Формирование тьторской позиции педагога.
методическая разработка на тему
В помощь старшему воспитателю ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_tyutorskoy_pozitsii_pedagoga.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Система методической работы
дошкольного образовательного учреждения
по формированию тьюторской позиции педагога
В современной науке и практике все большее признание приобретает концепция педагогического процесса, предусматривающего взаимно направленное взаимодействие участников коммуникации. В процессе любого социально-коммуникативного взаимодействия, к которому относится и педагогический процесс, происходит акт человеческой коммуникации как необходимое для осуществления какой-либо совместной деятельности воздействие на собеседника. Воздействие одного человека на другого опирается на три модели: 1) объектную (императивное воздействие); 2) субъектную (манипулятивное воздействие); 3) субъект - субъектную (развивающее воздействие). Подчеркнем, что мы рассматриваем коммуникацию в профессиональном педагогическом общении только как субъект - субъектный процесс [2].
Отличительной особенностью Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к обеспечению психолого-педагогических условий развития детей дошкольного возраста является совместное согласованное взаимодействие окружающих его взрослых, поэтому важным направлением методической работы с кадрами в образовательном учреждении становится поиск рациональных форм и способов общения педагогов, детей и родителей.
Ведущей стратегией речевого поведения педагога в тьюторской позиции по отношению к собеседнику является диалог, а коммуникативную направленность его профессиональной речевой личности, по нашему мнению, отличает:
- стремление к двусторонним субъект - субъектным отношениям с адресатом, отказ от авторитарного стиля речевого поведения, которому свойственно субъект - объектные отношения;
- стремление к достижению коммуникативного согласия, принятие взаимоприемлемых решений, направленных на общее благо;
- стремление к гармонизирующему диалогу, на основе учета, как общих закономерностей общения, так и индивидуальных особенностей адресата речи.
Специфика общения педагога, прежде всего, проявляется в частотности ситуаций диалога в профессиональном взаимодействии. Исследования, проведенные отечественными учеными [5],[1],[4], посвященные изучению психологических характеристик личности позволил установить типологическое разнообразие направленности в общении. Результаты проведенных исследований убеждают в правильности нашего тезиса о том, что ценностное отношение профессиональной речевой личности к общению и партнеру по общению определяет выбор стратегий и тактик ее речевого поведения. Так, для диалогической направленности в общении характерен демократический стиль педагогического общения (мы считаем его основной характеристикой тьюторской позиции педагога), а для авторитарного стиля педагогического общения (когда педагог находится в позиции обучающего – то есть в роли учителя) свойственны признаки манипулятивной направленности в общении.
Цель работы дошкольного образовательного учреждения стоит в гармонизации отношений взрослых для создания благоприятных условий развития ребенка-дошкольника, поэтому доминирующей установкой в речевом поведении педагога по отношению к участникам общения в условиях ДОУ является способность к кооперации. Соответственно, наша методическая работа по формированию у воспитателей тьюторских компетенций строилась с учетом типологии языковой личности по наличию этой способности: конфликтный тип, центрированный тип, кооперативный тип [4].
Языковые личности взрослого и ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения сосуществуют, развиваются и совершенствуются в системе отношений ребенок-ребенок, взрослый-взрослый, взрослый-ребенок. Система нашей методической работы [3] была направлена на становление и развитие языковой личности всех участников педагогического процесса в ДОУ и схематично представлена на рисунке.
Рисунок 1
Схема
становления языковой личности
участников педагогического процесса в системе дошкольного образования
В целях активизации тьюторской позиции воспитателей к процессу развития языковой личности ребенка дошкольного возраста нами была разработана и внедрена в практику методической работы ДОУ комплексная программа, содержательные характеристики которой представлены в Таблице 1. Программа строилась с учетом основных принципов и положений гуманистической педагогики и психологии, проводилась в течение двух лет и проходила в три этапа.
Таблица 1.
