Консультация "Особенности организации образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДОУ"
консультация (младшая группа) по теме
- в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_organizatsii_obrazovatelnoy_deyatelnosti.docx | 25.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности организации образовательной деятельности с включением различных видов деятельности и культурных практик в соответствии с ФГОС.
Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно – исследовательской и др.) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач.
В ФГОС содержится указание на то, какие виды деятельности можно считать приемлемыми формами практики для ребенка дошкольного возраста:
- в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность.
Инновационность Стандарта определяется тем что он сочетает в себе требования к обеспечению условий для социализации и индивидуализации дошкольника через воспроизведение детских видов деятельности прежде всего, игровой. В условиях введения стандарта необходимо создавать условия для становления и развития игры. Этих условий довольно много, но главным из них является способность и любовь взрослых к игровой деятельности. Иными словами, если взрослые умеют играть- у них есть все шансы обеспечить комфорт каждому ребёнку.
Очень серьёзное требование ФГОС ДО- вернуть игровую деятельность и статус развивающих игровых занятий в ДОУ. При проведении образовательной деятельности игра используется как: часть занятия, методический приём, форма проведения, способ решения и т.д. Ежедневно педагоги должны планировать и организовывать игры: Подвижные, дидактические, настольно- печатные, театрализованные, сюжетно- ролевые.
Воспитатель, основываясь на интересах и игре детей, предлагает им виды деятельности, которые стимулируют их познавательную деятельность.
Предоставляя детям возможность прямого контакта с людьми, материалами и реальным жизненным опытом, воспитатель стимулирует интеллектуальное развитие ребенка.
Тематические игровые центры дают детям возможность самостоятельного выбора материалов и, соответственно, области познания. Различные темы, масштабные задания (проекты) также должны учитывать интересы детей могут быть связаны с определенными центрами. Интерьер группы должен быть организован таким образом, чтобы детям был предоставлен достаточно широкий выбор центров и материалов.
В обстановке, ориентированной на ребенка, дети:
• делают выбор;
• активно играют;
• используют материалы, которым можно найти более чем одно применение;
• работают все вместе и заботятся друг о друге;
• отвечают за свои поступки.
Между воспитателями и детьми должно быть взаимное уважение. Уважение является необходимым элементом в том сообществе, которым является группа детского сада. Воспитатели подают пример взаимопонимания, уважения и заботы друг о друге, которых они ждут от детей. Степень уважения, которое дети ощущают со стороны других людей, представляет собой ключевой фактор развития у них самоуважения. А самоуважение, в свою очередь, закладывает прочные основы позитивных взаимоотношений с другими детьми.
Когда педагоги проявляют уважение к каждому ребенку в группе, дети учатся приятию всех остальных детей - и тех, кто медленно бегает, и тех, кто отлично рисует, и даже детей с необычным или конфликтным поведением.
Когда дети видят и чувствуют, что каждого из них принимают и уважают, они начинают ощущать себя комфортно и могут вести себя свободно и реализовывать свои собственные интересы.
Воспитателям следует осознать, что дети, как и взрослые, чувствуют и замечают искренность, с которой к ним относятся. Хвалить детей за результаты их работы следует индивидуально и искренне, взаимодействие должно быть естественным и непринужденным.
Дети с удовольствием принимают юмор и веселье, которые соответствуют их возрасту, и реагируют на них. Взрослым не следует опасаться, что, смеясь и шутя с детьми, они могут потерять контроль над порядком в группе. Напротив, общее веселье только сближает воспитателей с детьми, а атмосфера сотрудничества в группе укрепляется.
Особенности организации непосредственно образовательной деятельности в форме совместной партнерской деятельности взрослого и детей
Организация непосредственно образовательной деятельности в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми связана со значительной перестройкой стиля поведения воспитателя.
Организация непосредственно образовательной деятельности в партнерской форме требует от взрослого стиля поведения, который может быть выражен девизом: «Мы включены в деятельность, не связаны обязательными отношениями, а только желанием и обоюдным договором: мы все хотим делать это»
Потребность в новых впечатлениях - это базовая потребность ребенка, возникающая в младенческом возрасте и являющаяся движущей силой его развития. На следующих этапах развития эта потребность преобразуется в познавательную потребность различных уровней.
Организация непосредственно- образовательной деятельности в форме непринужденной партнерской деятельности взрослого с детьми не означает хаоса и произвола ни со стороны воспитателя, ни со стороны детей. Данная форма деятельности (как и традиционные учебные занятия) вводятся в распорядок дня и недели детского сада. Для воспитателя это обязательные и спланированные действия.
Дети включаются в непосредственно образовательную деятельность из интереса к предложениям воспитателя, из стремления быть вместе со сверстниками. Постепенно у них возникает привычка к дневному и недельному ритму «рабочей» деятельности. Интерес на предстоящую деятельность подкрепляется логичностью данного вида деятельности в определенный временной период, что обеспечивается при реализации принципа событийности.
Детей, не принявших участие в совместной деятельности (в рамках непосредственно образовательной) ориентируют на результативную самостоятельную деятельность. Результаты совместной и самостоятельной деятельности обязательно обсуждаются и оцениваются.
Результаты продуктивной самостоятельной деятельности, точно также как и совместной, необходимо доводить до состояния выставочных работ.
При этом, решая задачи развития самостоятельности детей, продукты самостоятельной деятельности необходимо оценивать чаще и выше, чем продукты совместной деятельности, обращая внимание взрослых – «Посмотрите, это ребенок сделал сам!».
Подобная организация образовательного процесса будет способствовать постепенному формированию у детей представлений о жизнедеятельности в группе детского сада, где делу отводится время, а потехе – час.
Примерные формы организации непосредственно образовательной деятельности
Примеры форм работы | |
Двигательная | *Подвижные игры с правилами *Подвижные дидактические игры *Игровые упражнения * Соревнования *Игровые ситуации *Досуг * *Спортивные игры и упражнения *Аттракционы *Спортивные праздники *Гимнастика (утренняя и пробуждения) * |
Игровая | *Сюжетные игры * Игры с правилами *Создание игровой ситуации по режимным моментам, с использованием литературного произведения *Игры с речевым сопровождением *Пальчиковые игры *Театрализованные игры |
Изобразительная и конструирование | *Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества *Опытно-экспериментальная деятельность *Выставки *Мини-музеи |
Восприятие художественной литературы и фольклора | *Чтение *Обсуждение *Заучивание, рассказывание *Беседа *Театрализованная деятельность *Самостоятельная художественная речевая деятельность *Презентация книжек *Выставки в книжном уголке *Литературные праздники, досуг |
Познавательно-исследовательская | *Наблюдение *Экскурсия *Решение проблемных ситуаций *Экспериментирование *Коллекционирование * *Игры (сюжетные, с правилами) *, *Мини-музеи *Конструирование *Увлечения |
Коммуникативная | *Беседа. Ситуативный разговор *речевая ситуация * *Игры (сюжетные, с правилами, театрализованные) *Игровые ситуации * |
Самообслуживание и элементарный бытовой труд | *Поручения **Самообслуживание *Совместные действия *Экскурсия * |
Музыкальная | *Слушание *Импровизация *Исполнение * *Подвижные игры (с музыкальным сопровождением) *Музыкально-дидактические игры |
Особо воспитатель подчеркивает роль книги как источника новых знаний. Он показывает детям, как из книги можно получить ответы на самые интересные и сложные вопросы. В «трудных» случаях воспитатель специально обращается к книгам, вместе с детьми находит в книгах решение проблем. Хорошо иллюстрированная книга становится источником новых интересов дошкольников и пробуждает в них стремление к овладению чтением.
Основной образовательной единицей педагогического процесса в группе младшего возраста является развивающая ситуация, то есть такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и организуется педагогом с целью решения определенных задач развития и воспитания с учетом возрастных особенностей и интересов детей. Планируя развивающую ситуацию, воспитателю необходимо согласовывать содержание разных разделов программы, добиваться интеграции, взаимосвязи образовательных областей.
К примеру, развивающая проблемно-игровая ситуация «Что случилось с медвежонком?» используется не только для освоения детьми опыта проявления сочувствия, помощи и представлений о здоровье - сберегающем поведении, но и для решения других задач:
- обогащение представлений о предметах быта и их назначении: из какой чашки удобнее напоить мишку, какое одеяльце или подушечку выбрать, какие предметы для ухода за больным необходимо подобрать и прочее (образовательная область «Познание»);
- освоение приемов сравнения предметов по разным признакам или их группировки: отобрать для мишки из общего набора посуды только маленькие чашку, блюдце, ложечку, тарелочку; выбрать по желанию мишутки только яблочки определенного размера и формы и т. п. (образовательная область «Познание», «Первые шаги в математику»);
- отражение эмоционального отношения к выздоравливающему миши в музыкальной игре «Любимая кукла» и в лепке «Делаем угощение для мишутки» (образовательные области «Музыка», «Изобразительная деятельность»);
- освоение представлений о домашних животных - ситуация «Кот Василий и петушок» пришли проведать Мишеньку» (образовательная область «Познание»);
- развитие детской речи, знакомство с новыми литературными произведениями и иллюстрациями: выздоравливающий Миша хочет услышать сказку или, оправившись после болезни, участвует вместе с детьми в речевой или театрализованной игре (образовательные области «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»).
При таком подходе единое образовательное содержание, повторяясь в разном виде, лучше осмысливается и осваивается детьми.
Эффективно использование сюжетно-тематического планирования образовательного процесса. Темы определяются исходя из интересов детей и потребностей обогащения детского опыта, например «Наш детский сад», «Наши любимые игрушки», «Я и мои друзья», «Домашние животные», «Мама, папа и я - дружная семья», и интегрируют содержание, методы и приемы из разных разделов программы. Единая тема отражается в планируемых развивающих ситуациях детской практической, игровой, изобразительной деятельности, в музыке, в наблюдениях и общении воспитателя с детьми.
В случае работы с детьми младшего возраста в условиях образовательного учреждения воспитателю необходимо помнить об обязательной мотивации ребенка на любой вид деятельности.
Так, например, в условиях проживания детьми новогодних событий, уместно предложить детям сделать (слепить) угощение для гостей, которые придут встречать Новый год: для котика – сосиски, зайчикам – морковки, маме, папе, бабушке – пирожки или прянички. Детям предоставляется право выбора, что лепить. Вместе с детьми уточняются, а если возникает необходимость, то и проверяются (исследуются) способы лепки перечисленных продуктов.
После того, когда дети успешно освоили способы лепки и показали друг другу, как они это делают, воспитатель тоже определяется с тем, что и для кого, он будет лепить, и делает это вместе с детьми.
Продукты деятельности раскладываются по тарелочкам, ранее украшенным детьми методом аппликации и специально заготовленные, как праздничная посуда, которая ждала своего часа и стояла на полках игрушечной мебели. Далее воспитатель с детьми определяет место хранения приготовленного угощения (например, игрушечный холодильник), куда все и перемещается.
Все это нужно для того, чтобы каждый день мотивировать детей на предстающую деятельность.
Что будет лепиться, что конструироваться, что украшаться, и каким именно способом, что вначале, что позже педагог определяет сам в зависимости от возраста детей и задач развития.
А ведь еще нужно подумать об украшении комнаты, нарядах для мамы, кукол и для себя, выучить стихи, песни, приготовить пригласительные, отправить письма, «купить» продукты…. Как много интереснейших дел ждет детей в предпраздничные дни! И как очень естественно решаются задачи различных образовательных областей!
Заключение
Современные подходы к организации образовательного процесса требуют пересмотра традиционных технологий, которые не являются эффективными в достижении цели социальной успешности дошкольников на следующей ступени образования.
На настоящий момент необходимо акцентировать внимание на следующих принципах работы с детьми:
- уход от жестко регламентированного обучения школьного типа;
- обеспечение двигательной активности детей в различных формах;
- использование многообразных форм организации обучения, включающих разные специфически детские виды деятельности;
- обеспечение взаимосвязи непосредственно образовательной деятельности с повседневной жизнью детей, их самостоятельной деятельностью (игровой, художественной, конструктивной и др.);
- использование цикличности и проектной организации содержания образования;
- создание развивающей предметной среды, функционально моделирующей содержание детской деятельности и инициирующей ее;
- широкое использование методов, активизирующих мышление, воображение и поисковую деятельность детей. Введение в обучение элементов проблемности, задач открытого типа, имеющих разные варианты решений;
- широкое использование игровых приемов, игрушек; создание эмоционально значимых для детей ситуаций;
- обеспечение ребенку возможности ориентироваться на партнера-сверстника, взаимодействовать с ним и учиться у него (а не только у взрослого);
- выделение в качестве ведущей в образовательном процессе диалогической формы общения взрослого с детьми, детей между собой, что обеспечивает развитие активности, инициативности ребенка, формирует уважение и доверие к взрослому;
- формирование детского сообщества, обеспечивающего каждому ребенку чувство комфортности и успешности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей и социальными партнерами в организации образовательной деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Работа с родителями...
Организация образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО.
Становление новой системы дошкольного образования...
Презентация "Организация образовательной деятельности в соответствии с ФГОС"в средней группе
Материал презентации может быть использован как пример для педагогов при организации предметно - развивающих уголков в группе...
Семинар-практикум для воспитателей «Разработка тематических проектов по организации образовательной деятельности в соответствие с ФГОС ДО»
создание мотивации педагогов ДОУ к использованию метода проектов в работе с воспитанниками....
«Организация образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО».
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Основополагающими документами нормативной правовой базы системы дошкольного образования, обязательными для исполнения во всех...
Консультация для воспитателей. Организация образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО.
Консультация для воспитателей. Организация образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО....
Организация образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО.
Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечиваю...