Актуальные вопросы дошкольного образования в условиях введения ФГОС. Презентация
презентация на тему
В презентации дан практический материал для педагогов по введению ФГОС ДО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktualnye_voprosy_do_v_usloviyah_vvedeniya_fgos.ppt | 1.24 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основные нормативные документы, определяющие новые приоритеты развития дошкольного образования: Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» Она определяет основные направления и задачи госполитики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации. Последние базируются на общепризнанных принципах и нормах международного права. Нацстратегию планируется реализовывать по следующим основным направлениям: семейная политика детствосбережения; доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность несовершеннолетних; здравоохранение и правосудие, дружественные к ребенку; равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства, и пр. В числе первоочередных мер - разработка и принятие федерального закона, определяющего основы государственной семейной политики. Реформирование органов опеки и попечительства и комиссий по делам несовершеннолетних. Кроме того, предстоит усовершенствовать правовые механизмы, гарантирующие участие обоих родителей в воспитании ребенка при раздельном проживании. Важно улучшать систему налоговых вычетов для семей с детьми. Следует обеспечить регулярность алиментных выплат, в т. ч. путем формирования государственного алиментного фонда. Предполагается создать систему общественного контроля в сфере обеспечения и защиты прав несовершеннолетних, а также психолого-педагогическую сеть для работы с семьями и трудными детьми.. Указ вступает в силу со дня его подписания.
Основные нормативные документы, определяющие новые приоритеты развития дошкольного образования: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ Статья 64. Дошкольное образование 1. Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. 2. Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, … Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся. 3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Основные нормативные документы, определяющие новые приоритеты развития дошкольного образования: Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ №655 от 23.11.2009г.) Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (приказ Минобрнауки РФ №2151от 20.07. 2011г.) О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования (письмо Минобрнауки РФ № 03-248 от 21 октября 2010 года) С 30 июля 2013 года вступил в силу новый СанПиН 2.4.1.3049-13 для дошкольных образовательных учреждений. "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях » ( Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 ) Новый СанПиН содержит нововведения в организацию работы детских садов, включая организацию питания.
Основные нормативные документы, определяющие новые приоритеты развития дошкольного образования: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (проект утвержден 29 августа 2013, вступает в силу согласно перспективному плану) Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. В реализации Программы участвуют дети, их родители (законные представители), педагогические работники и их Стандарта являются обязательными при реализации основной образовательной программы дошкольного образования для Организаций и индивидуальных предпринимателей, в случае если иное не установлено настоящим Стандартом.го самоуправления, работодатели и их объединения. Единство образовательного пространства – обеспечение единых условий и качества образования независимо от места обучения, исключающих возможность дискриминации в сфере образования.
Стандарт разработан с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка , Конституции Российской Федерации , законодательства Российской Федерации, в основе которых заложены следующие основные принципы: поддержки специфики и разнообразия детства; сохранения уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека; личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей; уважение личности ребенка как обязательное требование ко всем взрослым участникам образовательной деятельности; осуществление образовательной деятельности в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности.
В Стандарте учтены: особые образовательные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья; возможности освоения ребёнком Программы на разных этапах её реализации.
Основные принципы дошкольного образования: полноценного проживания ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащения (амплификации) детского развития; индивидуализации дошкольного образования; содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; поддержки инициативы детей в различных видах деятельности; партнёрства Организации или индивидуального предпринимателя с семьёй; приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; возрастной адекватности (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); учёта этнокультурной ситуации развития детей; занятия требованиями к условиям реализации Программы, обеспечивающими социальную ситуацию развития личности ребёнка, ключевого места в структуре Стандарта.
Принципы построения образовательной программы Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования. Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования). Программа направлена на: -создание условий развития детей дошкольного возраста, открывающих возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим дошкольному возрасту видам деятельности; -на создание развивающей образовательной среды Программа утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учётом Примерных программ Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие образовательные области: социально коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно эстетическое развитие; физическое развитие.
