Статья"Проблемы эффективного взаимодействия образовательных организаций в условиях внедрения профессионального стандарта педагога".
статья по теме

Петрина Наталья Владимировна

В статье затронута проблема приемственности дошкольных организаций  и школы в условиях внедрения профессионального стандарта педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx29.6 КБ

Предварительный просмотр:

Петрина Наталья Владимировна,
воспитатель

ГБДОУ№14 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Проблемы эффективного взаимодействия образовательных организаций в условиях внедрения профессионального стандарта педагога. 

                              Почти все признают, что воспитание требует терпения, но весьма немногие пришли к убеждению, что, кроме терпения, врожденной способности

 и навыка, необходимы еще и специальные знания.

К.Д. Ушинский

Детство - это особый период жизни, который обеспечивает накопление ребенком ресурсов - физических, интеллектуальных, духовных, социальных - на всю жизнь. Человечество на пути своего исторического развития все с большей осознанностью и ответственностью подходит к выстраиванию этого института, а в пору социальных и экономических перемен - к целенаправленной защите детства и каждого ребенка в отдельности. Первостепенным условием для развития ребенка, органичной средой для детства является образование во всех его формах и видах - дошкольное и особенно школьное, связанное с самым продолжительным и ответственным этапом в жизни каждого ребенка. 

Система российского образования за последние 10 лет претерпела значительные изменения в русле общих процессов экономических и политических преобразований, происходящих в обществе. Закон Российской Федерации «Об образовании», Национальная доктрина образования в Российской Федерации, охватывающая период до 2025 года, национальный проект развития образования, государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», а теперь и «Профессиональный стандарт педагога» - все эти документы стали важнейшей законодательной базой в сфере образования.

Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ) отнес дошкольное образование к одному из уровней общего. Кроме того, в ФЗ, наряду с такой функцией, как уход и присмотр за ребенком, за дошкольными организациями закрепилась обязанность осуществлять образовательную деятельность. В соответствии с законом, сегодня любая школа  вправе реализовывать программы дошкольного образования. Отсюда возникает необходимость единого подхода к профессиональным компетенциям педагога дошкольного образования и учителя.

Профессиональный стандарт  педагога включает в себя несколько составляющих:

  • Часть первая: обучение (перечислены требования к педагогу; акцент на них мы не делаем, т.к. нам интересен аспект взаимодействия организаций)
  • Часть вторая: воспитательная работа  (здесь уже появляется пункт о конструктивном взаимодействии)

Педагог должен:…Уметь сотрудничать (конструктивно взаимодействовать) с другими педагогами и специалистами в решении воспитательных задач (задач духовно-нравственного развития ребенка).

  • Часть третья: развитие  (Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности – эта часть особенно интересна для нас, т.к. почти  каждый пункт говорит об особенностях ребенка и возможности реализации возникающих проблем через взаимодействие специалистов)
  1. Готовность принять разных детей…
  2. Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития.
  3. Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.
  4. Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.).
  5. Умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка.
  6. Умение отслеживать динамику развития ребенка.  
  7. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ.
  8. Владение элементарными приемами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся, осуществление совместно с психологом мониторинга личностных характеристик ребенка.
  9. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) составить психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности учащегося.
  10. Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся.  
  11. Знание основных закономерностей семейных отношений, позволяющих эффективно работать с родительской общественностью.

Но если внимательно вчитаться в документ, то акцент делается в основном  на взаимодействие внутри школы, между специалистами школы и т.д. И вновь (как и до выхода Закона об Образовании, где дошкольная ступень включена в общее образование) исчезает компонент взаимодействия ДОУ и школы, вопрос преемственности уже в виде эффективного взаимодействия вновь остро встает.

Педагог дошкольного образования должен, согласно стандарту:

  1. Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.
  2. Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка .
  3. Реализовывать педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми.
  4. Владеть методами и средствами анализа психолого- педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе.
  5. Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей), уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.

