Статья "Роль ИКТ-компетентности в профессиональной деятельности педагогов в дошкольной образовательной организации"
статья на тему
В данной статье дается научное описание ученых ИКТ-компетентности педагогов ДОО"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ovinnikova_o.v.docx | 33.76 КБ |
Предварительный просмотр:
РОЛЬ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Овинникова О.В. (г. Тула, ТГПУ)
Аннотация на русском языке: в статье дается понятие использования компьютерных технологий в сфере дошкольного образования, пути повышения квалификации педагогов.
Abstract in English: The article presents the concept of the use of computer technology in early childhood education, ways to improve the qualification of teachers.
Ключевые слова: информационно-коммуникативные технологии, ИКТ-компетентность, образовательный процесс.
Keywords: information and communication technology, ICT competence, the educational process.
Общество уже ᅟ давно осознало тесную ᅟ связь повышения качества ᅟ образования с информатизацией ᅟ образовательного процесса. Детский ᅟ сад – это ᅟ часть общества, и ᅟ в нём, как ᅟ в капле воды, ᅟ отражаются те же ᅟ проблемы, что и ᅟ во всей стране, ᅟ поэтому очень важно ᅟ организовать процесс обучения ᅟ таким образом, чтобы ᅟ ребёнок активно, с ᅟ увлечением и интересом ᅟ относился к образовательной ᅟ деятельности.
Помочь педагогу ᅟ в решении этой ᅟ непростой задачи может ᅟ сочетание традиционных методов ᅟ обучения и современных ᅟ информационных технологий. Что ᅟ же такое ИКТ? ᅟ
«Информационные технологии – ᅟ это совокупность знаний ᅟ о способах и ᅟ средствах работы с ᅟ информационными ресурсами и ᅟ способ сбора, обработки ᅟ и передачи информации ᅟ для получения новых ᅟ сведений об изучаемом ᅟ объекте» [2, с. ᅟ 34].
Сегодня информационные ᅟ технологии значительно расширяют ᅟ возможности родителей, педагогов ᅟ и специалистов в ᅟ сфере раннего обучения. ᅟ Предоставляемые современным компьютером ᅟ возможности позволяют наиболее ᅟ полно и успешно ᅟ реализовать развитие способностей ᅟ ребенка. По сравнению ᅟ с традиционными формами ᅟ обучения дошкольников компьютер ᅟ обладает рядом преимуществ: ᅟ
– вызывает у ᅟ детей огромный интерес, ᅟ так как предъявление ᅟ информации на экране ᅟ компьютера осуществляется в ᅟ игровой форме;
– ᅟ передает образную информацию, ᅟ понятную дошкольникам;
– ᅟ компьютер очень «терпелив»: ᅟ никогда не ругает ᅟ ребенка за ошибки, ᅟ а ждет, пока ᅟ он сам исправит ᅟ их;
– позволяет ᅟ дошкольнику в процессе ᅟ деятельности приобретать уверенность ᅟ в себе, понимание ᅟ того, что он ᅟ многое может.
Где ᅟ же в детском ᅟ саду возможно применение ᅟ информационно-компьютерных технологий? ИКТ ᅟ могут использоваться как ᅟ в образовательной работе ᅟ педагога, так и ᅟ в методической работе ᅟ ДОУ. Они помогают ᅟ в организации сотрудничества ᅟ с родителями, общественностью ᅟ и в популяризации ᅟ деятельности детского сада. ᅟ
Современное образование трудно ᅟ представить без ресурсов ᅟ Интернета. Всемирная Сеть ᅟ несёт огромный потенциал ᅟ образовательных услуг. Электронная ᅟ почта, поисковые системы, ᅟ электронные конференции становятся ᅟ составной частью современного ᅟ образования. Компьютер оказывает ᅟ неоценимую услугу воспитателям ᅟ и родителям при ᅟ составлении всевозможных планов ᅟ мероприятий с помощью ᅟ программ-организаторов, ведении индивидуального ᅟ дневника ребенка и ᅟ т.д. Конечно, это ᅟ можно сделать и ᅟ вручную, но временные ᅟ затраты несопоставимы.
