Программа преемственности между школой и дошкольными группами
рабочая программа (подготовительная группа) на тему
Одним из факторов, обеспечивающих эффективность образования, является непрерывность и преемственность в обучении. Таким образом, непрерывность и преемственность предполагают разработку и принятие единой системы целей и содержания образования на всем протяжении обучения.
Ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.
Между тем, надо помнить, что преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Важно обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности.
Следует формировать социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе. Необходимо стремится к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.
Учитывая то, что непрерывное образование выступает как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования, решение проблемы преемственности мы видим в создании программы сотрудничества начальной школы и дошкольных групп, которая бы отражала эту связь, согласованность и перспективность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_preemstvennosti.doc | 916.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Рассветовская средняя общеобразовательная школа»
Программа преемственности
дошкольного и начального общего образования
МКОУ «Рассветовская СОШ
в рамках реализации ФГОС НОО и ФГОС ДО
«Орешек знаний»
УТВЕРЖДЕНА
Приказом МКОУ «Рассветовская СОШ»
№105 от «22 » октября 2014 г.
п.Рассвет
2014г.
Автор программы - Рулькова М.Н. (рук. МО воспитателей),
воспитатель высшей квалификационной категории
Разработчики программы:
- Пономарева О.В.(директор МКОУ "РСОШ")
- Жаксимбаева Л.В.(зам. дир. по УМР)
- Цветкова О.М. (зам. дир. по ДО)
- Никитина Ж.А. (учитель-логопед)
- Алексеева Г.В. (педагог-психолог)
- Тупицина В.П. (учитель нач.кл., рук. МО уч.нач.кл.)
- Никанорова Е.Н.(педагог психолог)
Программа принята на педагогическом совете № 2 от 08.10.2014г. (срок реализации программы 3 года)
Содержание
- Обоснование программы..................................................................................... 3
- Пояснительная записка........................................................................................ 4
- Структура программы........................................................................................ 5
- Целевой раздел...................................................................................................... 6-9
- Цель программы
- Основные задачи сотрудничества дошкольных групп и школы.
- Цели и задачи на каждой ступени.
- Принципы построения программы
- Содержательные компоненты преемственности.
- Основные содержательные линии непрерывного образования
- Условия реализации программы........................................................................ 10-12
- Направления реализации программы преемственности.................................. 13-14
- Формы осуществления преемственности.......................................................... 14-16
7.1. Совершенствование форм организации, методов обучения в
дошкольной ОО и в начальной школе
- Преемственность в реализации приоритетных направлений.......................... 16-18
8.1. Основания для преемственности, цель и задачи
8.2. Принципы организации содержания духовно – нравственного развития и
воспитания
8.3. Формы работы с детьми в рамках реализации приоритетного
направления
8.4. Направления работы
- Ожидаемые результаты........................................................................................ 18-20
- Нормативно-правовая база.................................................................................. 20
- Литература............................................................................................................ 21
- Приложения.......................................................................................................... 22-25
***
- Обоснование программы
«Быть готовым к школе – не значит
уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть
готовым всему этому научиться».
Л.А. Венгер
Апробация Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО) и новых Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) – важный этап преемственности деятельности дошкольных групп и начальной школы.
Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе образования. Анализ ситуации показывает, что эта тенденция должна оставаться характерной чертой системы образования в будущем (см.приложение 1).
Проблема социальной адаптации чрезвычайно актуальна. Феномен адаптации связан с овладением ребенком новым видом деятельности, новой ролью, изменением его социального окружения.
