приемы поддерживают внимание детей, способствуют познавательной активности, стимулируют проявление творчества.
Классификация детских игр по С.Л.Новоселовой
Игры, возникающие по инициативе взрослого | Игры, возникающие по инициативе детей |
Обучающие: - дидактические -сюжетно-дидактические -подвижные Досуговые: - игры-забавы - игры-развлечения - интеллектуальные -празднично-карнавальные - театрально-постановочные | Самостоятельные сюжетные игры: - сюжетно-отобразительные - сюжетно-ролевые - режиссерские - театрализованные Игра-экспериментирование - игры с природными объектами - игры с игрушками для экспериментирования |
Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса Традиционные или народные игры |
Для реализации ваших творческих идей вам поможет лесенка успеха.
1 ступенька (Обогащение жизненного опыта ребенка яркими впечатлениями) | Воспитатель играет роль артиста, а ребенок роль «очарованного зрителя» Эту форму «спектакля» воспитатель применяет до тех пор пока ребенок действительно не будет «очарован» и не проявит инициативу учиться |
2 ступенька (Совместная игра) | Воспитатель – партнер «вкусный собеседник» Ребенок уже включился в освоение заинтересовавшей его деятельности, но ему еще необходима помощь взрослого, диалог с ним. Вторая ступенька не простая, т.к. у каждого ребенка скорость восхождения к третьей ступеньке разная. Значит воспитатель должен по разному заниматься с каждым ребенком, до тех пор пока все дети ее не переступят. |
3 ступенька (Самостоятельная игра) | Воспитатель – наблюдатель «дирижер» Это уровень самостоятельности, для которого характерны инициативность, автономность и ответственность за достижение результата. |
4 ступенька (Творческая игра) | Воспитатель – «очарованный зритель» Когда дети научились самостоятельно что-то делать, найдя индивидуальный стиль исполнения деятельности, они становятся «артистами», а воспитатель открывает для себя, что-то новое и удивительное в ребенке. |
Прохождение ребенком каждой ступеньки для воспитателя – это успешный результат его работы!
Список используемой литературы
Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения/под редакцией А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцевой.-СПб.: Питер, 2013 (1 стр. 264)
Лекция №ПМ 02.4 Дистанционные материалы по дополнительной профессиональной программе профессиональной переподготовки «Дошкольное образование»
http://edu.pkgo.ru/education/children/ds39/avtorskie-tekhnologii.php
http://poisk-ru.ru/s50110t9.html (Новоселова С. О новой классификации детских игр // Дошкольное воспитание. – 1997. - № 3. – С. 84)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Художественное творчество и моделирование предметно-игровой среды в театрально-игровой деятельности детей
Организация педагогического процесса требует таких форм и методов работы, которые позволяют вовлечь в активную деятельность всех дошкольников. Одним из путей, содействующих решению этой сложной задачи...
«Организация интегративной игровой деятельности, в процессе подготовки дошкольника к театрально – игровой деятельности».
Данная статья посвящена вопросу организации интегративной игровой деятельности, в процессе подготовки дошкольника к театрально - игровой деятельности.Ключевые слова: интеграция, театрально - игровая д...
" Развитие речи в театрально - игровой деятельности". Опыт работы по театрализованной деятельности по сказке " Рукавичка"
С ранних лет каждый малыш стремится проявить творчество, и поэтому я стараюсь создать в своей группе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей. Чтобы каждый смог максимально реализовать свои ...
Программа по театрально-игровой деятельности детского театрального кружка «Из сказки в сказку»
Программа по театрально-игровой деятельности детского театрального кружка «Из сказки в сказку»...
Опыт работы по театрально - игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста. Театральное пособие "От потешек к Пушкинскому балу".
Разработанное мною методическое пособие "От потешек к Пушкинскому балу" посвящено актуальной проблеме дошкольного образования - развитию творческого потенциала дошкольников средствами ...
1.Использование театрально-игровых технологий в театральной деятельности . 2.Использование театрально-игровых технологий в песенном творчестве
1.Использование театрально-игровых технологий в театральной деятельности«Стихотворение, которое подходит по своему содержанию к сюжету музыкального произведения»2. Использование теат...
Журнал для родителей "Театральная копилка" развитие речи детей третьего года средствами театрально - игровой деятельности.
Предлагаемый материал предназначен для родителей и детей младшего дошкольного возраста. Журнал «Театральная копилка» становится постоянным проводником в сотрудничестве педагога...