Большое ᅟ внимание ДОУ уделяет ᅟ работе с родителями. ᅟ Сложилась система, позволяющая ᅟ вовлекать их в ᅟ процесс воспитания детей ᅟ согласно задачам учреждения. ᅟ Для этого применяются ᅟ различные формы: дни ᅟ открытых дверей, спортивные ᅟ праздники, выставки и ᅟ т.д. Но, как ᅟ правило, работа с ᅟ родителями ведется только ᅟ по одному из ᅟ направлений педагогической пропаганды, ᅟ и семья является ᅟ лишь объектом воздействия. ᅟ В результате обратная ᅟ связь с семьей ᅟ не устанавливается, а ᅟ возможности семейного воспитания ᅟ не используются в ᅟ полной мере.
Изменить ᅟ ситуацию может использование ᅟ ИКТ. Согласно данным ᅟ опроса, доля пользователей ᅟ Интернета в России ᅟ продолжает расти: к ᅟ марту 2016 г. ᅟ их стало уже ᅟ 77%. Понятно, что ᅟ большинство пользователей Интернета ᅟ – это родители, ᅟ которые воспитывают своих ᅟ детей «в духе ᅟ времени» и у ᅟ которых:
– имеются ᅟ устойчивые навыки пользователей; ᅟ
– имеется желание ᅟ и возможность активно ᅟ использовать Интернет для ᅟ работы и досуга; ᅟ
– отсутствует опыт ᅟ использования Интернета для ᅟ решения образовательных задач; ᅟ
– нет представлений ᅟ о возможных методических ᅟ приемах проектирования и ᅟ организации деятельности ребенка ᅟ в сети Интернет ᅟ с целью расширения ᅟ его кругозора, повышения ᅟ уровня культуры, мотивации ᅟ к получению нового ᅟ знания и навыков ᅟ самообразования.
Каковы же ᅟ основные задачи культурно-просветительской ᅟ деятельности педагога? К ᅟ ним можно отнести: ᅟ
– психолого-педагогическое сопровождение ᅟ родителей и семей ᅟ в целом в ᅟ процессе организации их ᅟ работы в Сети; ᅟ
– повышение компетентности ᅟ родителей в области ᅟ современных образовательных интернет-технологий ᅟ и средств обеспечения ᅟ информационной безопасности;
– ᅟ знакомство с образовательными ᅟ и культурно-просветительскими ресурсами ᅟ Интернета;
– повышение ᅟ уровня информированности родителей ᅟ о возможных способах ᅟ организации взаимодействия родителей ᅟ с детьми в ᅟ сети Интернет посредством ᅟ вовлечения их в ᅟ совместную продуктивную деятельность; ᅟ
- формирование навыков ᅟ проектирования индивидуальных образовательных ᅟ и культурно- просветительских ᅟ маршрутов, организации безопасной ᅟ деятельности в Сети ᅟ и т. п. ᅟ
Одно из главных ᅟ условий использования ИКТ ᅟ в образовательном процессе ᅟ ДОУ — с ᅟ детьми должны работать ᅟ педагоги, хорошо знающие ᅟ технические возможности компьютера, ᅟ владеющие навыками работы ᅟ с ним, четко ᅟ выполняющие санитарные нормы ᅟ и правила использования ᅟ компьютеров в дошкольных ᅟ учреждениях, хорошо ориентирующиеся ᅟ в компьютерных программах, ᅟ разработанных специально для ᅟ дошкольников, знающие этические ᅟ правила их применения ᅟ и владеющие методикой ᅟ приобщения детей к ᅟ новым технологиям. Кроме ᅟ того, педагоги должны ᅟ хорошо знать возрастные ᅟ анатомо-физиологические и психологические ᅟ особенности маленьких детей ᅟ и особенности диагностики ᅟ образовательной деятельности в ᅟ дошкольном образовательном учреждении. ᅟ
Приобщение дошкольников к ᅟ ИКТ может идти ᅟ разными путями, но ᅟ при этом важным ᅟ является целенаправленное развитие ᅟ информационной культуры детей, ᅟ умеющих добывать знания ᅟ и использовать их ᅟ в своей повседневной ᅟ жизни. В связи ᅟ с этим необходимым ᅟ условием внедрения ИКТ ᅟ в систему дошкольного ᅟ образования является формирование ᅟ у педагогов ДОУ ᅟ как профессиональной информационной ᅟ культуры, так и ᅟ общей информационной культуры. ᅟ
Творческим педагогам, стремящимся ᅟ идти в ногу ᅟ со временем, необходимо ᅟ изучать возможности использования ᅟ и внедрения ИКТ ᅟ в свою практическую ᅟ деятельность, быть для ᅟ ребёнка проводником в ᅟ мир новых технологий, ᅟ формировать у него ᅟ основы информационной культуры. ᅟ Как отмечает Горвиц ᅟ Ю. М., человек, ᅟ умело и эффективно ᅟ владеющий технологиями и ᅟ информацией, имеет другой, ᅟ новый стиль мышления, ᅟ принципиально иначе подходит ᅟ к оценке возникающих ᅟ проблем, организации своей ᅟ деятельности [1, с. ᅟ 26].
