Фасилитация как способ формирования инновационной позиции педагога.
статья на тему

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fasilitatsiya.docx24.01 КБ

Предварительный просмотр:

Фасилитация как способ  формирования  инновационной позиции педагога.

Термин «фасилитатор» широко употребляется в англоязычном мире, но пока что малоизвестен в России. Например, ведущая международная ассоциация фасилитаторов (The International Association of Facilitators), существующая с 1989 года, в настоящее время включает более 1200 членов из 63 стран. Из России в ней в настоящее время зарегистрированы всего несколько человек. Тем не менее, фасилитаторство входит как компонента в практику любого квалифицированного педагога. Иногда термином «фасилитатор» обозначают помощника ведущего круглых столов, семинаров, тренингов, отвечающего за соблюдение регламента и циркуляцию информационных материалов. В парадигме личностно-ориентированной педагогики фасилитатором называют педагога, который помогает ребенку в процессе развития, облегчает «трудную работу роста».

Фасилитация - от англ. «facilitate» - облегчать, помогать, процесс оказания помощи группе в выполнении задачи, решении проблемы или достижении соглашения к взаимному удовлетворению участников,  процесс, позволяющий эффективно организовать обсуждение сложной проблемы или спорной ситуации и без потерь времени выполнить все пункты повестки собрания или совещания. Процесс фасилитации приводит к повышению эффективности групповой работы, вовлеченности и заинтересованности участников, раскрытию их потенциала. Таким образом, фасилитация -это профессиональная организация процесса групповой работы, направленная на прояснение и достижение группой поставленных целей, помощь нейтральной стороны, задача которой - облегчение взаимодействия внутри группы.

Воспитатели-фасилитаторы удерживают встречу во временных рамках и помогают точно выдерживать четкую повестку и режим дня, умеют добиться того, чтобы их слушали как дети, так и родители, создают среду активного общения, конструктивно излагают проблемы, подводят итоги и ищут аргументы. Опытный и успешный фасилитатор умеет сохранять беспристрастность, создавать возможности для конструктивного диалога между всеми участниками (детьми и родителями), решении проблемы или достижения соглашения к взаимному удовлетворению участников. Воспитатель-фасилитатор во время родительских собраний или других совместных мероприятий предоставляет родителям специальные технологии групповой работы для достижения цели, беспечивая соблюдение правил встречи, ее процедуры и регламента. Он создает фасилитационную группу (родительский комитет), для  разработки стратегии и принятия грамотных решений в процессе совместной деятельности, направляет их работу, модерирует результаты. В целом, фасилитатор решает двоякую задачу, способствуя комфортной атмосфере и плодотворности обсуждения вопросов на заданную тему родительского собрания или иного мероприятия. В контексте этимологии термина можно сказать, что фасилитатор - это тот, кто превращает процесс коммуникации в удобный и легкий для всех ее участников. С групповой точки зрения, фасилитатор - тот, кто помогает группе понять общую цель и поддерживает позитивную групповую динамику для достижении этой цели в процессе дискуссии, не защищая при этом одну из позиций или сторон.

Этот термин очень актуален в воспитаельно-образовательном процессе, особенно при взаимодействии педагога с родителями и детьми. Задача воспитателя -  вовлечь родителей, заинтересовать в НОД  и предложить им участвовать  в обучении, вносить  собственный опыт и жизненные ценности.

Совместное обсуждение вопросов и проблем, возникающих в ежедневной практике общения педагога с родителями, родителей между собой иногда вызывает разногласия и непонимание. Чтобы прийти к конструктивным решениям, процессом обсуждения необходимо управлять и координировать действия. Такой процесс осуществляет педагог, которому необходимо иметь качества фасилитатора, чтобы грамотно управлять процессом обсуждения и структурировать  работу в группе с родителями и детьми.

Можно  выделить наиболее интересные и полезные для родителей формы работы педагога: круглый стол, анкетирование, совместные с детьми игры, креативные игры,  мозговой штурм,  рисуночные упражнения, примеры из личной практики семейного воспитания, тренинги.

Тренинг - это такая форма обучения, где много практики и упражнений. Перед тренингом сначала даются новые знания без них не понять новую тему. Письменные тренинги, где люди пишут  свою мечту на листке бумаги посредством бумажных  корабликов или самолетиков,  на которых пишут свои желания. Креативные игры -  творческие, где решаются практические задачи, возникающие у взрослых и детей. Это игра ума, идей, на  этой игре мы учим детей фантазировать. Чтобы ребёнок  стал креативным,  нужно чаще с ним играть в сюжетно ролевые игры, разгадывать ребусы и ассоциации, тесты, отгадывать загадки. На мозговом штурме выбирается, задаётся  тема, и принимают участие все участники. Каждый участник предлагает свой вариант ответа, затем эти варианты ответа фиксируются на листке бумаги или экране, отбрасываются ненужные варианты ответов и определяется окончательное решение с доказательством, почему выбрали именно этот вариант ответа. Мозговой штурм, даёт возможность объединиться в процессе поиска решений очень разным людям и прийти к общему результату. Перечисленные формы работы, позволяют решить актуальные практические проблемы, достичь конкретных результатов, овладеть универсальными технологиями поиска проблемного результата, идей и вариантов решения в различных ситуациях.  Таким образом, современные методы построения образовательного процесса позволяют обучающимся стать соучастниками и соавторами процесса собственного обучения. Чтобы родители включились в интерактивное (взаимное) общение, освоили определённые навыки и модели поведения, смогли преодолеть негативные  установки по тем или иным проблемам, связанным с пребыванием ребёнка в ДОО, можно использовать технологии фасилитации.