Поступление ребенка в школу – переломный момент в жизни дошкольника. Важным итогом психического развития в период дошкольного детства является готовность к школьному обучению. В первые дни первоклассника в школе меняется привычный уклад жизни ребенка, он привыкает к новым социальным условиям, знакомится со сверстниками, ему трудно осмыслить свое новое положение
В настоящее время довольно часто нарушаются взаимосвязи между дошкольным учреждением и школой. И это не потому, что нет работы между начальной школой и дошкольными группами, нарушилась преемственность учебных программ, учебников, появилось много программ по учебным, образовательным дисциплинам и развивающим нетрадиционным авторским курсам. В основном это явление расценивается как положительное, но оно порождает много проблем. Не научив детей в дошкольном учреждении важнейшим приемам учебной деятельности, трудно достичь высоких результатов в начальной школе, даже применяя передовые технологии. Подготовка детей к школе – задача комплексная, многогранная и охватывает все сферы жизни ребенка.Наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. В этом заключается деятельностный подход (сознание формируется в деятельности), который лежит в основе государственных образовательных стандартов. Через действие начинается понимание.
Вот почему появляется необходимость рассмотрения вопроса о методической преемственности, преемственности развивающей среды, стиля взаимодействия детей и взрослых. Специалисты психолого-педагогических центров, занимающиеся изучением причин возникновения и путей устранения трудностей в обучении младших школьников, доказали, что основной причиной неуспеваемости учащихся является их недостаточная готовность к сложному процессу школьного обучения /по М.М. Безруких/.
- Пояснительная записка.
Программа регламентирует деятельность дошкольных групп и начальной школы МКОУ «Рассветовская СОШ» в вопросах организации преемственности согласно Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования и начального общего образования.
Программа преемственности «Орешек знаний» является нормативно-управленческим документом МКОУ «Рассветовская СОШ» и характеризует специфику:
- содержания образовательных, воспитательных, оздоровительных мероприятий с дошкольниками и младшими школьниками;
- инновационной работы воспитателей, учителей начальных классов и специалистов (психологов, логопеда);
- взаимодействия с родителями и оказания им необходимой консультативной помощи.
Программа может корректироваться в связи с изменениями:
- нормативно-правовой базы ОУ;
- образовательного запроса родителей;
- видовой структуры групп и др.
Деятельность по программе осуществляется в разновозрастной группе комбинированной направленности и начальных классах школы в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» направлена на:
- сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста;
- формирование общей культуры;
- развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств;
- формирование предпосылок учебной деятельности у дошкольников через адекватные возрасту виды деятельности, в целях успешной социализации в школе;
- обеспечение всем дошкольникам равных стартовых возможностей.
Основания преемственности содержания дошкольного и начального образования:
1) развитие любознательности как основы познавательной активности;
2) развитие индивидуальных способностей ребенка как залога успешности;
3) формирование творческого воображения как направления интеллектуально-
личностного развития;
4) развитие коммуникативности;
5) формирование умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки
(см.приложение)
- Структура программы преемственности
Программа опирается на три направления:
Одним из факторов, обеспечивающих эффективность образования, является непрерывность и преемственность в обучении. Таким образом, непрерывность и преемственность предполагают разработку и принятие единой системы целей и содержания образования на всем протяжении обучения.
Ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.
Между тем, надо помнить, что преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Важно обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности.
Следует формировать социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе. Необходимо стремится к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.
Учитывая то, что непрерывное образование выступает как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования, решение проблемы преемственности мы видим в создании программы сотрудничества начальной школы и дошкольных групп, которая бы отражала эту связь, согласованность и перспективность. Мы определили цель и задачи программы.
- Целевой раздел
Единая система целей на дошкольном и начальном школьном уровне.
Цель дошкольного образования: | Цель образования в начальной школе: |
Общее развитие ребенка, задаваемое государственным стандартом в полном объеме в соответствии с потенциальными возможностями и спецификой детства как самоценного периода жизни человека. | Продолжить общее развитие детей с учетом возрастных возможностей, специфики школьной жизни, наряду с освоением важнейших учебных навыков в чтении, письме, математике и становлением учебной деятельности (мотивации, способов и типов общения). |
- Цель программы.
- Создать комплекс условий, обеспечивающих сотрудничество дошкольных групп со школой на основе согласованности и перспективности компонентов методической системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) с учётом внедрения ФГОС ДО и ФГОС НОО.
