Мастер- класс "Использование технологии мнемотехника в образовательном процессе ДОУ"
учебно-методическое пособие (старшая, подготовительная группа)

Тезикова Светлана Александровна

Данный мастер -класс знакомит с некоторыми приемами мнемотехники, направленных на  развитие памяти дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_mnemotehnika.docx208.06 КБ
Файл 1.master-klass._tezikova.pptx1.35 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Использование технологии мнемотехника

в образовательном процессе ДОУ»

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать Вас на своем мастер-классе на тему: «Использование технологии мнемотехника в образовательном процессе ДОУ».

Чаще всего приемы мнемотехники в детском саду используют для развития речи дошкольника. Эта технология дает хорошие результаты! Применяя ее в своей практике, хочу отметить, что мнемотехника является одним из  актуальных и эффективных методов развития памяти у детей дошкольного возраста.

     С греческого языка «мнемотехника» переводится как - «искусство запоминания». Мнемотехника является совокупностью специальных способов и приёмов, которые облегчают запоминание необходимой информации и которые увеличивают объём памяти с помощью образования ассоциаций.

Актуальность использования мнемотехники для обучения детей старшего дошкольного возраста обусловлена тем, что в этом возрасте у дошкольников преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Приемы мнемотехники облегчают процесс запоминания и увеличивают объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. (Простейший пример«Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» - запоминание цветов радуги).

Работа по мнемотехнике в дошкольном учреждении строится от простого к сложному. Ее можно разделить на три этапа - мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица.

Мнемоквадрат - одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.

Мнемодорожка – ряд картинок 3-5, по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 4 предложения.

Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст (стихотворение, сказка, рассказ и другое).

На современном этапе в рамках информатизации образования и использования компьютерных технологий в работе с детьми актуально создание электронных презентаций с использованием мнемотехники.

Теперь давайте практически опробуем некоторые приемы, упражнения, которые я использую в работе с детьми.

Для начала предлагаю проверить нашу память! Упражнение называется «Запомни расположение картинок». Упражнение для всех присутствующих

На экране вы видите изображение 6 овощей, каждый из которых расположен в определенной ячейке. Вам в течение 3 сек. Нужно запомнить их расположение……

Проверяем….

Молодцы! Замечательно справились с заданием!

Предлагаю поупражняться далее в искусстве запоминания! Коллеги, приглашаю четырех человек пройти к столам. Присаживайтесь! 

Сейчас мы с вами попробуем потренировать память с помощью упражнения  «Запомни пары».

В чем смысл упражнения? Дается список нескольких пар слов, для того, чтобы их запомнить. В течение 1 минуты слова будут на экране, вам необходимо их запомнить.

Теперь смотрим на экран!

ПРОВЕРЯЕМ…

ЛОСЬ - СТУЛ

ВЕРТОЛЁТ - САРДЕЛЬКИ

БРЮКИ – ЛОШАДКА

КЕФИР – КОНСТРУКТОР

МИШКА - ХЛЕБ

СМЕТАНА - ЛИМОН

ТАПКИ - МЯЧ

СТОЛ - ШУБА

БЕЛКА – КРОВАТЬ

МАШИНКА – ДИВАН

Теперь мы вместе попробуем запомнить эти пары слов с помощью мнемотехники.   Между словами в паре  необходимо установить связь, чтобы эта связь была яркой, интересной и желательно смешной.

Например, пара «голубь – слива». Как запомнить ее? Мы представляем, как взлетает голубь, а вместо глаз у него слива. В дальнейшем, когда мы представляем слово «слива», вы вспоминаете, что есть «голубь».

Педагог показывает картинки в парах, участники придумывают ассоциации.

C:\Users\1\Desktop\Картинки Мнемоника изменения\Слайд2.JPGC:\Users\1\Desktop\Картинки Мнемоника изменения\Слайд3.JPG

C:\Users\1\Desktop\Картинки Мнемоника изменения\Слайд4.JPG

Молодцы! Необычные ассоциации… смешные… самое главное, что вы запомнили и правильно разложили картинки, составили пары, которые были на экране.

