Преемственность дошкольного и начального общего образования как условие реализации ФГОС ДО и НОО
статья на тему
Статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_preemstvennost_do_i_noo_kak_uslovie_realizatsii_fgos_do_i_noo.docx | 17.03 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО И НОО
И.С. Скареднова, старший воспитатель
филиала № 1 «Чебурашка» МДОУ детский сад «Родничок»
с.Турочак, Турочакского района, Республики Алтай
В Российской Федерации законодательно установлено, что дошкольное образование является первой ступенью образования в целом, поэтому тема дошкольного образования актуальна и важна сегодня.
Дошкольная образовательная организация – это организация, в которой реализуется ООП ДО, учитывающая требования государственного стандарта.
Дошкольное детство – это сложный и важный этап развития личности ребенка. В период дошкольного детства ребенок овладевает определенным набором знаний, умений, навыков; у него формируются социально-коммуникативные, духовно-нравственные, физические качества. В детском саду ребенок учится общаться со сверстниками и взрослыми, овладевая общепринятыми нормами и правилами поведения в обществе; познает основы безопасной жизнедеятельности и окружающий мир.
Дошкольная общеобразовательная организация создает все необходимые условия для обучения, воспитания и развития ребенка-дошкольника, опираясь на целевые ориентиры государственного стандарта.
Поступление выпускников ДОО в начальные классы школы – следующий сложный и ответственный этап в жизни ребенка. Ребенок должен быть готов не только к новой деятельности в школе, но и к новому статусу – статусу ученика, который имеет свои права и обязанности. На данном этапе происходит приспособление к новым условиям, которое осуществляется на основе формирования готовности к обучению в начальной школе.
Создание условий для успешной адаптации младших школьников – наша общая педагогическая задача. Еще одной важнейшей задачей является преемственность образования, создающая общий благоприятный фон для физического, эмоционального и интеллектуального развития ребенка в детском саду и начальной школе.
ФГОС НОО устанавливает требования к результатам обучающихся: к личностным качествам, способности к саморазвитию, формированию мотивации к обучению и познанию, социальной компетентности. ФГОС отражает преемственность начального общего и дошкольного образования.
Преемственность между детским садом и начальной школой отмечается как по содержанию обучения и воспитания, так и по методам, приемам, технологиям, организационным формам учебно-воспитательной работы, направленностью основных образовательных программ ДО и НОО.
Учитель начальной школы для повышения эффективности обучения использует игровые приемы, часто применяемые в детском саду, а воспитатель детского сада включает в процесс обучения специальные учебные задания, упражнения, постепенно усложняя их, и тем самым формирует у детей дошкольного возраста предпосылки учебной деятельности.
В практике дошкольных организаций сложился уже определенный опыт связи детского сада и начальной школы. Воспитатели знакомятся с содержанием и спецификой учебно-воспитательной работы в начальной школе, определяется перспектива развития детей, через совместную деятельность педагогов ДОО и начальной школы, обеспечивая тот уровень, который требует школа. В свою очередь, учителя получают представление о содержании воспитательно-образовательной работы, осуществляемой в детском саду, для того, чтобы опираться на имеющиеся у детей знания и опыт.
Формы связи между педагогами детского сада и начальной школы разнообразны:
- Совместное обсуждение и составление плана мероприятий по вопросам преемственности между детским садом и начальной школой (тематика педсоветов, консультаций, конференций, круглых столов, анализ результатов адаптации детей к обучению в школе).
- Наблюдение воспитателями за своими воспитанниками в первые месяцы обучения в школе с целью выявления того, как они проявляют себя в новом коллективе, как усваивают программу, с какими трудностями встречаются.
- Взаимопосещение педагогами двух ступеней образования занятий, уроков, внеклассных мероприятий.
- Взаимосвязи психологических служб детского сада и школы. Проведение тренингов и коррекционной работы с детьми.
- Использование здоровьесберегающих, информационных, игровых и других технологий.
- Проведение экскурсий для дошкольников (в школьную библиотеку, музей и т. д.); проведение совместных культурно-досуговых мероприятий, выставок детского творчества.
- Взаимосвязь с родителями (участниками образовательного процесса). Получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе и т.д.
Установление связи и творческого сотрудничества между детским садом и начальной школой – необходимое условие реализации ФГОС ДО и НОО.
Из выше сказанного можно сделать вывод, что преемственность заложена в самой природе обучения и воспитания детей, является их атрибутом.
Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей, обозначенные в ФГОС ДО и НОО, требует нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и начальной школы, построение новой модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.
Использованная литература:
- Арнаутова, Е. П. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников: Методическое пособие / Е. П. Арнаутова, Г. Г. Зубова. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Должикова, Р. А. Реализация преемственности при обучении и воспитании в ДОУ и начальной школе / Р. А. Должикова, Г. М. Федосимов, Н. Н. Кулинич, И. П. Ищенко. – М.: Школьная Пресса, 2008.
- Интернет-ресурсы.
- Материалы лекций курса «Организация методической деятельности. Внедрение ФГОС ДО и обновление образовательного процесса» К. Ю. Белой.
- ФГОС ДО.
- ФГОС НОО.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность дошкольного и начального общего образования в рамках реализации ФГОС ДО
Обеспечение преемсивенности ДОУ и начальной школы....
Проблема преемственности дошкольного и начального общего образования в рамках реализации ФГОС
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой в рамках ФГОС дошкольного и начального общ...
Преемственность дошкольного и начального общего образования в рамках реализации ФГОС
Преемственность дошкольного и начального образования - одна из сложнейших и все еще не решенных проблем общего образования. Актуальность проблемы преемственности дошкольного и начального общего ...
Лекция: Преемственность дошкольного и начального общего образования в контексте реализации ФГОС ДО
Целью преемственности должно стать обеспечение полноценного личностного развития ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания....
Лекция: Преемственность дошкольного и начального общего образования в контексте реализации ФГОС ДО
Целью преемственности должно стать обеспечение полноценного личностного развития ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания....
Доклад "Педагогические технологии обучения дошкольников в обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях реализации ФГОС."
Опыт применения информационно-коммуникативной технологии (ИКТ) в образовательной деятельности при формировании интегративных качеств и компетенций (Умений и навыков) дошкольника....
Приказ о городском семинаре-практикуме «Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях реализации ФГОС ДО и ФГОС НОО 2021 год
Приказ о городском семинаре-практикуме «Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях реализации ФГОС ДО и ФГОС НОО...