Консультация для воспитателей"Музыкально - дидактические игры в быту"
методическая разработка (старшая группа) по теме
Предложенный материал позволит педагогам ДОУ подробней ознакомиться с методами внедрения музыкально - дидактической игры в свободную деятельность дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley_muzykalno_-_didakticheskie_igry_v_bytu.docx | 15.84 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей.
Музыкально-дидактические игры в быту
Большое место отводится музыке в детских садах. Традиционно в детском саду представляется три формы организации музыкальной деятельности: музыкальные занятия, музыка в повседневной жизни (быту) детского сада и музыка в семье. Тесное содружество в работе музыкального руководителя и воспитателя помогает внедрять в быт детского сада песни, игры, хороводы и тем самым насыщает жизнь детей музыкально-художественными впечатлениями.
Восприятие музыки - сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольника пока нет. Поэтому необходимо ребенка научить разбираться в особенностях музыки как вида искусства. Сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности (темп, динамика), различать музыкальные произведения по жанру, характеру. Именно с этой целью применяют музыкально-дидактические игры и пособия, которые воздействуют на ребенка комплексно, вызывают у них зрительную, слуховую, двигательную активность, развивают музыкальные способности, углубляют представления о средствах музыкальной выразительности, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом.
Итак, форма организации музыкального воспитания в повседневной жизни (быту) детского сада предусматривает два вида руководства со стороны воспитателя, музыкального руководителя, родителей: прямое и косвенное. Во время проведения музыкально-дидактических игр, упражнений, обучающего характера на прогулке или в группе, выбор игр и музыки может выбираться по желанию и детей, и взрослого. Но в развлечениях, праздниках это происходит по инициативе педагога. При этом он должен, конечно, учитывать возможности интересы и пристрастия детей.
РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
Музыкальное воспитание имеет важное значение в эстетическом и нравственном становлении личности ребенка. В процессе восприятия музыки у ребенка развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор. Одним из важнейших средств музыкального воспитания детей являются музыкально-дидактические игры, так как игра – это один из самых любимых детьми видов деятельности.
Основное назначение музыкально-дидактических игр (МДИ) – формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, динамический, ладовый и тембровый слух, темповое и жанровое восприятие музыки, умение воспринимать изобразительные возможности музыки, различать форму музыкального произведения, Кроме этого музыкально-дидактические игры побуждают детей к самостоятельной музыкальной деятельности.
Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать. В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности: чувство товарищества, ответственности, коллективизма.
На музыкальных занятиях музыкально-дидактические игры могут быть использованы в различных видах музыкальной деятельности детей: при пении песен и распевок, например, игры «Вертушка» или «До, ре, ми», при слушании музыкальных произведений, например игры «Узнай бубенчик» или «Чья музыка?», при выполнении музыкально-ритмических движений такие игры как «Слушай внимательно» или «Зайцы».
Музыкально-дидактические игры такие как: «Лесенка», «Слушай внимательно», «Узнай, какой инструмент звучит», «В лесу» применяют в диагностике уровней музыкальных способностей дошкольников. Простота и вариативность их использования позволяют за минимально короткое время провести обследование большинства детей по различным видам музыкальной деятельности в течении одного-двух занятий, при условии, что эти игры хорошо знакомы детям и неоднократно проводились в процессе предыдущего обучения детей на музыкальных занятиях.
Например, используя музыкально-дидактическую игру «Слушай внимательно», в подготовительной группе музыкальный руководитель сначала проигрывает музыку различного характера: марш, плясовую и колыбельную, а затем дает детям следующие задания:
- Предлагает более слабому ребенку выбрать карточку с изображением, соответствующим по характеру проигранному фрагменту музыки.
- Предлагает сильному ребенку обоснованно подтвердить или опровергнуть этот выбор, анализируя, как звучала музыка, какой у нее характер, например: тихая, спокойная, ласковая, под нее можно спать, значит это – колыбельная.
- Предлагает желающим спеть самостоятельно песенку или мелодию такого же, в данном случае – колыбельного характера.
- Просит других детей оценить соответствие исполненной песни предложенному ранее, т. е. колыбельному характеру.
- В конце занятия детям предлагается вместе или индивидуально выполнить музыкально-ритмические движения, соответствующие характеру исполненной (колыбельной) музыки.
Таким образом, используя всего одну игру в течении одного занятия можно определить уровень музыкального развития почти всех детей как по пению, так и по слушанию музыки и музыкально-ритмическим движениям или ритмике. При этом, задавая детям по ходу игры наводящие вопросы по динамике, темпу, ритму исполняемой музыки можно уточнить особенности музыкального слуха, например, отличает ребенок напевное звучание от отрывистого или нет и т. д. Кроме этого использование музыкально-дидактических игр вместо обычных заданий позволяет определить уровень музыкального развития по разделу «слушание музыки» у детей плохо владеющих речью, что в некоторых условиях не маловажно и делает общие результаты диагностики музыкальных способностей детей более точными, объективными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Музыкально-дидактические игры"
Консультация для воспитателей "Музыкально-дидактические игры"...
Консультация для воспитателей "Музыкально-дидактические игры в музыкально-сенсорном развитии дошкольников"
Содержание музыкального воспитания предусматривает воспитание у детей восприимчивости, интереса, любви к музыке, развитие эмоциональной отзывчивости на нее, именно с этой целью применяют музыкально-ди...
Консультация для воспитателей "Музыкально - дидактические игры с использованием музыкальных инструментов"
Консультация для воспитателей "Музыкально - дидактические игры с использованием музыкальных инструментов"...
Презентация. Консультация для воспитателей "Музыкально-дидактические игры для дошкольников"
Консультация для воспитателей "Музыкально - дидактические игры для дошкольников на развитие чувства ритма"...
Консультация для воспитателей "Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкально-творческих способностей дошкольников"
Организатором процесса музыкального воспитания и развития ребёнка в детском саду является музыкальный руководитель. Музыкальный руководитель осуществляет музыкальное воспитание детей непосредств...
Консультация для воспитателей «Музыкально- дидактические игры в детском саду
Музыкально-дидактические игры являются игровым методом обучения, направленным на усвоение, закрепление и систематизацию знаний о музыке....
Консультация для воспитателей «Музыкально-дидактические игры в образовательной деятельности дошкольников»
Труд воспитателя всем своим содержанием устремлен в будущее. Нашим детям предстоит вступить в самостоятельную жизнь. Им придется совершенствовать, развивать науку, технику, экономику, культуру. ...