Содержание | Принципы, методы, формы | Результат |
Этап первый | ||
Знакомство с техниками тьюторского сопровождения в системе образования | Принципы: индивидуализации, открытости, субъектности, рефлексивности, сотрудничества, самоактуализации Методы: дискуссии, анализ ситуаций Формы: тренинг, семинар-практикум | Освоение технологии тьюторского сопровождения, овладение основными моделями и техниками тьюторского сопровождения |
Этап второй | ||
Разработка и реализация индивидуальной программы педагога, направленной на становление тьюторской позиции | Принципы: диалогизма, непрерывности и комплексности Методы: дискуссии, анализ ситуаций общения Формы: беседы, тренинги | Социально-психологическая адаптация к новым условиям работы и смены педагогической позиции, построение программ профессионально-личностного развития |
Этап третий | ||
Тьюторское сопровождение разработки и реализации воспитателями программ профессионально-личностного развития, организация и проведение образовательных событий | Принципы: доверия, поддержки, сотрудничества, свободы выбора Методы: беседы, дискуссии, метод примера и др. Формы: деловая и ролевая игра, консультации | Реализация воспитателями профессиональных интересов и намерений, овладение теоретическими знаниями и приобретение практического опыта исследовательно-проектной и рефлексивной деятельности |
На всех этапах наряду с погружением в концепцию тьюторской деятельности актуализировались личные проблемы и затруднения педагогов в профессиональном общении; применялись открытые образовательные технологии тьюторского сопровождения (метод «портфолио», кейс-технология, педагогическое проектирование и т.п.); создавалась доверительная творческая атмосфера и поддерживался благоприятный морально-психологический климат в коллективе. Выбор форм, методов, технологий зависел от личностных возможностей и профессиональных интересов старших воспитателей ДОУ, внедряющих данную программу в практику работы с педагогами.
Кратко остановимся на результатах каждого этапа работы.
На начальном этапе работы с педагогами результатом деятельности старшего воспитателя является: выявление специфики имеющихся трудностей (барьеры, установки, нежелание и т.п.); составление базы данных о коммуникативно-речевых умениях воспитателей; организация наставничества опытных педагогов для молодых специалистов.
На этапе планирования работы с педагогами – определение цели самообразования педагогов и необходимой методической помощи; разработка индивидуальных образовательных маршрутов развития педагогов в процессе методических мероприятий ДОУ.
На этапе реализации работы с педагогами: создание условий для творческой атмосферы и благоприятного морально-психологического климата в коллективе; оптимизация среды и расширение образовательного пространства совершенствования коммуникативно-речевых умений педагогов; оказание индивидуальной методической помощи педагогам.
На контрольном этапе результат работы старшего воспитателя - это определение осознанности педагогом актуальных (важных, необходимых) коммуникативно-речевых умений по личным наблюдениям за процессом реального общения с участниками педагогического процесса.
Результативность методической помощи педагогу на наш взгляд зависит от точности формулировки вопросов, касающихся построения и реализации его индивидуального образовательного маршрута. Представим эту взаимозависимость в виде таблицы.
Таблица 2.
Модель сопровождения индивидуального образовательного маршрута
Структурные компоненты деятельности тьютора Этапы тьюторского действия
(по Е.А. Волошиной) | Постановка вопроса | Направление действий | Рабочая задача
| Возможный продукт взаимодействия |
| Что мне интересно? Какова моя цель? Каким я вижу свое будущее? | Предмет | выявление познавательного интереса | формулировка образовательного запроса - «опредмечивание» интереса |
| Что мне нужно для этого нужно? | Среда | обогащение содержания образовательного пространства | создание средовых условий для углубления интереса |
| Как я могу это сделать? | Событие | совместное приобретение нового опыта | Освоение способов эффективной деятельности и переходу к истинному вопросу по реализации своего познавательного интереса |
| Какие еще есть возможные пути достижения моей цели? | Движение (мониторинг) | обеспечение автономности в обучении и образовании | проявление инициативного и рефлексивного отношения к собственному образованию при анализе возможных источников и методов работы с ними |
| Каков будет результат моей деятельности? Как я определю, что цель достигнута? | Программа | создание новых образовательных пространств и пространств индивидуализации | развитие социальной и коммуникативной компетентностей по векторам тьюторского действия: социальному, культурно-предметному и антропологическому |
| Хочу ли я достижения этой цели? Могу ли я двигаться дальше? | Карта достижений | проектирование образовательного результата в виде расширения вопроса | проявление устойчивого интереса к процессу саморазвития |
Главным результатом нашей работы мы считаем профессиональный рост речевой личности педагога ДОУ, который сопровождается расширением сферы его профессиональной активности, например, участие в семинарах и конференциях разного уровня (на уровне ДОУ, района, города, республики и т.п.).
