Решение проблемы преемственности между школой и ДОУ
консультация

Массалитина Татьяна Сандроевна

Переход ребёнка-дошкольника в школьную образовательную среду - это переход его в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности  этого перехода- проблема единения усилий педагогов ДОУ и начальной школы. Вот о таком единении усилий и рассказывается в предложенном материале. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл munitsipalnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx21.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «ЦРР – детский сад № 176» г. Воронежа.        

 

                                         Консультация

для воспитателей и учителей начальных классов на тему:

«Решении проблемы преемственности между школой и ДОУ»

   

                                           Подготовила воспитатель Массалитина Т.С.

      Проблему преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием означили учителя начальных классов, так как диагностика и анализ уровня подготовленности первоклассников к обучению у 40 - 45% был ниже среднего, а 70% учащихся испытывали различные трудности в усвоении школьной программы по русскому языку и математике. Одной из основных причин возникновения таких трудностей, по «мнению психологов, является своего рода «незрелость» детей, их психологическая и функциональная неготовность к учению. Затронув вопрос о необходимости подготовки дошкольников к школьному обучению, в нашем ОУ, как и во многих других, по статистике, воспитатели дошкольных групп стали дублировать материал, содержание, методы и формы школьного обучения. Но, не доиграв в дошкольном возрасте, дети, даже умея читать, писать считать, не были готовы к школе., так как «школьная зрелость» подразумевает уровень уфологического и функционального развития, который позволяет заключить, что требования систематического обучения, нагрузки разного рода, новый режим жизни не будут чрезмерно обременительны ребенку.

   Таким образом, ранее обучение ребенка в дошкольном возрасте не обеспечивает ему в дальнейшем успешность школьного образования и позитивного отношения к учебе, так как наращивание знаний, умений и навыков ведет к потере интереса к познанию.

   Проблема преемственности стояла в ОУ так остро до тех пор, пока администрацией и педагогами не был уяснен очевидный факт, что период дошкольного детства подготавливает развитие ребенка в младшем школьном возрасте, ведь период старшего дошкольного и младшего школьного возраста объединен Д.Б Элькониным в «одну эпоху человеческого развития, именуемую детством».

«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребёнок продолжает сегодня делать то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений»

- так Василий Александрович Сухомлинский представлял преемственность между дошкольным и школьным обучением.

Следовательно, под преемственностью между д/с и начальной школой стали подразумевать систему связей, обеспечивающих взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка.

Первоначально педагогический коллектив на заседаниях МО, педагогических консилиумах, [круглых столах», семинарах выявил общее в психологии дошкольников и младших школьников:

доверчивое подчинение авторитету взрослого, его требованиям,        оценкам, подражание внешним манерам поведения, рассуждениям;

преобладание образных форм познания окружающего мира;

анатомические и физиологические особенности;

необходимость успешности любой деятельности, снижение интереса, отрицательное отношение к ней, если она не дает желаемого результата;

природосообразность: ведущий вид деятельности - игра («природосообразные капсулы», где О - общение, П - познание, И - игра, Т - трудовая деятельность);

и др.

                                      Задачи, стоящие перед педагогами

Воспитателям дошкольных групп

Учителям начальных классов

Организация работы, направленной на такое развитие детей, которое отвечало требованиям, предъявляемым к этим же детям на последующей ступени, т.е. в первом классе.

Опираясь на общее между дошкольником и школьником, сохранять, обогащать и развивать тот потенциал, который закладывается в д/с. Опираться и ориентироваться на материал, ранее усвоенный детьми, и на тот опыт, который ими приобретен на предыдущей ступени их жизни.

Таким образом, возникла потребность в выявлении предпосылок для успешного обучения и развития в школе, для более легкой адаптации к новым условиям, в выработке требования, предъявляемых к первокласснику.

     Департамент образования организовывал «Педагогические чтения», куда приглашали учителей начальных классов и воспитателей детских садов. Педагоги обменивались опытом работы с дошкольниками и школьниками начального звена.

     Вместе с этим стали приглашать учителей начальных классов на первое родительское собрание в подготовительной группе на дискуссию по вопросам:

- Каких детей ждёт школа (коротко о принципах обучения чтению и основные требования к родителям и будущим первоклассникам.

-  Что купить первокласснику?

-  Как развить кисть руки?

-  Причины отставания в учёбе.

-  Как помочь ребёнку, если он переутомился.

Помимо учителя на собрание приглашали врача-окулиста и психолога.

Специалисты давали советы и отвечали на вопросы родителей.

             После чего была создана модель выпускника д/с.

Благодаря созданию модели, воспитатели старших дошкольных групп более четко стати представлять необходимый конечный результат их деятельности. Параллельно с этим учителя начальных классов стали осваивать игровые технологии и деятельностный подход в обучении, изучать методы педагогической диагностики и изучения личности.

Методическая работа в ОУ предполагает проведение совместных педагогических советов, семинаров, пед. консилиумов, на которых происходит обмен мнениями, опытом, предоставляются результаты обязательной диагностики детей - психологической готовности детей к обучению в школе, «школьной зрелости», адаптации первоклассников, уровня их развития, мотивации, овладения знаниями, умениями и навыками.

Работу с детьми мы начинаем с сентября. Традиционно дошкольники участвуют в празднике, посвященном Дню знаний, проводятся экскурсии будущих первоклассников в классы, учебные кабинеты, дошкольники присутствуют на уроках гражданственности.

Учитель, набирающий 1 класс, и воспитатель подготовительной группы, работают весь учебный год в тесной взаимосвязи, выстраивают взаимоотношения с детьми, прослеживают развитие каждого ребенка, что способствует организации личностно- ориентированного обучения, позволяет учителю скорректировать содержание обучения и методы, ориентируясь на особенности будущих первоклассников, их опыт и знания.