ИКТ-компетентность педагога ᅟ понимается «как его ᅟ готовность и способность ᅟ самостоятельно использовать современные ᅟ информационно-коммуникационные технологии в ᅟ педагогической деятельности для ᅟ решения широкого круга ᅟ образовательных задач и ᅟ проектировать пути повышения ᅟ квалификации в этой ᅟ сфере» [3, c.33]. ᅟ
Повышение ИКТ-компетентности педагога ᅟ позволяет интенсифицировать и ᅟ облегчить его труд, ᅟ появляется возможность для ᅟ развития и саморазвития ᅟ педагога, совершенствования его ᅟ учебно-методической деятельности [3, ᅟ с.48].
Для педагогов ᅟ информационно-коммуникационные технологии обладают ᅟ следующими возможностями по ᅟ использованию их в ᅟ образовательном процессе:
- Стимулирование ᅟ интереса к учебной ᅟ деятельности у детей. ᅟ
- Постоянное повышение профессионального ᅟ уровня педагогов.
- Восприятие ᅟ и творческое воплощение ᅟ уже существующих нестандартных ᅟ подходов в образовании. ᅟ
- Увеличение выбора средств, ᅟ форм и темпа ᅟ изучения тем.
- Использование ᅟ бесплатных образовательных ресурсов ᅟ и эвристических программ ᅟ информационно-образовательного пространства [2, ᅟ с.126].
На сегодня ᅟ ИКТ в дошкольном ᅟ образовании используют немногие ᅟ педагоги дошкольных учреждений, ᅟ прошедшие специальную подготовку. ᅟ Эта проблема активно ᅟ решается на всех ᅟ уровнях образования. В ᅟ настоящее время введены ᅟ новые нормативно-правовые документы ᅟ по аттестации педагогических ᅟ работников, которые призваны ᅟ реализовать следующие направления: ᅟ раскрыть взаимосвязи дидактических, ᅟ психолого-педагогических и методических ᅟ основ применения компьютерных ᅟ технологий для решения ᅟ задач обучения и ᅟ образования; сформировать компетентности ᅟ в области использования ᅟ возможностей современных средств ᅟ ИКТ в образовательной ᅟ деятельности; обучить слушателей ᅟ курса использованию и ᅟ применению средств ИКТ ᅟ в профессиональной деятельности ᅟ специалиста, работающего в ᅟ системе образования; ознакомить ᅟ с современными приемами ᅟ методами использования средств ᅟ ИКТ при проведении ᅟ разных видов детской ᅟ деятельности, реализуемых в ᅟ ДОУ [5].
Следовательно, ᅟ профессиональная квалификация является ᅟ интегральным образованием, включающим ᅟ в себя опыт, ᅟ мотивацию, личностные качества ᅟ и другие профессиональные ᅟ характеристики. Она непосредственно ᅟ влияет на качество ᅟ и результативность деятельности ᅟ работника, обеспечивает готовность ᅟ и способность выполнения ᅟ различных профессиональных задач. ᅟ Квалификационные категории предполагают, ᅟ прежде всего, дифференциацию ᅟ уровня сложности и ᅟ качества решения профессиональных ᅟ (функциональных) задач, стоящих ᅟ перед работником [4, ᅟ с.32].
Каждый педагогический ᅟ работник для подтверждения ᅟ или повышения своей ᅟ профессиональной квалификации должен ᅟ уметь пользоваться современными ᅟ техническими средствами.
