СЕМИНАР для воспитателей ДОУ «Методические и психологические основы взаимодействия с родителями»
методическая разработка на тему
Семинар "Методические и психологические основы взаимодействия с родителями" поможет ознакомить педагогов с теоретическими и практическими психологическими положениями в области коммуникативной компетентности, развивать навыки гибкого и доброжелательного отношения в общении с родителями, обучить практическим приемам по преодолению барьеров в общении с «трудными» родителями. В ходе выполнения практических заданий поможет воспитателям разработать конспект родительского собрания в нетрадиционной форме и подобрать приемы, повышающие активность и заинтересованность родителей воспитанников в совместной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Семинар по работе с родителями Часть 1 | 29.38 КБ |
seminar_po_rabote_s_roditelyami_chast_2.docx | 28.33 КБ |
seminar_po_rabote_s_semey.pptx | 588.67 КБ |
Предварительный просмотр:
СЕМИНАР
«Методические и психологические основы
взаимодействия с родителями»
Цель: формирование коммуникативной компетентности педагогов по взаимодействию с родителями.
Задачи:
- Познакомить педагогов с теоретическими и практическими психологическими положениями в области коммуникативной компетентности.
- Развивать навыки гибкого и доброжелательного отношения в общении с родителями.
- Обучить практическим приемам по преодолению барьеров в общении с «трудными» родителями.
- Познакомить с техникой саморегуляции эмоционального состояния.
Предварительна работа:
Изучение ФГОС, методической литературы, составление презентации, подбор наглядного материала.
Материалы, оборудование: памятки, ноутбук, телевизор, ручки, цветные карандаши, листы бумаги.
Занятие 1.
Повестка:
- Вступительное слово старшего воспитателя. Введение в тему семинара.
Маркова Н.А., старший воспитатель
- Психологические основы взаимодействия с родителями воспитанников.
Педагог-психолог Еленева В.Ю.
- Наглядно-информационные методы работы с родителями. Требования к оформлению наглядной информации для родителей.
Маркова Н.А., старший воспитатель
Ход семинара:
Предварительный просмотр:
СЕМИНАР
«Методические и психологические основы
взаимодействия с родителями»
Цель: формирование коммуникативной компетентности педагогов по взаимодействию с родителями.
Задачи:
- Познакомить педагогов с теоретическими и практическими психологическими положениями в области коммуникативной компетентности.
- Развивать навыки гибкого и доброжелательного отношения в общении с родителями.
- Обучить практическим приемам по преодолению барьеров в общении с «трудными» родителями.
- Познакомить с техникой саморегуляции эмоционального состояния.
Предварительна работа:
Изучение ФГОС, методической литературы, составление презентации, подбор наглядного материала.
Материалы, оборудование: памятки, ноутбук, телевизор, ручки, цветные карандаши, листы бумаги.
Занятие 2.
Повестка:
- Секреты успешного проведения родительского собрания
Маркова Н.А., старший воспитатель
- Практическая часть:
- «Подбери определение» (Формы организации родительских собраний)
- «Педагогическая копилка» (Разработка плана подготовки и родительского собрания)
Маркова Н.А., старший воспитатель
- Семейный туризм как форма взаимодействия ДОУ и семьи. (Презентация ППО)
Акимова Ю.М., инструктор по физической культуре
- Рефлексия
Ход семинара:
Слайд 5 | Сообщение темы семинарского занятия, повестки |
Слайд 6 | ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА С РОДИТЕЛЯМИ Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьёй – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Педагоги стараются наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищут новые, современные формы сотрудничества с родителями в соответствии с изменением социально- Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное – донести до родителей знания. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагогов с родителями дошкольников, суть которых – обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные, и наглядно-информационные. К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции, «Круглые столы». РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ – это действенная, эффективная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ГРУППОВЫХ СОБРАНИЙ:
На собрании всегда следует выделить время для общения родителей между собой. |
Слайд 7 | Формы привлечения родителей
|
Слайд 8 | Нетрадиционные формы родительских собраний
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: Предложить воспитателям подобрать определения к формам работы с родителями: Мастер-класс, тренинг, родительская конференция, круглый стол, семейная гостиная, презентация, аукцион, деловая игра, педагогический консилиум. |
Слайд 9 | Приемы активизации родителей
|
Слайд 10 | Приемы рефлексии, которые можно
|
