Консультация для воспитателей "Музыкально-дидактические игры"
консультация на тему

Чакубаш Нина Геннадьевна

Консультация для воспитателей "Музыкально-дидактические игры"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 32 «Росинка» общеразвивающего вида ЩМР МО

«Музыкально-дидактические игры»

Консультация для педагогов

Чакубаш Нина Геннадьевна

музыкальный руководитель

МБДОУ д/с №32 «Росинка»

Щелково 2014


Одной из важных задач всестороннего развития современной молодежи является воспитание музыкальной культуры. Ее основы закладываются уже в детстве. В этой связи большое место отводится музыке в детском саду - она звучит и на музыкальных занятиях, и в самостоятельной музыкальной деятельности, и во время праздников и развлечений.

Содержание музыкального воспитания предусматривает воспитание у детей восприимчивости, интереса, любви к музыке, развитие эмоциональной отзывчивости на нее, приобщение их к разнообразным видам музыкальной деятельности (слушанию, пению, музыкально-ритмическим движениям, игре на детских музыкальных инструментах), что позволяет развивать общую музыкальность ребенка, его творческие способности. На основе полученных детьми знаний о музыке у них формируется сначала избирательное, а потом и оценочное отношение к ней, появляются начальные формы музыкального вкуса.

Однако практика показывает, что полноценное восприятие ребенком музыки возможно лишь в том случае, если он понимает, о чем она «рассказывает», способен сравнивать услышанное с чем-то предметным, уже встречавшимся ему в жизни. Музыкальные образы «...побуждают ребенка к сопереживанию и заставляют задуматься над тем, о чем музыка «рассказывает»,- пишет Н. А. Ветлугина, «ребенок не просто воспринимает музыкальные звуки, красоту и гармоничность их сочетаний, но стремится сопоставить все это с чем-то реальным».

Восприятие музыки - сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Поэтому необходимо научить ребенка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности (темп, динамика и т.д.), различать музыкальные произведения по жанру, характеру. В этом дошкольникам помогают музыкально-дидактические пособия, которые, воздействуя на ребенка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом. Б. М. Теплов отмечал, что «музыка, взятая сама по себе, может только выражать эмоциональное содержание, но вместе с другими внемузыкальными средствами познания познавательное значение музыки развивается до широчайших пределов».

Наглядные пособия - эффективное средство познания объективной действительности. Наглядность не только облегчает познавательную деятельность учащихся, но и организует их восприятие, активизирует процесс запоминания. Известный специалист в области музыкального воспитания дошкольников - Н. А. Ветлугина считает, что в музыкальном воспитании детей необходимо применять вспомогательные наглядные средства, которые поясняют содержание музыки.

Использование наглядных пособий в музыкальном воспитании детей позволяет в простой, доступной детям игровой форме дать представление о музыке, ее выразительных возможностях; научить различать разнообразную гамму чувств, настроений, переданную музыкой. Благодаря применению наглядных пособий у детей активнее развиваются музыкально-сенсорные способности, а также общие музыкальные способности - звуковысотное восприятие, чувство ритма, гармонический слух, чувство лада, темпа. У них возникает интерес к музыке. Музыкальные задания, выполняемые с помощью наглядных пособий, значительно активизируют умственную деятельность ребенка, развивают его самостоятельную музыкальную деятельность, которая приобретает творческий характер. Совершенствуются память и музыкальный вкус.

К таким наглядным пособиям можно отнести музыкально-дидактические пособия и настольные музыкально-дидактические игры. Между ними много общего. И те и другие служат, прежде всего, учебным целям, развивают у детей представление о высоте и длительности музыкальных звуков, умение понимать характер разных музыкальных произведений и т. д. Однако между музыкально-дидактическими пособиями и играми есть существенное различие. Оно состоит в том, что музыкально-дидактическая игра (как и любая другая) имеет свой игровой сюжет, игровое действие, правила, которые необходимо соблюдать. Особенностью музыкально-дидактических игр является и то, что они могут использоваться детьми самостоятельно вне музыкальных занятий, в то время как музыкально-дидактические пособия в качестве учебных применяются в основном на музыкальных занятиях.

Ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. В результате дети не только получают необходимые знания об основах музыкальной грамоты, но и учатся любить, ценить и понимать музыку.

Музыкально-дидактические игры должны быть разнообразны по содержанию и красочно оформлены. Тогда они будут привлекать внимание детей, вызывать желание петь и слушать музыку, т.е. участвовать, будут побуждать детей к творчеству, приобщать их к прекрасному миру музыки.


