Современные подходы к формированию гражданской позиции детей дошкольного возраста
статья по теме
Выступление "Современные подходы к формированию гражданской позиции детей дошкольного возраста" для воспитателей ДОУ
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Современные подходы к формированию гражданской позиции детей дошкольного возраста»
«Любовь к родному краю, родной речи, начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».
Д.С. Лихачев.
Любовь к родному городу, гордость за свой родной край имеет огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине, уважения к ее истории и культуре, невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, формировать у дошкольников чувство собственного достоинства.
Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогических процессов в дошкольных учреждениях.
Министерством образования и науки РФ был принят приказ от 23 ноября 2009 года №655 «Об утверждении и введении государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
С введением в действие федеральных государственных требований многие авторские научные коллективы обновили или уже приступили и дополнили новым содержанием свои программы («Истоки», «Радуга», программа «Успех», и др.)
Увидела свет новая редакция широко известная в России комплексной образовательной программы дошкольного образования «Детство» ( авторы Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова), которая соответствует федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ).
В переработанной и дополненной программе выделено две части: основная и дополнительная.
В основной части представлено содержание психолого- педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».
В переработанной редакции программы «Детство» предусмотрена дополнительная часть, которая предлагает реализацию развивающего потенциала регионального компонента. Основной целью данного раздела является: формирование у старших дошкольников патриотизма, гражданственности и этнотолерантности, реализация регионального компонента программы «Детство» предусматривает воспитание дошкольников в поликультурной и полиэтнической среде.
29 ноября 2011 года на базе МГПИ им. Евсеева был организован практический семинар, где состоялась презентация примерного регионального модуля программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем».
Основная цель модуля такова: приобщение дошкольников к культуре мордовского народа в процессе социально-личностного, познавательно-речевого, художесвенно-эстетического и физического развития. Содержание модуля охватывает все образовательные области в соответствии с ФГТ.
Наше дошкольное учреждение работает по программе «Детство», соответствующей ФГТ. Педагогический коллектив разработал перспективные планы, в том числе образовательную область «Социализация». В дальнейшем планируется внедрение регионального модуля «Мы в Мордовии живем».
Одним из путей формирования гражданской позиции у дошкольников является знакомство с родным городом.
В целях активизации гражданской позиции у детей в группе создан и постоянно пополняется мини-уголок краеведения, где собраны подлинные предметы наших предков. Именно здесь дети впервые знакомятся с народными игрушками, национальными костюмами, украшениями, предметами труда и быта. Подобрана художественная литература, методические пособия, где рассказывается о мордве, художниках, знаменитых людях, об искусстве. Уголок украшают куклы в национальных костюмах.
В работе с детьми я использую альбомы, иллюстрации об истории и настоящем родного города, края, книги о достопримечательностях и природе, о промышленности, видах транспорта, трудовой деятельности людей, деятелей культуры, знаменитых земляках, о названиях улиц и площадей. Мною оформлены альбомы «Саранск – столица Мордовии», «Мой город», «Достопримечательности города», «Улицы нашего города», «Транспорт нашего города», оформлены папки – раскладушки «Природа родного края», «Моя Мордовия», «Знаменитые люди Мордовии». Дошкольники научились пользоваться картой, могут назвать и найти на ней города нашей республики.
В целях формирования у дошкольников простейших представлений о малой Родине, о городе, гражданами которого являются их родители, а потом и в будущем они станут сами, я проводила занятия: «Саранск – столица Мордовии», «Мой город», «Знатоки родного города». На занятиях дети рассказывали стихи о Саранске, о Родине, играли в мордовские подвижные игры, с интересом рассказывали о любимых местах и уголках отдыха, рисовали на тему «Мой город Саранск», беседовали на тему: «Где работают ваши родители?», «Люди каких профессий живут в нашем городе?». Все это вызвало у детей неподдельный интерес к жизни мордовского народа и пополняло их знания, способствовала тому, чтобы каждый воспитанник проникся славой своей малой родины, почувствовал свою причастность к местным общественным событиям, личную причастность к жизни города.
Распространяя опыт работы для воспитателей детского сада, я подготовила и провела интегрированное открытое занятие «Секреты мордовской матрешки» (образовательные области «Социализация», «Художественное творчество»).
