Тематический семинар для педагогов «Учение с увлечением» (использование инструментов технологии ТРИЗ в образовательном процессе ДОУ)
методическая разработка (подготовительная группа)
Тематический семинар для педагогов «Учение с увлечением»
(использование инструментов технологии ТРИЗ в образовательном процессе ДОУ)
Цель семинара: научить педагогов использовать метод каталога в образовательном процессе.
Алгоритм семинара (хронологическая запись с пояснениями)
Микроцель: сформировать мотивацию педагогов на восприятие новой информации, исходя из личной позиции: «Да, это мне нужно!»
Ведущий: Каждый думающий и, тем более, творящий педагог использует ежедневно различные приемы и способы, чтобы привлечь и удержать внимание детей, активизировать их деятельность в образовательном процессе. Несколько лет практики дают возможность накопить такие приемы и собрать их в свой «маленький сундучок», к которому педагог обращается в случае появления педагогической проблемы или профессиональной задачи. Попробуем мысленно обратиться к таким приемам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskiy_seminar_dlya_pedagogov.docx | 21.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематический семинар для педагогов «Учение с увлечением»
(использование инструментов технологии ТРИЗ в образовательном процессе ДОУ)
Цель семинара: научить педагогов использовать метод каталога в образовательном процессе.
Алгоритм семинара (хронологическая запись с пояснениями)
Микроцель: сформировать мотивацию педагогов на восприятие новой информации, исходя из личной позиции: «Да, это мне нужно!»
Ведущий: Каждый думающий и, тем более, творящий педагог использует ежедневно различные приемы и способы, чтобы привлечь и удержать внимание детей, активизировать их деятельность в образовательном процессе. Несколько лет практики дают возможность накопить такие приемы и собрать их в свой «маленький сундучок», к которому педагог обращается в случае появления педагогической проблемы или профессиональной задачи. Попробуем мысленно обратиться к таким приемам. Например,
Задача первая: как сделать так, чтобы ребенок сам хотел познакомиться с цифрами, буквами, звуками?
Задача вторая: как сделать так, чтобы без прямого указания педагога об упражнении (примере) дети сами смогли найти, запомнить или захотели это сделать?
Задача третья (но не последняя): как педагог, управляя произвольным и непроизвольным вниманием детей, избавится от чётких указаний: «Посмотрите!» или «Внимание!».
В такой формулировке задачи не кажутся простыми, но и не стали сложными, но мы попытаемся найти ответы на них.
Ведущий: Теперь вы, помогая друг другу соблюдать алгоритм метода каталога, решите первую задачу:
Как сделать так, чтобы ребенок сам захотел познакомиться с (какими-либо) буквами алфавита или цифрами?
Участник 1: Перед нами задача - познакомиться с гласными буквами русского алфавита (занятие по обучению грамоте). Надо взять случайный объект.
Участник 2: Пусть будет ромашка!
Участник 1: Ромашка какая?
Участник 3: Живая.
Участник 4: Белая.
Участник 5: Желто-сердечная.
Участник 6: Растущая.
Ведущий: А давайте представим, что мы действительно принесли в группу ромашки. Раздали (на время) каждому ребенку по одной ромашке и таким образом дали возможность ее понюхать, потрогать, исследовать.
Участник 1: Шершавая.
Участник 2: Пахнущая.
Участник 3: Гладкоствольная.
Ведущий: А теперь можно по разному «подавать» эти буквы. Можно в первом варианте самому воспитателю показывать выбранную им букву, например букву «А», и говорить: «Вот ее и надо оживить, ведь вы только что со своей помощницей ромашкой сказали, что она живАя!
Участник 2: А можно подвести ребят ко второму туру исследования, что все слова-помощники, которые им помогла найти ромашка, спрятала в себя те буквы, которые сегодня и придут с ними знакомиться.