«Три цветка»

Цель: Определение характера музыки

Демонстрационный материал: три цветка из картона (в середине цветка нарисовано «лицо» - спящее, плачущее или веселое), изображающих три типа характера музыки:

  • добрая, ласковая, убаюкивающая (колыбельная);
  • грустная, жалобная;
  • веселая, радостная, плясовая, задорная.

Можно изготовить не цветы, а три солнышка, три тучки, три звездочки и т.д.

Раздаточный материал: у каждого ребенка - один цветок, отражающий характер музыки.

Ход игры

I         вариант. Музыкальный руководитель исполняет произведение. Вызванный ребенок берет цветок, соответствующий характеру музыки, и показывает его. Все дети активно участвуют в определении характера музыки. Если произведение известно детям, то вызванный ребенок говорит его название и имя композитора.

II         вариант. Перед каждым ребенком лежит один из трех цвет ков. Музыкальный руководитель исполняет произведение, и дети, чьи цветы соответствуют характеру музыки, поднимают их.

«Подбери картинку»

Цель: развитие чувства ритма

У каждого ребёнка полоска с ритмическим рисунком. По очереди дети прохлопывают свой ритм и подбирают соответствующую картинку животного

«Прогулка»

Цель: развитие чувства ритма

И каждого ребёнка набор полосок разной длинны (короткие и длинные). Педагог рассказывает, что  он видел на прогулке:

  • Таня взяла мяч с тала медленно ударять им о землю, вот так. (Прохлопывает ритмический рисунок из длинных звуков - дети выкладывают длинные полоски).  Затем  она ударяла быстро, вот так. (Прохлопывает другой ритмический рисунок из коротких звуков - дети выкладывают короткие полоски)
  • Пошел дождик и т.д.

«Звучащие узоры»

Цель: развитие чувства ритма

  1. Покажите детям цепочки цветов. Предложите им прохлопать названия цветов.
  2. Каждый ребёнок получает карточку с цветком. Дети делятся на подгруппы и выкладывают цепочку из своих карточек. Сначала дети прохлопывают свои цепочки, а затем играют их на шумовых инструментах. У каждой подгруппы свой инструмент.

«Три медведя»

Цель: развитие слухового восприятия, внимания,  чувства ритма

У каждого ребёнка картинки с изображением трех медведей

Ход игры

Музыкальный руководитель. Вы помните, ребята, сказку «Три медведя»? (Дети отвечают.)

В последней комнате Машенька легла на минуточку в кроватку и заснула. А в это время медведи вернулись домой. Вы помните, как их звали? (Дети отвечают.) Послушайте, кто первый зашел в избушку? (Выстукивает ритмический рисунок на инструменте на одном или двух звуках. Дети называют, кто пришел.)

Музыкальный руководитель (показывает картинку). Как мишка идет? Медленно, тяжело. Отхлопайте ритм ладошками, как он идет? И так про каждого медведя

«Веселые гудки»

Цель: развитие слухового восприятия, чувства ритма

У каждого ребёнка набор полосок (длинные и короткие)

Ход игры

Музыкальный руководитель. Смотрите, ребята, какой красивый пароход плывет по морю. Он хочет нас поприветствовать своим веселым гудком. (Показывает картинку парохода)  

Вот так! (Изображает на фортепиано ритмический рисунок.)

Дети отхлопывают ритм и выкладывают его полосками у себя на карточках.

Аналогично игра проводится и с паровозом.

«Мишка с шариками»

Цель: Закрепление знаний о длительности звуков.

У каждого ребёнка картинка с изображением мишки и набор шариков (больших и маленьких)

Ход игры

Музыкальный руководитель:  

                                      Медвежонку в магазине

Много шариков купили —

Разноцветных разных ярких.

Был он очень рад подарку,

Все на шарики смотрел,

Даже песенку запел. (Поет попевку.)

Мишка шарики купил,

С ними весело ходил. Вот!

Дети повторяют попевку, отхлопывают ритм, определяют количество долгих и коротких звуков и выкладывают шариками ритмический рисунок.

Примечание: на одном занятии эту игру можно проводить только с демонстрационным материалом, только с раздаточным или с тем и другим.

«Чей это марш?»

Цель:  Расширять представления детей о жанрах музыки, развивать умение различать характер марша. развитие слухового восприятия, внимания,  чувства ритма

Дети слушают различные марши и подбирают  соответствующую картинку:

  • Марш игрушечный
  • Марш военный
  • Марш свадебный

«Солнышко и тучка»

Цель:  Развивать у детей представление о различном характере музыки. Учить подбирать картинку  соответствующую характеру произведения или его части.