Мордовская матрешка является любимой игрушкой для детей. Она украшает наш национальный уголок. В младшем дошкольном возрасте мы с детьми с ней знакомились, а в старшем дошкольном возрасте решила коснуться этой темы, и расширить знания детей об истории создания мордовской матрешки и раскрыть ее секреты. Во время занятия, использовала такие приемы как: сюрпризный момент, игровая ситуация, рассказы детей, вопросно-ответная беседа.
Вместе с детьми отгадывали ребус, использовали план группы и карту нашей республики, играли в дидактическую игру.
Таким образом, я старалась проявить интерес детей к предметам народного искусства, воспитывать чувство восхищения, мастерству человеческих рук, уважительного отношения к труду людей, которые когда-то сделали матрешку как игрушку для забавы своих детей. Дети также узнали, что мордовская матрешка побывала на ярмарках, выставках, фестивалях – как красивый сувенир. Ее с удовольствием покупали все люди земного шара, даже жители Африки. Были удивлены тем, что самая большая матрешка вместила в себя 48 деревянных кукол. Она могла порадовать своей красотой не только детей, но и взрослых. Так, она прославила свой край и стала символом нашей республики.
Воспитанию гражданско-патриотических чувств у дошкольников способствовало знакомство с государственными символами республики, проявлению уважительного отношения к гербу, флагу, гимну. Малая родина, каждый город хранит память о своих великих гражданах, рассказывая детям о художнике Ф. Сычкове, скульптора С. Эрьзи, флотоводце Ф. Ушакове, об участниках и героях войны воспитываем в детях гордость за свой народ. Важно, чтобы дети гордились ими, праздновали их успехи.
Облик Саранска меняется с каждым годом поэтому, рассматривая архитектуру города, обращаю внимание дошкольников на красивые здания, учреждения, спортивные объекты, на эстетическую среду города. В свободной деятельности, во время игр со строительным материалом, дети сами строили дома, в которых они живут, улицы, спортивные здания, парк и зоопарк, свой любимый детский сад. Рассматривая фотоальбом «Моя семья», дети с интересом рассказывают о своих родителях, о дедушках и бабушках, о семейных традициях и историях, об их профессиях. Работая с детьми, старалась, чтобы каждый день ребенка в детском саду был наполнен радостью, улыбкой, добрыми друзьями, веселыми играми, чтобы их окружала теплая уютная атмосфера, чтобы дети поняли, что здесь, как и по всей стране, проявляют заботу о детях. Таким образом, у детей проявляется уважение к труду, воспитывается гуманное отношение к своим близким, позитивное отношение к пожилым людям, уточняются представления о занятиях близких людей.
Важно, чтобы дети чувствовали привязанность к своему дому, своим близким, детскому саду. Наблюдая на прогулке за работой горожан, участвовавших в акции «Чистый город», воспитанники тоже принимают активное участие в уборке территории детского сада и своего участка, объяснив им, что состояние родного города зависит от отношения к нему всех жителей.
Рассказывая о событиях, происходивших в городе, старшие дошкольники включаются в празднование событий и памятных дат, связанных с жизнью города. Все это способствует их участию в социально-значимых делах и мероприятиях города: празднования Дня Победы, Дня матери, Дня рождения города, участие в месячнике пожилых людей и т.д.
Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывают праздники, утренники, развлечения. Ведь музыка обладает особой силой воздействия на чувства, а эмоциональный настрой возбуждает у детей интерес к национальной культуре. Когда дети исполняют мордовские танцы, песни, рассказывают стихи – это создает атмосферу теплоты, способствует развитию дружеских отношений между русским и мордовским народами.
Для того, чтобы подготовить ребенка к жизни, научить быть
успешным во всех делах, необходимо помочь ему с самого детства полюбить свою Родину.
Со старшими дошкольниками, выезжали в краеведческий музей, где бережно хранятся образцы культурного, исторического наследия нашего края. Сколько было у детей положительных эмоций, впечатлений от увиденного и услышанного.
Формирование у детей чувства любви к родному краю проходит через приобщение к родной природе. Дети должны знать о том, что здесь, как и по всей нашей стране, люди должны беречь и охранять природу.