А о взаимосвязи ДОУ и школы - ни слова. Тогда для чего реализация рекомендаций специалистов и оценка степени сформированности неких интегративных качеств у детей дошкольного возраста? Педагоги ДОУ, начиная с раннего возраста, составляют «индивидуальный портрет» каждого ребенка, разрабатывают индивидуальный маршрут, чтобы вовремя выявить и скорректировать развитие, а сей глобальный труд остается невостребованным. Уходя в школу, вместе с ребенком передается лишь медицинская карта, где основной акцент сделан на физическое развитие ребенка и его возрастные медицинские особенности, а все наблюдения, мониторинги – все, что накапливалось о ребенке в саду, там и остается. Говоря о взаимодействии специалистов школьных и дошкольных, хочется сказать о возможных шагах навстречу не только педагогами ДОУ, но и учителями начальной  школы, так как возрастает возможность «узнать» ребенка еще до того, как он пришел в школу, чем облегчить процесс адаптации к школе.

«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком». Л. С. Выготский

Взаимодействие  - двусторонний процесс. С одной стороны, дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребёнка, а главное – сохраняет «радость детства» (Н.Н. Поддьяков). С другой – школа, как преемник, подхватывает достижения ребёнка и развивает накопленный им потенциал. Создание единого образовательного пространства, связывающего дошкольные и школьные годы, создание единой нормативной, методической базы  и было бы решением проблемы. Методическую работу можно координировать совместными педагогическими советами, участниками которых являются учителя, воспитатели, медицинские работники, учитель-логопед. На них можно рассматривать проблемы развития связной речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста, серьезное внимание уделять таким направлениям работы, как готовность руки дошкольника к обучению письму, готовность дошкольников к обучению чтению, проблемы обучения безошибочному чтению школьников и т.д.

Формы работы непосредственно с детьми могут идти по следующим направлениям:

  • знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
  • участие в  совместной образовательной деятельности, игровых программах;
  • посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы).

Эффективное взаимодействие  педагогов можно осуществлять через:

  • совместные педагогические советы (ДОУ и школа);
  • семинары, мастер-классы, круглые столы педагогов ДОУ и  учителей школы;
  • взаимодействие медицинских работников, логопедов и психологов ДОУ и школы;

Важную роль в эффективности взаимодействия дошкольного учреждения и начальной школы играют личности воспитателя и учителя, а профессиональный стандарт педагога и направлен на развитие личности педагога, его профессионального мастерства.

В заключение хочется сказать: только заинтересованность обеих сторон, детского сада и школы, позволит по-настоящему решить проблемы преемственности дошкольного и начального образования, сделать переход из ДОУ в начальную школу безболезненным и успешным.
     По определению Д.Б. Эльконина,  дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя - педагог. Проблема эффективного взаимодействия может быть успешно решена при тесном сотрудничестве детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети, ради чего, в принципе, и создаются нормативно-правовые документы в образовании, что и должен решать профессиональный стандарт педагога.


Список литературы:

  • Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»
  • Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года
  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10. 2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
  • Профессиональный стандарт педагога – «наше всё»? / Мухамадеева.В.С., Багаутдинова С.Ф. // ФГБОУ ВПО Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И.Носова. Магнитогорск, Россия
  • Профессиональный стандарт педагога – «наше всё»? / Б.М. Бим-Бад // Аккредитация в образовании. - №6. – 2013. – С. 23-28
  • Что принесёт учителю новый профессиональный стандарт педагога? / Е.А. Ямбург // Москва, издательство «Просвещение», 2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Профессиональная идентичность педагога в условиях внедрения профессиональных стандартов и требований ФГОС ДО»

Данная методическая разработка предназначена для проведения мероприятий с педагогами (педагогический совет, занятия по психологическому просвещен...

Стратегия кадрового развития образовательного учреждения в период внедрения профессиональных стандартов педагога

Для руководителей профессиональные стандарты являются приоритетным документом в формировании кадровой политики учреждения....

Статья на тему: "Методика внедрения профессионального стандарта "Педагог" в образовательных организациях»

Существенные изменения в системе дошкольного образования и принятие нового Закона «Об образовании в Российской Федерации», федерального государственного образовательного стандарта дошкольн...

Аттестация персонала образовательной организации как условие управления профессиональной карьерой педагога

Аттестация занимает свое, особое место в системе управления персоналом, хотя  ее часто идентифицируют  с оценкой персонала.Аттестация – это лишь один из методов оценки, но ее результат...

Индивидуальный образовательный маршрут педагога как инструмент овладения новыми профессиональными компетенциями в условиях внедрения профессионального стандарта

Индивидуальный образовательный маршрут педагога как инструмент овладения новыми профессиональными компетенциями в условиях внедрения профессионального стандарта...