- Реализовать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства, придав педагогическому процессу целостный последовательный и перспективный характер.
- Основные задачи сотрудничества дошкольных групп и школы:
- Установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между дошкольными группами, семьей и школой.
- Выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов.
- Совершенствование форм организации и методов обучения, как в дошкольных группах, так и в начальной школе.
- Совершенствование образовательного содержания в дошкольных группах и начальной школе.
- Совершенствование содержания работы по приоритетному направлению дошкольных групп и школы.
- Формирование фундаментальных предпосылок к учебной деятельности (дошкольное звено) и навыков «умения учиться» (начальное общее образование).
- Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей.
- Раннее выявление одаренных детей и последующее развитие одаренной направленности в школе.
- Осуществление равных стартовых возможностей для детей с ОВЗ.
- Всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей.
- Оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу.
- Формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.
- Повышение социального статуса ОУ.
- Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию
преемственных связей дошкольных групп и школы является четкое понимание
целей, задач и содержания осуществления преемственности.
Мы определили общие цели образования детей дошкольного и младшего школьного возраста:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
- воспитание духовно-нравственного человека;
- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.
Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач:
На дошкольной ступени:
- приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
- обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;
- развитие, инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
- формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности;
- развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (с взрослыми и детьми разного возраста);
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства;
- приобщение дошкольников к русским народным традициям и культуре.
На ступени начальной школы осуществляется:
- становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся, формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности;
- умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
- осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними; совершенствование достижений дошкольного развития, специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств;
- индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.
4.4. Принципы построения программы
- Принцип интеграции содержания дошкольного и начального школьного образования.
- Принцип гуманизации, означающий личностно-ориентированных подход к детям дошкольного и младшего школьного возраста на основе передовых идей психолого-педагогической науки.
- Принцип системности, означающий проектирование непрерывного процесса по реализации программы.
- Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста, основанного на специфике этапов развития и личностных характеристик воспитанников.
- Принцип преемственности дошкольной ступени образования и начальной школы, позволяющий дошкольникам безболезненно переходить от одной возрастной ступени к другой, изменяя ведущий вид деятельности игру на учение.
4.5. Содержательные компоненты преемственности
Эмоциональный - учет специфики эмоциональной сферы личности ребенка дошкольного возраста, обеспечение эмоциональной комфортности как дошкольника, так и школьника в процессе обучения. Приоритет положительных эмоций, построение процесса обучения на основе гуманистической педагогики.
Деятельностный обеспечение связей ведущих деятельностей смежных периодов, опора на актуальные для данного периода деятельности компоненты, создания условий для формирования предпосылок ведущей деятельности следующего возрастного периода.
Содержательный - правильное соотношение между непосредственной образовательной деятельностью по усвоению образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество», «Музыка», установление перспектив в содержании обучения от дошкольного детства к начальной школе.
Коммуникативный - учет особенностей общения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, обеспечение непосредственного и контактного общения, с целью создания условий для социализации.
Педагогический - постановка в центр воспитательно - образовательного процесса ребенка, прослеживание связей между ним и окружающим миром (ребенок и предметный мир, природа и ребенок, ребенок и другие люди и т. д.), индивидуальный характер его обучения и воспитания.
4.6. Основные содержательные линии непрерывного образования детей от 5 до 8 лет в рамках программы преемственности:
- Психологические новообразования данного периода: рефлексия как осознание себя и своей деятельности; произвольность; воображение; познавательная активность; понимание и оперирование знаково-символическими системами (в частности, моделирование, графическая деятельность, понимание графического языка)
- Социальное развитие: осознание социальных прав и обязанностей; взаимодействие с окружающим миром.
- Деятельное развитие: овладение деятельностью, прежде всего ведущей; формирование творческого характера деятельности.
