Проект «Внедрение профессионального стандарта в ДОУ»
методическая разработка на тему

Мосеева Татьяна Юрьевна

Существенные изменения в системе дошкольного образования и принятие нового Закона «Об образовании в Российской Федерации», федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, вносят значительные изменения в деятельность дошкольного образовательного учреждения. Они определяют новые приоритеты развития дошкольного образования, которые призваны решать проблемы, связанные с повышением качества образования. 

    Педагогические работники, реализующие основную образовательную программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей, обозначенными в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

   Поэтому, управленческая деятельность в нашем детском саду направлена на создание условий для развития у педагогических работников универсальных профессиональных способностей, обеспечивающих качество реализации образовательного процесса в условиях открытой социально — педагогической системы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vnedrenie_profstandarta.docx41.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 9 общеразвивающего вида» г. Емвы

Проект

«Внедрение профессионального стандарта в   ДОУ»

                                                                     Мосеева Татьяна Юрьевна,

 старший воспитатель

2017 г.

Содержание

Пояснительная записка……………………………………………………………………..3

Глава 1. Первый этап проекта……………………………………………………………...4

Глава 2. Второй этап проекта………………………………………………………………7

Глава 3. Третий этап проекта ……………………………………………..........................11

Литература………………………………………………………………………………….13

Пояснительная записка

    Существенные изменения в системе дошкольного образования и принятие нового Закона «Об образовании в Российской Федерации», федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, вносят значительные изменения в деятельность дошкольного образовательного учреждения. Они определяют новые приоритеты развития дошкольного образования, которые призваны решать проблемы, связанные с повышением качества образования.  

    Педагогические работники, реализующие основную образовательную программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей, обозначенными в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

   Поэтому, управленческая деятельность в нашем детском саду направлена на создание условий для развития у педагогических работников универсальных профессиональных способностей, обеспечивающих качество реализации образовательного процесса в условиях открытой социально — педагогической системы.

«Макет профессионального стандарта педагога»

Педагог  - профессиональные компетенции - обучение – воспитательная работа- развитие

   С позиции системно-деятельностного подхода компетентность рассматривается как некая система, предполагающая взаимосодействие компонентов, обеспечивающих ее существование и осуществление цели (функции). Компетентность как система в данном проекте задается решаемыми целями и задачами, сформулированными во ФГОС ДО.

   ФГОС ДО означает появление новых требований к компетенциям педагога.

   Компетенции – рассматриваем как совокупность заданных извне требований к знаниям, умениям, навыкам, необходимым для достижения определенного качества выполняемой деятельности.

   Компетентность – владение человеком соответствующими компетенциями.       Компетентность – (авторы ФГОС)  новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки.

    Компетентность - новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.

    Принципы построения проекта.

1. Переход на современные требования потребует специальных знаний, специальной подготовки и достаточного уровня педагогической квалификации. Потребуются изменения в нормативной базе ДОУ -  корректировка образовательной программы.

2. Управленческие принципы:

-  Начиная новое дело – заботиться о том, чтобы в его основании находился прочный ценностный фундамент.

-  Прежде чем приступить к освоению нового, потратить достаточно времени для того, чтобы все его участники понимали смысл вносимых изменений не на уровне отдельных действий, а на глубоком уровне ценностей и целей.

3. Принципы обучения взрослых (по Н. В. Немовой):

-  обучение тому, что необходимо в практике;

-  обучать через деятельность;

-  для того, чтобы освоить содержание, необходимо соблюдение цикла: теоретическая подготовка – практика – самообразование – профессиональное общение.

4. Использование активных форм обучения, для того, чтоб заинтересовать большинство педагогов на участие в методической работе.

5. Принцип сетевого взаимодействия педагогов.

     Проект разрабатывался исходя из реального уровня подготовленности педагогов, их запросов, потребностей, местных условий развития образования.

    Отсюда вытекает проблема: как создать информационное поле для повышения профессиональной компетентности педагогов в условиях инновационных преобразований?

   Решила  создать проект, так как этот метод – способ организации педагогического процесса, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Глава 1. Первый этап проекта

   Первый этап проекта – подготовительный - проведение мероприятий информационного сопровождения, разработка нормативных правовых актов.

   Тип проекта: административно- методический

   Продолжительность проектной деятельности: долгосрочный (2016-2020 г.)

   Целевая группа: педагоги МАДОУ «Детский сад № 9 общеразвивающего вида» г. Емвы

   Цель проекта: обеспечение перехода ДОУ на работу в условиях действия профессиональных стандартов.

   Задачи проекта:

  1. Разработка организационно- управленческие решения, регулирующие введение профессиональных стандартов.
  2. Приведение локальных нормативных актов ДОУ в соответствие профессиональным стандартам.
  3. Совершенствование кадровой политики ДОУ.
  4. Организация методического и информационного обеспечения введения профессиональных стандартов в ДОУ.
  5. Организация аттестации и профессиональной подготовки работников ДОУ в соответствие профессиональным стандартам.

   Планируемые результаты:

     1. Создание современной, гибкой системы повышения квалификации педагогов

    2. Разработка единых, индивидуальных подходов к определению, содержанию повышения квалификации педагогических работников ОУ.

    3. Совершенствование учебно–методического сопровождения образовательного процесса.

    4. Повышение профессионального мастерства педагогов.

    5. Внедрение современных технологий в образовательный процесс.

    Для реализации задач проекта в детском саду решили создать методическую службу, направленную на освоение педагогами федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

    В данную службу включили: методическую работу по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров, цели и задачи методической работы, содержание и формы работы по обучению кадров, предполагаемые результаты реализации модели, структура методической службы, перспективы дальнейшей работы по организации обучения педагогических кадров.

     Методическая служба в дошкольном образовательном учреждении - возможность членам педагогического коллектива не только участвовать в реализации уже готовых программ, но и принимать активное участие в их планировании, разработке, в апробации экспериментов и инноваций, постоянно стимулируя развитие творческого потенциала педагогов, направленного на формирование и развитие интегративных качеств личности воспитанников.

Функционально-структурная модель методической службы дошкольного образовательного учреждения

План работы методической службы

1 этап. Организационно- правовое обеспечение и информационное сопровождение

1.        Издание приказа о создании рабочей группы по внедрению профессиональных стандартов -         Июнь 2016 г.        

2.        Доведение до работников ДОУ  информации о нормативных актах, регулирующих введение профессиональных стандартов, утвержденных профессиональных стандартах и порядке их введения - Июнь-сентябрь 2016 г.        

3.        Определение перечня локальных нормативных актов ДОУ, в которые необходимо внести изменения в связи с введением профессиональных стандартов - Июнь 2016 г.

 4.        Внесение изменений в локальные нормативные акты,  в связи с введением профессиональных стандартов        изменения в локальных актах - июль-сентябрь 2016 г.

5.        Внесение изменений в должностные инструкции        -  сентябрь 2016 г.

6.        Ознакомление педагогических работников с вновь разработанными локальными нормативными актами.

7.        Создание аттестационной комиссии (комиссий) для проверки соответствия квалификации работников квалификационным требованиям профессиональных стандартов – Сентябрь 2016 г.        

8.        Составление плана аттестации педагогических работников - август 2016 г. 

Глава 2. Второй этап проекта

   Второй этап проекта  - внедрение профессионального стандарта в   ДОУ.

План работы методической службы

2 этап. Внедрение профессионального стандарта в   ДОУ

1. Внутренний   аудит профессиональной деятельности педагога в соответствии с  требованиями профессионального стандарта педагога        Мониторинг соответствия уровня профессиональной компетентности - 2016 - 2017 г.        

2. Определение необходимости профессиональной подготовки (переподготовки, обучения, дополнительной профессиональной подготовки работников ДОУ)

Список работников, которым необходимо пройти профессиональную подготовку (переподготовку, обучение, дополнительную профессиональную подготовку) в целях  приведения их квалификации в соответствие квалификационным требованиям профессиональных стандартов – Июль 2016 г.        

