Семинар-практикум с использованием ИКТ «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО"
методическая разработка по теме
Семинар-практикум
«Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования»
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам организации развивающей предметно-пространственной среды
Задачи:
- закрепить знания педагогов об особенностях организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями современного законодательства в области дошкольного образования;
- обобщение опыта работы по организации развивающей предметно-пространственной среды в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.57 КБ |
![]() | 15.72 КБ |
![]() | 16.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум
«Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования»
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам организации развивающей предметно-пространственной среды
Задачи:
- закрепить знания педагогов об особенностях организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями современного законодательства в области дошкольного образования;
- обобщение опыта работы по организации развивающей предметно-пространственной среды в детском саду.
Организационный этап | |
Приветствие, введение в тему | Воспитатели занимают места за столами в соответствии с выбранной при входе фишкой (фишки двух цветов) – таким образом, формируются две команды. Здравствуйте, уважаемые коллеги. Прежде, чем мы перейдем к работе в рамках семинара-практикума, предлагаю вам синквейн-загадку, отгадав которую вы определите, о чем сегодня пойдет речь. … Насыщенная, безопасная. Развивает, мотивирует, обновляется. Обеспечивает разнообразную деятельность ребенка. «Мир вокруг». Итак, тема нашей встречи «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО». |
Основной этап | |
Теоретическая часть | Перед вами на экране высказывание, которое принадлежит Елизавете Ивановне Тихеевой, педагогу, ученому, профессору Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена: «Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира». Действительно, я думаю, вы согласитесь со мной: всё, что окружает ребёнка - формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому одна из главных задач воспитателя - создать такие условия, которые позволят каждому ребенку: - найти свое занятие по душе, - поверить в свои силы и способности, - научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки. А для этого необходимо уделять особое внимание развивающей предметно-пространственной среде. Обратимся к презентации «Организация развивающей предметно-пространственной среды» Селиной Т.М., руководителя Центра НМС деятельности МОУ НПК №1 им. А.С. Макаренко: слайды 7, 8. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участками и т.д.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития ребенка дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. Развивающая предметно-пространственная среда – это специфические для каждой Программы Организации (группы) образовательное оборудование, материалы, мебель и т.п. в сочетании с определенными принципами разделения пространства Организации (группы). Цель создания развивающей среды представлена на слайде 9 Нормативная база и методические рекомендации, которые необходимо использовать при построении развивающей предметно-пространственной среды представлены на слайдах 2, 3, 4. Согласно ФГОС ДО (п.3) развивающая предметно-пространственная среда является одним из условий реализации образовательной программы дошкольного образования, к которому предъявляется ряд требований. Чтобы еще раз вспомнить данные требования, предлагаю вам открыть документ - п.3.3. Итак, обращаясь к тексту ФГОС ДО (п. 3.3.1.), отмечу, что развивающая предметно-пространственная среда не ограничивается лишь пространством группы, а включает в себя и образовательный потенциал пространства всего детского сада, а также прилегающей территории. Как это требование реализуется в нашем детском саду? Презентация «Развивающая предметно-пространственная среда в Детском саду «Сказка» Так, например, вы знаете, что в фойе детского сада оформляются тематические выставки, где вниманию детей и взрослых представлена разнообразная познавательная информация: -выставки «Делу - время, потехе – час», «Увлечения моей мамы», «Нестандартное физкультурное оборудование» и другие; -выставка картин местных художников; -выставка совместных творческих работ детей и родителей «Открытка для мамы»» и др. Как я уже говорила выше, образовательным потенциалом, про который нам нельзя забывать, обладает и территория детского сада.
На площадке перед входом в детский сад расположена зона классиков, где дети могут продолжать знакомиться цифрами, для детей помладше есть разметка для развития координации движений, физических качеств. Площадка «Перекресток» используется для формирования у детей навыков безопасного поведения на улицах города, а пространство веранды - для размещения разнообразного познавательного материала. Кроме того, используется пространство всех групповых помещений. Примеры: в умывальных, в приемных, в спальных помещениях (ФОТО) Коллеги, далее предлагаю вместе разобраться, отвечает ли развивающая предметно-пространственная среда в нашем детском саду требованиям, изложенным в п.п. 3.3.2., 3.3.3. ФГОС ДО. Итак, развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать: - Возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых. Общение и совместная деятельность взрослых и детей, посещающих одну группу, осуществляется в помещении группой ячейки, а также при проведении занятий в музыкальном зале, на прогулочных и спортивных участках. Для обеспечения возможности общения и совместной деятельности детей разного возраста и взрослых в дошкольном учреждении проводятся совместные развлечения, акции, конкурсы, как в помещениях учреждения (групповые, музыкальный зал, спальное помещение), так и на его территории (на спортивных участках, центральной площадке перед главным входом в здание, прогулочных площадках). - Реализацию различных образовательных программ. Образовательная деятельность в дошкольной организации осуществляется по образовательной программе дошкольного образования Автономного учреждения дошкольного образования муниципального образования Заводоуковского городкого округа «Центр развития ребенка - Детский сад «Светлячок», разработанной самостоятельно в соответствии с ФГОС ДО. Т.е. созданная в детском саду развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать реализацию, как обязательной части программы, так и части, формируемой участниками образовательного процесса. Кроме того, РППС обеспечивает реализацию адаптированных образовательных программ, разработанных для детей-инвалидов: в наличии имеется игровое и развивающее оборудование, в том числе игры, направленные на: - валеологическое воспитание детей - игры «Валеология или здоровый малыш», макет «Чистим зубы правильно», дидактический материал «Береги здоровье», «Я расту», плакаты «Тело человека», «Спорт» и др. - воспитание толерантного отношения - набор фигурок «Люди с физическими недостатками», тематический альбом «Параолимпийцы» и др. - Учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.
Имеются пособия, отражающие особенности трудовой деятельности жителей Заводоуковского городского округа, Тюменской области.
В группах есть патриотические уголки, альбомы, подборка книг о городе Заводоуковске, о Тюмени и Тюменской области - где вниманию детей и взрослых представлена информация об истории возникновения и значении символов города (герб и флаг), о характерных представителях флоры и фауны Тюменской области и его достопримечательностях. В рамках сотрудничества с Заводоуковским краеведческим музеем в детском саду организуются выставки, проводятся выездные экскурсии и познавательные мероприятия для детей. Также учтены климатические условия, в которых осуществляется образовательная деятельность: - на прогулочных участках установлены крытые веранды; - в каждой группе оформлены мобили, которые заменяются в соответствии с текущим временем года (с 5 лет дети изготавливают самостоятельно); - имеются дидактические куклы с комплектом одежды по сезонам; - оформление окон (рисунки на окнах совместный труд родителей и воспитателей); - фотоальбом с прогулок в разное время года, - выносное игровое и спортивное оборудование для организации игровой и двигательной деятельности детей на прогулках в теплое и холодное время года; - календарь природы, где дети самостоятельно или с помощью педагога отмечают погоду, рассматривают и подбирают иллюстрации, изображающие погодные условия и природные явления. - Учет возрастных особенностей детей. Подбор игрового оборудования, его размещение и использование осуществляется с учетом возрастных особенностей детей – например: В работе с детьми младшего дошкольного возраста: - используется конструктор, имеющий крупные детали, - сюжетно-ролевые игры – «развернуты» на игровых модулях, - используется оборудование для игр с водой и с песком, - оборудование для организации детского экспериментирования с различными материалами, - куклы большого размера - для манипуляции с комплектом пеленок, постельных принадлежностей, коляски, кроватки, горки, бутылочки для кормления, ванночки для купания; В работе с детьми старшего дошкольного возраста: - элементы конструктора - мелкие, а сами конструкторы более разнообразные; - сюжетно-ролевые игры – «свернуты» - атрибуты сложены в контейнеры, и дети самостоятельно разворачивают игру, обустраивая игровое пространство, - в наличии имеется оборудование для организации исследовательской деятельности, - куклы гендерной направленности для развития сюжетов с комплектом игровых наборов для каждой куклы (кукла-повар, кукла-доктор), куклы маленького размера разного возраста, национальности, с домами, комплектами мебели, самодельной одеждой, для детей 6-7 лет добавляется кукла-школьница для игры в школу, плоскостные, бумажные куклы - кроме того, для старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие ознакомлению с буквами, математическими действиями: наборы букв, слоговые таблицы, книги с крупным шрифтом, настольно-печатные игры с цифрами, ребусы, - материалы, отражающие школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу. Развивающая предметно–пространственная и игровая среда в каждой возрастной группе должна иметь следующие отличительные признаки: - для детей третьего года жизни это достаточное пространство для удовлетворения потребности в активной деятельности; - для детей четвёртого года – это насыщенный центр сюжетно – ролевых игр с необходимыми игровыми атрибутами; - детям среднего дошкольного возраста необходимо создать условия для удовлетворения их потребности в игре со сверстниками и в уединении; - детям старшего дошкольного возраста следует предлагать игры, направленные на развитие восприятия, памяти, внимания и т.д.
Игра «Выбери игрушку» (в эту не сложную игру можно поиграть и с детьми) Спасибо, коллеги, а мы продолжим работу с нормативным документом. Очень содержательным является п. 3.3.4. ФГОС ДО, согласно которому, развивающая предметно-пространственная среда должна быть: - содержательно-насыщенной, - трансформируемой, - полифункциональной, - вариативной, - доступной и - безопасной. Рассмотрим каждый из перечисленных критериев. Вернемся к презентации «Организация развивающей предметно-пространственной среды» Селиной Т.М., руководителя Центра НМС деятельности МОУ НПК №1 им. А.С. Макаренко
Образовательные области:
Таким образом, и развивающая предметно-пространственная среда строится по 5 образовательным областям.
предлагаю распределить центры детской активности по отношению к той или иной образовательной области Социально-коммуникативное развитие: - Центр «Моя безопасность». - Центр патриотического воспитания. - Центр для организации сюжетно-ролевых игр. - Центр «Мы дежурим». - Центр психологической разгрузки («Уголок уединения»). Познавательное развитие: - Центр познания. - Центр природы. - Центр детского экспериментирования. - Центр занимательной математики. Речевое развитие: - Центр детской книги. - Центр речевого развития. - Центр театрализации. Художественно-эстетическое развитие: - Центр музыкального развития. - Центр детского творчества. - Центр строительных игр. Физическое развитие: - Физкультурно-оздоровительный центр.
Хочу обратить ваше внимание, что каждый центр должен иметь маркер (это знак для визуально ориентира детей, обозначающий игровой центр в группе) - графический и/или кукла-персонаж. Маркер размещается на уровне глаз ребенка и должен быть понятен для него
Также обращаю ваше внимание, что следует избегать перенасыщенности игровых центров, например: - много видов театра выставлены сразу; - обилие кукол в национальных костюмах в патриотическом уголке; - большое количество книг в детской библиотеке; - одинаковые комнатные цветы в уголке природы. Оптимальное количество предметов для восприятия будет способствовать поддержанию познавательного интереса у ребенка
• Вопрос первой команде: Коллеги, в целях безопасности пребывания детей в детском саду мебель в групповых помещениях закреплена, как в данном случае вы можете изменить РППС? 3) Полифункциональность материалов предполагает – Слайд 12 (Например, напольная ширма может использоваться для театрализованной деятельности детей, для размещения наглядного материала, для возможности разграничения пространства, для организации двигательной активности детей (для подлезания).
- пирамиду, - книгу С.Михалкова «Я карандаш с бумагой взял» (дети рисуют С.Михалкова), - шишки (природный материал).
- наличие различных пространств для организации различных видов детской деятельности (для игры, конструирования, уединения и пр.) – по сути, это - организация разных центров детской активности, а также разнообразных материалов, игр, игрушек, обеспечивающих свободный выбор детей; Обращаю ваше внимание, что при этом необходимо учитывать половые различия детей, т.е. содержание РППС должно отражать в равной степени интересы девочек и мальчиков. - периодическую сменяемость игрового материала. Здесь следует избегать формального подхода к организации пространства и его наполненности: «Куплено – красиво оформлено – расставлено», когда среда выступает «фоном» педагогического процесса. Важно, что РППС имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию, т.е. среда не только развивающая, но и развивающаяся. В процессе взросления ребенка все компоненты (игрушки, оборудование, мебель и пр. материалы) РППС также необходимо менять, обновлять и пополнять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста. Важным условием является также то, что в РППС должны быть отражены продукты детского творчества как продукт детской активности в преобразовании среды. Недооценивание необходимости использования разных материалов и пособий может привести к обеднению детского опыта. Как это может проявляться: - если педагог использует один вид материалов за всё время работы, например, одна и та же коллекция или наглядность, - при чрезмерном наличии однообразных материалов, обусловленном личными предпочтениями педагога, формированием банка пособий по одному наиболее знакомому или любимому направлению (например, художественной деятельности, экологическому воспитанию).
Наглядность, картинки, плакаты должны находиться на уровне глаз ребенка, а расположение атрибутов и игрушек должно быть не выше вытянутой руки ребёнка, для того, чтобы он мог самостоятельно взять нужную ему игрушку и самостоятельно положить ее на место. Кроме того, данное требование предполагает самостоятельность в выборе ребёнком темы, сюжета игры, необходимых атрибутов, места и времени для организации различных видов игр. 6) Безопасность – Слайд 13
Данное требование соотносится с требованиями СанПиН - материалы и оборудование, которые используются для формирования предметно-пространственной среды, должны иметь санитарно-эпидемиологическое заключение (сертификат), который подтверждает безопасность материалов и оборудования, т.е. ребенок обеспечивается такими материалами и оборудованием, при использовании которых его физическому и психическому здоровью не угрожает опасность. Общие принципы отбора игровой продукции для детей-дошкольников – Слайд 21 Принципы оценки безопасности игровой продукции – Слайд 22
Презентация «Безопасность игрушек»
В заключении хочется отметить, что правильно организованная РППС выполняет: - образовательную, - развивающую, - воспитывающую, - стимулирующую, - организованную, - коммуникативную функции. И самое главное – она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребёнка. При этом ведущая роль в организации ПРРС принадлежит педагогу, ведь как писала Э.П. Костина: «Среда, окружающая ребенка в детском саду, может стать средством развития его личности лишь в том случае, если педагог способен организовать такую среду». Предлагаю обратить ваше внимание на презентацию «Детский сад в сетевом столетии: развивающая среда, проекты и исследования», автор Павел Давидович Рабинович, к.т.н., доцент Московского государственного областного университета, проректора по развитию П.Д. Рабиновича. В презентации отражены исследования и лучшие проекты по созданию развивающей предметно-пространственной среды. |
Заключительный этап | |
Подведение итогов | Перед вами стоят два мольберта – на одном изображение чемодана, на другом – мусорного ведра. Рядом стол, на котором лежат стикеры с клейким краем. Упражнение-рефлексия «Чемодан – мусорное ведро» Уважаемые коллеги, мы с вами хорошо поработали. Для меня важно узнать была ли информация, полученная сегодня в ходе семинара-практикума полезной для вас. Если информация была полезной, и вы «возьмете» ее с собой – приклейте стикер на «чемодан», если информация была для вас ненужной, то ее можно выбросить в «мусорное ведро». |
Предварительный просмотр:
Номинация | ИКТ в деятельности дошкольного учреждения: организация методической работы: обобщение опыта, авторские разработки сценариев проведения мероприятий и т.д. |
Ф.И.О. авторов полностью | Волощук Светлана Анатольевна |
Наименование образовательной организации | Детский сад «Сказка», филиал Автономного учреждения дошкольного образования муниципального образования Заводоуковский городской округ «Центр развития ребенка – Детский сад «Светлячок» |
Название работы | Семинар-практикум с использованием ИКТ «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования» |
Перечень используемых ЦОР (ссылки на заимствованные материалы обязательны) | Информационная стена (авторская) https://padlet.com/voloshukgorodilova/yeyu7nb1ih41 с материалами: - Презентация «Развивающая предметно-пространственная среда в Детском саду «Сказке», авторская; - Презентация «Организация развивающей предметно-пространственной среды», автор Селина Т.М., руководителя Центра НМС деятельности МОУ НПК №1 им. А.С. Макаренко; - Презентация «Безопасность игрушек», авторская; - Презентация «Детский сад в сетевом столетии: развивающая среда, проекты и исследования», автор Павел Давидович Рабинович, к.т.н., доцент, проректор по развитию Московского государственного областного университета - Интерактивная игра «Выбери игрушку» (авторская) - Интерактивная игра «Центры детской активности» (авторская) |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Семинар-практикум с использованием ИКТ «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования»
Компьютер стал неотъемлемым атрибутом работы любого педагога. Как же мы используем компьютер в работе?
Научно-технический прогресс диктует новые требования к содержанию и организации образовательного процесса. Появляются новые технологии и средства информатизации.
Компьютер – это не только окно в мир или всемирная библиотека, но и активный партнер. Следовательно, возможно специально организованное воздействие на человека посредством компьютера, в том числе и воздействие в виде методической помощи педагогическим работникам.
Конечно, в первую очередь, я использую компьютер как печатное устройство, работая с текстовым редактором «Microsoft Word» для оформления текущих документов: планы работ, отчеты, аналитические справки, протоколы. Для трансляции новых методик и технологий, обобщения опыта работы педагогов используем программу Microsoft Office PowerPoint. Вся эта работа непосредственным образом связана с использованием ИКТ
Для многих работников образования и по сей день книги, и периодические издания являются основными источниками той или иной информации. Иногда на поиски необходимых сведений педагог тратит большую часть своего времени, перелистывая огромное количество страниц, просматривая стопки литературы. С приходом в нашу жизнь информационных технологий и Интернета педагоги имеют возможность оптимизировать свой труд, в том числе, и области поиска информации.
При использовании материалов с ресурсов сети Интернет необходимо предварительно соотносить их с основными компонентами реализуемой методической системы обучения – ее целями, содержанием, методами, организационными формами и применяемыми средствами обучения. Привлекаемые ресурсы должны вписываться в эту систему, не противоречить ей, соответствовать ее компонентам.
Большинство педагогов нашего детского сада пользуются компьютерами практически ежедневно, отправляя сообщения по электронной почте и путешествуя по сети.
Современные веб-сервисы предоставляют огромные возможности для оформления методических разработок, для совместной (коллективной) работы педагогов, как в образовательной организации, так и находясь вне ее стен. Одним из таких сервисов является веб-стена Padlet, на которую можно прикреплять фото, файлы, ссылки на странички интернет, заметки. Это может быть приватный проект стены, модерируемая стена с несколькими участниками, которые будут заполнять виртуальную стену информацией или доступная для чтения и редактирования любым пользователем площадка для обмена информацией. Веб-приложение Padlet называет себя «мультимедийно-дружественное вики реального времени со свободной формой». То есть, это чистый холст, где можно набросать идеи вместе с виртуальной группой. Каждый участник может разместить свои мысли, наряду с любыми файлами, фотографиями, видео и ссылками, которые относятся к обсуждению.
Веб-стена может быть использована педагогами при групповой или фронтальной работе. Она позволяет разнообразить изучение материала: есть возможность давать материал, одновременно используя видео и аудио материалы, текст, обучающие программы, тренажеры, Интернет-ресурсы и т.д. Всю информацию, отображенную на стене можно сохранить, распечатать, передать по электронной почте.
Использование веб-приложения Padlet в данном мероприятии позволит производить быструю смену методического материала, активизировать процесс общения с коллегами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/17/picture-757461-1455696993.jpg)
Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО
Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/05/picture-825872-1475678521.jpg)
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО
Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/06/picture-959942-1707192162.jpg)
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в подготовительной группе.
Предметно- развивающаяся среда в детсаде....
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/20/picture-1119493-1550649841.jpg)
Представление опыта на ГМО по теме "Организация развивающей предметно-пространственной макро-среды территории детского детского сада"
1. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к насыщению и об...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/05/picture-913589-1491415142.jpg)
Презентация: «Современные подходы к проектированию развивающей предметно – пространственной образовательной среды в соответствии с ФГОС в ДО »
Презентация: «Современные подходы к проектированию развивающей предметно – пространственной образовательной среды в соответствии с ФГОС в ДО »...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/10/picture-1457175-1676005613.jpg)
Семинар – практикум для педагогов на тему «Построение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ»
Семинар – практикум для педагогов на тему «Построение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ»...