Лекция: Преемственность дошкольного и начального общего образования в контексте реализации ФГОС ДО
материал на тему
Целью преемственности должно стать обеспечение полноценного личностного развития ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publichnaya_lektsiya_preemstvennost.docx | 17.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Лекция: Преемственность дошкольного и начального общего образования в контексте реализации ФГОС ДО
Вопрос преемственности между дошкольным и начальным образованием актуален во все времена. До недавнего времени преемственность понималась только как подготовка детей к обучению. И сводилась к экскурсиям в школу и взаимопосещеним занятий в детском саду и уроков в школе.
В таком взаимодействии преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определялась не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а наличием или отсутствием у ребенка определенных знаний по учебным предметам.
В настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.
Особая необходимость изменений организованной деятельности по преемственности дошкольного и начального общего образования назрела в связи с модернизацией Российского образования, а именно в связи с принятием новых федеральных государственных образовательных стандартов как дошкольного образования (ФГОС ДО) так и федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования ( ФГОС НОО ). Где преемственность рассматривается через призму выполнение социального заказа государства.
Разбираясь в данном вопросе. я обратилась к словарю, где преемственность трактуется как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий связь между различными ступенями развития. Целью преемственности должно стать обеспечение полноценного личностного развития ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания.
Я считаю, что при осуществлении преемственности должна быть такая организация образовательного процесса. при котором осуществляется опора нового учебного материала на сформированный ранее.
Преемственность в образовании - это переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания. Преемственность между дошкольным и школьным начальным образованием рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка.
Уважаемые коллеги, как вы думаете, при таком подходе возникает необходимость взаимного изучения Программ и требований обоих уровней образования?
Несомненно, преемственность − двухсторонний процесс.
С точки зрения ДОУ: это – ориентация на требования школы, формирование тех фундаментальных личностных качеств и достижение дошкольниками необходимого уровня общего развития, которые служат основой для начального обучения в школе;
С точки зрения начальной школы: это опора на достигнутый старшими дошкольниками уровень развития, и дальнейшее развитие накопленного им потенциала, подготавливая его таким образом к переходу в среднее звено образования.
Таким образом мы видим, что возникла острая необходимость в организации нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы.
По моему мнению Суть нового подхода в том, что Целевые ориентиры, выделенные в документе (ФГОС ДО) выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования, что позволит детям более успешно адаптироваться к условиям жизни в школе и требованиям учебного процесса.
Проведя сравнительный анализ федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного и начального общего образования можно сказать, что в вопросе преемственности оба эти документа имеют точки соприкосновения.
И пришли к выводу, что основная задача дошкольного образовательного учреждения заключается в
формировании у детей предпосылок универсальных учебных действий.
(В этом и есть суть преемственности дошкольного и начального общего образования.)
Также нельзя забывать, что основным принципом преемственности является игра – деятельность которая в дошкольном воспитании является ведущей. Игру необходимо использовать на уроках, игра должна пронизывать всю внеклассную деятельность младших школьников.
Практическим обеспечением преемственных связей по нашему мнению может стать создание системы технологической преемственности, а именно выбор тех педагогических технологий, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития ребенка.
Такими едиными технологиями на наш взгляд являются: здоровьесберегающие технологии, технологии проектной деятельности, технология исследовательской деятельности, информационно-коммуникационные технологии, технологии ТРИЗ, технология портфолио дошкольника
Механизм осуществления преемственности функционирует с помощью форм и методов, реализуемых в процессе специально организованной деятельности.
Данная работа может строится в трех основных направлениях:
1. Это взаимодействие педагогов двух уровней где формами взаимодействия могут быть:
-совместные педагогические советы, дни методического взаимодействия, семинары-практикумы, мастер-классы, технологические мастерские, взаимодействие педагогов-психологов.
2.Работа с родителями может включать проведение совместных родительских встреч, дискуссий, круглых столов, родительских конференций, вечеров вопросов и ответов.
Имеют место быть такие формы как консультации специалистов, Дни открытых дверей, творческие мастерские, анкетирование, тестирование и мониторинг для родителей будущих первоклассников, семейные вечера и тематические досуги.
3.Так же необходимо планировать работу с детьми в форме участия в совместной образовательной деятельности, проектной деятельности, в форме минуток общения дошкольников и первоклассников, совместных Акций, ознакомительных экскурсий в класс, в школьную библиотеку, в школьную столовую, в спортивный зал, игровые программы, совместные спортивные мероприятия, мастерские и выставки творчества.
Такой подход реализации единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного образования может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер.
И наконец, можно предположить, что две ступени образования будут действовать не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи, что позволит школе опираться на развитие ребенка, получаемое в дошкольном учреждении.
Закончить свой доклад хочу словами В.А. Сухомлинского
«…Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей. Пусть, став учеником,
ребёнок продолжает делать сегодня то, что делал вчера… Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность дошкольного и начального общего образования в рамках реализации ФГОС ДО
Обеспечение преемсивенности ДОУ и начальной школы....
Преемственность дошкольного и начального общего образования как условие реализации ФГОС ДО и НОО
Статья...
Проблема преемственности дошкольного и начального общего образования в рамках реализации ФГОС
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой в рамках ФГОС дошкольного и начального общ...
Преемственность дошкольного и начального общего образования в рамках реализации ФГОС
Преемственность дошкольного и начального образования - одна из сложнейших и все еще не решенных проблем общего образования. Актуальность проблемы преемственности дошкольного и начального общего ...
Лекция: Преемственность дошкольного и начального общего образования в контексте реализации ФГОС ДО
Целью преемственности должно стать обеспечение полноценного личностного развития ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания....
Обобщение опыта на тему: «Преемственность дошкольного и начального общего образования в контексте реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования».
Одной из главных задач дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе. Поступление в школу - это, прежде всего, переход ребенка на качественно - новую ступень своего р...
Преемственность дошкольного и начального общего образования в рамках реализации ФГОС
В статье рассказывается о преемственности дошкольного и начального образования....