Статья"Проблемы эффективного взаимодействия образовательных организаций в условиях внедрения профессионального стандарта педагога".
статья по теме
В статье затронута проблема приемственности дошкольных организаций и школы в условиях внедрения профессионального стандарта педагога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 29.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Петрина Наталья Владимировна,
воспитатель
ГБДОУ№14 Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Проблемы эффективного взаимодействия образовательных организаций в условиях внедрения профессионального стандарта педагога.
Почти все признают, что воспитание требует терпения, но весьма немногие пришли к убеждению, что, кроме терпения, врожденной способности
и навыка, необходимы еще и специальные знания.
К.Д. Ушинский
Детство - это особый период жизни, который обеспечивает накопление ребенком ресурсов - физических, интеллектуальных, духовных, социальных - на всю жизнь. Человечество на пути своего исторического развития все с большей осознанностью и ответственностью подходит к выстраиванию этого института, а в пору социальных и экономических перемен - к целенаправленной защите детства и каждого ребенка в отдельности. Первостепенным условием для развития ребенка, органичной средой для детства является образование во всех его формах и видах - дошкольное и особенно школьное, связанное с самым продолжительным и ответственным этапом в жизни каждого ребенка.
Система российского образования за последние 10 лет претерпела значительные изменения в русле общих процессов экономических и политических преобразований, происходящих в обществе. Закон Российской Федерации «Об образовании», Национальная доктрина образования в Российской Федерации, охватывающая период до 2025 года, национальный проект развития образования, государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», а теперь и «Профессиональный стандарт педагога» - все эти документы стали важнейшей законодательной базой в сфере образования.
Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ) отнес дошкольное образование к одному из уровней общего. Кроме того, в ФЗ, наряду с такой функцией, как уход и присмотр за ребенком, за дошкольными организациями закрепилась обязанность осуществлять образовательную деятельность. В соответствии с законом, сегодня любая школа вправе реализовывать программы дошкольного образования. Отсюда возникает необходимость единого подхода к профессиональным компетенциям педагога дошкольного образования и учителя.
Профессиональный стандарт педагога включает в себя несколько составляющих:
- Часть первая: обучение (перечислены требования к педагогу; акцент на них мы не делаем, т.к. нам интересен аспект взаимодействия организаций)
- Часть вторая: воспитательная работа (здесь уже появляется пункт о конструктивном взаимодействии)
Педагог должен:…Уметь сотрудничать (конструктивно взаимодействовать) с другими педагогами и специалистами в решении воспитательных задач (задач духовно-нравственного развития ребенка).
- Часть третья: развитие (Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности – эта часть особенно интересна для нас, т.к. почти каждый пункт говорит об особенностях ребенка и возможности реализации возникающих проблем через взаимодействие специалистов)
- Готовность принять разных детей…
- Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития.
- Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.
- Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.).
- Умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка.
- Умение отслеживать динамику развития ребенка.
- Умение (совместно с психологом и другими специалистами) осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ.
- Владение элементарными приемами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся, осуществление совместно с психологом мониторинга личностных характеристик ребенка.
- Умение (совместно с психологом и другими специалистами) составить психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности учащегося.
- Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся.
- Знание основных закономерностей семейных отношений, позволяющих эффективно работать с родительской общественностью.
Но если внимательно вчитаться в документ, то акцент делается в основном на взаимодействие внутри школы, между специалистами школы и т.д. И вновь (как и до выхода Закона об Образовании, где дошкольная ступень включена в общее образование) исчезает компонент взаимодействия ДОУ и школы, вопрос преемственности уже в виде эффективного взаимодействия вновь остро встает.
Педагог дошкольного образования должен, согласно стандарту:
- Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.
- Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка .
- Реализовывать педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми.
- Владеть методами и средствами анализа психолого- педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе.
- Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей), уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.