Процесс самоактуализации имеющихся коммуникативно-речевых умений как основного ресурса профессиональной речевой личности и самоопределение уровня своего профессионализма в организации диалогового взаимодействия с участниками педагогического процесса способствуют становлению субъектности педагога по отношению к своему образованию и развитию способности к рефлексии собственного образовательного движения. В комплексе с навыками самоорганизации эти процессы ведут профессиональную речевую личность к саморазвитию и установлению диалогических отношений с участниками педагогического процесса, свойственных особой в педагогическом взаимодействии тьюторской позиции.
Использованная литература:
- Габдулина Л.И. Взаимосвязь направленности педагогов в общении и их ценностно-смысловых отношений // Психол. вести. РГУ. Вып. 2. Ростов-н/Д.: Изд-во Ростов.-1997.
- Романова И.В. Речевая культура воспитателя. Народная школа («Халặх шкулĕ»). - 2007. - № 2-3. С. 72-75.
- Романова И.В. Система методической работы с педагогами. Дошкольное воспитание.- 2011. - № 3. С. 97-107.
- Романова И.В. Тактики речевого поведения воспитателя в кризисных ситуациях педагогического общения / под ред. З.И. Курцевой. – Чебоксары: ЦДИП «INet», 2014. С.45.
- Рюмшина Л.И. К вопросу о методах экзистенциальногуманистических исследований личности // Психол. вестн. РГУ. Вып. 3. Ростовн/Д.: Издво Ростов. унта, 1988. С. 507-510.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Нетрадиционные формы работы с семьей, как средство формирования активной позиции родителей в развитии игровой деятельности детей»
О создании семейного клуба, как нетрадиционной форме взаимодействия родителей и дошкольного учреждения...
Современные подходы к формированию гражданской позиции детей дошкольного возраста
Выступление "Современные подходы к формированию гражданской позиции детей дошкольного возраста" для воспитателей ДОУ...
Фасилитация как способ формирования инновационной позиции педагога.
Термин «фасилитатор» широко употребляется в англоязычном мире, но пока что малоизвестен в России. Например, ведущая международная ассоциация фасилитаторов (The International Association of Facilitator...
рецензия на проект "Формирование субъектной позиции родителей в триаде "педагог-ребенок-родитель"
Рецензия на проект кандидата психологических наук, руководителя городского методического объединения педагогов-психологов образователных учреждений ЗАТО Северск Садиевой М.С....
«Формирование субъектной позиции родителей в триаде «педагог – родитель –ребёнок» в условиях ДОУ»
Проект, в котором подробно прописаны условия и технология формирования субъектной позиции у родителей воспитанников...
Консультация для педагогов на тему «Формирование гражданской позиции у дошкольников через организацию предметно-развивающей среды в соответствии ФГОС»
Одним из условий реализации системы патриотического воспитания в ДОУ является правильная организация развивающей предметной среды, которая должна способствовать развитию ребенка в целом. Необходимо со...
Консультация для педагогов на тему «Формирование гражданской позиции у дошкольников через организацию предметно-развивающей среды в соответствии ФГОС»
Одним из условий реализации системы патриотического воспитания в ДОО является правильная организация развивающей предметной среды, которая должна способствовать развитию ребенка в целом. О том, как ее...