ПРОФСТАНДАРТ ПЕДАГОГА - миф или реальность
методическая разработка на тему
Зачем нужен профессиональный стандарт педагога, мы знаем. Он нужен для реализации стратегии образования и повышения его качества, для объективной оценки качества работы педагогов, а так же для формирования трудового договора.
Другой вопрос, как сделать так, чтоб этот документ был читабельным и понятным для наших педагогов.
Какие трудности возникают у воспитателей в методической работе? Многие воспитатели не понимают, что от них требуют, потому что не умеют читать документы. А у нас зачастую просто не хватает времени разжевать им каждую бумажку. От сюда страхи, сомнения и не желание работать. От сюда и такие статистические показатели воспитателей по району готовности к профессиональному стандарту.
У многих воспитателей «проф стандарт» ассоциируется с каким то монстром, который несёт в себе большие перемены и большие проблемы. Мы часто начали слышать от наших воспитателей: «Устали от бумажной работы», «Нет времени работать с детьми», «Нужно менять работу» и т.д.
Да, проф стандарт несёт в себе перемены, но если правильно донести до наших воспитателей этот документ, станет гораздо понятнее и проще реализовать его в жизнь детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prof_standart_mif_i_realnost.pptx | 1.13 МБ |
mif_i_realnost.docx | 27.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Зачем нужен профессиональный стандарт педагога? СТАНДАРТ – ЭТО: инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире. инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень. объективный измеритель квалификации педагога. средство отбора педагогических кадров в учреждения образования. основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.
Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт А Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного , начального общего, основного общего, среднего общего образования : Общепедагогическая функция. Обучение Воспитательная деятельность Развивающая деятельность В Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ: Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования
ТРУДОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ Разработка и реализация программ ……………………… Осуществление профессиональной деятельности……………………. Участие в разработке и реализации……………………… Планирование и проведение учебных занятий……………………. Систематический анализ ………………………… Организация, осуществление контроля …………………. Формирование универсальных учебных действий……………… Формирование навыков ………………………. Формирование мотивации к обучению ит.д. НЕОБХОДИМЫЕ УМЕНИЯ Владеть формами и методами обучения……. Объективно оценивать знания обучающихся ….. Разрабатывать и применять современные …… Использовать и апробировать специальные …… Владеть ИКТ- компетенциями ………………... Организовывать различны виды внеурочной деятельности ... НЕОБХОДИМЫЕ ЗНАНИЯ Преподаваемый предмет в пределах требований ……… История, теория, закономерности и принципы……. Основные закономерности возрастного развития………. Основы психодидактики , поликультурного образования… Пути достижения образовательных результатов ……… Основы методики преподавания………….. Рабочая программа и методика обучения по данному предмету. Приоритетные направления развития образовательной системы… Нормативные документы…. Конвенция о правах ребёнка Трудовое законодательство 3.1.1. Общепедагогическая функция. Обучение.
Общепедагогическая функция. Обучение. Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды. Разработка и реализация рабочих программ на основе основной общеобразовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Владение информационно-коммуникативными технологиями Воспитательная деятельность. Развивающая деятельность. 3.1. Трудовые функции Реализация современных форм и методов воспитательной работы в образовательном процессе. Использование в работе конструктивных воспитательных усилий обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка. Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни детского сада. Работа в команде. Формирование гражданского патриотизма, способности к трудовой деятельности и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни. Разработка и реализация совместно с родителями программ индивидуального развития ребенка. Освоение и применение психолого-педагогических технологий для работы с различными контингентами учащихся. Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума, разработка индивидуальных маршрутов развития. УМЕНИЯ ЗНАНИЯ ЗНАНИЯ ЗНАНИЯ УМЕНИЯ УМЕНИЯ УМЕНИЯ ЗНАНИЯ ЗНАНИЯ УМЕНИЯ УМЕНИЯ УМЕНИЯ ЗНАНИЯ ЗНАНИЯ УМЕНИЯ УМЕНИЯ ЗНАНИЯ ЗНАНИЯ
3.2.1. Трудовая функция – Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования. Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста. Организация безопасной и психологически комфортной развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с возрастом воспитанников и благоприятной атмосферы в группе для доброжелательных отношений в коллективе. Организация и проведение педагогического мониторинга воспитанников и анализ образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста. Участие в разработке образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС ДО. Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства. Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов. Постоянное развитие себя, как компетентно-грамотного, воспитанного, образованного человека и педагога. Стремление постоянно самообразовываться, повышать свою квалификацию, проявлять желание расти в своей профессии и по карьерной лестнице.. Планирование и реализация образовательной работы с воспитанниками раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с рабочей программой (в соответствии с ФГОС ДО и ОП ДО) ЗНАНИЯ УМЕНИЯ УМЕНИЯ УМЕНИЯ УМЕНИЯ УМЕНИЯ УМЕНИЯ УМЕНИЯ ЗНАНИЯ ЗНАНИЯ ЗНАНИЯ ЗНАНИЯ ЗНАНИЯ ЗНАНИЯ
Профессиональная компетентность КОМПЕТЕНЦИЯ - Способность делать что-либо хорошо или эффективно (глоссарий терминов ЕФО) ЗНАНИЯ и УМЕНИЯ в ДЕЙСТВИИ от «ЗНАЮ, ЧТО» к «ЗНАЮ, КАК»
Педагогические компетенции Взаимодействие с воспитанниками ИКТ - Компетенции Взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников Организация развивающей предметно - пространственной среды Образование воспитателя (самообразование, повышение квалификации, аттестация, сертификация и т.д.) Методическая работа воспитателя Взаимодействие со специалистами ДОУ ? ? ? ? ? ? ?
Педагогические компетенции Взаимодействие с воспитанниками ИКТ - Компетенции Взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников Организация РППС Образование воспитателя (самообразование, повышение квалификации, аттестация, сертификация и т.д.) Методическая работа воспитателя Взаимодействие со специалистами ДОУ Способность организовывать детскую деятельность, осуществляемую в раннем и дошкольном возрасте: предметную, познавательно-исследовательскую, игру (ролевую, режиссерскую, с правилами), продуктивную; конструирование, создание широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства. Способность к организации конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, создания условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов . Способность формировать гражданский патриотизм, готовность к трудовой деятельности и жизни в условиях современного мира, способность формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни. Способность разработать и реализовать совместно с родителями программу индивидуальных маршрутов развития ребенка. Способность постоянно развивать себя, как компетентно-грамотного, воспитанного, образованного человека и педагога. Стремится постоянно самообразовываться, повышать свою квалификацию, проявлять желание расти в своей профессии и по карьерной лестнице. Способность использовать в работе конструктивные воспитательные усилия родителей воспитанников, способность оказать помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка. Способность в реализации современных форм и методов воспитательной работы в образовательном процессе. Способность владеть информационно-коммуникативными технологиями. Способность создавать, поддерживать уклад, атмосферу и традиций жизни детского сада. Способность работать в команде. Способность участвовать в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды (отдельные пункты в содержании ПР). Способность разработать рабочую программу на основе образовательной программы дошкольного образования и реализовать в образовательную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС ДО (знание ФГОС ДО). Способность организовать безопасную и психологически комфортную развивающую предметно-пространственную среду в соответствии с возрастом воспитанников и благоприятную атмосферу для доброжелательных отношений в коллективе. Способность участия в разработке основной общеобразовательной программы ДОУ в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Способность умения участвовать в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста. Способность в реализации педагогических рекомендаций специалистов в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а так же с детьми с особыми потребностями. Способность взаимодействовать с другими специалистами в рамках психолого - медико-педагогического консилиума, для разработки индивидуальных маршрутов развития каждого ребёнка. Способность планирования и реализации образовательной работы с воспитанниками раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с рабочей программой (в соответствии ФГОС ДО и ОП ДО) Способность организации и проведения педагогического мониторинга воспитанников и анализа образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста. Способность освоения и применения психолого-педагогических технологий, необходимых для работы с различными контингентами учащихся. Способность развития у обучающихся познавательной активности, инициативы, самостоятельности, творческих способностей.
Предварительный просмотр:
СЛАЙД №1
Добрый день уважаемые коллеги. Вот и закончилось лето, а это значит, что наступает новый учебный год. Что он нам принесёт, мы пока не можем точно знать, одно только чётко мы с вами знаем, что в январе 2017 года вступит в силу «Профессиональный стандарт педагога».
СЛАЙД №2
Зачем нужен профессиональный стандарт педагога, мы знаем. Он нужен для реализации стратегии образования и повышения его качества, для объективной оценки качества работы педагогов, а так же для формирования трудового договора.
Другой вопрос, как сделать так, чтоб этот документ был читабельным и понятным для наших педагогов.
Методистом я работаю недавно. И те документы, которые сейчас понимаемы мной, - будучи воспитателем, были для меня не всегда понятны.
Какие трудности возникают у воспитателей в методической работе? Многие воспитатели не понимают, что от них требуют, потому что не умеют читать документы. А у нас зачастую просто не хватает времени разжевать им каждую бумажку. От сюда страхи, сомнения и не желание работать. От сюда и такие статистические показатели воспитателей по району готовности к профессиональному стандарту.
У многих воспитателей «проф стандарт» ассоциируется с каким то монстром, который несёт в себе большие перемены и большие проблемы. Мы часто начали слышать от наших воспитателей: «Устали от бумажной работы», «Нет времени работать с детьми», «Нужно менять работу» и т.д.
Да, проф стандарт несёт в себе перемены, но если правильно донести до наших воспитателей этот документ, станет гораздо понятнее и проще реализовать его в жизнь детского сада.
Итак, у вас на столах лежит тот самый документ «Профессиональный стандарт». Давайте его рассмотрим. На первой странице общие сведения стандарта: наименование вида профессиональной деятельности (виды образования), основная цель вида профессиональной деятельности (оказание образовательных услуг по основным образовательным программам) и группы занятий и отнесение к видам экономической деятельности.
(Представлены коды: ОКЗ — Общероссийский классификатор занятий. Классификатор ОК 010-93 утратил силу 01.07.2015. Согласно Приказу Росстандарта от 12.12.2014 № 2020-ст его заменяет новый Общероссийский классификатор занятий ОК 010-2014 (МСКЗ-08), который вступил в силу 01.07.2015. А так же код КВЭД (классификатор видов экономической деятельности) – определяющий услуги в области общего образования).
СЛАЙД №3
Открываем вторую страницу документа – описание трудовых функций.
Смотрим таблицу: код А - определяет педагогическую деятельность в образовательном процессе, код В - определяет педагогическую деятельность в реализации программ.
У меня вопрос ко всем, - как вы считаете, рассматривая наименования трудовых функций (в третьем столбце), все ли отделы относятся к нам дошкольникам? Какие отделы относятся к дошкольному образованию?
(ответы участников)
СЛАЙД №4
Все три пункта отдела под кодом А и первый пункт отдела В относятся к дошкольному образованию. Рассматривая первый код А – где стоит вопрос об обучении, воспитательной работы и развивающей деятельности относится не только к нам, но и к школе. Первый пункт кода В относится лично к нам. И так у нас образовалось два кластера трудовых функций: А и В.
Далее в документе расписывается характеристика трудовых функций, в которую входят: трудовые действия, необходимые умения и необходимые знания.
Вы со мной согласны, что действия возможны только при наличии знаний и умений. Поэтому знания и умения первичны, а действия – это итог.
СЛАЙД №5
Поэтому, чтоб был более понятен документ, мы эти таблицы переработали в схемы, которые стали читаемы. Читаемы, но не совсем. Язык документа остался неизменным. Тогда мы пошли дальше, и упростили документ так, чтоб он был читабельным для воспитателей.
А теперь задание.
Вы разделились на две группы участников. Адаптированные трудовые функции лежат у вас на столах. Предлагается каждой группе взять свой кластер, и подобрать к каждой трудовой функции необходимые умения и знания из документа «Профессиональный стандарт педагога», но не просто подобрать готовое из документа, а адаптировать их под среднестатистического воспитателя, чтоб это было читаемо, и внести в таблицу. А потом представить их всем нам на обсуждение. На это задание отводится 10 минут.
СЛАЙДЫ №6, 7
Функции, предлагаемые командам
3.1. Обобщённая трудовая функция. (слайд №6)
3.1.1. Трудовая функция – Общепедагогическая функция. Обучение.
- Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды (отдельные пункты в содержании ПР). Разработка рабочих программ на основе образовательной программы дошкольного образования и их реализация в образовательной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (знание ФГОС ДО).
- Владение информационно-коммуникационными технологиями.
3.1.2. Трудовая функция – Воспитательная деятельность
- Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни детского сада. Быть в команде.
- Формирование гражданского патриотизма, способности к трудовой деятельности и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.
- Использование в работе конструктивных воспитательных усилий родителей обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка.
- Реализация современных форм и методов воспитательной работы в образовательном процессе.
3.1.3. Трудовая функция – Развивающая деятельность
- Освоение и применение психолого-педагогических технологий, необходимых для работы с различными контингентами учащихся. Развитие у обучающихся познавательной активности, инициативы, самостоятельности, творческих способностей.
- Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума, разработка индивидуальных маршрутов развития каждого ребёнка.
- Разработка и реализация совместно с родителями программ индивидуальных маршрутов развития ребенка.
3.2. Обобщённая трудовая функция - Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ. (слайд №7)
3.2.1. Трудовая функция – Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования.
Трудовые действия
- Участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
- Организация безопасной и психологически комфортной развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с возрастом воспитанников и благоприятной атмосферы в группе для доброжелательных отношений в коллективе.
- Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства. Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов.
- Планирование и реализация образовательной работы с воспитанниками раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с рабочей программой (в соответствии ФГОС ДО и ОП ДО)
- Организация и проведение педагогического мониторинга воспитанников и анализ образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста.
- Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста. Реализация педагогических рекомендаций специалистов в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а так же с особыми потребностями.
- Постоянное развитие себя, как компетентно-грамотного, воспитанного, образованного человека и педагога. Стремление постоянно самообразовываться, повышать свою квалификацию, проявлять желание расти в своей профессии и по карьерной лестнице.
(Команды представляют свои схемы, в помощь остаётся на столах документ «Профессиональный стандарт педагога»).
Спасибо. Теперь стало намного понятнее, что проф стандарт хочет донести до педагога.
Давайте перейдём ко второй части нашей секции.
У меня вопрос, как мы можем назвать трудовые действия по другому? (или) Можем ли мы трудовые действия отнести к профессиональным компетенциям?
Для начала, давайте вспомним, что такое компетенция? (ответы)
СЛАЙД №8
Простыми словами компетенция это - способность делать что-либо хорошо или эффективно. Способность, или, можно сказать - знания и умения в действии «от знаю что», к «знаю как».
Определяются более общие профессиональные компетенции, их получилось 7 групп.
СЛАЙД №9
Вот они представлены на слайде.
1. Взаимодействие с детьми
2. Методическая работа
3. Взаимодействие со специалистами ДОУ
4. Взаимодействие с родителями воспитанников
5. Организация РППС
6. ИКТ-компетенция
7. Образование педагога (самообразование, повышение квалификации, сертификация и т.д)
Предлагаю теперь наши трудовые функции расформировать по группам, определив каждой функции своё место в группе компетенций.
Для чего мы это делаем? Для того чтобы воспитатели понимали, что компетенции – это не отдельная ниша для их понимания, а что это часть документа «Профессиональный стандарт педагога».
(В других конвертах лежат трудовые компетенции, обе группы участников выкладывают на новой схеме трудовые действия по компетенциям на общей магнитной доске)
СЛАЙД №10
Таблица с компетенциями (такая, как получилась у участников)
Вы со мной согласны, что теперь не всё так страшно и не понятно? Среди нас присутствуют воспитатели? Давайте спросим у них!
(слушаем воспитателей)
Я думаю, что такая проведённая работа с воспитателями поможет им в понимании этого документа, рассеет их страхи и даст им уверенности в себе. А значит и процесс реорганизации пройдёт намного безболезненно и качественнее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучающий семинар «Формирование профессиональных компетенций педагога в соответствии с профстандартом «Педагог»»
Семинар предназначен для педагогов дошкольных образовательных организаций. Раскрывает особенности компетенций необходимых педагогу дошкольной организации....
семинар-практикум для педагогов дошкольных организаций «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»
Цель. Расширение представления о профессиональном стандарте педагога. Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной компетентности. ...
«Интерактивные методы и формы работы современного педагога по реализации задач образовательного процесса в контексте профстандарта «Педагог»».
Интерактивные методы и формы работы современного педагога по реализации задач образовательного процесса в контексте профстандарта "Педагог"....
Тест для педагогов «Диагностика профессиональных затруднений педагогов в условиях реализации ФГОС дошкольного образования и Профстандарта «Педагог»
Разработанный тест позволит старшему воспитателю скорректировать методическую деятельность по устранению профессиональных дефицитов у педагогов ДОУ....
Семинар-практикум для педагогов дошкольных организаций «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»
Цель.Расширение представления о профессиональном стандарте педагога.Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной компетентности.Вступительное слово.1-2 слайды...
Методические рекомендации для педагогов «Профстандарт педагога»
Методические рекомендации для педагогов «Профстандарт педагога»...
«Методическая поддержка профессионального развития педагогов в контексте реализации профстандарта «Педагог»»
Цель методической работы – повысить профессиональную компетентность воспитателей и обеспечить переход ДОО на работу в условиях действия профстандарта.Задачи: - проанализ...