1 Вариант: Детям предлагают  послушать произведение и определить его характер:

Солнышко – весело, радостно, звонко, солнечно и т.д.

Солнышко и тучка – спокойно, мечтательно, задумчиво, неторопливо и т.д.

Тучка – грустно, печально, жалобно, плаксиво, пасмурно и.т.д.

2 Вариант: Детям раздают карточки (по одному комплекту) и предлагают прослушать три произведения. Дети поочередно определяют характер каждого из них, закрывая пустые квадраты на прямоугольной карточке квадратами с условными изображениями.

«Паровоз»

Цель: развитие слухового восприятия, чувства ритма

В кабину для машиниста вставляется одна картинка (любая: ежик, лев или крокодил). Это машинист. В вагончик вставляются две картинки в любой последовательности. Например: два ежика поехали в гости (Ё-ЖИК, Ё-ЖИК), или ежик поехал в гости, а крокодил попросил взять его с собой (Ё-ЖИК, кро-ко-ДИЛ или кро-ко-ДИЛ, ЛЕВ и т. д.). Нужно протопать, прохлопать, сыграть на музыкальных инструментах «имя машиниста» и пассажиров.

В дальнейшем дети сами выбирают и вставляют картинки, педагог при необходимости помогает.

«Солнышко»

Цель:  Знакомство с длинными и короткими звуками

Педагог дает детям понятия  о долгих и коротких звуках с помощью слогов: ТА и ти. Большое солнышко – ТА –длинный звук. Дети и педагог долго тянут звук. Маленькое солнышко – ти – короткий звук. Произносится кратко, отрывисто. Дети выкладывают ритм попевок. Затеем педагог предлагает ритмично проговорить, протопать, прохлопать ритмическую формулу.

«Передай настроение»

Цель:  Развивать мимические способности детей,  умение передавать настроение мимикой.

1 вариант:

Дети по очереди берут карточки (пиктограммы) и показывают всем, изображенное настроение. Остальные дети угадывают, что он изобразил.

2 вариант:

Дети с педагогом сидят по кругу. Один ребенок берет карточку (пиктограмму), изображает настроение и мимикой  передает рядом сидящему по кругу и т.д.

«Угадай цветок»

Цель:  Развитие  у детей дыхания

 У каждого ребенка карточка с изображением цветка, закрытая листочком. Дети должны подуть, так, чтобы приподнять верхний листок  и угадать, какой цветок у него изображен.

«Веселые подружки»

Цель: Развитие чувства ритма

Демонстрационный материал: плоские фигурки из картона (5 шт.), разрисованные в русском стиле. Можно использовать варианты: все куклы одной величины, но раскрашены по-разному, или куклы разного размера (по типу матрешек) в одежде с различными узорами и т.д.

Раздаточный материал: деревянные ложки по две на каждого ребенка.

Ход игры

Фигурки стоят на столе, одна за другой в колонне. Дети сидят полукругом или в шахматном порядке, лицом к столу. Звучит русская народная мелодия «Светит месяц».

Музыкальный руководитель. Познакомьтесь, ребята, к нам в гости пришли веселые подружки: Дашенька, Глашенька, Сашенька, Иринушка, Маринушка. (Выставляет их в одну шеренгу.) Они очень любят плясать и хотят вас научить. Вот так умеет Дашенька!

Музыкальный руководитель берет матрешку и выстукивает деревянной подставкой-катушкой ритмический рисунок. Дети повторяют ритм деревянными ложками. Можно дать детям в руки кубики, палочки, просто отхлопать ритм в ладоши или протопать ногами. Фигурки могут быть разной величины (от маленькой до большой), в этом случае ритмы даются по сложности (от легкого до более сложного). Ритмы также можно демонстрировать детям, исполняя их на фортепиано.

«Домик-крошечка»

Цель: закрепление знаний детей о постепенном движении мелодии верх и вниз

Демонстрационный материал: игровое поле с изображением домика с крыльцом из семи ступенек. Фигурки зверей: заяц, лягушка, лиса, мышка, петушок, кошка, собака, птичка. Рисунок домика увеличивается до необходимого размера, фигурки вырезаются по контуру и раскрашиваются.

Ход игры

Музыкальный руководитель. Стоит в поле теремок, теремок. Как красив он и высок, да высок. По ступенькам мы идем, все идем. Свою песенку поем, да поем. Приходите в теремок, в теремок, Будем печь большой пирог, да пирог.

С помощью считалки выбираются трое детей, каждый берет себе любую фигурку зверюшки.

Персонаж идет по ступенькам вверх и поет первую фразу: «По ступенькам я иду...», затем, стоя у входа в домик, поет вторую фразу: «В дом чудесный захожу!», придумывая свой мотив, — и «заходит» в дом.

