Выступление на педсовете по теме "Развитие игровой деятельности в соответствии ФГОС ДОУ"
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Щербакова Анжела Владимировна

Выступление на педсовете в дошкольном образовательном  учреждении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие игровой деятельности в соответствии ФГОС ДОУ

Слайд 2

Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности - является игра. Именно игра позволяет построить соответствующую особенностям дошкольников систему обучения, обеспечивает вариативность дошкольного воспитания. ФГОС ДО рекомендует использование игровых форм образовательной деятельности во всех областях образовательной программы. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. 

Слайд 3

Одной из задач игровой деятельности является связь с действительностью, дети должны учиться жить в современном мире.

Игровая  деятельность может реализовываться в двух направлениях: первое — дети сами устанавливают правила, придумывают содержание игры на основании имеющихся атрибутов (игрушек или другого доступного инвентаря), второе — на основании игровой технологии осуществляется процесс обучения, развития и воспитания.

Слайд 4

В процессе совместных игр со сверстниками, у ребенка формируются важнейшие коммуникативные качества, необходимые ему в сфере образовательного процесса с детьми, способствует социально – личностному развитию.

Правильно организованная и умело направляемая игра позволяет малышу:

  • развиваться физически и интеллектуально;
  • формировать положительные черты характера;
  • учиться общению со сверстниками и окружающими взрослыми;
  • быстро и легко усваивать новые знания.

ФГОС опирается на схему линии развития ребёнка: чувствовать — узнавать — создавать. То есть в детском саду должно осуществляться одновременно развлечение, познание и творчество. Всё это объединяет в себе игра.

Слайд 5

Дети должны чётко понимать правила игры.

Чтобы приём «работал», нужно его правильно применять. Для этого ФГОС ДО предусмотрены следующие принципы внедрения игровой деятельности в работу дошкольного учреждения:

  • свободное вовлечение в игру (нельзя принуждать малышей играть, это может спровоцировать «эффект обратной петли», и ребёнок откажется и от других видов взаимодействия);
  • исключение занятий, попирающих нормы общественной морали (например, игра на деньги или вещи), или унижающих достоинство играющих;
  • отсутствие показательной назидательности и дидактичности (то есть не стоит перегружать занятие информацией);
  • чёткое понимание ребятами правил игры;
  • исключительно положительное влияние на эмоциональную, интеллектуальную сферы участников;
  • достаточное количество времени и материально-технической базы для игры;
  • наличие игровой среды для мальчиков и для девочек;
  • своевременное изменение формы и содержания игр в зависимости от возраста ребят;
  • создание условий для демонстрации самостоятельной активности детей (театральной, интеллектуальной, конструктивной, двигательной);
  • доступность предметно-игровой среды для всех участников.

По форме игры могут быть:

  • индивидуальные, где каждый борется сам за себя;
  • групповые, в которых малыш чувствует ответственность за свои действия.

Также стоит сказать и о такой форме, как проект, который может быть и индивидуальным, и групповым, а также иметь разные временные рамки для осуществления.

Слайд   6

Условия развития игровой деятельности в свете ФГОС.

Креативный подход воспитателя в составлении игр касается всех аспектов: от разработки сценария до моделирования костюмов

Реализации технологии игры в дошкольном учреждении имеет ряд особенностей.

Среди основополагающих черт можно выделить:

креативный подход воспитателя к работе;

выбор игры, которая позволит решать задачи обучения, развития и воспитания на конкретном этапе развития ребёнка;

учёт личностных качеств играющих;

хронометраж.

Слайд 7

Большая творческая задача для воспитателя - организовать игры в детском саду так, чтобы жизнь детей была содержательной, интересной и увлекательной.

Слайд 8

Фото

Слайд 9

Компьютерные игры:

  • помогают быстрее перейти от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению, что является важной ступенью развития логики;
  • способствуют формированию умения анализировать;
  • ускоряют процесс управления собственной внешней деятельностью (так, малышу нужно одновременно совершать действия мышью и наблюдать за изображением на экране) и т.д.

Таким образом, компьютерные игры позволяют ребятам значительно быстрее осуществить переход от простейших форм мышления к сложным.

Слайд 10

Виды игр для ребенка: творческие игры, игры с правилами.

По ФГОС игры делятся:

  • досуговые (служат отличным развлечением в моменты пауз между основными видами активности или для объединения ребят во время прогулок – «Ручеёк», пальчиковые игры и т.д);
  • подвижные (способствуют физическому развитию — физкультминутки, разминки и т.д.);
  • театрализованные (решают задачи формирования выразительности речи, интеллектуального, эстетического, коммуникативного воспитания, развивают творческие способности — постановки сказок, инсценировки отрывков из прочитанных книг и т.д.);
  • компьютерные (с обязательным обучающим компонентом);
  • игры с правилами (учат малышей соблюдать правила, а также показывают, что перед «законом» равны все — лото, домино и т.д.);
  • сюжетно-ролевые игры (развивают игровой опыт дошколят, открывают новые горизонты отображения мира – «Дочки-матери», «Козаки-Разбойники», «Снегурочка» и т.д.)