Устное народное творчество, художественная литература также обогащает духовный мир ребенка. Ведь из произведений народного творчества дошкольники уз-
нают о том, что мордва и русские одинаково оценивают моральные качества человека, при этом воспитывается доброта, честность, отвага, трудолюбие, а высмеивается трусость, ложь, жадность и лень.
В области дошкольного образования становление толерантного отношения к представителям других национальностей является одним из требований к содержанию, деятельности детских садов, предъявляемых государственным стандартам.
Поэтому и толерантность, и гражданская позиция у дошкольников формируется через изучение родного языка. В дошкольном образовательном учреждении, в рамках дополнительного образования я веду кружок «Ляйня» по изучению с детьми мордовского /мокша/ языка. Чтобы пробудить в детях интерес к изучению языка, организованную деятельность стараюсь проводить в игровой форме, используя разнообразные приемы и методы. Результаты работы кружка дополнительного образования «Ляйня» я показываю родителям, которых приглашаем в ДОУ в дни открытых дверей. На итоговых занятиях дети показывают свои знания в пределах определенных тем, изучаемых в каждой возрастной группе. Дошкольники демонстрируют не только речевые знания и умения, но и рассказывают потешки, стихи, песнки, загадывают загадки, играют в дидактические и в мордовские подвижные игры, поют мордовские песни, участвуют в драматизации сказок на мокшанском языке. На занятии дети одевают мордовские костюмы. Все это позволяет формировать в детях собственную личностную культуру. Дошкольники также знают о том, что в нашем городе живут люди разных национальностей. Все они вместе трудятся, дружат, и уважают друг друга, изучают свой язык, чтят и сохраняют свои традиции, обычаи и культуру. И моя задача состоит в том, чтобы будущее поколение изучало, знало и сохранило свой язык, так как изучение мордовского языка является неотъемлемой частью национальной культуры. Я уверенна, что дети полюбят свой край, сделают его в будущем еще богаче, сильнее и красивее.
Я надеюсь, что проведенная работа поселила в душе у воспитанников чувство гордости за свой народ, за его достижения, еще одна искорка любви к своей малой Родине зажглась в душе каждого из них.
Литература
1. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г. Детство: «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования» - ООО Изд-во «Детство - Пресс», 2011.
2. Бурляева О.В. и др. «Мы в Мордовии живем». Примерный региональный модуль программы дошкольного образования. – С., Морд. книж. изд-во, 2011
3. Исайкина А.И. Программа и методические рекомендации. «Обучение детей мордовским (мокшанскому и эрзянскому) языкам в дошкольных образовательных учреждениях Республики Мордовия». МРИО – С., 2007
4. Алешина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников» М: ЦГЛ, 2004.
5. Алешина Н.В. «Знакомство с родным городом.» М: ЦГЛ, 2004.
6. Александрова Е. Ю. «Система патриотического воспитания в ДОУ», Управление – 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на родительском собрании на тему: "Современные подходы к проблемам нравственного воспитания детей дошкольного возраста"
Цель: Воспитание детей, как ценность общества.Задачи:Формирование нравственного долга детей перед родителями;Развитие положительных эмоций и чувств.Оборудование:Плакаты: «Правила гигиены», «Этик...
Опыт работы по теме «Современные подходы в формировании математических представлений детей дошкольного возраста»
Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. В этих условиях математическое развитие дошкольника не может св...
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К МОДЕЛИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.
Современные подходы к модели трудового воспитания детей дошкольного возраста в условиях доу...
Современный подход к формированию речи у детей дошкольного возраста
Формирование грамматического строя речи у ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышле...
Формирование субъектной позиции детей дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности.
Формирование субъектной позиции детей дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности.В Федеральном образовательном стандарте дошкольного образования выделены основные линии личностного ра...
Формирование субъектной позиции детей дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности
В Федеральном образовательном стандарте дошкольного образования выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста: самостоятельность, инициативность, творчество, а также принци...
Формирование субъектной позиции детей дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности
Формирование личности в раннем возрасте связано со становлением самосознания ребенка. Он рано узнает себя в зеркале, откликается на свое имя, сам начинает активно пользоваться местоимением «Я&ra...