Ведущий: А завершить такое занятие-фантазию можно обратным применением метода каталога — спросить у ребят: «А буквы, которые вы сегодня узнали, какие? Веселые, яркие, дружные, познавательные?» И, чтобы замкнуть цепь (делая «свертывание» информации на образ ромашки), переведя эти слова на ромашку: «Так ведь буквы сказали не про себя, а про ромашку! Это она у нас сегодня веселая, яркая дружная!» можно дать творческое задание — нарисовать живую букву, сделать шершавую букву «А» и т.д.
Ведущий:
Опираясь на приведённый пример, еще раз повторим алгоритм метода каталога.
- Всегда ставится задача (проблема).
- Выбирается случайная система (объект).
- Подбираются несколько определений к случайной системе.
4. Определения направляются на задачу (проблему) для создания необычных словосочетаний, чтобы найти в переборе ответ.
Ведущий семинара:
Какой вывод можно сделать после таких результатов и предложений? Только один: участники тренинга — творцы! Только теперь настала очередь посмотреть на нашу профессиональную деятельность через волшебную призму метода каталога.
Контроль или обратная связь
Микроцель: оперативно проверить уровень усвоения содержания семинара.
Подцель: выявить проблемы для дополнительных индивидуальных или групповых консультаций по содержанию семинара.
Ведущий: Предлагаю проверить свои знания по новой теме, выбрав правильный ответ в тесте.
Тест
- Когда был опубликован метод каталога (выбрать год)?
а) 1962, б) 1928, в) 2002, г) 1926.
2. Второй шаг в алгоритме построения метода каталога требует:
а) определить проблему;
б) найти определения к выбранной системе;
в) выбрать случайную систему;
г) соединить определения от случайной системы с задачей.
3. Кто является автором метода каталога:
а) Ч. Вайтинг; б) Ф. Кунце; в) Г.С. Альтшуллер; г) Ю.П. Саламатов.
4. Метод каталога:
а) активизирует мышление;
б) дает нестандартные варианты решения;
в) является улучшенным вариантом метода проб и ошибок;
(примечание: выделенный текст является правильным ответом.)
Задание для самостоятельной работы, или Пища для размышления
Микроцель: способствовать самореализации педагога в творческом процессе.
Подцель: провести дополнительный контроль по выявлению уровня освоения содержания семинара.
Ведущий: Домашнее задание превращается в домашнюю творческую работу. Надо выбрать только одну педагогическую задачу, опираясь на свой профессиональный опыт, ситуацию, проблему (например, как привлечь внимание воспитанников к книгам; или как решить задачу быстрого «переключения» внимания ребят с одного пособия на другое и т.д.) и с помощью метода каталога попробовать ее решить. Сделать письменный набросок, опираясь на схему. Основные предложения по решению дать в виде краткого списка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение к семинару Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно–образовательном процессе МБДОУ
Закаливание — это система процедур, направленных на тренировку защитных физиологических механизмов терморегуляции организма и под влиянием которых повышается сопротивляемость организма неблагопр...
Мастер – класс Тема: «Использование технологии ТРИЗ в образовательном процессе ДОУ».
Целевые ориентиры ставят перед нами задачу развития способного, инициативного, самостоятельного ребенка, обладающего развитым воображением.А вот как развить данные качества, сегодня этот вопрос, перед...
Семинар-практикум для педагогов на тему: «Применение социо-игровой технологии в воспитательно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста»
Семинар-практикум для педагогов на тему: «Применение социо-игровой технологии в воспитательно-образовательном процессе ...
Семинар-практикум для педагогов на тему: «Применение социо-игровой технологии в воспитательно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста»
Социо-игровая технология – это развитие ребенка в игровом общении со сверстниками.Авторы социо-игровой технологии – Е.Е. Шулешко, В.М. Букатов, (организация образовательной деятельности с ...
Использование технологий ТРИЗ в образовательном процессе
Мастер- класс для педагогов по использованию технологий ТРИЗ в образовательном процессе...
Семинар-практикум для педагогов "Использование ИКТ-технологий в воспитательно-образовательном процессе"
В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегия развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации....
ГЦРО Диплом Использование технологии ТРИЗ в образовательном процессе ДОУ
Лауреат районного этапа конкурса проектов "Инновации в образовании в номинации" Обеспечение процесса реализации ФГОС"...