- Готовность к дальнейшему образованию, изучению учебных предметов: языковое развитие как предпосылка изучения предмета «Родной язык», математическое развитие как предпосылка изучения предмета «Математика», художественно - эстетическое развитие как предпосылка изучения предметов данного цикла и т. д.
Анализ существующих подходов к преемственности дошкольного и начального школьного образования позволяет разработать модель непрерывного образования на уровне дошкольной организации и школы.
Модель непрерывного образования
на уровне дошкольной организации и школы.
- Условия реализации программы.
1.Штат специалистов нового уровня | Наличие в штате опытных специалистов (директор, заместитель директора по учебно-воспитательной работе заместитель директора по учебно-методической работе, заместитель директора по дошкольному образованию, руководители МО, воспитатели, учителя начальной школы, педагоги-психологи, учитель-логопед, социальный педагог и др.). |
2.Материальная база |
|
3.Развивающая среда | В дошкольных группах:
В школе:
|
4. Здоровьесберегающая среда: |
|
5. Социум муниципального района |
|
Реализация общей цели и задач образования детей 5 - 10 лет требует соблюдения ряда психолого-педагогических условий:
На дошкольной ступени | На ступени начальной школы | Общие условия |
- личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми; - формирование предпосылок учебной деятельности как важнейшего фактора развития ребенка; - построение образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми, опора на игру при формировании учебной деятельности; - сохранение самоценности и самоидентичности дошкольного возраста. | - опора на личный уровень достижений дошкольного детства; - направленность процесса обучения на формирование умения учиться как важнейшего достижения этого возрастного периода развития; - сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, коллективных и индивидуальных форм активности. | - признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся; - создание преемственной предметно-развивающей образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности; - учёт индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания, и путей их достижения; - воспитательно-образовательный процесс должен быть подчинен становлению личности ребенка: развитию его компетентности, инициативности, самостоятельности, ответственности свободы и безопасности поведения, самосознания и самооценки; - создание основы для самостоятельного успешного усвоения обучающимися, воспитанниками новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности; - разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности; - осуществление индивидуальной работы в случаях опережающего или более низкого темпа развития ребёнка; - доброжелательный деловой контакт между педагогическими коллективами образовательных учреждений. |
- Направления реализации программы преемственности
Организационно-методическое обеспечение включает:
- Установление делового сотрудничества между воспитателями и учителями начальных классов.
- Взаимное ознакомление учителей и воспитателей с задачами образовательно-воспитательной работы в начальной школе и дошкольной ОО.
- Совместные заседания МО по вопросам преемственности, по вопросам эффективности работы учителей и воспитателей дошкольных групп в инновационной работе.
- Взаимопосещения занятий в подготовительной к школе группе и уроков в начальной школе (с последующим анализом).
- Изучение опыта использования вариативных форм, методов и приёмов работы в практике учителей и воспитателей.
Данное направление имеет несколько аспектов:
Информационно – просветительский: предполагает взаимное ознакомление учителей и воспитателей с задачами образовательно–воспитательной работы. Изучение программы старших групп и первого класса. Участвуют в совместных педсоветах, в семинарах, практикумах по обсуждению «стыковки программ».
Методический: предполагает взаимное ознакомление, но уже с методами и формами осуществления учебно-воспитательной работы (взаимное посещение педагогами уроков в школе и непосредственной образовательной деятельности детей в дошкольных группах с последующем обсуждением).
Практический: выражается с одной стороны в предварительном знакомстве учителей со своими будущими учениками, а с другой стороны в курировании воспитателей своих бывших воспитанников в процессе обучения в начальных классах.
Работа с детьми включает:
- Организацию адаптационных занятий с детьми дошкольной ОО в рамках школы будущего первоклассника
- Совместную работу педагогов по отслеживанию развития детей, определению «школьной зрелости».
- Совместное проведение экскурсий, праздников, спортивных мероприятий, проектов.