3.  Реализация Плана по организации применения профстандарта (переподготовки, обучения, дополнительной профессиональной подготовки) работников с учетом требований  профессиональных стандартов. План с указанием категорий педагогических должностей (профессий) и численности работников ДОУ -         2016-2020 г.        

4. Проведение педагогическими работниками самооценки профессионального уровня. Лист самооценки – ежемесячно.        

5. Консультационная поддержка: в течение 2016 – 2020 уч. г.        

 - процедура прохождения аттестации на соответствие занимаемой должности;

- процедура прохождения аттестации на квалификационную категорию        

6. Организация деятельности аттестационной комиссии в ДОУ с целью подтверждения  соответствия педагогических работников занимаемой должности - в течение учебного года.        

7 . Планирование повышения квалификации педагогов        . Утвержденный план повышения квалификации педагогов         - май 2017 г.        

8. Самообразование педагогов. Отчеты педагогов по темам самообразования на Педгостиной        - в течение года.        

9 . Методическая работа с педагогами в течение учебного года. Система методической работы с педагогами  - в течение учебного года.

План по организации применения профстандарта

   Список профессиональных стандартов, подлежащих применению. Сведения о потребности в профессиональном образовании, профессиональном обучении, дополнительном профессиональном образовании работников.         Этапы применения профессиональных стандартов:

1. Профстандарт «Педагог-психолог» - 1 педагог-психолог, потребность в дополнительной профессиональной подготовке по профильному направлению;        

2. Профстандарт  «Педагог дошкольного образования»         - 1 воспитатель ДОУ, потребность в дополнительной профессиональной подготовке по профильному направлению        ;

3. Профстандарт «Инструктор по физической культуре» - 1 инструктор по физической культуре, потребность в дополнительной профессиональной подготовке по профильному направлению.        

     На втором этапе проекта реализуется система методической работы с педагогами в течение учебного года по данным направлениям:

- мотивация к самосовершенствованию и профессиональному росту, самореализации;

- психологическая поддержка педагога;

- работа по раскрытию новых возможностей самореализации, повышающих ценность педагогов как профессионалов;

- интеграция работы с другими учреждениями и организациями (социумом);

- мониторинг личных достижений.

Система методической работы с педагогами в течение учебного года

Направление. Мотивация к самосовершенствованию и профессиональному росту, самореализации

        - Анкетирование на тему «Составляем годовой план работы ДОО».        Включить педагогов в процесс планирования, cформировать личную заинтересованность в реализации годового плана работы ДОО         - все педагоги, ежегодно (перед новым учебным годом);

        - Анкетирование на тему «Анализ профессиональной деятельности».        Выявить индивидуальные достижения, способности педагогов  - все педагоги, ежегодно в мае (по итогам учебного года);

        - Разработка (корректировка) критериев  оценочного листа на стимулирующие выплаты.        Повысить у педагогов степень заинтересованности в достижении результатов работы посредством стимулирующих выплат - участники творческой группы, один раз в год;

        - Анкетирование на тему «Оценка реализации потребностей педагогов в развитии» (авт. Н. В. Немова).        Повысить профессиональную мотивацию педагогов, развивать творческую инициативность, формировать умение позиционировать себя в обществе в качестве педагога - все педагоги, ежегодно в августе, в мае или по необходимости.

Направление.  Психологическая поддержка педагога        

           - Совместное проведение праздников (День работников дошкольного образования, День открытых дверей, Новый год, 8 Марта и т. д.).        Создать благоприятную психоэмоциональную обстановку в коллективе - все педагоги        , ежегодно;

        - Педгостиная «За чашкой чая».         Провести релаксационные упражнения, повысить уверенность в своих силах, сформировать понимание значимости личного вклада в общее дело - все педагоги, 3-4 раза в год;

        - Тренинги.        Развивать уверенность в своих силах, создавать условия для здоровьесбережения - мини-группы, индивидуально, регулярно, не реже 1 раза в месяц;