Задача фасилитации- это организованные решения  и предположения, которые зафиксированы в протоколе мероприятия и которые повлекут за собой те или иные изменения как организационного характера, так и воспитательного.

Функции  фасилитации- стимулирование и актуализация возможностей, инициирование и воодушевление, помощь и поддержка.

Формы фасилитации- сотрудничество, взаимодействие, воздействие, диалог, косвенное влияние.

Технологии фасилитации -  различные процедуры, в процессе которых участники делают определённые выводы:

-советы, рекомендации, диагностика( выявление проблем); разработка и внедрение решений,

- постановка проблем, определении целей и задач, плана действий, анализ результатов работы,

- поддержка, консультирование, создание условий для творчества,

-конструктивная  деятельность по поиску решений,

- помощь в нужной ситуации,

-выработка общего решения, переформулирование возмущений в желания, мозговой штурм.

Фасилитация даёт возможность участникам мероприятия получать удовольствие от простого освоения нового за счёт использования интеллектуального потенциала всей  группы.

Технология фасилитации стимулируют к напряжённой мыслительной  работе, к организации поиска совместных решений. Повышает их качество, вовлечённость, ответственность каждого родителя (педагога) за принятое решение.  Применение  технологий фасилитации требует от воспитателя умения строить теплые, доверительные отношения с родителями; способность создавать особую атмосферу сотрудничества; стремиться к  взаимодействию, избегая конфликтов; раскрывать возможности  участников образовательных отношений. Педагога, обладающего  всеми этими качествами и умениями  можно назвать  фасилитатором.

При взаимодействии с родителями педагог-фасилитатор обязан придерживаться  следующих правил:  

  1. Помогать родителям, формулировать цели и задачи, стоящие перед всей группой и каждым из них.
  2. Внушать и демонстрировать доверие.
  3. Служить источником опыта.

4. Понимать, что у каждого родителя есть мотивация к взаимодействию.

5. Чувствовать внутреннее состояние, личность другого и принимать его.

6. Быть активным участником группового взаимодействия.

7. Деликатно  и тактично выражать сои мысли и чувства.

8. Владеть стилем культурного общения с родителями

9. Обладать положительной самооценкой, проявлять эмоциональную уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность.

Основное качество фасилитатора - это построение открытых и доверительных отношений между педагогами и родителями, а это напрямую зависит от того, насколько он авторитетен и признан родителями и детьми. Грамотный  фасилитатор направит деятельность и мысли родителей во время родительского собрания или иного мероприятия в нужное русло,  открывая перспективы и возможности продуктивного взаимодействия родителей и педагогов. Всегда увидит скрытые проблемы и определит пути и способы их решения для достижения поставленной цели, основная из которых – помочь ребенку в процессе развития и роста, преодолеть проблемы и трудности, возникающие на разных этапах роста, облегчить адаптацию в дошкольном учреждении и обеспечить плавный переход из дошкольного образовательного учреждения в школу. В настоящее время очень важна работа педагога как фалиситатора и с родителями, необходимо осваивать и применять на практике разнообразные инновационные формы и методики работы с семьями детей, создание партнерских отношений для реализации поставленных воспитательно-образовательных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Позиции педагога в управлении детской игрой

Как управлять детской игрой...

Позиция педагога как фактор развития детского коллектива

В статье рассказвыается о том, как должен себя вести педагог для правильного и полноценного развития и становления коллектива...

ЭТИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ ПЕДАГОГА- ПСИХОЛОГА.

ЭТИЧЕСКАЯ  ПОЗИЦИЯ  ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА.Профессиональной этикой, в общем, называют кодексы поведения, обеспечивающие нравственные характер тех взаимоотношений между людьми, которые выте...

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ ПЕДАГОГОВ ДОУ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

Одним их важнейших направлений деятельности, в условиях модернизации в системе образования, является развитие кадрового потенциала. Приоритетность данного направления развития образования фиксируется ...

орг-проект семинара “Позиция педагога как условие возникновения и становления детской инициативности и самостоятельности"

Задачи семинара:Выяснить, какие позиции, занимаемые  педагогом в совместной деятельности с детьми, обеспечивают возникновение  и становление детской инициативности и самостоятельности.Продем...

Презентация к семинару “Позиция педагога как условие возникновения и становления детской инициативности и самостоятельности»

Позволим детям  упиваться радостью утра и верить. Именно так хочет ребенок. Ему не жаль времени на сказку, на беседу с собакой, на игру в мяч, на подробное рассматривание картинки, на перерисовку...

Позиция педагога в управлении детской игрой

Для управления д/игрой необходим высокий  профессионализм, который выражается в знании психологии игры, психологии ребенка и наличии определенных качеств и умений у педагога. При управлении игрой...