Мастер – класс Тема: «Использование технологии ТРИЗ в образовательном процессе ДОУ».
презентация на тему

Целевые ориентиры ставят перед нами задачу развития способного, инициативного, самостоятельного ребенка, обладающего развитым воображением.

А вот как развить данные качества, сегодня этот вопрос, передо мной стоит особо остро. Из всего многообразия педагогических технологий, лучше всего, по моему мнению, творческую и думающую личность можно воспитать с помощью технологии ТРИЗ.

Я изучила и определилась с понятием, что такое ТРИЗ – технология.

Это самая модная из известных и популярных инновационных педагогических систем. Она основана на ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) и ТРТЛ (теории развития творческой личности), созданной Российским ученым и писателем-фантастом Генрихом Альтшуллером.

 Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.

Методика ТРИЗ, адаптированная для применения в дошкольном детстве, является эффективным средством для развития интеллектуальных, сенсорных, и творческих способностей.

 Приемы ТРИЗ я использую в качестве дополнительных методов в работе над основной образовательной программой: при проведении непосредственной образовательной деятельности – чтобы переключить внимание детей на другой вид работы или в качестве сюрпризных моментов; для обыгрывания различных ситуаций, в которые попадают герои; в качестве дополнительных приемов при изучении или закреплении материала; или просто играем в сюжетно-ролевую или развивающую игру.

 Элементы ТРИЗ я провожу поэтапно.

Для более полного представления о приемах ТРИЗ я предлагаю вам окунуться в данную технологию.

Игра «Да-нетка» или «Угадай, что я загадала».

Я загадала предмет, который лежит в «Черном ящике». Ваша задача – догадаться, какой предмет я загадала, задавая мне различные вопросы, о признаках, форме, предназначении предмета, которого я загадала. А я буду отвечать на ваши вопросы только «Да» или «Нет». Игра продолжается, пока предмет не будет отгадан.

Провожу игру. Начинайте задавать ваши вопросы.

Упражнение «Дорисуй изображение».

Помните, детскую сказку «Теремок», но ее мы расскажем по - иному. Предлагаю вам населить «Теремок» новыми жильцами. Для начала нам необходимо их создать. У меня в руках карточки, на которых незаконченное изображение. Ваше задание будет, дорисовать изображение.

Игра «Теремок».

Вот и готовы новые жильцы «Теремка». Теперь вы играете роль, изображенного предмета на карточке. Вошли в образ? Итак, я – хозяйка теремка. Вы по очереди подходите к «Теремку» и ведете со мной диалог. Диалог будет такой:

- Тук – тук, кто в теремочке живет?

- Я… (называет себя – например, гитара). А ты кто?

- А я … (называет себя – например, удочка). Пустишь меня в теремок?

- Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.

Проводится игра.

В нашей игре мы показали, что даже у непохожих друг на друга предметов можно найти сходство и общие признаки.

Игра, направленная на выявление противоречие «Хорошо – плохо».

А сейчас, скажите, пожалуйста, чем «Хорошо» жить в «Теремке», а чем «Плохо» жить всем вместе в «Теремке». Белая полоска – хорошо, черная полоска – плохо.

Спасибо, уважаемые коллеги за помощь. Я продемонстрировала вам, как можно включить игровые приемы, упражнения технологи ТРИЗ в образовательную деятельность.

Для своего мастер-класса я использовала:

- прием «Черный ящик» игра «Да-нетка» или «Угадай, что я загадала».

Цель: развитие воображения, логического мышления

- Упражнение «Дорисуй рисунок».

Цель: Развитие творческого воображения, внимания.

- Игра «Теремок», (метод - каталога).

Цель: тренировать аналитическое мышление, учить выделять общие признаки предмета, путем сравнения его с другим предметом.

- Игра «Хорошо – плохо» на выявление противоречий.

Цель: Научить выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

Рефлексия: Если вам понравилось и мастер – класс прошел плодотворно, выберите веселый смайлик, если чего-то не хватило, и было не интересно – грустный смайлик.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_triz.pptx1.66 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер – класс « Использование игровых приемов технологии ТРИЗ в образовательном процессе ДОУ ». Воспитатель: Шкилева Елена Валерьевна

Слайд 2

ТРИЗ – теория решения изобретательских задач Онователь Генрих Саулович Альтшуллер писатель – фантаст.

Слайд 3

Цель ТРИЗ Развивать фантазию детей, научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.

Слайд 4

Функции ТРИЗ: Решение творческих и изобретательских задач любой сложности и направленности без перебора вариантов. Прогнозирование развития технических систем (ТС) и получение перспективных решений. Развитие качеств творческой личности

Слайд 5

Формы работы с детьми: Сюжетно-ролевые и дидактические игры ; Беседа ; Прослушивание музыки; Инсценирование и моделирование ситуаций; Выполнение практических работ.

Слайд 6

Этапы ТРИЗ: Задачи 1 этапа. Научить находить и разрешать противоречия в объектах и явлениях, которые его окружают, развить системное мышление, т.е. умение видеть окружающее во взаимосвязи всех компонентов. Задачи 2 этапа. Научить детей изобретать предметы с новыми свойствами и качествами: новую игрушку, необычное платье, подарок. Задачи 3 этапа. Решаем сказочные задачи и придумываем новые сказки. Задачи 4 этапа. Обучать детей находить выход из любой сложной ситуации.

Слайд 8

1 . Прием «Черный ящик» игра «Да- нетка » или «Угадай, что я загадала». Цель: развитие воображения, логического мышления 2. Упражнение «Дорисуй изображение». Цель: Развитие творческого воображения, внимания. 3. Игра «Теремок», (метод - каталога). Цель: тренировать аналитическое мышление, учить выделять общие признаки предмета, путем сравнения его с другим предметом. 4. Игра «Хорошо – плохо» на выявление противоречий. Цель : Научить выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны. Использованные игры и упражнения

Слайд 9

Ожидаемые результаты : У детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности. ТРИЗ помогает формировать диалектика и логику, способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения. ТРИЗ способствует развитию наглядно-образного, причинного, эвристического мышления; памяти, воображения, воздействует на другие психические процессы.

Слайд 10

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрения технологии ТРИЗ в образовательной процесс с воспитанниками.

На основании утвержденного Плана работы МАДОУ г. Нижневартовска ДС №40"Золотая рыбка" на 2015-2016 учебный год, целью внедрения технологии ТРИЗ в образовательной процесс с воспитанниками и повышения к...

Использование технологий ТРИЗ в образовательном процессе

Мастер- класс для педагогов по использованию технологий ТРИЗ в образовательном процессе...

Тематический семинар для педагогов «Учение с увлечением» (использование инструментов технологии ТРИЗ в образовательном процессе ДОУ)

Тематический семинар для педагогов «Учение с увлечением»(использование инструментов технологии ТРИЗ в образовательном процессе ДОУ) Цель семинара: научить педагогов использовать метод...

Мастер- класс "Использование технологии мнемотехника в образовательном процессе ДОУ"

Данный мастер -класс знакомит с некоторыми приемами мнемотехники, направленных на  развитие памяти дошкольников....

Мастер-класс «Использование технологии лэпбук в образовательном процессе по экологии для детей дошкольного возраста»

Использование лэпбуков в образовательном процессе позволяет: организовать, систематизировать информацию по изучаемой профессии; стимулировать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую ак...

Мастер –класс «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МНЕМОТЕХНИКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ»

В старшем дошкольном возрасте у детейпреобладает наглядно-образная память.Запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явлениепопали в поле зрения ребенка.Если ребенок...

ГЦРО Диплом Использование технологии ТРИЗ в образовательном процессе ДОУ

Лауреат районного этапа конкурса проектов "Инновации в образовании в номинации" Обеспечение процесса реализации ФГОС"...