Слайд 11

Образовательная деятельность в режиме дня предполагает организацию:

  • досуговых,
  • подвижных,
  • театрализованных игр,
  • игр с правилами,
  • организацию совместных с педагогом сюжетных игр, способствующих обогащению игрового опыта детей.

Роль воспитателя:

воспитатель выступает как игровой партнер, носитель игровой культуры, которую передает детям в процессе совместной деятельности.

Слайд 12

Свободная деятельность сопровождается

организацией педагогической поддержки самодеятельных детских игр (сюжетно-ролевых, режиссерских, игр-экспериментирований) организуемых по инициативе самих детей игр с правилами, подвижных, досуговых, народных.

Роль воспитателя:

• воспитатель поощряет проявления разнообразной игровой активности, инициативности, самостоятельности; предоставляет возможность свободного выбора тематики, партнеров, способов и средств реализации собственной деятельности.

Слайд 13

Памятка для воспитателей ДОУ

«Требования к педагогам в развитии игровой деятельности».

Сотрудники дошкольных образовательных учреждений в процессе игры:

Слайд 14

Игра для дошкольников — это ведущий вид деятельности. Именно через него дети узнают мир, учатся взаимодействовать с другими людьми, познают себя. Задача взрослого разнообразить эту практику интересными формами проведения игр. При этом нужно ориентироваться на те требования, которые выдвигаются к подобного рода деятельности ФГОС и другими документами, регулирующими процесс образования дошкольников. Правильно организованная работа обеспечит высокие достижения в обучении, развитии и воспитании будущих школьников.



Предварительный просмотр:

Памятка для воспитателей ДОУ

«Требования к педагогам в развитии игровой деятельности».

Сотрудники дошкольных образовательных учреждений в процессе игры:

  • Создают условия для игровой деятельности детей. Наличие оборудования, игрушек, игр, необходимых атрибутов. Эстетическое состояние оборудования, игрушек. Соблюдение игрового режима. Организация начала игры, побуждение детей к игре.

  • Выполняют санитарно – гигиенические требования. Проветривание, влажная уборка помещения, соблюдение температурного режима, качество и безопасность игрового оборудования.

  • Соблюдают баланс между игрой и другими видами деятельности в педагогическом процессе: сберегают время, предназначенное для игры, не подменяя её занятиями; обеспечивает плавный переход от игры к занятиям, режимным моментам.

  • Соблюдают методики   проведения игры. Ознакомление детей с условиями, правилами игры или обсуждение сюжета. Постановка задач, целей. Проектирование развития игры. Использование различных приёмов, направленных на повышение целеустремлённости, активности, самостоятельности и т.п. детей (использование заместителей, чёткое распределение обязанностей и т.д.). Доиграли ли до конца, подведение итогов, обсуждение с детьми прошедшей игры.

  • Развивают у детей умение общаться в процессе игры (договариваться, делиться игрушками, соблюдать очерёдность, проявлять сочувствие и уважительное отношение к партнёру, тактично улаживать конфликты и пр.).

  • Используют в воспитательно-образовательной деятельности с дошкольниками гендерный подход. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов её с учётом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребёнка.  

  • Внимательно и тактично наблюдают за свободной игрой детей, включаясь в неё по мере необходимости как равноправные партнёры.

  • Побуждают детей к играм – фантазиям (придумывание сказок и пр.). Организуют подвижные игры и спортивные игры. Приобщают к играм разных народов, Используют игровые приёмы в разных видах деятельности.

  • Организуют  в ходе игровой деятельности дошкольников характерные особенности развития игры на каждом возрастном этапе.

  • Учитывают взаимосвязь игры с другими видами деятельности. Учебная, изобразительная, трудовая познавательно-практическая, музыкальная деятельность, общение.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете "Формирование инновационной образовательной среды в соответствии с ФГОС ДО"

Материал для выступления на педсовете по теме, в котром рассматриваются два понятия "предметно-развивающая среда" и "образовательная среда"....

Выступление на педсовете "Развитие игровой деятельности в соответствии ФГОС ДОУ". Доклад: «Игровые технологии по формированию элементарных математических представлений у дошкольников»

В развивающих играх Никитина  - удалось объединить один из основных принципов обучения "от простого к сложному" с очень важным принципом творческой деятельности - "самостоятельно п...

Выступление на педагогическом совете "Развитие игровой деятельности в свете ФГОС ДО"

Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно игра позволяет построить соответствующую особенностям дошкольников систему обучения, обе...