Каждый ребенок, придумывая мотив второй фразы, не должен повторять чужой мотив. Когда все персонажи «зайдут» в дом, начинается постепенное движение вниз, в обратном порядке.

Персонаж спускается по ступенькам и поет: «По ступенькам вниз иду...», затем, стоя у первой ступеньки, допевает вторую фразу: «По тропиночке уйду», также придумывая свой мотив этой фразы, и уходит.

«Музыкальные птенчики»

Цель: закрепление знаний о высоте звука (высокий и низкий), развитие детского творчества

Демонстрационный материал: картина с изображением дерева, ветки которого расположены в виде нотоносца; птички - 5 шт.; набор шапочек для «птичек».

Раздаточный материал: карточка с изображением дерева, ветки которого расположены в виде нотоносца; птички - 5 шт. Комплект готовится на каждого ребенка.

Примечание: дерево и птички должны быть соразмерны, ветки - нотный стан, птички - ноты.

Ход игры

Музыкальный руководитель. Наступила весна, вернулись из теплых краев птицы, свили гнезда и вывели птенчиков. Обрадовались птенчики, что научились летать, и стали с веточки на веточку порхать, песенки петь.

Музыкальный руководитель выбирает несколько детей, надевает на них шапочки птички-мамы и птенчиков и дает им в руки изображения птиц.

Дети (поют попевку). Мы птенчики веселые,

Умеем мы летать

И с веточки на веточку

Нам весело порхать.

I        вариант  (для детей младшего возраста).

Ребенок, изображающий маму, ставит птицу на нижнюю веточку и поет импровизированную песенку низким голосом.

А мамочка волнуется:

Лети-ка, птенчик, вниз!

Спою я колыбельную,

И ты уснешь, малыш!

Дети, изображающие птенчиков, прикладывают птенчиков к веткам повыше и поют высокими голосами.

Не хочу к тебе лететь,

Буду здесь я песни петь.

II        вариант  (для детей старшего возраста).

Выбирается мама-птичка и птенчики. Дети-птенчики поют свою песенку и раскладывают изображения по верхним веткам дерева, называя по их именам: птенчик Ре, птенчик Си и т. д.

Затем свою песенку поет мама, она «слетает вниз» и зовет к себе малышей. Каждый птенчик поочередно пропевает свой звук, слетает с дерева и садится рядом с мамой. По окончании игры все дети пропевают имена (названия нот) птенчиков и возвращают их на веточки.


Литература:

  1. Зимина А.Н. Музыкально-дидактические игры и упражнения в малокомплектных ДОУ. Издательство: Гном-Пресс, 1999
  2. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Этот удивительный ритм: Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений. – СПб.: «Композитор», 2005. – 73с.
  3. Роот З.Я. Музыкально дидактические игры для детей дошкольного возраста. Издательство: Айрис-пресс, 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Как играть в ритмо-речевые игры».

Работа с родителями в кружковой работе имеет немаловажное значение. Если родителям объяснитьнеобходимость развития музыкально - ритмических способностей, то   их помощь в этом деле может оказатьс...

Консультация для воспитателей «Обучаем — играя, развиваем — играя, играя — адаптируем к жизни».

Игра занимает ведущее место в деятельности детей дошкольного возраста. В игре дети самостоятельно действуют, по своему усмотрению объединяются, осуществляют свои замыслы, не испытывая прямой зависимос...

Консультация для воспитателей «Обучаем — играя, развиваем — играя, играя — адаптируем к жизни».

Игра занимает ведущее место в деятельности детей дошкольного возраста. В игре дети самостоятельно действуют, по своему усмотрению объединяются, осуществляют свои замыслы, не испытывая прямой зависимос...

Консультация для родителей. "Роль игры в жизни ребенка. Играем? Играем!"

                                         Играем? Играем!...

2020, 2021 гг- Консультация «ПОИГРАЙ СО МНОЮ, МАМА…» (дидактические игры дома). Подготовила- воспитатель- Фролова Е.В.; Консультация для родителей «Неделя Игры и игрушки» 16-20.11.2020

Консультация «ПОИГРАЙ СО МНОЮ, МАМА…»(дидактические игры дома).Подготовила- воспитатель- Фролова Е.В. Консультация для родителей «Неделя Игры и игрушки» 16-20.11.20...

Консультация для родителей Веселые игры для детей и взрослых: давайте поиграем вместе. Детские игры дома: старинные русские игры

Консультация для родителейВеселые игры для детей и взрослых: давайте поиграем вместе.Детские игры дома: старинные русские игры...