Слайд 11 | Формы совместной деятельности, рекомендованные ОПП «От рождения до школы Непрерывное образование воспитывающих взрослых В современном быстро меняющемся мире родители и педагоги должны непрерывно повышать свое образование. Под образованием родителей международным сообществом понимается обогащение знаний, установок и умений, необходимых для ухода за детьми и их воспитания, гармонизации семейных отношений; выполнения родительских ролей в семье и обществе. Мастер-классы. Мастер-класс — особая форма презентации специалистом своего профессионального мастерства, с целью привлечения внимания родителей к актуальным проблемам воспитания детей и средствам их решения. Мастер-класс может быть организован сотрудниками детского сада, родителями, приглашенными специалистами (художником, режиссером, экологом и др.). Тренинг — это совокупность психотерапевтических, психокоррекционных и обучающих методов, направленных на развитие навыков самопознания и саморегуляции, обучения и межперсонального взаимодействия, коммуникативных и профессиональных умений. В процессе тренинга родители активно вовлекаются в специально разработанные педагогом-психологом ситуации, позволяющие осознавать свои личностные ресурсы. Совместная деятельность педагогов, родителей, детей Совместная деятельность воспитывающих взрослых может быть организована в разнообразных традиционных и инновационных формах (акции, вечера музыки и поэзии, семейные гостиные, фестивали, семейные клубы праздники (в том числе семейные), прогулки, экскурсии, проектная деятельность, семейный театр). В этих формах совместной деятельности заложены возможности коррекции поведения родителей и педагогов, предпочитающих авторитарный стиль общения с ребенком; воспитания у них бережного отношения к детскому творчеству. Семейные праздники. Традиционными для детского сада являются детские праздники, посвященные знаменательным событиям в жизни страны. Новой формой, актуализирующей сотворчество детей и воспитывающих взрослых, является семейный праздник в детском саду. Семейный праздник в детском саду — это особый день, объединяющий педагогов и семьи воспитанников по случаю какого-либо события.Таким особым днем может стать День матери, День отца, Новый год, День Победы, Международный День семьи (15 мая), Всероссийский День семьи, любви и верности (8 июля). Наиболее значимы семейные праздники для семей с детьми раннего возраста, так как малыши в возрасте до 3 лет лучше чувствуют себя, когда на празднике рядом с ними находятся родители. Проектная деятельность. Все большую актуальность приобретает такая форма совместной деятельности, как проекты. Они меняют роль воспитывающих взрослых в управлении детским садом, в развитии партнерских отношений, помогают им научиться работать в «команде», овладеть способами коллективной мыслительной деятельности; освоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от потребностей ребенка; достичь позитивной открытости по отношению к коллегам, воспитанникам и родителям, к своей личности; объединить усилия педагогов, родителей и детей с целью реализации проекта. Идеями для проектирования могут стать любые предложения, направленные на улучшение отношений педагогов, детей и родителей, на развитие ответственности, инициативности. Семейный театр Семейный театр как творческое объединение нескольких семей и педагогов может быть создан не только при участии педагогов, но и при поддержке работников культуры. Семейный абонемент Прекрасную возможность приобщения к искусству могут предоставить семье детский сад и его партнеры – учреждения искусства и культуры, организующие встречи по определенной заранее программе воскресного (субботнего) семейного абонемента. Семейный календарь Интересные идеи для проектов могут возникнуть благодаря семейному календарю, который поможет родителям планировать свою деятельность и находить время для взаимодействия и общения с ребенком. Состоит из двух частей: инвариантной, которая включает в себя мероприятия, планируемые сотрудниками ДОУ для всех детей, и вариативную – которая оформляется в зависимости от нужд, традиций и потребностей семьи. |
Слайд 12 | Презентация ППО Акимовой Ю.М. Семейный туризм как форма взаимодействия ДОУ и семьи. |
Слайд 13 | Рефлексия «Мои впечатления» Предложить педагогам высказать свои впечатления, начиная с одной из следующих фраз:
|
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1 занятие Повестка: Вступительное слово. Введение в тему семинара. Маркова Н.А., старший воспитатель 2. Психологические основы взаимодействия педагогов с родителями воспитанников. Еленева В.Ю., педагог-психолог 3. Наглядно-информационные методы работы с родителями. Требования к оформлению наглядной информации для родителей. Маркова Н.А., старший воспитатель
От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш. В. А. Сухомлинский
НАГЛЯДНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ Информационно- ознакомительная Информационно- просветительская Задача: ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей. Задача: обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. Их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное — через газеты, организацию выставок и т. д.
2 занятие Повестка: Секреты успешного проведения родительского собрания Маркова Н.А., старший воспитатель 2. Практическая часть «Подбери определение» (Формы организации родительских собраний) « Педагогическая копилка» (Разработка плана подготовки и родительского собрания) Маркова Н.А., старший воспитатель 3. Совместный туризм как форма работы с родителями Акимова Ю.М., инструктор по физической культуре
Традиционные формы работы с родителями КОЛЛЕКТИВНЫЕ Родительские собрания - лекции Родительские собрания - беседы Круглые столы ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ Беседы Консультации Посещения на дому
Формы привлечения родителей на родительское собрание Анкетирование родителей по теме собрания Изготовление приглашений с привлечением детей Разработка памяток с советами Изготовление самодельных плакатов и другой наглядной информации Подготовка конкурсов по теме собрания Запись на магнитофон ответов детей Запись видеоматериалов с занятий или режимных моментов Оформление фото-выставок или фото-газет . Приглашение специалистов, гостей или сказочных персонажей
Нетрадиционные формы родительских собраний Конференция Семинар Конкурс Презентация Дискуссия Гостиная Педагогический капустник Собрание-практикум Организационно-деятельностная игра Тренинг Мастерская Тематические консультации Родительские чтения
Приемы активизации родителей на собрании : «Определение понятий» «Согласен – не согласен» Блиц-опрос Решение проблемных ситуаций Игра «Карусель» «Клубок проблем» «Горячий стул» «Аквариум» «Информационные углы»
Приемы рефлексии, которые можно использовать на собрании «Интервью» «Анонимный совет» «Венок знаний» «Чудесный ларец»
Формы совместной деятельности, рекомендованные ОПП «От рождения до школы Мастер-класс Тренинг Семейные художественные студии Семейные праздники Семейный театр Семейный абонемент Семейная ассомблея Проектная деятельность Семейный календарь
Практическая часть «Педагогическая копилка» Задание: Разработать план подготовки и проведения родительского собрания в заданной организационной форме
Семейный туризм как форма взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников Акимова Ю.М., инструктор по физической культуре
Рефлексия «Мои впечатления» В ходе семинара я научилась… Я узнала, что… В следующий раз мне хотелось бы… В работе мне пригодится…
Желаем успехов в работе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультативный семинар для воспитателей «Нравственно-патриотическое воспитание через взаимодействие с родителями»
Информация- рекомендация для воспитательей при работе над нравственно-патриотическим воспитанием....
СЕМИНАР для воспитателей «Создание психологического комфорта в группах детского сада»
На семинаре рассматриваются вопросы создания необходимых условий для благоприятного самочувствия детей в группах убразовательного учреждения; стили педагогического взаимодействия с детьми и рекомендац...
Выступление на семинаре для воспитателей дошкольного отделения "Методики диагностики психологической готовности дошкольников к обучению в школе"
В выступлении представлены методики диагностики психологической готовности дошкольников к обучению в школе, которые использует в своей работе педагог-психолог....
Практический семинар для воспитателей "Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями"
Причины и способы разрешения конфликтных ситуаций между воспитателями и родителями...
Семинар-практикум с элементами тренинга для родителей «Психологическая безопасность дошкольников». Психологическая гостиная для родителей.
Цель: повышение уровня психолого-педагогических знаний у родителей:- о воспитании, развитии, дисциплине;- о психологической безопасности детей....
Методическая разработка: Психологический тренинг для родителей «Семья – это мир, в котором нам уютно»
Крепка бывает та семья, Где нету места букве «Я»,Где правит только слово «Мы», Где есть совместные мечты… Семья - сложная системa взаимоотношений между супруг...
Семинар для воспитателей: "Психологические особенности игры детей дошкольного возраста".
Семинар для воспитателей...