Мастер- класс "Использование технологии мнемотехника в образовательном процессе ДОУ"
учебно-методическое пособие (старшая, подготовительная группа)
Данный мастер -класс знакомит с некоторыми приемами мнемотехники, направленных на развитие памяти дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_mnemotehnika.docx | 208.06 КБ |
1.master-klass._tezikova.pptx | 1.35 МБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Использование технологии мнемотехника
в образовательном процессе ДОУ»
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать Вас на своем мастер-классе на тему: «Использование технологии мнемотехника в образовательном процессе ДОУ».
Чаще всего приемы мнемотехники в детском саду используют для развития речи дошкольника. Эта технология дает хорошие результаты! Применяя ее в своей практике, хочу отметить, что мнемотехника является одним из актуальных и эффективных методов развития памяти у детей дошкольного возраста.
С греческого языка «мнемотехника» переводится как - «искусство запоминания». Мнемотехника является совокупностью специальных способов и приёмов, которые облегчают запоминание необходимой информации и которые увеличивают объём памяти с помощью образования ассоциаций.
Актуальность использования мнемотехники для обучения детей старшего дошкольного возраста обусловлена тем, что в этом возрасте у дошкольников преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Приемы мнемотехники облегчают процесс запоминания и увеличивают объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. (Простейший пример: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» - запоминание цветов радуги).
Работа по мнемотехнике в дошкольном учреждении строится от простого к сложному. Ее можно разделить на три этапа - мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица.
Мнемоквадрат - одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.
Мнемодорожка – ряд картинок 3-5, по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 4 предложения.
Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст (стихотворение, сказка, рассказ и другое).
На современном этапе в рамках информатизации образования и использования компьютерных технологий в работе с детьми актуально создание электронных презентаций с использованием мнемотехники.
Теперь давайте практически опробуем некоторые приемы, упражнения, которые я использую в работе с детьми.
Для начала предлагаю проверить нашу память! Упражнение называется «Запомни расположение картинок». Упражнение для всех присутствующих
На экране вы видите изображение 6 овощей, каждый из которых расположен в определенной ячейке. Вам в течение 3 сек. Нужно запомнить их расположение……
Проверяем….
Молодцы! Замечательно справились с заданием!
Предлагаю поупражняться далее в искусстве запоминания! Коллеги, приглашаю четырех человек пройти к столам. Присаживайтесь!
Сейчас мы с вами попробуем потренировать память с помощью упражнения «Запомни пары».
В чем смысл упражнения? Дается список нескольких пар слов, для того, чтобы их запомнить. В течение 1 минуты слова будут на экране, вам необходимо их запомнить.
Теперь смотрим на экран!
ПРОВЕРЯЕМ…
ЛОСЬ - СТУЛ
ВЕРТОЛЁТ - САРДЕЛЬКИ
БРЮКИ – ЛОШАДКА
КЕФИР – КОНСТРУКТОР
МИШКА - ХЛЕБ
СМЕТАНА - ЛИМОН
ТАПКИ - МЯЧ
СТОЛ - ШУБА
БЕЛКА – КРОВАТЬ
МАШИНКА – ДИВАН
Теперь мы вместе попробуем запомнить эти пары слов с помощью мнемотехники. Между словами в паре необходимо установить связь, чтобы эта связь была яркой, интересной и желательно смешной.
Например, пара «голубь – слива». Как запомнить ее? Мы представляем, как взлетает голубь, а вместо глаз у него слива. В дальнейшем, когда мы представляем слово «слива», вы вспоминаете, что есть «голубь».
Педагог показывает картинки в парах, участники придумывают ассоциации.
Молодцы! Необычные ассоциации… смешные… самое главное, что вы запомнили и правильно разложили картинки, составили пары, которые были на экране.
Данное упражнение развивает не только память, но и воображение, креативность, образное мышление и активизирует словарный запас.
Мнемотехника эффективна при составлении и отгадывании загадок, рассказывании сказок, составлении описательного рассказа, заучивания стихов и песен.
Сейчас мы с вами с помощью мнемотаблиц разучим (споем) песню «У моей России»…….
Какую замечательную песню мы с вами спели!
Благодарю вас за участие! На память о моем мастер-классе я дарю вам этот комплект картинок. Можете вернуться в зал.
Применение технологии мнемотехника в образовательном процессе ДОУ открывает для педагогов огромные возможности для творчества как в организованной образовательной деятельности, так и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро. Занятия с использованием мнемотехники всегда проходят интересно не только для детей, но и для педагога.
Мне очень хотелось бы, чтобы сегодняшняя информация для вас оказалась интересной, полезной, и главное, помогла вам в творческой работе с детьми.
Спасибо!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое мнемотехника? Мнемотехника – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путем образования искусственных ассоциаций.
Актуальность В старшем дошкольном возрасте у детей преобладает наглядно-образная память. Запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если ребенок будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, то на успех рассчитывать не стоит.
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». К. Д. Ушинский
СТРУКТУРА МНЕМОТЕХНИКИ (от простого к сложному) МНЕМОКВАДРАТ МНЕМОДОРОЖКА МНЕМОТАБЛИЦА
Использование электронных презентаций с применением мнемотехники
УПРАЖНЕНИЕ «ЗАПОМНИ РАСПОЛОЖЕНИЕ КАРТИНОК»
УПРАЖНЕНИЕ «ЗАПОМНИ РАСПОЛОЖЕНИЕ КАРТИНОК»
УПРАЖНЕНИЕ «ЗАПОМНИ ПАРЫ» ЛОСЬ – СТУЛ ВЕРТОЛЁТ – САРДЕЛЬКИ БРЮКИ – ЛОШАДКА КЕФИР – КОНСТРУКТОР МИШКА – ХЛЕБ КАРАНДАШИ – ЛИМОН ТАПКИ – МЯЧ СТОЛ – ШУБА БЕЛКА – КРОВАТЬ МАШИНКА – ДИВАН
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МНЕМОТЕХНИКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ»
ПЕСНЯ «У МОЕЙ РОССИИ»
СПАСИБО!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии мнемотехника в образовательном процессе ДОУ
Работа по самообразованию...
Консультация для воспитателей Тема : «Использование технологии мнемотехника в образовательном процессе.
«Использование технологии мнемотехника в образовательном процессе » "Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасн...
Использование технологии мнемотехника в образовательном процессе
Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов включающий фазы запечатления, переработки, хранения и извлечения информации. Память является важнейшим процессом, позволяющим человеку с...
"Использование технологии мнемотехника в образовательном процессе ДОУ с детьми ОНР"
МНЕМОТЕХНИКА - искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций и конечно развитие речи....
Использование технологии мнемотехника в образовательном процессе ДОУ с детьми с ОВЗ.
В данном сообщении рассказывается о технилогии мнемотехника. Раскрывается ее актуальность и значение использования в работе с детьми. Заостряется внимание на многофункциональности мнемотехники (...
Мастер –класс «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МНЕМОТЕХНИКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ»
В старшем дошкольном возрасте у детейпреобладает наглядно-образная память.Запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явлениепопали в поле зрения ребенка.Если ребенок...