«Преемственность между школой и дошкольной организацией в условиях введения ФГОС»
проект на тему
Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения усилий работников детского сада и начальной школы. В данной работе представлены формы осуществления преемственности, примерный план преемственности ДОО и школы, ожидаемые результаты
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное автономное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Институт развития образования Республики Татарстан»
Проектная работа
Тема: «Преемственность между школой и дошкольной организацией в условиях введения ФГОС»
Выполнила: Гумерова Луиза Мажитовна
Слушатель курсов повышения
квалификации
должность Главный специалист
место работы МКУ «Управление образования
Исполнительного комитета
Сабинского муниципального района РТ
г. Казань – 2014г.
«…Школьное обучение никогда не начинается с пустого места,
а всегда опирается на определенную стадию развития,
проделанную ребенком ранее"
В.А. Сухомлинский
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, т.е. от развития умственных способностей ребёнка.
Введение и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) дошкольного образования является важным этапом преемственности деятельности детского сада и школы. Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе.
Цель:
- создание преемственности и успешной адаптации при переходе из детского сада в школу.
- обеспечить систему непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников.
- создание благоприятных условий в детскому саду и школе для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка.
- увлечь детей детского сада перспективой школьного обучения, вызвать желание учиться в школе.
Задачи:
-Способствовать укреплению и сохранению здоровья дошкольников, готовящихся к обучению в школе.
-Всестороннее развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой.
-Создание благоприятных условий для психического и личностного развития ребенка.
Портрет выпускника ДОУ
Физически развитый, овладевший основными культурно – гигиеническими навыками, Любознательный, активный, Эмоционально отзывчивый Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Способный управлять своим поведением и планировать свои, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Имеющий первичные представления о семье, себе, обществе и государстве, мире, природе. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Овладевший необходимыми умениями и навыками.
Реорганизация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ представляет собой:
• замену учебного блока на образовательные области
• увеличение объема совместной деятельности взрослого и детей
• изменение содержания совместной деятельности взрослого и детей
• изменение объема и содержания образовательной деятельности.
Важную роль в обеспечении эффективной преемственности дошкольного и начального образования играет координация взаимодействия между педагогическими коллективами дошкольного учреждения, школы и родителями воспитанников.
Сотрудничество детского сада и школы, осуществляется по трем основным направлениям:
- Организационно-методическое обеспечение (Работа с педагогами)
- Работа с детьми дошкольной группы
- Работа с родителями
Формы осуществления преемственности:
- Работа с детьми:
- экскурсии в школу;
- посещение школьного музея;
- знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
- участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;
- выставки рисунков и поделок;
- встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада;
- совместные праздники и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;
- участие в театрализованной деятельности;
- участие в проектах ДОУ
- посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе.
- Работа с педагогами:
- совместные педагогические советы (ДОУ и школа);
- семинары, мастер- классы;
- круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;
- проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
- взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
- открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
- педагогические и психологические наблюдения.
- Работа с родителями:
- совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
- круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
- консультации с педагогами ДОУ и школы; встречи родителей с будущими учителями;
- дни открытых дверей;
- анкетирование, тестирование родителей;
- образовательно - игровые тренинги и практикумы для родителей
- визуальные средства общения;
- заседания родительских клубов
План преемственности ДОО и школы.
№ п/п | Мероприятия | Сроки |
Методическая работа | ||
1 | - День знаний; -Обсуждение плана совместной работы | Сентябрь |
2 | Знакомство воспитателей подготовительной группы с программой обучения и воспитания начальной школы. | Сентябрь |
3 | - Обновление информации в уголке для родителей будущего первоклассника; - Организация предметной среды для сюжетно-ролевой игры «Школа». | Октябрь ноябрь |
4 | - Подведение итогов адаптации первоклассников; - Анализ успеваемости первоклассников за учебный год; | январь- май |
5 | - Составление списков будущих первоклассников | апрель-май |
6 | Взаимопосещение занятий учителями начальных классов в детском саду и воспитателями подготов. группы в школе: - во второй половине года: цель: знакомство с уровнем полученных знаний, умений, навыков и творческих способностей детей. | Апрель |
7 | Педагогические совещания. Вопросы для обсуждения: - актуальные задачи по формированию интереса к процессу обучения и его мотивации. | Январь |
8 | Вопросы преемственности физического воспитания в ДОУ и школе. | Декабрь |
9 | Посещение педагогического совещания в школе по итогам работы за текущий учебный год | Май |
Работа с родителями | ||
1 | Круглый стол «Ребенок на пороге школы. Что это значит?» - Родительское собрание для будущих первоклассников - Анкетирование родителей «Ваш ребёнок скоро станет школьником» | январь |
2 | Консультации по итогам диагностики к школьному обучению в подготовительной группе | Январь |
3 | Готовность детей к школьному обучению. | Апрель |
4 | Родительские собрания в подготовительных к школе группах с приглашением учителей начальных классов. Родительские собрания «Задачи детского сада и семьи в подготовке детей к школе»; «Итоги усвоения программы детьми подготовительной к школе группы» | Май |
Работа с детьми | ||
1 | Экскурсия в школу на праздничную линейку. | Сентябрь |
2 | Экскурсии в школу:
| В течение года |
3 | Взаимопосещение Новогодних утренников | Декабрь |
4 | Тематические выставки «Что должен уметь первоклассник»; «Поступление в школу важное событие в жизни детей» | Февраль |
5 | Выставка-обмен детских рисунков детских рисунков детей подготовительной группы и учеников 1 класса «Дети и правила дорожного движения» Выставка работ будущих первоклассников «Я рисую школу» | ноябрь апрель |
6 | Участие первоклассников в празднике «До свидания, детский сад» | май |
Однако преемственность должна соблюдаться не только в единстве требований ДОУ и школы к психологической подготовке дошкольника к школе, а так же соблюдать преемственность в сформированности учебных универсальных действий от ДОУ к школе.
Подготовка детей к школе - задача комплексная, многогранная и охватывает все сферы жизни ребенка.
Наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.
В этом заключается деятельностный подход (сознание формируется в деятельности), который лежит в основе государственных образовательных стандартов. Через действие начинается понимание.
Ожидаемые результаты:
- Обеспечение успешности ребенка на начальных этапах обучения.
- Снижение процента первоклассников с высоким уровнем дезадаптации к школьному обучению.
- Положительная динамика освоения основных общеобразовательных программ каждым ребенком.
- Общая положительная динамика психического и физического здоровья детей.
- Мотивационная готовность детей к обучению в школе.
- Создание системы преемственности ДОУ и школы как необходимое условие непрерывного образования.
Результатом плодотворного сотрудничества педагогов начальной школы и дошкольного учреждения, родителей (законных представителей) воспитанников и обучающихся должно быть развитие интегративных качеств дошкольника, которые служат основой для формирования компетенций, необходимых для обучения в школе.
Список использованных источников:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
- Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.– 232с.
- Слепцова И.Ф. Основы личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми дошкольного возраста: теория и практика // Дошкольное воспитание. – 2007 - № 3 – с. 74-80.
- Готов ли ваш ребёнок к школе / А.А. Венгер, А.Л.Венгер –М: Знание, 1994 г. – 192 с.
- Через инновации к качеству дошкольного образования. Методическое пособие / под ред. Н.А.Виноградовой, Л.И.Федоровой. - М., 2010.
- http://worldofteacher.com/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методические рекомендации: «Организация предметно – пространственной развивающей среды в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы дошкольного образования в условиях введения ФГОС дошкольного образования»
Современная ситуация развития системы образования Российской Федерации характеризуется актуализацией проблем и задач дошкольного образования. Дошкольный возраст рассматривается как фундаме...
Консультация для педагогов на тему: «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС дошкольного образования»
Консультациядля педагогов на тему: «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС дошкольного образования»...
РАЗВИТИЕ ИНКЛЮЗИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО
В настоящее время отношение к детям с ОВЗ заметно изменилось: мало кто возражает, что образование должно быть доступно для всех детей без исключения, основной вопрос в том, как сделать так, чтобы ребе...
Консультация для педагогов на тему: «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС дошкольного образования»
Консультация для педагогов на тему: «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС дошкольного образования»...
Консультация для педагогов на тему: «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС дошкольного образования»
Развитие ребенка - дошкольника совершается в процессе воспитания и обучения, то есть в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогом в разнообразных формах его общения со взрослыми и с...
Консультация для педагогов на тему: «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС дошкольного образования»
Развитие ребенка - дошкольника совершается в процессе воспитания и обучения, то есть в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогом в разнообразных формах его общения со взрослыми и с...
«Организация развивающей предметно-пространственной среды в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы дошкольного образования в условиях введения ФГОС дошкольного образования»
Методические рекомендации по организации развивающей предметно- простанственной среды в ДОУ....