Профстандарт для педагога
методическая разработка на тему
Педагогу дошкольного образования ХХI века необходимо обладать огромным количеством профессиональных компетенций: знать нормативные документы, уметь проектировать программы, владеть компьютерными технологиями, диагностиками, методиками, организовывать работу детско-родительских сообществ, грамотно выстраивать развивающую среду группы – все это далеко не полный перечень, которыми обязан владеть сегодняшний воспитатель. В рамках подготовки к внедрению «Профессионального стандарта педагога» эти компетенции становятся отправной точкой дальнейшего развития дошкольного образования.
Разработка концепции профессионального стандарта началась еще в 2012 году по поручению президента РФ, и вступление его в силу было запланировано на 1 января 2015 года. С чем же связаны неоднократные переносы внедрения данного документа в практику работы образовательных учреждений?
Инициаторами такого переноса стали профсоюзы, которые опасались дополнительной нагрузки на педагогов, неготовности их соответствовать новым стандартам, а также отсутствия программ подготовки педагогов соответствующего уровня.
Администрация любого дошкольного образовательного учреждения должна четко осознавать, что ни один педагог не способен моментально перестроиться к новым требованиям, невозможно озвучить воспитателям статьи всех документов, регламентирующих современные компетенции педагога и ожидать положительного результата.
Сложнейшей задачей заведующего, старшего воспитателя, методиста ДОУ является подведение педагогов к нужному результату, раскрытие смысла каждого требования в отдельности и путей достижения такого уровня профессиональной компетентности, при которой педагог сможет чувствовать себя конкурентоспособным и уверенным в своих силах. Важным аспектом при такой работе становится индивидуализация административной работы. ФГОС ДО говорит об индивидуализации развития личности детей, наша задача перенести этот принцип и на взаимодействие с педагогами.
Карта, разработанная в нашем образовательном учреждении, поможет постепенно, с учетом индивидуальных особенностей каждого педагога и наличием четко структурированной системы, подойти к внедрению профессионального стандарта и успешно работать в новых условиях образовательного пространства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profstandart.docx | 25.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Структурные единицы профстандарта для работы с педагогами
Разработка и реализация программ | Участие в разработке основной образовательной программы и рабочей программы в соответствии с ФГОС ДО Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды Проектирование и реализация воспитательных программ Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения |
Организация педагогической деятельности в соответствии с ФГОС ДО | Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО Планирование и реализация образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО и ООП |
Методы и методики | Знать основы методики преподавания, воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий Применять методы физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с ООП Владеть стандартизированными методами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся |
Образовательная деятельность | Планирование и проведение учебных занятий Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению Формирование универсальных учебных действий Формирование мотивации к обучению Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности Владение формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п. Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов |
Организация работы за пределами ДОУ | Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п. Нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов и экспедиций) |
Коррекционная работа | Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу |
ИКТ | Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями Владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста - общепользовательская ИКТ-компетентность; - общепедагогическая ИКТ-компетентность; - предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности) |
Работа с сообществами Работа с родителями | Помощь и поддержка в организации деятельности органов самоуправления Создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников Управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность Формировать детско-взрослые сообщества Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка |
Воспитательная работа | Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка) Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации Анализирование реального состояния дел в учебной группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу Нахождение ценностного аспекта учебного знания и информации, обеспечение его понимания и переживания обучающимися Формирование психологической готовности к школьному обучению Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся |
Среда | Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в образовательной организации Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе |
Психологический комфорт | Создание позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья Выстраивание воспитательной деятельности с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей Общение с детьми, признание их достоинства, понимая и принимая их Разработка (освоение) и применение современных психолого-педагогических технологий, основанных на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде Защита достоинства и интересов обучающихся, помощь детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях Составление (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическую характеристики (портрет) личности обучающегося |
Работа с особыми детьми | Использование и апробация специальных подходов к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными потребностями |
Организация различных видов деятельности | Организация различных видов внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.) Владение и организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства Использование в практике своей работы психологических подходов: культурно-исторического, деятельностного и развивающего |
Теория дошкольного образования | Преподаваемый предмет в пределах требований ФГОС ДО и ООП, его истории и места в мировой культуре и науке История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества Современные тенденции развития дошкольного образования Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях Специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста Основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания Общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте Особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте Основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста Педагогические закономерности организации образовательного процесса |
Теория психологии | Законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития Теория и технологии учета возрастных особенностей обучающихся Закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологических особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ Основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью Основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей Социально-психологические особенности и закономерности развития детско-взрослых сообществ |
Мониторинг | Научное представление о результатах образования, путях их достижения и способах оценки Пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка Оценивать образовательные результаты: формируемые в преподаваемом предмете предметные и метапредметные компетенции, а также осуществлять (совместно с психологом) мониторинг личностных характеристик Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей Использование методов и средств анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющих оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения |
Работа со специалистами | Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума Осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическое сопровождение основных общеобразовательных программ Понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.) |
Индивидуализация образования | Оказание адресной помощи обучающимся Владение профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья Разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов, индивидуальных программ развития и индивидуально-ориентированных образовательных программ с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся Организация образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка Активное использование недирективной помощи и поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности |
Нормативная база | Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, образования, основы законодательства о правах ребенка Нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи Конвенция о правах ребенка Трудовое законодательство |
Профессиональные компетенции | Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики Развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом особенностей возрастных и индивидуальных особенностей их развития |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар для педагогов "Профстандарт и компетенции педагога"
Профессиональный стандарт педагога — основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций педагога. Профстандарт предъявляет особые требования к компетенции пед...
Обучающий семинар «Формирование профессиональных компетенций педагога в соответствии с профстандартом «Педагог»»
Семинар предназначен для педагогов дошкольных образовательных организаций. Раскрывает особенности компетенций необходимых педагогу дошкольной организации....
семинар-практикум для педагогов дошкольных организаций «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»
Цель. Расширение представления о профессиональном стандарте педагога. Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной компетентности. ...
«Интерактивные методы и формы работы современного педагога по реализации задач образовательного процесса в контексте профстандарта «Педагог»».
Интерактивные методы и формы работы современного педагога по реализации задач образовательного процесса в контексте профстандарта "Педагог"....
Тест для педагогов «Диагностика профессиональных затруднений педагогов в условиях реализации ФГОС дошкольного образования и Профстандарта «Педагог»
Разработанный тест позволит старшему воспитателю скорректировать методическую деятельность по устранению профессиональных дефицитов у педагогов ДОУ....
Семинар-практикум для педагогов дошкольных организаций «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»
Цель.Расширение представления о профессиональном стандарте педагога.Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной компетентности.Вступительное слово.1-2 слайды...
Методические рекомендации для педагогов «Профстандарт педагога»
Методические рекомендации для педагогов «Профстандарт педагога»...