Система ᅟ работы по формированию ᅟ ИКТ-компетентности у педагогов ᅟ должна быть направлена ᅟ на приобретение нового ᅟ средства профессиональной деятельности, ᅟ т. е. на ᅟ освоение значимых для ᅟ педагогической деятельности средств, ᅟ техник, методов и ᅟ технологий. Педагогам должны ᅟ быть предоставлены возможности ᅟ повышения уровня мастерства ᅟ и профессиональной компетентности. ᅟ
Стимулировать повышение мотивации ᅟ педагогов к самопознанию, ᅟ наращиванию своего личностного, ᅟ общекультурного, профессионального потенциала. ᅟ Обучение педагогов должно ᅟ проходить на основе ᅟ активной деятельности и ᅟ дифференцированного подхода (стажа ᅟ работы, базового образования, ᅟ возраста и т. ᅟ д.). Создание ситуации ᅟ психологической удовлетворенности педагогов ᅟ от использования ИКТ ᅟ в педагогической деятельности ᅟ и за счет ᅟ реальной потребности воспитанников ᅟ в данных средствах. ᅟ
Образовательная деятельность с ᅟ использованием ИКТ позволяет ᅟ интегрировать аудиовизуальную информацию, ᅟ представленную в различной ᅟ форме (видеофильм, анимация, ᅟ показ слайдов, музыка ᅟ и т. п.), ᅟ стимулирует непроизвольное внимание ᅟ детей благодаря возможности ᅟ демонстрации объектов и ᅟ явлений в динамике. ᅟ Владение педагогами ИКТ ᅟ позволяет увеличивать поток ᅟ информации по содержанию ᅟ и методам работы ᅟ с детьми в ᅟ непосредственной образовательной деятельности, ᅟ а также уменьшает ᅟ затраты времени для ᅟ подготовки к ней. ᅟ
Список литературы
- Аристова ᅟ М. П., Ильина ᅟ Н. В., Штина ᅟ М. Ю. Актуальность ᅟ проблемы формирования ИКТ ᅟ компетенций педагога ДОУ ᅟ и НОО // ᅟ Молодой ученый. — ᅟ 2015. — №23. ᅟ — С. 923-926.
- Босова ᅟ Л.Л. Толковый словарь ᅟ терминов понятийного аппарата ᅟ информатизации образования / ᅟ Л.Л. Босова – ᅟ М.,2011.
- Бурдюкова, ᅟ Е.В. Видеоматериалы и ᅟ сетевые видеосервисы в ᅟ работе учителя: практическое ᅟ пособие / Е.В. ᅟ Бурдюкова – М., ᅟ 2008.
- Волошина, О.В. Развитие ᅟ пространственных представлений на ᅟ занятиях информатики в ᅟ детском саду / ᅟ О. В. Волошина ᅟ // Информатика – ᅟ 2016. – №19. ᅟ
- Водопьян Г. М., ᅟ Уваров А. Ю. ᅟ Моделирование процесса информатизации ᅟ школы /Научно- практический ᅟ электронный альманах «Вопросы ᅟ информатизации образования». – ᅟ 2010, No17.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАКИЕ ИЗМЕНЕНИЙ ВНЁС ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Введение ФГОС ДО образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является насущной потребностью сегодняшнего дня, составной частью дошкольного образования и музыкально-эстетического разв...
Оценка качества профессиональной деятельности педагогов в дошкольных образовательных организациях
Под качеством профессиональной деятельности педагога понимается степень удовлетворения потребностей и ожиданий всех участников образовательного процесса от предоставляемых образовательных услуг....
Оценка качества профессиональной деятельности педагогов в дошкольных образовательных организациях
Вступивший в силу профессиональный стандарт «Педагог» ориентирует специалиста на выполнение целого ряда функций, требующих личностных качеств и профессиональных компетенций...
Сравнительный анализ качества профессиональной деятельности педагогов экспертируемых дошкольных образовательных организаций.
Сравнительный анализ качества профессиональной деятельности педагогов проводился на примере изучения одной из исследуемой функции - поддержка индивидуальности и инициативы детей....
Оценка качества профессиональной деятельности педагогов в дошкольных образовательных организациях, постановка проблемы.
На текущий год оценка качества профессиональной деятельности работников дошкольных образовательных учреждений становится все более актуальной, так как развитие современного общест...
Оценка качества профессиональной деятельности педагогов в дошкольных образовательных организациях
Статья посвящена результатам прохождения производственной практики...
Открытие городского профессионального конкурса "Педагог года дошкольной образовательной организации - 2019" г.Салават
Воспитатель - это первый, после мамы, учитель, который встречается детям на их жизненном пути. Воспитатели - люди, которые в душе всегда остаются детьми. Иначе дети не примут...