Сравнительный анализ качества профессиональной деятельности педагогов экспертируемых дошкольных образовательных организаций.
статья на тему

Томша Екатерина Эдуардовна

Сравнительный анализ качества профессиональной деятельности педагогов проводился на примере изучения одной из исследуемой функции - поддержка индивидуальности и инициативы детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._sravnitelnyy_analiz.docx29.72 КБ

Предварительный просмотр:

Студентка 2 курса магистратуры ЭКДО

Томша Е.Э.

Сравнительный анализ качества профессиональной деятельности педагогов экспертируемых дошкольных образовательных организаций.

Сравнительный анализ качества профессиональной деятельности педагогов проводился на примере изучения одной из исследуемой функции - поддержка индивидуальности и инициативы детей. ФГОС ДО раскрывает основные принципы, направленные на развитие индивидуализации дошкольного образования, согласно пункту 1.4 необходимо:

  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

Помимо этого, в ФГОС ДО указываются принципы дошкольного образования, одним из которых является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддерживая инициативу детей педагог создает условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей. Согласно стандарту в дошкольных образовательных организациях для создания социальной ситуации развития детей предполагают:

  • поддержку индивидуальности и инициативы детей через: создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
  • создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
  • недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.).

Исходя из этих принципов, мы исследовали данную функцию у нескольких педагогов дошкольных образовательных учреждений. Исследование проводилось с помощью карт самоанализа деятельности педагога, наблюдения за процессом взаимодействия педагога с детьми и результатах решения кейса. Необходимо учитывать, что у всех педагогов различный уровень образования и опыт работе в сфере дошкольного образования. При этом, результаты самоанализа не превышают средний уровень, что говорит о том, что педагоги знают методы поддержки инициативы детей, но испытывают трудности в их реализации.  (результаты самоанализа педагогов представлены на Диаграмме 1.)

Для оценки качества выполнения исследуемой функции педагогам был предложен кейс для решения. Данный метод успешно применяется в практике методистами Московского центра качества образования. Кейс-метод (case method, case-study) – это метод анализа практической ситуации, реальной и гипотетической. Суть кейс-метода заключается в том, чтобы стимулировать познавательную активность участников через практическую деятельность и диалог с помощью смоделированной ситуации. В предложенном кейсе была ситуация, решение которой показывало, как педагог может использовать ее образовательный потенциал и может ли увидеть и поддержать детскую инициативу. Результаты решения кейса показали, что педагоги не всегда могут заметить детскую инициативы, обращают на нее внимание в «удобных» для него детских поступках и высказываниях, что является не достаточным уровнем проявления осуществления функции поддержки детской инициативы к требуемому.

В процессе наблюдения за взаимодействие педагога с детьми особое внимание мы уделяли проявлению недирективной помощи детям. Наблюдаемым педагогам не всегда удавалось занимать партнерскую позицию взрослого, проявлять уважение ко всем детям. При этом, они старались справляться с одной из основных задач воспитателя – создание ситуации, побуждающей детей к активному применению своих знаний и умений. Воспитателям трудно удержаться от готового решения, когда дети сталкиваются с трудностями, и готовы сразу дать полный ответ или подсказать способ решения ситуации. Педагоги, в наблюдаемых нами ситуациях, при построении образовательной деятельности редко предоставляли возможность выбора содержания и способов реализации детям, особенно ярко это демонстрировалось в изобразительной деятельности, где необходимо выполнить детскую поделку по шаблону воспитателя.  

Исходя из вышесказанного, мы можем говорить о знании педагогов способов поддержки детской инициативы и самостоятельности, но трудностях в их реализации. Поэтому рекомендациями для педагогов могут выступать следующие позиции: не нужно при первых же затруднениях спешить на помощь ребенку, лучше дать совет, задать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт, нацеливать на поиск нескольких вариантов решения, тем самым вызывать у детей чувство радости и гордости от успешных инициативных действий. А для того, чтобы мотивировать детей на самостоятельную деятельность в конце занятий или совместной деятельности можно предлагать использовать полученные знания в игре. Также педагог может вносить изменения в предметно-развивающую среду, что, безусловно, способствует развитию самостоятельности и инициативы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАКИЕ ИЗМЕНЕНИЙ ВНЁС ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Введение ФГОС ДО образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является насущной потребностью сегодняшнего дня, составной частью дошкольного образования и музыкально-эстетического разв...

Статья "Роль ИКТ-компетентности в профессиональной деятельности педагогов в дошкольной образовательной организации"

В данной статье дается научное описание ученых ИКТ-компетентности педагогов ДОО"...

Оценка качества профессиональной деятельности педагогов в дошкольных образовательных организациях

Под качеством профессиональной деятельности педагога  понимается степень удовлетворения потребностей и ожиданий всех участников образовательного процесса от предоставляемых образовательных услуг....

Оценка качества профессиональной деятельности педагогов в дошкольных образовательных организациях

Вступивший в силу профессиональный стандарт «Педагог» ориентирует специалиста на выполнение целого ряда функций, требующих  личностных качеств и профессиональных компетенций...

Оценка качества профессиональной деятельности педагогов в дошкольных образовательных организациях, постановка проблемы.

На текущий год оценка качества профессиональной деятельности работников дошкольных образовательных учреждений становится все более актуальной,  так как развитие современного общест...

Оценка качества профессиональной деятельности педагогов в дошкольных образовательных организациях

Статья посвящена результатам прохождения производственной практики...

Открытие городского профессионального конкурса "Педагог года дошкольной образовательной организации - 2019" г.Салават

 Воспитатель - это первый, после мамы, учитель, который встречается детям на их жизненном пути.    Воспитатели - люди, которые в душе всегда остаются детьми. Иначе дети не примут...