Направление. Работа по раскрытию новых возможностей самореализации, повышающих ценность педагогов как профессионалов        

             - Курсовая подготовка. Расширять психолого-педагогические знания, закреплять профессиональные умения - все педагоги, 1 раз в 3 года;

        - Повышение квалификации (аттестация)        . Повышать профессиональную компетентность - все педагоги, регулярно, по плану;

        - Индивидуальные беседы, консультации. Учитывать в работе индивидуальные особенности, возможности, навыки и умения педагогов - все педагоги, регулярно;

        - Проектная деятельность с педагогами посредством организации работы одновременно нескольких творческих групп, мини-групп. Разрабатывать новые и систематизировать имеющиеся методические материалы, пополнять методическую копилку - по желанию, ежегодно, регулярно;

        - «Школа молодого педагога». Оказывать психолого-педагогическую помощь начинающим педагогам в современных условиях работы, формировать индивидуальный творческий «почерк» у молодых педагогов -         молодые педагоги,         при наличии в коллективе молодых педагогов, 1 раз в месяц в течение года;

        - Обобщение и распространение педагогического опыта на всех уровнях (в детском саду, округе, регионе), публикации, участие в конференциях, окружных проблемных семинарах, педагогических советах и т. д.        Распространять и внедрять эффективные формы и методы, которые способствуют получению высоких результатов в работе -педагоги-стажисты, ежегодно;

        - Конкурсы педагогического мастерства, творческие конкурсы (с педагогами и дошкольниками). Стимулировать профессиональный и творческий рост - по желанию, ежегодно, регулярно;

        - Открытые просмотры, взаимопосещения НОД, семинары-практикумы, систематический тематический контроль.         Накапливать практический опыт, распространять новые эффективные формы работы с дошкольниками - все педагоги,        1 раз в месяц;

        - Организация работы по самообразованию педагогов.        Создать условия для личного и профессионального самосовершенствования педагогов - все педагоги, кроме студентов, ежегодно, регулярно;

        - Организация методических выставок.        Изучить современную педагогическую литературу, методические новинки, наработки педагогов-стажистов - все педагоги, ежегодно, 1 раз в месяц или по необходимости;

        - Создание личного блога в Интернете.        Повысить профессиональную ИКТ-компетентность, распространять опыт работы, установить эффективную взаимосвязь с родителями воспитанников         - по желанию, регулярное обновление.

Направление. Интеграция работы с другими учреждениями и организациями (социумом)

        - Совместная работа с образовательными организациями и культурными учреждениями города: общеобразовательной школой; детской школой искусств; детской библиотекой; домом детского творчества; музеем; физкультурно-оздоровительным комплексом.         Создать систему взаимосотрудничества педагогов с социальными институтами для обеспечения благоприятных условий всестороннего развития дошкольников и успешной самореализации каждого педагога         - все педагоги ежегодно, по плану;

- Мониторинг личных достижений.        Создание портфолио педагогов.        Повысить уровень активности педагогов в различных мероприятиях -         все педагоги, ежегодно, регулярно.

Глава 3. Третий этап проекта – заключительный.

     Данный проект – долгосрочный, до 2020 года. Но реализуя постепенно план работы данного проекта, уже можно отметить положительные моменты:

   Коллектив педагогов детского сада – дружная команда профессионалов. Свою квалификацию и большой творческий потенциал они подтвердили, участвуя в различных конкурсах, акциях  и фестивалях: «Детский сад года», «Воспитатель года» и других.

    Реализуя проект «Школа молодого педагога», который является звеном в структуре методической службы, способствует успешной адаптации молодого педагога в педагогической деятельности. Мы с удовлетворением отмечаем, что те молодые педагоги, которые приходят к нам в детский сад, становятся грамотными специалистами и остаются верными своей профессии. Это дает нам основание считать, что, кропотливо работая с начинающими педагогами, мы находимся на правильном пути.

     В дошкольном образовательном учреждении активно реализуется возможность развития ресурса своих кадров: созданы условия для признания успеха педагога в ситуации перемен. Смоделирована развивающая среда, в которой инициатива и активность стали естественной формой профессионального поведения.

    Успех работы коллектива во многом зависит от трудовой мотивации коллектива и качественной оценки деятельности педагогов. Одним из условий развития благоприятного морально – психологического климата коллектива являются традиции, существующие в нашем детском саду, создание в учреждении доброжелательной атмосферы.

    В результате увеличилось количество педагогов имеющих высшее образование, по стажу работы коллектив помолодел. Повысилось число педагогов, имеющих первую  квалификационную категорию, имеется педагог с высшей квалификационной категорией.

   В дошкольном образовательном учреждении ежегодно ведется работа по повышению квалификации педагогов через разнообразные формы. Согласно требованиям к условиям повышением квалификации педагогов, за 3 года охвачено 100%, курсы повышения квалификации  по ФГОС ДО. 2 педагога прошли дополнительную профессиональную подготовку по профильному направлению, 1 педагог проходит переподготовку по профильному направлению.

   В оставшееся время необходимо приложить максимум усилий для оказания помощи педагогам в подготовке к введению профессионального стандарта, так как каждый педагогический работник должен соответствовать все квалификационным требованиям профессионального стандарта педагога.

Литература

  1. Профессиональный стандарт педагога с точки зрения компетентностного подхода   // Справочник заместителя директора школы. - 2009. - № 6. - С.5-12.

   2. Базовые компетентности педагога. Требования профессионального стандарта   // Сельская школа. - 2009. - № 6. - С.7-12.

3. Профессиональный стандарт педагогической деятельности. Новая методика оценки уровня квалификации педагогических кадров   // Методическая работа в школе. - 2011. - № 2. - С.3-15.

4.   О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов: Постановление Правительства РФ от 22.01.2013 № 23 (с приложением)   // Официальные документы в образовании. - 2013. - № 5. - С.7-12.

 5.  Новации в развитии образования. Проект концепции и содержания профессионального стандарта педагога   // Школа управления ОУ. - 2013. - № 4. - С.3-6.

 6.  Профессиональный стандарт педагога (Концепция и содержание) (проект)   // Вестник образования. - 2013. - № 8. - С.4-44.

7. Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)(воспитатель, учитель)": приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 № 544н г.Москва. Зарегистрирован в Минюсте РФ 06.12.2013 г. Регистрационный № 30550   // Российская газета. - 2013. - № 285, 18 декабря. - С.20. - См. также //Вестник образования России. 2014.№ 2. С.10-36;

8. Должностные инструкции, учитывающие требования профессионального стандарта педагога   // Практика административной работы в школе. - 2014. - № 5. - С.5-20.

9. Профессиональный стандарт педагога как ориентир профессионального развития учителя   // Инновации в образовании. - 2016. - № 4. - С.14-22.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Профессиональная идентичность педагога в условиях внедрения профессиональных стандартов и требований ФГОС ДО»

Данная методическая разработка предназначена для проведения мероприятий с педагогами (педагогический совет, занятия по психологическому просвещен...

Статья"Проблемы эффективного взаимодействия образовательных организаций в условиях внедрения профессионального стандарта педагога".

В статье затронута проблема приемственности дошкольных организаций  и школы в условиях внедрения профессионального стандарта педагога....

«Должностная инструкция педагога-психолога в процессе внедрения профессионального стандарта педагога-психолога»

Методическая разработка предназначена для педагогов-психологов  ДОУ. Разработана в соответствии с профессиональным стандартом педагога-психолога....

Внедрение профессиональных стандартов

Для внедрения профстандартов в детский сад необходимо создать рабочую группу, которая будет проводить проводит регулярный анализ изменений законодательства по вопросу внедрения профстандартов, от...

Индивидуальный образовательный маршрут педагога как инструмент овладения новыми профессиональными компетенциями в условиях внедрения профессионального стандарта

Индивидуальный образовательный маршрут педагога как инструмент овладения новыми профессиональными компетенциями в условиях внедрения профессионального стандарта...