Решение проблемы преемственности между школой и ДОУ
консультация
Переход ребёнка-дошкольника в школьную образовательную среду - это переход его в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода- проблема единения усилий педагогов ДОУ и начальной школы. Вот о таком единении усилий и рассказывается в предложенном материале.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 21.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «ЦРР – детский сад № 176» г. Воронежа.
Консультация
для воспитателей и учителей начальных классов на тему:
«Решении проблемы преемственности между школой и ДОУ»
Подготовила воспитатель Массалитина Т.С.
Проблему преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием означили учителя начальных классов, так как диагностика и анализ уровня подготовленности первоклассников к обучению у 40 - 45% был ниже среднего, а 70% учащихся испытывали различные трудности в усвоении школьной программы по русскому языку и математике. Одной из основных причин возникновения таких трудностей, по «мнению психологов, является своего рода «незрелость» детей, их психологическая и функциональная неготовность к учению. Затронув вопрос о необходимости подготовки дошкольников к школьному обучению, в нашем ОУ, как и во многих других, по статистике, воспитатели дошкольных групп стали дублировать материал, содержание, методы и формы школьного обучения. Но, не доиграв в дошкольном возрасте, дети, даже умея читать, писать считать, не были готовы к школе., так как «школьная зрелость» подразумевает уровень уфологического и функционального развития, который позволяет заключить, что требования систематического обучения, нагрузки разного рода, новый режим жизни не будут чрезмерно обременительны ребенку.
Таким образом, ранее обучение ребенка в дошкольном возрасте не обеспечивает ему в дальнейшем успешность школьного образования и позитивного отношения к учебе, так как наращивание знаний, умений и навыков ведет к потере интереса к познанию.
Проблема преемственности стояла в ОУ так остро до тех пор, пока администрацией и педагогами не был уяснен очевидный факт, что период дошкольного детства подготавливает развитие ребенка в младшем школьном возрасте, ведь период старшего дошкольного и младшего школьного возраста объединен Д.Б Элькониным в «одну эпоху человеческого развития, именуемую детством».
«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребёнок продолжает сегодня делать то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений»
- так Василий Александрович Сухомлинский представлял преемственность между дошкольным и школьным обучением.
Следовательно, под преемственностью между д/с и начальной школой стали подразумевать систему связей, обеспечивающих взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка.
Первоначально педагогический коллектив на заседаниях МО, педагогических консилиумах, [круглых столах», семинарах выявил общее в психологии дошкольников и младших школьников:
доверчивое подчинение авторитету взрослого, его требованиям, оценкам, подражание внешним манерам поведения, рассуждениям;
преобладание образных форм познания окружающего мира;
анатомические и физиологические особенности;
необходимость успешности любой деятельности, снижение интереса, отрицательное отношение к ней, если она не дает желаемого результата;
природосообразность: ведущий вид деятельности - игра («природосообразные капсулы», где О - общение, П - познание, И - игра, Т - трудовая деятельность);
и др.
Задачи, стоящие перед педагогами
Воспитателям дошкольных групп | Учителям начальных классов |
Организация работы, направленной на такое развитие детей, которое отвечало требованиям, предъявляемым к этим же детям на последующей ступени, т.е. в первом классе. | Опираясь на общее между дошкольником и школьником, сохранять, обогащать и развивать тот потенциал, который закладывается в д/с. Опираться и ориентироваться на материал, ранее усвоенный детьми, и на тот опыт, который ими приобретен на предыдущей ступени их жизни. |
Таким образом, возникла потребность в выявлении предпосылок для успешного обучения и развития в школе, для более легкой адаптации к новым условиям, в выработке требования, предъявляемых к первокласснику.
Департамент образования организовывал «Педагогические чтения», куда приглашали учителей начальных классов и воспитателей детских садов. Педагоги обменивались опытом работы с дошкольниками и школьниками начального звена.
Вместе с этим стали приглашать учителей начальных классов на первое родительское собрание в подготовительной группе на дискуссию по вопросам:
- Каких детей ждёт школа (коротко о принципах обучения чтению и основные требования к родителям и будущим первоклассникам.
- Что купить первокласснику?
- Как развить кисть руки?
- Причины отставания в учёбе.
- Как помочь ребёнку, если он переутомился.
Помимо учителя на собрание приглашали врача-окулиста и психолога.
Специалисты давали советы и отвечали на вопросы родителей.
После чего была создана модель выпускника д/с.
Благодаря созданию модели, воспитатели старших дошкольных групп более четко стати представлять необходимый конечный результат их деятельности. Параллельно с этим учителя начальных классов стали осваивать игровые технологии и деятельностный подход в обучении, изучать методы педагогической диагностики и изучения личности.
Методическая работа в ОУ предполагает проведение совместных педагогических советов, семинаров, пед. консилиумов, на которых происходит обмен мнениями, опытом, предоставляются результаты обязательной диагностики детей - психологической готовности детей к обучению в школе, «школьной зрелости», адаптации первоклассников, уровня их развития, мотивации, овладения знаниями, умениями и навыками.
Работу с детьми мы начинаем с сентября. Традиционно дошкольники участвуют в празднике, посвященном Дню знаний, проводятся экскурсии будущих первоклассников в классы, учебные кабинеты, дошкольники присутствуют на уроках гражданственности.
Учитель, набирающий 1 класс, и воспитатель подготовительной группы, работают весь учебный год в тесной взаимосвязи, выстраивают взаимоотношения с детьми, прослеживают развитие каждого ребенка, что способствует организации личностно- ориентированного обучения, позволяет учителю скорректировать содержание обучения и методы, ориентируясь на особенности будущих первоклассников, их опыт и знания.
Воспитатели старших дошкольных групп и дошкольники регулярно посещают уроки в 1 классе с целью - воспитатели - корректировки своей работы, дети - знакомства со школьной жизнью. В практике нашего ОУ проведение совместных выставок, праздников, развлечений.
В подготовительной группе начинаются целенаправленные занятия по «Подготовке детей к школе», которые посещают как воспитанники нашего ОУ, так и других д/с. Целью занятий является подготовка детей, повышение уровня их развития, формирование предпосылок для успешного обучения.
Основные направления программы «Подготовки к школе» это:
1. Выявление и повышение уровня речевого развития ребенка:
- звукопроизношения;
- словарного запаса;
- грамматического строя;
- связности речи.
2. Развитие фонематического слуха и восприятия.
3. Формирование математических представлений:
- ориентировка в пространстве;
- сравнение предметов и чисел;
- количественные представления и понятия;
- развитие логического мышления и внутренней речи.
4. Подготовка к обучению письму:
- формирование зрительно-пространственных представлений;
- формирование умений зрительного анализа и синтеза
- развитие и координация мелких мышц кисти руки.
5. Формирование общеучебных умений и навыков:
- умение слышать задание;
- умение управлять своим вниманием;
-умение регулировать двигательную активность.
6. Формирование социальных умений и навыков:
- общение с детьми;
- общение со взрослыми;
-положительная мотивация к совместной деятельности;
- владение эмоциональными состояниями.
На занятиях учитель использует игровые технологии, дидактический и занимательный материал. Также с детьми работают педагог-психолог и логопед, которые проводят занятия, включающие тренинги, гимнастики, развивающие упражнения. Психолог, диагностируя стартовые возможности детей, консультирует родителей, дает рекомендации и советует, на что им следует обратить внимание в развитии ребенка. Основное направление работы - профилактика дезадаптации будущих первоклассников. На занятиях решаются задачи: оказание помощи детям войти в контакт друг с другом и со взрослыми, осознать себя как личность; способствовать установлению контакта, помочь осознать свои положительные черты характера; познакомить с правилами поведения и общения на уроках и переменах; выявление школьной мотивации; учить детей сопереживать друг другу, воспитывать дружелюбие, умение различать и понимать эмоциональные состояния.
Педагог-психолог работает весь учебный год со старшими дошкольниками. В 1 классе продолжает вести работу с этими детьми, оценивая степень адаптации к школе, отслеживая сформированность
мотивации учебной деятельности учащихся 1 класса и ее изменение на протяжении всего учебного года.
В нашем ОУ проводится работа с родителями будущих первоклассников. В сентябре [апреле - День открытых дверей, где учителя начальных классов приглашают на открытые уроки внеклассные мероприятия, учащиеся - на концерты. В октябре и апреле – родительские собрания, на которых выступают учитель будущего 1 класса и психолог, вскрывая вопросы «Задачи д/с и семьи в подготовке детей к школе», «Психологическая готовность ребенка к школе», «Ваш ребенок - будущий первоклассник».
Итогом данной работы стал:
• рост педагогического потенциала, что следует из анкет, диагностик, педагогических карт наблюдений;
• рост уровня подготовленности детей к школе, что показывает итог обследования детей подготовительной группы ПМПК;
• более легкая и менее длительная адаптация первоклассников.
Модель выпускника детского сада
- Приоритет здоровья
- Хорошее физическое развитие
- Сформированность здоровьесберегающих подходов
- Сформированность потребности в здоровом образе жизни
Ребёнок – субъект Здоровый ребёнок-
обучения и воспитания. счастливый ребёнок.
- Сформированы ценные гигиенические навыки и привычки.
- Усвоены основы культуры поведения.
- Развита познавательная активность интерес к миру, желание узнавать новое.
- Ребёнок проявляет интерес к творчеству и познанию нового.
- Развиты психические процессы: память, внимание, мышление,
воображение.
- Сформированы зрительно-пространственные представления.
- Развита речь (большой лексический запас, сформированы грамматические
системы, владеет связной речью, звуковой стороной языка.
- Ребёнок способен принять общую цель и условия, старается действовать
согласовано, выражает живой интерес к общему результату.
- Стремление к сотрудничеству со взрослым.
- Хорошо сформированная координация движений и графические навыки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ МЕЖДУ ДОУ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛОЙ
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой? Этот вопрос сегодня ставят перед собой пе...
Современные подходы к решению проблемы преемственности между дошкольным образованием и начальной школой
Современное образование обеспечивает комфортное вхождение каждого ребёнка из дошкольного детства в мир учения. При этом учение понимается не только как формирование у ребёнка определённых знаний...
"Проблема преемственности между дошкольной организацией и школой в условиях реализации ФГОС»
ФГОС ограждает нас от понимания преемственности между детским садом и начальной школой как преемственность по учебным предметам и по тому, какие знания, умения и навыки мы должны давать детям в детско...
Выступление на Республиканских 56-е Евсевьевские чтения "ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ МЕЖДУ ДОШКОЛЬНЫМ И НАЧАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ"
Введение ФГОС к структуре дошкольной программы и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов начального школьного образования – важный этап преемственности детского сад...
«Развитие родительской компетентности – важная составляющая в решении проблемы преемственности ДОУ и школы»
Повышение родительско-педагогической компетентности при подготовке дошколят к школе....
Механизмы решения проблемы преемственности ДОУ и начальной школы в условиях ФГОС ДО
Детский сад / Школа...
Консультация для воспитателей и учителей начальных классов на тему: "Решении проблемы преемственности между школой и ДОУ"
Консультация послужит психологическим просвещением педагогов по вопросам преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием....