Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка в доу. Дневник.
методическая разработка на тему
Благодаря выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий развития детей, мы обеспечиваем нашим воспитанникам равные стартовые возможности при поступлении в школу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iomteremok_.doc | 262.5 КБ |
iom_konsultatsiya_.docx | 17.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный маршрут
сопровождения ребенка старшей группы «Радуга»
старшего дошкольного возраста
Фамилия __________________________
Имя _____________________________
Отчество__________________________
Дата рождения_____________________
Дата заполнения __________________________
ОУ________________________________________________
Рекомендации по ведению ИОМ
ИОМ заполняется на основе интегрированной психолого-педагогической оценки, полученной по итогам анализа данных психолога, логопеда, педагогов, а также изучения учебной документации. ИОМ заполняется в течение учебного года, итоги работы с ребёнком анализируются 3 раза в год.
На первой странице четко и разборчиво заполняются педагогом данные о ребёнке, прописывается дата заполнения дневника, учреждение.
Затем специалисты, необходимые ребёнку, на основе рекомендаций ПМПК и ПМПк заполняют маршруты сопровождения.
Далее педагогом заполняется карта трудностей, имеющихся у ребёнка (педагогическая диагностика). При необходимости педагог обращается к другим специалистам. Карта заполняется на основе наблюдения за деятельностью ребёнка и изучения его работ. Учителем-логопедом отслеживается динамика речевого развития ребёнка на основе данных работы с ребёнком. Педагогом-психологом заполняется карта данных психологической диагностики, определяются причины трудностей, возникающих у ребёнка при освоении образовательной программы.
Индивидуальный образовательный маршрут психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ: даёт представление о видах трудностей, возникающих у ребёнка при освоении образовательной программы; раскрывает причину, лежащую в основе трудностей; содержит примерные виды деятельности, осуществляемые субъектами сопровождения, задания для коррекции.
Специалисты, осуществляющие сопровождение ребёнка, реализуют следующие профессиональные функции: диагностическую (заполняют диагностические карты трудностей, возникающих у ребёнка; определяют причину той или иной трудности с помощью комплексной диагностики); проектную (разрабатывают на основе реализации принципа единства диагностики и коррекции индивидуальный маршрут сопровождения); сопровождающую (реализуют индивидуальный маршрут сопровождения); аналитическую (анализируют результаты реализации индивидуальных образовательных маршрутов).
Итоговые и промежуточные результаты коррекционной работы ориентируются на освоение ребёнком образовательной программы. Динамика развития ребёнка отслеживается по мере реализации индивидуального образовательного маршрута, успешное продвижение по которому свидетельствует о снижении количества трудностей при освоении общеобразовательной программы.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Детский сад № 4 «ТЕРЕМОК»
Дата составления: _________
Дата окончания: __________
Ответственный (ФИО)
_________________________
_________________________
(подпись)
Индивидуальный маршрут
психолого-педагогического сопровождения
воспитанника
Ф.И. (воспитанника)_____________________________Дата рождения ____________Группа_______________________________
Воспитатели_____________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________
Актуальные проблемы воспитанника ______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________
Цель сопровождения ____________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________
Задачи по решению проблемы ребенка:
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Предполагаемый результат:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Результат реализации индивидуального маршрута сопровождения _____________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________
Характеристика на воспитанника
МКДОУ д/с № 4 «Теремок» г. Семилуки Воронежской области
ФИ ребенка_______________________________________________________________
Группа (возрастная) ________________________________________
Домашний адрес_________________________________________________________
Дата рождения___________________
С какого времени посещает ДОУ________________ данную группу________________
Характеристика семьи:
Ф.И.О. родителей, год рождения, место работы:
Мать:______________________________________________________________________
Отец:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Состав семьи: полная, неполная, многодетная.
Наличие братьев и сестер:____________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Кто занимается воспитанием ребенка (мать, отец, бабушка, другие)
Уделяется ли достаточное внимание воспитанию и обучению ребенка?
_______________________________________________________________________
Успехами ребенка родители - интересуются/ не интересуются, родительские собрания посещают/ не посещают, участие в жизни группы принимают/ не принимают (подчеркнуть).
Контакт воспитателей с родителями (родственниками) установлен/ не установлен (избегают общения, конфликт), другое (указать)__________________________________ ___________________________________________________________________________
Взаимоотношения со сверстниками – общительный/ замкнутый/ агрессивный/ плаксивый/ предпочитает одиночество/ другое (указать)___________________________ ___________________________________________________________________________
Взаимоотношения с педагогами – доверительные, идет на контакт/ избегает общения/ агрессивно настроен/ другое (указать)___________________________________________ ___________________________________________________________________________
Соматическое здоровье – редко болеет/ часто болеет простудными заболеваниями/ имеются хронические заболевания/ плохо ест/ трудно засыпает и беспокойно спит/ иное (указать)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Характеристика деятельности:
навыки самообслуживания: может ли самостоятельно пользоваться туалетными принадлежностями, умываться, мыть руки, расчесывать волосы, может ли самостоятельно одеться, раздеться, обуться, завязывать и развязывать шнурки, пользоваться ложкой, вилкой, умеет ли убирать свои вещи и постель.
Игровая деятельность: безразличие или интерес к игрушкам, любимые игры, понимает ли правила игры, выполняет ли их, вносит ли изменение в содержание игры, доступность воображаемой ситуации, роль в коллективной игре, поведение в конфликтной ситуации, отражает ли свой опыт в игре, (не) умеет поддерживать игру.
Конструктивная и графическая деятельность: умеет ли правильно собирать матрешку, пирамидку, складывать простые фигуры по образцу из счетных палочек, выполнять постройки из кубиков; навыки рисования (дом, дерево, человек и др.),
лепки (скатать шарик, брусок из пластилина и др.); изображение вертикальных линий, горизонтальных линий, вогнутость линий, изображение фигурок по образцу.
Отношение к занятиям: не способен контролировать свою деятельность, не доводит дело до конца, мешает педагогу, детям, быстро истощаем, работает медленно и неравномерно, темп деятельности быстрый, но деятельность «хаотична и бестолкова».
Принимает ли помощь и какую: словесную, практическую, стимулирующую, направляющую, организующую, обучающую.
Как преодолевает затруднения, возникающие в процессе деятельности: (не) стремится преодолеть, бросает работу, поднимает за другими, плачет, переживает и нервничает, обращается к воспитателю, к детям за помощью, самостоятельно ищет выход.
Личностные особенности: адекватность эмоциональных реакций, активность или пассивность в различных видах деятельности, наличие или отсутствие инициативы, уступчивость, раздражительность, пассивность в процессе общения с детьми и взрослыми; застенчивость, капризность, плаксивость, апатия, навязчивость, робость. Преобладающее настроение; поведение: спокойное адекватное ситуации, беспокойное.
Нравственные качества: адекватность отношений к родным, сверстникам, другим людям, чувство привязанности, добра, склонность прийти на помощь или вредить, обижать других, агрессивность, живость и т.д., умение подчиняться требованиям взрослых, аккуратность, чистоплотность, адекватность эмоциональных реакций на одобрение и порицание.
Основная сложность при взаимодействии с ребенком и его семьей_______________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата ____.____.201___ г.
Воспитатели
_________________ (________________)
_________________(_______________)
Зам. заведующего по МВР
_________________(__________________.)
СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ
Ф.И.О. ребенка_______________________________________________________
Дата рождения____.____.20_____ года рождения,
Группа _______ МКДОУ д/с № 4 «Теремок»
Посещает детский сад № 4 с ____.____.20__ года.
Перенесенные заболевания:
- __________________________________________________________________
- __________________________________________________________________
- __________________________________________________________________
- __________________________________________________________________
- _________________________________________________________________
Сопутствующие заболевания:
- __________________________________________________________________
- __________________________________________________________________
- __________________________________________________________________
- __________________________________________________________________
- __________________________________________________________________
- __________________________________________________________________
Профилактические прививки (не) сделаны по возрасту.
Физическое развитие ____________________________
Группа здоровья ________________________.
Медсестра ___________________________
Содержание
Участники сопровождения | Направления деятельности | Задачи | Содержание деятельности | Форма занятий, периодичность | Ожидаемый результат |
Воспитатели (ФИО) ______________ ______________ ______________ _____________ | |||||
Педагог-психолог (ФИО) ______________ _______________ _______________ | |||||
Логопед (ФИО) _______________ _______________ _______________ |
Педагогическая диагностика (заполняет педагог)
№ п/п | Виды трудностей | Год сопровождения | |||||||||||
2017___- 2018__ | 20___- 20___ | 20___- 20___ | 20___- 20___ | ||||||||||
н.г. | с.г. | к.г | н.г. | с.г. | к.г | н.г. | с.г. | к.г | н.г. | с.г. | к.г | ||
ЛИЧНОСТНЫЕ | |||||||||||||
1 | Неадекватное отношение к себе: самооценка, самопринятие. | ||||||||||||
2 | Нарушение нравственных норм и правил поведения. | ||||||||||||
3 | Неосознанность важности и необходимости учения. | ||||||||||||
РЕГУЛЯТИВНЫЕ | |||||||||||||
1 | Трудности в осуществлении действий по образцу и заданному правилу. | ||||||||||||
2 | Неумение организовать свою деятельность в соответствии с целью. | ||||||||||||
3 | Неумение сопоставлять результат действий с поставленной целью. | ||||||||||||
4 | Неумение видеть ошибку и исправлять ее по указанию взрослого. | ||||||||||||
5 | Неумение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника. | ||||||||||||
КОММУНИКАТИВНЫЕ | |||||||||||||
1 | Трудности во взаимодействии со взрослыми | ||||||||||||
2 | Трудности во взаимодействии со сверстниками. | ||||||||||||
3 | Неумение выражать свои мысли в общении с педагогами. | ||||||||||||
4 | Неумение выражать свои мысли в общении со сверстниками | ||||||||||||
5 | Неумение находить способы разрешения конфликтов | ||||||||||||
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ | |||||||||||||
1 | Кругозор ограничен, знания об окружающем мире бессистемны, отрывочны. | ||||||||||||
2 | Деятельность хаотична, непродуманна, неконтролируема | ||||||||||||
1 | Знаково-символические Неумение использовать знаково-символические средства для решения задач. | ||||||||||||
2 | Трудности в запоминании конфигурации знаков и символов. | ||||||||||||
1 | Информационные Неумение находить и выделять необходимую информацию. | ||||||||||||
2 | Неумение обрабатывать, анализировать и оценивать информацию. | ||||||||||||
3 | Неумение передавать информацию. | ||||||||||||
ПРЕДМЕТНЫЕ ТРУДНОСТИ | |||||||||||||
1 | Подготовка к обучению грамоте Трудности формирования способа вычленения звука из слова и умения называть выделенный звук. | ||||||||||||
2 | Трудности в различении звуков по сенсорным признакам: гласные – согласные, глухие – звонкие, твердые – мягкие. И их условных обозначений. | ||||||||||||
3 | Трудности в работе с условно – графической схемой слова и предложения. | ||||||||||||
4 | Трудность в воспроизведении слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости. | ||||||||||||
5 | Трудности в упражнениях на преобразование слов путем замены, перестановки, добавления звуков. | ||||||||||||
1 | Ознакомление с окружающим миром и развитие речи Трудность в обогащении и активизации словаря. Овладение качественным и количественным словарем по разным лексическим темам. | ||||||||||||
2 | Трудность в правильном согласовании существительных с прилагательными и числительными в роде, числе, и падеже. | ||||||||||||
3 | Трудности в овладении некоторыми способами словообразования: использование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, слов с разными приставками; родственных слов. | ||||||||||||
4 | Трудности в понимании значения предлогов и слов, выражающих пространственные отношения предметов. | ||||||||||||
5 | Трудности в составлении различных видов рассказов. | ||||||||||||
6 | Трудности в составлении всех типов предложений. | ||||||||||||
1 | ФЭМП – математика Трудности в понимании смысла слов: между, раньше, позже; понятий: сегодня, завтра, вчера; частей суток, дней недели, времен года; их последовательности | ||||||||||||
2 | Трудности в счете в прямом и обратном порядке, от заданного числа до другого. | ||||||||||||
3 | Трудности в счете предметов на слух, по осязанию, в счете движений. | ||||||||||||
4 | Трудности различения количественных и порядковых числительных (сколько, который). | ||||||||||||
5 | Трудности соотнесения цифры, числа и количества. | ||||||||||||
6 | Трудности в практическом иллюстрировании состава чисел от 2 до 10 из отдельных единиц и из двух меньших чисел. | ||||||||||||
7 | Трудности в использовании условной мерки. | ||||||||||||
8 | Трудности в овладении действиями сложения, вычитания, сравнения (использование математических знаков +, -,‹,›, =). | ||||||||||||
9 | Трудности в составлении и решении арифметических задач. | ||||||||||||
Примечание к таблице
Н.Г. – начало года
С.Г. – середина года
К.Г. – конец года
Условные обозначения
(красный) – трудность есть
(желтый) — иногда встречается
(зеленый) – трудность скорректирована
Динамика речевого развития (заполняет логопед)
№ п/п | Старшая группа | Подготов. группа | |||
начало года | конец года | начало года | конец года | ||
1. Развитие сенсомоторного уровня речи | Состояние фонематического восприятия | ||||
Состояние артикуляционной моторики | |||||
Состояние звукопроизношения* | |||||
Сформированность звуко-слоговой структуры слова | |||||
2 | Сформированность навыка языкового анализа и синтеза | ||||
3 | Сформированность грамматического строя речи | ||||
4 | Состояние словаря и сформированность навыков словообразования | ||||
5 | Состояние связной речи |
Условные обозначения: В - высокий уровень, С – средний уровень, Н – низкий уровень.
- звук в норме
- звука нет или он неправильный (закрашивается ¼ часть круга)
- автоматизация звука в словах (закрашивается 2/4часть круга)
- звук в предложении (закрашивается 3/4 часть круга)
- звук введен в речь (закрашивается весь круг)
Состояние звукопроизношения («V» - отмечается нарушение в произношении звуков)
С | С” | З | З” | Ц | Ш | Ж | Ч | Щ | Л | Л” | Р | Р” | Й | Г | К | Х | Т | Д | прочие звуки | ||
Старшая группа | начало года | ||||||||||||||||||||
конец года | |||||||||||||||||||||
Подготов. группа | начало года | ||||||||||||||||||||
конец года |
Психологическая характеристика (заполняет психолог)
Психологические качества | Методики | Этапы проведения | |
0ктябрь | май | ||
Речевое развитие |
| ||
Визуальное мышление: линейное структурное динамическое комбинаторное | |||
Понятийное мышление: Интуитивное, Логическое, Речевое, Образное, категоризация Абстрактное мышление | |||
Скорость преработки информации | |||
Внимательность | |||
Зрительно-моторная координация | |||
Кратковременная речевая память | |||
Кратковременная зрительная память | |||
Тревожность | |||
Настроение | |||
Энергия |
Условные обозначения (уровень): В - высокий, С – средний, Н – низкий, П – патология.
Индивидуальный маршрут
сопровождения ребенка старшей группы «Радуга»
старшего дошкольного возраста
Ф.И ребенка __________________________
Срок реализации 2017-2018 уч. год
Образовательная область | Задачи | Ожидаемые результаты | Формы, методы | Формы взаимодействия с родителями | Результат (в течение года) |
- | |||||
Рекомендации специалистов
Предварительный просмотр:
Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.
Основная цель составления индивидуального образовательного маршрута (ИОМ):
Это создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития.
Задачи по социально - личностному развитию ребенка:
• Создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;
• Организовать единую систему работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию ребенка;
• Совершенствовать стиль общения педагога с ребенком: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия воспитанника;
• Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
• Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время)
Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются:
- для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;
- для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
-для детей с высоким интеллектуальным развитием.
Индивидуальный образовательный маршрут включает основные направления:
• развитие общей и мелкой моторики;
• развитие культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных навыков;
• формирование деятельности ребенка (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивно) к которо относятся - лепки, аппликации, рисования) и другие виды продуктивно деятельности.
• развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций) ;
• формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях) ;
• формирование представлений о пространстве, времени
Методы, используемые в работе:
• Беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания;
• Игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально- личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций)
• Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения) ;
• Приемы арт - терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия) ;
• Релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т. д.)
На основе анализа изученной литературы были выделены несколько этапов конструирования индивидуального образовательного маршрута:
1. Этап наблюдения.
2. Диагностический этап.
3. Этап конструирования.
4. Этап реализации
5. Этап итоговой диагностики.
Остановимся подробнее на каждом этапе.
1. Первый этап наблюдения.
Цель этапа: выявить группу дошкольников, испытывающих трудности: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, психомоторные или комплексные. По результатам наблюдения заполняется таблица «Выявление групп дошкольников по трудностям»
2. Диагностический этап. На данном этапе проводится ряд диагностик совместно с педагогом психологом. Цель данного этапа – выявление причин трудностей ребенка. По результатам наблюдения заполняется таблица «Выявленные трудности дошкольников и их причины»
ФИ Выявленные трудности причины Результат (в конце сопровождения)
3. Этап конструирования. Цель этапа: построение индивидуальных образовательных маршрутов для дошкольников, на основе выявленных трудностей и установленных причин этих трудностей.
4. Этап реализации индивидуальных образовательных маршрутов в процессе жизнедеятельности дошкольников.
Индивидуальный образовательный маршрут может реализовываться во всех видах деятельности, в любое время, всё зависит от желания ребёнка, от его выбора, самоопределения!
На 5 этапе проводится завершающая диагностика.
Цель этапа: выявить результаты действия маршрута (трудность сохранилась или не сохранилась.
Предполагаемый результат:
• развитие социальной компетентности;
• развитие коммуникативных навыков;
• коррекция тревожности, самооценки (приближение к адекватной) ;
• развитие чувства самоценности;
• коррекция имеющихся у ребенка социально-личностных проблем.
Таким образом, благодаря выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий развития детей, мы обеспечиваем нашим воспитанникам равные стартовые возможности при поступлении в школу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
индивидуальный маршрут сопровождения ребенка
один из видов индивидуального маршрута сопровождения ребенка на дому или в ДОУ...
Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с ЗПР младшего (среднего) дошкольного возраста
Индивидуализация дошкольного образования является актуальным в период перехода на ФГОС. В связи с тем, что в настоящее время дети с заключениями ПМПКа остаются в группах общеобразовательно...
Создание индивидуального маршрута сопровождения ребенка с тяжелыми нарушениями речи (ТНР ОНР 2 уровня речевого развития, ТНР ОНР 3 уровня речевого развития)
Данный материал поможет специалистам (медицинскому работнику, учителю-логопеду, психологу, музыкальному руководителю, инструктору по физической культуре) образовательного учреждения логопедической гру...
Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с тяжелыми нарушениями речи (ТНР ОНР 2 уровня речевого развития)
Пример индивидуального образовательного маршрута (карты индивидуального развития) ребенка при сопровождении специалистами ДОУ....
Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с задержкой психического развития дошкольного возраста в ДОУ компенсирующего вида
Сопровождение – это не единовременная помощь, а долговременная поддержка ребенка, в основе которой лежит четкая организация, направленная на выбор варианта решения его актуальных проблем....
Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с задержкой психического развития дошкольного возраста в ДОУ компенсирующего вида
Сопровождение – это не единовременная помощь, а долговременная поддержка ребенка, в основе которой лежит четкая организация, направленная на выбор варианта решения его актуальных проблем....
Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка дошкольного возраста. Педагогическое сопровождение воспитателей.
В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Э...
- Мне нравится (1)