А о взаимосвязи ДОУ и школы - ни слова. Тогда для чего реализация рекомендаций специалистов и оценка степени сформированности неких интегративных качеств у детей дошкольного возраста? Педагоги ДОУ, начиная с раннего возраста, составляют «индивидуальный портрет» каждого ребенка, разрабатывают индивидуальный маршрут, чтобы вовремя выявить и скорректировать развитие, а сей глобальный труд остается невостребованным. Уходя в школу, вместе с ребенком передается лишь медицинская карта, где основной акцент сделан на физическое развитие ребенка и его возрастные медицинские особенности, а все наблюдения, мониторинги – все, что накапливалось о ребенке в саду, там и остается. Говоря о взаимодействии специалистов школьных и дошкольных, хочется сказать о возможных шагах навстречу не только педагогами ДОУ, но и учителями начальной школы, так как возрастает возможность «узнать» ребенка еще до того, как он пришел в школу, чем облегчить процесс адаптации к школе.
«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком». Л. С. Выготский
Взаимодействие - двусторонний процесс. С одной стороны, дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребёнка, а главное – сохраняет «радость детства» (Н.Н. Поддьяков). С другой – школа, как преемник, подхватывает достижения ребёнка и развивает накопленный им потенциал. Создание единого образовательного пространства, связывающего дошкольные и школьные годы, создание единой нормативной, методической базы и было бы решением проблемы. Методическую работу можно координировать совместными педагогическими советами, участниками которых являются учителя, воспитатели, медицинские работники, учитель-логопед. На них можно рассматривать проблемы развития связной речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста, серьезное внимание уделять таким направлениям работы, как готовность руки дошкольника к обучению письму, готовность дошкольников к обучению чтению, проблемы обучения безошибочному чтению школьников и т.д.
Формы работы непосредственно с детьми могут идти по следующим направлениям:
- знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
- участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;
- посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы).
Эффективное взаимодействие педагогов можно осуществлять через:
- совместные педагогические советы (ДОУ и школа);
- семинары, мастер-классы, круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;
- взаимодействие медицинских работников, логопедов и психологов ДОУ и школы;
Важную роль в эффективности взаимодействия дошкольного учреждения и начальной школы играют личности воспитателя и учителя, а профессиональный стандарт педагога и направлен на развитие личности педагога, его профессионального мастерства.
В заключение хочется сказать: только заинтересованность обеих сторон, детского сада и школы, позволит по-настоящему решить проблемы преемственности дошкольного и начального образования, сделать переход из ДОУ в начальную школу безболезненным и успешным.
По определению Д.Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя - педагог. Проблема эффективного взаимодействия может быть успешно решена при тесном сотрудничестве детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети, ради чего, в принципе, и создаются нормативно-правовые документы в образовании, что и должен решать профессиональный стандарт педагога.
Список литературы:
- Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10. 2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
- Профессиональный стандарт педагога – «наше всё»? / Мухамадеева.В.С., Багаутдинова С.Ф. // ФГБОУ ВПО Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И.Носова. Магнитогорск, Россия
- Профессиональный стандарт педагога – «наше всё»? / Б.М. Бим-Бад // Аккредитация в образовании. - №6. – 2013. – С. 23-28
- Что принесёт учителю новый профессиональный стандарт педагога? / Е.А. Ямбург // Москва, издательство «Просвещение», 2014г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Эффективное управление дошкольными образовательными организациями в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Соблюдение законодательства в области образованияАнализ планирования деятельности ДОУ...
Методическая разработка «Профессиональная идентичность педагога в условиях внедрения профессиональных стандартов и требований ФГОС ДО»
Данная методическая разработка предназначена для проведения мероприятий с педагогами (педагогический совет, занятия по психологическому просвещен...
Стратегия кадрового развития образовательного учреждения в период внедрения профессиональных стандартов педагога
Для руководителей профессиональные стандарты являются приоритетным документом в формировании кадровой политики учреждения....
Статья на тему: "Методика внедрения профессионального стандарта "Педагог" в образовательных организациях»
Существенные изменения в системе дошкольного образования и принятие нового Закона «Об образовании в Российской Федерации», федерального государственного образовательного стандарта дошкольн...
Аттестация персонала образовательной организации как условие управления профессиональной карьерой педагога
Аттестация занимает свое, особое место в системе управления персоналом, хотя ее часто идентифицируют с оценкой персонала.Аттестация – это лишь один из методов оценки, но ее результат...
Индивидуальный образовательный маршрут педагога как инструмент овладения новыми профессиональными компетенциями в условиях внедрения профессионального стандарта
Индивидуальный образовательный маршрут педагога как инструмент овладения новыми профессиональными компетенциями в условиях внедрения профессионального стандарта...