Воспитатели старших дошкольных групп и дошкольники регулярно посещают уроки в 1 классе с целью - воспитатели - корректировки своей работы, дети - знакомства со школьной жизнью. В практике нашего ОУ проведение совместных выставок, праздников, развлечений.

В подготовительной группе начинаются целенаправленные занятия по «Подготовке детей к школе», которые посещают как воспитанники нашего ОУ, так и других д/с. Целью занятий является подготовка детей, повышение уровня их развития, формирование предпосылок для успешного обучения.

Основные направления программы «Подготовки к школе» это:

1. Выявление и повышение уровня речевого развития ребенка:

                   - звукопроизношения;

                   - словарного запаса;

                   - грамматического строя;

                   - связности речи.

2. Развитие фонематического слуха и восприятия.

3. Формирование математических представлений:

            - ориентировка в пространстве;

           - сравнение предметов и чисел;

           - количественные представления и понятия;

           - развитие логического мышления и внутренней речи.

4.  Подготовка к обучению письму:         

          - формирование зрительно-пространственных представлений;

          - формирование умений зрительного анализа и синтеза

           - развитие и координация мелких мышц кисти руки.

5.  Формирование общеучебных умений и навыков:

           - умение слышать задание;

           - умение управлять своим вниманием;

           -умение регулировать двигательную активность.

6.   Формирование социальных умений и навыков:

           - общение с детьми;

           - общение со взрослыми;

           -положительная мотивация к совместной деятельности;

          - владение эмоциональными состояниями.

На занятиях учитель использует игровые технологии, дидактический и занимательный материал. Также с детьми работают педагог-психолог и логопед, которые проводят занятия, включающие тренинги, гимнастики, развивающие упражнения. Психолог, диагностируя стартовые возможности детей, консультирует родителей, дает рекомендации и советует, на что им следует обратить внимание в развитии ребенка. Основное направление работы - профилактика дезадаптации будущих первоклассников. На занятиях решаются задачи: оказание помощи детям войти в контакт друг с другом и со взрослыми, осознать себя как личность; способствовать установлению контакта, помочь осознать свои положительные черты характера; познакомить с правилами поведения и общения на уроках и переменах; выявление школьной мотивации; учить детей сопереживать друг другу, воспитывать дружелюбие, умение различать и понимать эмоциональные состояния.

Педагог-психолог работает весь учебный год со старшими дошкольниками. В 1 классе продолжает вести работу с этими детьми, оценивая степень адаптации к школе, отслеживая сформированность

мотивации учебной деятельности учащихся 1 класса и ее изменение на протяжении всего учебного года.

В нашем ОУ проводится работа с родителями будущих первоклассников. В сентябре [апреле - День открытых дверей, где учителя начальных классов приглашают на открытые уроки внеклассные мероприятия, учащиеся - на концерты. В октябре и апреле – родительские собрания, на которых выступают учитель будущего 1 класса и психолог, вскрывая вопросы «Задачи д/с и семьи в подготовке детей к школе», «Психологическая готовность ребенка к школе», «Ваш ребенок - будущий первоклассник».

Итогом данной работы стал:

• рост педагогического потенциала, что следует из анкет, диагностик, педагогических карт наблюдений;

• рост уровня подготовленности детей к школе, что показывает итог обследования детей подготовительной группы ПМПК;

• более легкая и менее длительная адаптация первоклассников.

                      Модель выпускника детского сада

 

        - Приоритет здоровья

        - Хорошее физическое развитие

        - Сформированность здоровьесберегающих подходов

        - Сформированность потребности в здоровом образе жизни

Ребёнок – субъект                                                           Здоровый ребёнок-

обучения и воспитания.                                                  счастливый ребёнок.

   - Сформированы ценные гигиенические навыки и привычки.

  - Усвоены основы культуры поведения.

  - Развита познавательная активность интерес к миру, желание узнавать новое.

  - Ребёнок проявляет интерес к творчеству и познанию нового.

  - Развиты психические процессы: память, внимание, мышление,

     воображение.

  - Сформированы зрительно-пространственные представления.

  - Развита речь (большой лексический запас, сформированы грамматические    

    системы, владеет связной речью, звуковой стороной языка.

  - Ребёнок способен принять общую цель и условия, старается действовать    

    согласовано, выражает живой интерес к общему результату.

  - Стремление к сотрудничеству со взрослым.

  - Хорошо сформированная координация движений и графические навыки.

 

                               

 

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ МЕЖДУ ДОУ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛОЙ

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой? Этот вопрос сегодня ставят перед собой пе...

Современные подходы к решению проблемы преемственности между дошкольным образованием и начальной школой

Современное образование  обеспечивает комфортное вхождение каждого ребёнка из дошкольного детства в мир учения. При этом учение понимается не только как формирование у ребёнка определённых знаний...

"Проблема преемственности между дошкольной организацией и школой в условиях реализации ФГОС»

ФГОС ограждает нас от понимания преемственности между детским садом и начальной школой как преемственность по учебным предметам и по тому, какие знания, умения и навыки мы должны давать детям в детско...

Выступление на Республиканских 56-е Евсевьевские чтения "ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ МЕЖДУ ДОШКОЛЬНЫМ И НАЧАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ"

Введение ФГОС к структуре дошкольной программы и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов начального школьного образования – важный этап преемственности детского сад...

«Развитие родительской компетентности – важная составляющая в решении проблемы преемственности ДОУ и школы»

Повышение  родительско-педагогической компетентности при подготовке дошколят к школе....

Консультация для воспитателей и учителей начальных классов на тему: "Решении проблемы преемственности между школой и ДОУ"

Консультация послужит психологическим просвещением педагогов по вопросам преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием....