Анкетирование "Возможности и затруднения молодых педагогов"
тест на тему
Изучение особенностей процесса адаптации молодых педагогов в дошкольном образовательном учреждении.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Диагностика адаптации молодых воспитателей к профессиональной деятельности в детском саду
Деятельность современного детского сада сопряжена с большим количеством проблем и трудностей. Это проблемы:
ü сохранения и поддержания здоровья воспитанников детского сада, и, как следствие, готовность педагогов дошкольных образовательных учреждений внедрять новые здоровьесберегающие технологии;
ü осуществления преемственности между дошкольной и начальной ступенью непрерывного образования, подготовка воспитанников детского сада к успешному поступлению в школу;
ü готовности образовательного учреждения соответствовать образовательным запросам родителей, быть привлекательными для потенциальных потребителей услуг;
ü выбора наиболее адекватного виду и специфике работы детского сада программно-методического обеспечения;
Решение этих проблем напрямую зависит от готовности педагогического коллектива детского сада осуществлять образовательную деятельность в условиях многовариантности, гибкости, изменчивости современного образовательного пространства. В наиболее тяжелых условиях в настоящее время оказались молодые педагоги, имеющие небольшой педагогический опыт и адаптирующиеся к новым профессиональным условиям. Очевидно, что современные средние и высшие профессиональные учебные заведения не в состоянии полностью подготовить молодого педагога к деятельности в детском саду. Поскольку деятельность каждого образовательного учреждения в настоящее время отличает своя специфика и направленность. В первую очередь это выражено в особенностях программно-методического обеспечения, потребностях и образовательных запросах конкретных родителей, пользующихся услугами данного учреждения, возможностях детей, посещающих данное дошкольное образовательное учреждение. Успешность деятельности молодого педагога будет зависеть от особенностей его адаптации в конкретном детском саду. На процесс адаптации особое влияние оказывают условия, созданные для молодых воспитателей в дошкольном образовательном учреждении и позволяющие быстро и легко пройти процесс адаптации к профессиональной деятельности. В первую очередь это возможность познакомиться с деятельностью детского сада, получить как можно больше информации о его специфике и особенностях работы, оказание оперативной помощи и поддержки молодым воспитателям со стороны всего педагогического коллектива в решении возникающих профессиональных трудностей и проблем, возможность повышения уровня совей профессиональной компетентности. При разработке диагностики особый акцент был сделан на исследования, показывающие, что
– на успешную адаптацию молодого педагога могут влиять объективные и субъективные факторы, при этом особая роль отводится объективным факторам, раскрывающимся через условия, созданные в детском саду для более успешной адаптации педагога; Субъективные факторы раскрывают социально-психологические особенности самого педагога (его возможности адаптироваться в новых условиях) и особенности его профессиональной компететности (С.Г. Вершловский, Т.В. Щербова и др.);
– трудности, возникающие у молодого педагога в профессиональной деятельности могут зависеть от уровня его образования, стажа работы, возраста педагога (В.Н Кузьмина);
– готовность к педагогической деятельности молодого педагога может рассматриваться с позиции компетентностного подхода как готовность решать профессионально-педагогические задачи в условиях реальной профессиональной деятельности (Н.Ф.Радионова, А.П. Тряпицына и др.).
Цель диагностики -изучение особенностей процесса адаптации молодых педагогов в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет диагностики – процесс адаптации молодых педагогов к условиям дошкольного образовательного учреждения
Задачи диагностики:
1. Изучить особенности адаптации молодых педагогов в детском саду: их трудности, профессиональные проблемы, степень удовлетворенности условиями, созданными в учреждении для их более успешной адаптации.
3. Изучить особенности методической работы в детском саду, направленной на успешную адаптацию молодых педагогов к профессиональной деятельности.
Для реализации поставленных задач исследование проводится в двух направлениях: изучение особенностей молодых педагогов, работающих в детском саду и изучение специфики методической работы по адаптации молодых педагогов в дошкольном учреждении.
Методика диагностики
Для решения первой задачи диагностики важно получить информацию по следующим направлениям:
1. Особенности профессиональной компетентности молодых педагогов, работающих в дошкольном учреждении.
2. Типы проблем и трудностей, возникающие у молодых педагогов в процессе их адаптации к условиям детского сада.
3. Удовлетворенность молодых педагогов созданными в детском саду условиями для их более успешной адаптации.
4. Степень информированности молодых педагогов о деятельности ДОУ.
Для выявления степени готовности молодых педагогов к профессиональной деятельности использовались такие методы как анкетирование педагогов (Анкета № 1, № 2); анализ нормативной документации (по личному составу), содержащую информацию о профессиональной подготовке молодых педагогов (уровень образования по диплому, квалификацию и специализацию по диплому, наличие дополнительных документов, раскрывающих особенности профессиональной компетентности педагога: свидетельства, справки, удостоверения, сертификаты и т.д.); анализ плановой документации, оформляемой на группе; наблюдение за деятельностью педагогов, беседа с педагогами об особенностях его педагогической деятельности, анализ образовательного пространства группы. Полученная информация анализиртся по следующим критериям:
Способность воспитателя получить информацию:
- об особенностях детей, посещающих его возрастную группу;
- об особенностях и типах семей, пользующихся услугами данной группы;
- о результативности педагогического процесса в конкретной возрастной группе: оценке эффективности поставленной цели педагогического процесса, созданных условий для решения поставленной цели.
Способность проектировать и организовывать педагогический процесс в условиях своей группе:
- грамотно формулировать цель педагогического процесса, опираясь на особенности программно-методического обеспечения своей группы, на особенности детей, посещающих возрастную группу
- отобрать содержание педагогического процесса в соответствии с поставленной целью;
- при проектировании педагогического процесса учитывать следующие данные: программно-методическое обеспечение деятельности детского сада, содержание работы специалистов детского сада и учет данного содержания в своей работе, возможности и интересы потребности детей группы, ожидания родителей, свои возможности и особенности профессиональной компетентности;
Умение организовать взаимодействие с субъектами образовательного процесса:
соответствие содержания и выбранных форм взаимодействия:
- потребностям детей группы;
- ожиданиям родителей, пользующихся услугами данной групп;
- компетентности самого педагога;
- выбранному содержанию педагогического процесса;
- возможностям образовательного пространства группы;
- особенностям работы специалистов детского сада и педагогов дополнительного образования;
Умение организовывать образовательное пространство в конкретной возрастной группе:
Соответствие образовательного пространства:
- Цели педагогического процесса;
- Программно-методическому обеспечению группы;
- Санитарно-эпидемиологическим требованиям, предъявляемым к развивающей среде детского сада,
- Возможностям, потребностям и интересам детей в группе
- Особенностям работы специалистов в ДОУ
Умение организовать процесс самообразования:
- Определение своих сильных и слабых сторон в профессиональной деятельности, пути самосовершенствования
- Представление о себе и о своей работе в будущем
- Регулярность повышения своей профессиональной компетентности
- Соответствие содержания и форм процесса самообразования возможностям и потребностям воспитателя
- Определение сформированности умений осуществлять процесс самообразования
- Использование результатов самообразования в своей профессиональной деятельности
- Определение источников самообразования
Анкета № 1
Уважаемые педагоги!
Данный опрос проводится с целью улучшения условий Вашей профессиональной деятельности. Убедительно просим Вас ответить на вопросы анкеты.
1. Нравится ли Вам работать в детском саду? Почему?
2. Чаще всего, с каким настроением Вы идете на работу? Почему?
· Хорошее
· Доброжелательное
· Удовлетворительное
· Плохое
· Безразличное
3. На Ваш взгляд, вы готовы к профессиональной деятельности? Почему?
4. Оцените уровень Вашей подготовки к профессиональной деятельности по пяти бальной системе.
5. С какими трудностями Вы встретились в первый год своей работы?
6. В каком направлении профессиональной деятельности Вы испытываете затруднения?
· изучение возможностей, потребностей, интересов субъектов образовательного процесса;
· проектирование и организация условий для развития детей и повышения информированности родителей о деятельности группы;
· организация взаимодействия с детьми и родителями в педагогическом процессе детского сада;
· организация образовательного пространства для детей и родителей;
· организация процесса самообразования;
7. Какие условия созданы в саду педагогическим коллективом и администрацией, для того чтобы чувствовать себя на работе комфортно:
· выделена рабочая зона
· своевременное методическое информирование
· удобное время работы методического кабинета
· помощь опытных педагогов
· гибкий режим работы
· четкое определение круга полномочий, должностных обязанностей
· доброжелательная атмосфера в коллективе
8. Как складываются Ваши отношения с коллективом?