Данное упражнение развивает не только память, но и воображение, креативность, образное мышление и активизирует словарный запас.

Мнемотехника эффективна при составлении и отгадывании загадок, рассказывании сказок, составлении описательного рассказа, заучивания стихов и песен.

Сейчас мы с вами с помощью мнемотаблиц разучим (споем) песню «У моей России»…….

Какую замечательную песню мы с вами спели!

Благодарю вас за участие! На память о моем мастер-классе я дарю вам этот комплект картинок. Можете вернуться в зал.

Применение технологии мнемотехника в образовательном процессе ДОУ открывает для педагогов огромные возможности для творчества как в организованной образовательной деятельности, так и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро. Занятия с использованием мнемотехники всегда проходят интересно не только для детей, но и для педагога.

Мне очень хотелось бы, чтобы сегодняшняя информация для вас оказалась интересной, полезной, и главное, помогла вам в творческой работе с детьми.

Спасибо!  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер –класс «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МНЕМОТЕХНИКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ» Те зикова Светлана Александровна, воспитатель первой квалификационной категории ОБОСОБЛЕННОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД « РОСИНКА »

Слайд 2

Что такое мнемотехника? Мнемотехника – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путем образования искусственных ассоциаций.

Слайд 3

Актуальность В старшем дошкольном возрасте у детей преобладает наглядно-образная память. Запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если ребенок будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, то на успех рассчитывать не стоит.

Слайд 4

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». К. Д. Ушинский

Слайд 5

СТРУКТУРА МНЕМОТЕХНИКИ (от простого к сложному) МНЕМОКВАДРАТ МНЕМОДОРОЖКА МНЕМОТАБЛИЦА

Слайд 6

Использование электронных презентаций с применением мнемотехники

Слайд 7

УПРАЖНЕНИЕ «ЗАПОМНИ РАСПОЛОЖЕНИЕ КАРТИНОК»

Слайд 8

УПРАЖНЕНИЕ «ЗАПОМНИ РАСПОЛОЖЕНИЕ КАРТИНОК»

Слайд 9

УПРАЖНЕНИЕ «ЗАПОМНИ ПАРЫ» ЛОСЬ – СТУЛ ВЕРТОЛЁТ – САРДЕЛЬКИ БРЮКИ – ЛОШАДКА КЕФИР – КОНСТРУКТОР МИШКА – ХЛЕБ КАРАНДАШИ – ЛИМОН ТАПКИ – МЯЧ СТОЛ – ШУБА БЕЛКА – КРОВАТЬ МАШИНКА – ДИВАН

Слайд 10

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МНЕМОТЕХНИКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ»

Слайд 12

ПЕСНЯ «У МОЕЙ РОССИИ»

Слайд 16

СПАСИБО!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей Тема : «Использование технологии мнемотехника в образовательном процессе.

       «Использование технологии мнемотехника в образовательном процессе » "Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасн...

Использование технологии мнемотехника в образовательном процессе

Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов включающий фазы запечатления, переработки, хранения и извлечения информации. Память является важнейшим процессом, позволяющим человеку с...

"Использование технологии мнемотехника в образовательном процессе ДОУ с детьми ОНР"

МНЕМОТЕХНИКА - искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций и конечно развитие речи....

Использование технологии мнемотехника в образовательном процессе ДОУ с детьми с ОВЗ.

В данном сообщении рассказывается о технилогии мнемотехника. Раскрывается ее актуальность и значение использования в работе с детьми. Заостряется внимание  на многофункциональности мнемотехники (...

Мастер –класс «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МНЕМОТЕХНИКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ»

В старшем дошкольном возрасте у детейпреобладает наглядно-образная память.Запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явлениепопали в поле зрения ребенка.Если ребенок...