- Психолого-педагогическая поддержка одаренности детей.
- Коррекционно-развивающую работу с детьми с ОНР, с целью обеспечения равных стартовых возможностей на пороге школы, и дальнейшая коррекция нарушений.
Система взаимодействия педагога и родителей включает:
- Педагогическое просвещение родителей.
- Проведение дней открытых дверей.
- Консультативная педагогическая помощь.
- Привлечение родителей к организации детских праздников, спортивных соревнований.
- Проведение совместных проектов, мастер-классов.
- Оформление портфолио дошкольника и школьника.
- Формы осуществления преемственности.
Механизм осуществления преемственности, его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов, реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов и специалистов дошкольных групп, учителей начальных классов и специалистов школы по созданию условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу.
Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными, и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений
Направленность | Формы осуществления преемственности |
Работа с детьми (дошкольниками) | - экскурсии в школу; - посещение школьного музея, библиотеки; - знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы; - участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности; - выставки рисунков и поделок; - встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы); - совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников; - участие в театрализованной деятельности; - участие в кружковой работе школы; - коррекционно-развивающие занятия с психологом и логопедом в дошкольной ОО; - посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы). |
Взаимодействие педагогов | - совместные педагогические советы (дошкольные группы и начальная школа); - семинары, мастер-классы; - круглые столы педагогов дошкольных групп и учителей школы; - психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей; - проведение диагностики по определению готовности детей к школе; - взаимодействие медицинских работников, психологов; - показы непосредственно образовательной деятельности в дошкольной ОО и открытых уроков в школе; - педагогические и психологические наблюдения. |
Сотрудничество с родителями | - совместные родительские собрания с педагогами, специалистами дошкольной ОО и учителями школы; - круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»; - родительские конференции, вечера вопросов и ответов; - консультации с педагогами, специалистами дошкольных групп и школы; - встречи родителей с будущими учителями; - дни открытых дверей; - творческие мастерские; - анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе; - образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры, практикумы; - семейные вечера, тематические досуги; - визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.); - заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар). |
Сотрудничество в социуме | - экскурсии; - встречи и беседы с интересными людьми; - совместные праздники, выступления; - участие в театрализованной деятельности; - участие в кружковой работе КСК; - творческие мастерские; - историко-краеведческая работа. |
7.1. Совершенствование форм организации, методов обучения в дошкольной ОО и в
начальной школе:
- максимально обеспечить двигательную активность детей на занятиях и уроках физкультуры, переменах, в совместной и самостоятельной деятельности, в процессе внеклассной работы.
- использовать многообразие форм обучения урочного и внеурочного типа, включая специфические виды деятельности на интегративной основе, выход за пределы группы, работа в малых и больших группах и подгруппах.
- использовать в дошкольной ОО цикличность и проектную организацию содержания обучения, обеспечивающие востребованность «предыдущего» в настоящем, создающие условия для использования самими детьми, имеющегося у них опыта;
- обеспечить взаимосвязь занятий (фронтальных, подгрупповых) с повседневной жизнью детей, их самостоятельной деятельностью (игровой, художественной, конструктивной и др.);
- поддерживать развивающую предметную среду, как в дошкольном учреждении, так и в начальной школе, функционально моделирующую содержание детской деятельности;
- более широко использовать методы, активизирующие у детей мышление, воображение, поисковую деятельность, т. е элементы проблемности в обучении;
- более широко использовать игровые приемы, создавать эмоционально значимые ситуации, условия для самостоятельной практической деятельности;
- изменять формы общения детей, как на занятиях в дошкольной ОО, так и на уроках в школе, обеспечить ребенку возможность ориентироваться на партнера-сверстника, взаимодействовать с ним и учиться поддерживать диалогическое общение между детьми, признавать право ребенка на инициативное высказывания и аргументированное отстаивание своих предложений, право на ошибку.
- Преемственность в приоритетном направлении.