· с первого дня не обращают внимание
· настроены не дружелюбно
· не хотят помогать
· приняли доброжелательно
· оказывают моральную поддержку
· нашли общий язык
· понимаете друг друга
· оказывают практическую помощь:
· приглашают на занятия
· помогают решать педагогические задачи
· рекомендуют методы и приемы
· делитесь опытом друг с другом
· ждут от Вас практических советов
· не нуждаетесь в помощи коллег
Анкета № 2
Уважаемые педагоги!
Данный опрос проводится с целью улучшения условий Вашей профессиональной деятельности. Убедительно просим Вас ответить на вопросы анкеты.
1. Вам необходима помощь в профессиональной деятельности? В какой период:
· первый месяц
· первые 3 месяца
· первые полгода
· первый год
· нужна до сих пор
2. Кто помогает Вам в решении профессиональных трудностей и проблем?
· -заведующая
· -старший воспитатель
· -педагоги
· специалисты научно-методического центра
· коллеги по обучению в колледже, вузе
· никто не помогает
3. Кто, когда и какую помощь оказывает Вам в процессе становления профессиональной деятельности? Заполните, пожалуйста, таблицу.
Кто | Как часто | Какая помощь оказана | ||
Первый месяц | Первые 3 месяца | Первый год | Нужна до сих пор | |
Опытные педагоги | ||||
Старший воспитатель | ||||
Коллеги | ||||
Заведующая | ||||
Специалисты детского сада | ||||
Другие специалисты |
4. Чаще всего заведующая и старший воспитатель приходят к Вам в группу чтобы:
· отметить положительные результаты, похвалить
· найти недостатки в работе
· помогают разобраться в неудачах
5. Пытаетесь ли Вы решить выделенные Вами трудности, каким образом?
рассчитываете на свой опыт и знания
консультируетесь с коллегами
обращаетесь к старшему воспитателю
ваш вариант_______________________
В ходе решения первой задачи диагностики необходимо выявить особенности удовлетворенности молодых педагогов взаимодействием с субъектами образовательного процесса, а именно, специалистами, работающими в детском саду, администрацией дошкольного учреждения и т.д., особенности удовлетворенности условиями, созданными в детском саду для более успешной адаптации молодых педагогов: комфортная обстановка, четкое определение круга полномочий, должностных обязанностей, гибкий режим работы, доброжелательная атмосфера в педагогическом коллективе и т.д. С этой целью предлагается использовать модифицированный тест Е.И. Рогова «Удовлетворенность работой» Содержание данного теста адаптировано для работников детского сада. Молодым педагогам предлагалось ознакомиться с содержанием теста и определить степень своей удовлетворенности высказываниями по пяти бальной системе, аргументировать свой выбор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг для молодых педагогов «Профессиональная адаптация молодого педагога в ДОУ»
Одной из актуальных проблем в современной дошкольной педагогике является проблема старения существующих педагогических кадров и отсутствие вливания свежих молодых сил за счет прихода молодых специалис...
(Выступление) Городская конференция молодых педагогов "Профессиональное становление молодого педагога в условиях ФГОС"
Младший дошкольный возраст - особый период в жизни ребенка. Культурно - гигиенические навыки у детей воспитываются с самого раннего возраста. Воспитание у детей навыков личной гигиены играет важнейшую...
Организация работы с молодыми педагогами ДОУ «Школа молодого педагога»
Особенностью труда молодых педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же функции и несут ту же ответственность, что и опытные педагоги, а администрация, родители, воспитатели ожидают...
Тренинг для молодых педагогов «Профессиональная адаптация молодого педагога»
Одной из актуальных проблем в современной педагогике является проблема старения существующих педагогических кадров и отсутствие вливания свежих молодых сил за счет прихода молодых специалистов в детск...
«Формы работы с родителями». Консультация для молодых педагогов ДОУ. «Школа молодого педагога».
Детский сад - первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. Совместная...
Диагностический инструментарий для выявления профессиональных затруднений молодого педагога
Ценность применения диагностики в процессе самосовершенствования личности и деятельности педагога состоит в том, что она способствует выявлению недостатков, помогает наметить конкретные пути к их устр...
Анкета «Выявление затруднений молодого специалиста»
Наставничество - это взаимодействие в передаче знаний, опыта и ценностей от наставника к наставляемому. Но для передачи своего опыта наставнику необходимо выявить имеющиеся у молодог...