Приоритетное направление школы | Приоритетное направление дошкольных групп |
«Развитие духовно-нравственного, творческого потенциала личности, направленное на возрождение культурных традиций и наследия России». | Национально-культурным аспектом Программы дошкольного образования (формируемой части) является: «Приобщение детей дошкольного возраста к русским народным традициям, обычаям и культуре, формирование основ нравственного поведения». |
8.1. Основания для преемственности:
- Единое социокультурное пространство (приложение).
- Единство целей и задач духовно-нравственного воспитания.
- Учет социального заказа родителей (законных представителей)
- Повышение статуса ОУ в социуме.
Системообразующим фактором, обеспечивающим преемственность в выборе приоритетного направления, является интегративность образовательных мероприятий и проектов. Взаимодействие начального и дошкольного образования строится с учетом основных концептуальных идей программы, обеспечивающих развитие учреждения в целом, и отвечает требованиям новых образовательных стандартов. Эти идеи опираются на традиции русской культуры, на систему духовно-нравственных ценностей народа. Именно в соответствии с этими идеями определяется основная цель педагогического коллектива.
Цель: воспитание общей культуры, верности духовным традициям России, чувства ответственности, гордости за свою Родину.
Задачи:
- Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека-гражданина России.
- Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
- Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
- Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
- Воспитание ценностного отношения к природе.
- Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
8.2. Принципы организации содержания духовно – нравственного развития и
воспитания:
- принцип исторического соответствия религиозным традициям России,
- принцип культуросообразности,
- принцип личностно – ценностного соответствия,
- принцип содержательных обобщений.
8.3. Формы работы с детьми в рамках реализации приоритетного направления:
- ежедневное организованное наблюдение с детьми за природой, окружающей действительностью, умело, сочетая наблюдения непосредственного окружения с чтением художественных произведений, использование народного календаря, слушанием музыки, рисованием, рассматриванием картин;
- проведение экскурсий в краеведческий музей г. Лодейное Поле, поселковую библиотеку, культурно-спортивный комплекс п.Рассвет, Введено-Оятский женский монастырь;
- планомерное посещение мини-музея в дошкольной ОО и школе;
- собеседование с детьми с применением методических приемов (вопросы, сравнивания, индивидуальные задания и др.)
- привлечение детей к участию в народных традиционных праздниках, чтобы дети имели возможность окунуться в атмосферу всеобщей радости и веселья («Святки», «Масленица», «Сороки», «Рождество» и др.), а также ознакомление с новыми традициями, обычаями и праздниками;
- широкое использование народного фольклора во всех его жанрах: сказки, загадки, пословицы, поговорки игры, небылицы, мифы и легенды, былины, народного песенного творчества (колыбельные, народные песни и танцы, хороводные игры;
- ознакомление детей с искусством народного быта, одеждой, увлечение их национальным искусством, народными промыслами;
- участие детей в общественно-полезных делах, акциях;
- организацию встреч с интересными людьми;
- рассказ о позитивных событиях в истории страны, родного поселка, культурных, научных, спортивных и трудовых достижений россиян, победах русского народа.
Мероприятия проводятся в соответствии с календарем памятных дат истории и культуры нашего отечества.
8.4. Таким образом, в прослеживается несколько направлений работы:
1. Духовно-образовательное (занятия, уроки, беседы, устные поучения).
2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, про гулки, экскурсии, походы).
3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр слайдов, презентаций).
4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы, класса и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).
- Ожидаемые результаты.
1) Обеспечение оптимального перехода ребенка – субъекта образования - от дошкольной ступени к ступени начального общего образования:
- доступность качественных услуг общего образования для детей старшего дошкольного возраста, выравнивание их стартовых возможностей при переходе в начальную школу;
- благоприятные условия для успешного перехода на следующую образовательную ступень — начальную школу в части преемственности образовательных программ (подведение выпускника дошкольных групп к целевым ориентирам, определенными в ФГОС ДО, его готовность к первоначальному включению в жизнь общества, единство требований, предъявляемых к первокласснику ФГОС НОО).
- уменьшение периода адаптации первоклассников к условиям обучения в школе;
- возможности для развития неповторимой индивидуальности каждого ребенка, проявления каждым ребенком творческих способностей в разных видах деятельности.
- стабильный интерес детей к процессу обучения.
- формирование позиции успешного первоклассника.
2) Осуществление профессиональных взаимосвязей между воспитателями и учителями начальной школы, обеспечивающих:
- внедрение эффективной системы управления качеством образования;
- создание условий для успешной профессиональной самореализации, проявления и развития творческого потенциала, в том числе в рамках предшкольного образования детей;
- понимание взаимосвязи ФГОС ДО и ФГОС НОО;
- создание возможностей для постоянного повышения уровня психолого-педагогических знаний и умений, взаимообмена ими с коллегами;
- использование механизмов новой системы оплаты труда: возможность финансового стимулирования педагогов при оценке качества их деятельности, рост средней заработной платы педагогических работников.
3) Максимальное удовлетворение социального заказа, в частности запросов родителей в качественной подготовке ребенка к начальному общему образованию:
- повышение интереса к деятельности дошкольной ОО, их активного и сознательного вовлечения в жизнь ОУ;
- укрепление партнерских отношений с педагогами на этапе перехода ребенка на новую ступень развития – школьную;
- обеспечение свободного доступа к информации, возможности повышения компетентности в вопросах развития и воспитания детей с использованием информационной среды учреждения;
- предоставление родительской общественности возможности принимать активное, заинтересованное участие в государственно-общественном управлении учреждением.
4) Разработка методических рекомендаций необходимых для воспитания, обучения и развития выпускника дошкольных групп – успешного первоклассника.
5) Создание комфортной преемственной предметно-развивающей образовательной среды:
- обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся и воспитанников;
- гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся и воспитанников;
- комфортной по отношению к обучающимся, воспитанникам (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим работникам.
Целевые ориентиры, которые обозначены в Стандарте дошкольного образования, выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Целевые ориентиры Программы не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников.
Таким образом, ориентиры для каждой ступени отечественного образования представлены в Программе в виде возрастных портретов, описывающих достижения ребенка к концу ступени.
Анализируя данные положения, можно выделить следующие критерии для определения образа выпускника детского сада (см.приложение 2).
ФГОС НОО ориентирован на становление личностных характеристик выпускника начальной школы, по которым можно составить портрет выпускника (см.приложение 3).
- Нормативно–правовая база по вопросу преемственности.
Федеральный уровень:
- Закон об образовании в РФ.
- Семейный кодекс РФ.
- Конвенция о правах ребенка.
- Концепция модернизации Российского образования.
- Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено).
- Методическое письмо Министерства Образования РФ №35-М от 25.03 1994 «Об организации преемственности в программах дошкольного и начального общего образования».
- Письмо министерства Образования РФ № 237/23-16 от 09.08.2000 «О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы».
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года.
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (2010 г.).
- Федеральный государственный стандарт дошкольного образования
- Федеральный государственный стандарт начального общего образования
- Профессиональный стандарт педагога
- Сан.Пин.
Уровень ОУ:
- Договор с родителями
- Основная образовательная программа дошкольного образования
- Основная образовательная программа начального общего образования
- Устав МКОУ «Рассветовская СОШ»
- Литература:
1. Астапов В. М. Определение готовности детей к обучению в школе. – М., 1991.
2. Бабаева Т. И. У школьного порога. – М., 1993.
3. Безруких М. М. Ступеньки к школе. – М., 2001.
4. Болотина Л. Р., Микляева Н. В. Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы. – М., 2006.
5. Венгер Л. А. как дошкольник становится школьником.// Дошкольное воспитание. – 1995 - №8.
6. Детский сад и школа будущего: основы сотрудничества и партнёрства./ Под ред. Н. В. Микляевой. – М., 2011.
7. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников./ Под ред. Е. П. Арнаутовой. – М., 2006.
8. Технологии непрерывного образования в детском саду и школе./ Под ред. Н. В. Микляевой. – М., 2011.
9. Черникова Т. В. Школа и детский сад: лицом друг к другу (организация образовательной среды для выпускников детского сада).// Управление ДОУ. – 2005 - №4.
Приложение 1
Анализ преемственности в методологии и структуре ФГОС ДО и ФГОС НОО.
Преемственность ФГОС ДО и ФГОС НОО
1. Единый структурно-организационный подход, заключающийся в совокупности требований | - к условиям реализации стандарта; - к структурно-содержательным компонентам основной образовательной программы; - к образовательным результатам. |
2. Единый психолого-педагогический методологический подход | - ориентация на деятельностный подход и понятие «ведущей деятельности»; - опора на зону актуального развития и ориентация на зону ближайшего развития ребёнка; - понятие об универсальных учебных действиях; - ориентация на возрастные психофизиологические особенности детей. |
3. Принцип организации инклюзивного образования | - минимальная регламентация образования детей, имеющих ОВЗ, детей-инвалидов; - разработка адаптированных (в некоторых случаях индивидуальных) образовательных программ; - опора на индивидуальную программу реабилитации (при организации специальных образовательных -- условий для детей-инвалидов). |
4. Направленность основных образовательных программ ДО и НОО | - формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры, личностное и интеллектуальное развитие детей; - процесс успешной социализации ребёнка; - развитие творческих способностей, инициативы, самосовершенствования; - сохранение и укрепление здоровья детей. |
Приложение 2
Образ выпускника дошкольных групп.
1.Компетентность:
- коммуникативная;
- социальная;
- интеллектуальная;
- компетентность ребенка в плане физического развития.
2. Инициативность:
- любознательность;
- умение найти сферу применения своего опыта переживания и познания в любом
виде деятельности;
- стойкая мотивация достижения
3. Креативность:
- активная позиция экспериментатора;
- способность к речевому комментированию процесса и результата своей
деятельности;
- готовность к разработке нескольких вариантов или способов решения
интеллектуальной или практической задачи;
- развитое воображение.
4. Произвольность:
- настойчивость, умение преодолевать трудности;
- соподчинение мотивов деятельности;
- самостоятельность и ответственность.
5. Самосознание и самооценка:
- осознание своего места в коллективе;
- мотивация к освоению новой социальной позиции в обществе;
- сформированность внутренней позиции;
- способность к принятию собственных решений.
Приложение 3
«Портрет выпускника начальной школы»:
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Приложение 4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Преемственность между школой и дошкольной организацией в условиях введения ФГОС»
Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этог...
Преемственность между начальным и дошкольным образованием
Проблемы преемственности между школой и детским садом и их решением...
Договор о сотрудничестве между школой и дошкольным образовательным учреждением
Предмет договора.Осуществление взаимодействия между школой и дошкольным образовательным учреждением, с целью обеспечения преемственности учебно – воспитательного процесса, социокультурной адапта...
Решение проблемы преемственности между школой и ДОУ
Переход ребёнка-дошкольника в школьную образовательную среду - это переход его в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода- проблема едине...
Преемственность между школьным и дошкольным образованием.
Работа школы и дошкольного учреждения предусматривает использование всех форм преемственности: изучение программ, взаимный обмен опытом, формирование у детей интереса к занятиям и учебн...
Консультация для воспитателей и учителей начальных классов на тему: "Решении проблемы преемственности между школой и ДОУ"
Консультация послужит психологическим просвещением педагогов по вопросам преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 6» дошкольные группы
Цели и задачи организации работы с детьми раннего возраста(1,5 - 3 лет).Педагогическая поддержка поисково -практической активности - готовности исследовать предметы ближайшего окружения, действовать с...
- Мне нравится (2)