Требования к структуре основной образовательной программы ДО. Обязательная часть. ТРЕБОВАНИЯ К Познавательно –речевое развитие Социально –личностное развитие Художественно –эстетическое развитие Физическое развитие ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ Составляет не менее 80% 20% составляющая организуемая участниками образовательного процесса Образовательные области: Коммуникация Социализация Безопасность Познание Здоровье Музыка Физическая культура Труд Чтение художественной литературы Художественное творчество СТРУКТУРЕ: Коммуникативно –личностное развитие Познавательное Речевое развитие Художественно –эстетическое развитие Физическое развитие ЧАСТЬ: Составляет не менее 60% 40% составляющая организуемая участниками образовательного процесса Виды деятельности Двигательная Игровая Коммуникативная Познавательно –исследовательская Восприятие художественной литературы и фольклора Элементарной трудовой деятельности Конструирование из различных материалов Изобразительной Музыкальной ФГТ ФГОС
Образовательная программа ДОУ состоит из двух частей Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях Данная часть Программы должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на: -специфику национальных, социокультурных, экономических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс; -выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам воспитанников Организации, а также возможностям её педагогического коллектива; - поддержку интересов педагогических работников Организации, реализация которых соответствует целям и задачам Программы; - сложившиеся традиции Организации (группы) - особенности работы в пяти основных образовательных областях в разных видах деятельности и культурных практиках; -особенности организации развивающей предметно-пространственной среды; - способы и направления поддержки детской инициативы; - особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников Обязательная часть (инвариантная) Не менее 60% Вариативная часть (компонент региона, ДОУ Не более 40%
Образовательная программа ДОУ- обязательная часть Непосредственно образовательная деятельность (НОД): Экспериментирование, Проектирование, Коллекционирование, Беседы, Наблюдения, Решение проблемных ситуаций, Игры, Викторины, Чтение и обсуждение, Инсценирование и драматизация, Оформление выставок, портфолио. Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация). В музыкальной деятельности: слушание, пение, танцы Образовательная деятельность в ходе режимных моментов : Физическое развитие , закаливающие процедуры, прием пищи, гимнастика, упражнения и подвижные игры в течение дня, оздоровительная прогулка; Социально-коммуникативное развитие - ситуативные беседы, развитие трудовых навыков через поручения и задания, дежурства, навыки самообслуживания, формирование навыков безопасного поведения при проведении режимных моментов; Познавательно-речевое развитие- создание речевой развивающей среды, свободные диалоги с детьми в играх, наблюдениях, при восприятии картин, иллюстраций, разговоры с детьми; Художественно-эстетическое развитие: использование музыки в повседневной жизни, в игре, в досуге, на прогулке, в изодеятельности, в гимнастике, привлечение внимания к звукам . Самостоятельная деятельность детей : подвижные, спортивные игры и упражнения; индивидуальные игры, совместные игры, все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками; чтение детьми коротких стихов, игры по мотивам художественных произведений, игры в уголке книги, сюжетно-ролевые игры, развивающие ; рисование, лепка, конструирование, рассматривание репродукции картин, музицирование, пение, танцы, игра на детских музыкальных инструментах, слушание музыки. Взаимодействие с родителями : встреча с интересным человеком; «школы для родителей», клубы, студии. Проведение мастер-классов, тренингов. Привлечение родителей к организации вечеров музыки и поэзии, гостиных, конкурсов, концертов, анкетирование, стендовые консультации и т.д.
Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации детей дошкольного возраста. С введением Федерального государственного стандарта большое внимание будет уделяться работе с родителями. Социальное партнерство — взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства. Одним из самых важных и ближайших партнёров являются родители наших воспитанников.
1. Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями. 2. Повышение педагогической культуры родителей. 3. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом. Основные задачи работы: -установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника; -объединить усилия для развития и воспитания детей; -создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки; -активизировать и обогащать воспитательные умения родителей; -поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях. Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях:
Принципами взаимодействия с родителями являются: Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Индивидуальный подход Сотрудничество, а не наставничество.
Взаимодействие ДОУ и семьи Традиционные формы работы ДОУ с семьей. Инновационные формы и методы работы с семьей: "Круглый стол" по любой теме; тематические выставки; соцобследование, диагностика, тесты, опрос на любые темы; консультации специалистов; устный журнал для родителей, с разными темами на каждой странице; семейные спортивные встречи; почта доверия, телефон доверия; семейные проекты "Наша родословная"; открытые занятия для просмотра родителей; интеллектуальные ринги детей и родителей; контрольные для родителей; интервью с родителями и детьми на определенные темы; родительская гостиная; конкурс семейных талантов; портфолио семейного успеха; аукцион секретов воспитания и др. В процессе работы с семьей в ДОУ решаются задачи, связанные с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей, детей и педагогов в объединения по интересам и увлечениям, организации семейного досуга.
Интеграция содержания и задач психолого-педагогической работы Социально коммуникативное развитие направлено на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками… Познавательное развитие предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира … Речевое развитие включает владение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы… Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательном, развитие физических качеств, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, выполнение основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны) и т.д.
Полноценное развитие ребёнка происходит при условии наличия двух составляющих его жизни – полноценной семья и детский сад. Семья обеспечивает необходимые ребёнку личностные взаимоотношения, формирование чувства защищённости, любви к близким и родным, доверия и открытости миру . Сегодня в основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность( Закон РФ об образовании). Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие», «проектирование». Главный момент в контексте «семья – дошкольное учреждение» - личное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания и развития конкретного ребенка в данной семье. В практической реализации данного аспекта возникает потребность в разработке технологии, направленной на установление партнерских отношений между педагогами и родителями.
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. Положительный результат будет, достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие и сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка. Роль семьи в воспитании и развитии ребёнка нельзя недооценивать. Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребёнка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Именно пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи.
Открытое прямое сотрудничество, взаимодействие дошкольного учреждения с семьей, активное включение родителей в жизнь детского сада - главный принцип взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения, при котором возможно выполнение главной цели воспитательного процесса - гармоничное развитие личности ребенка .
Педагогического проекта на тему «С книгой по жизни», который состоит из 3-х частей, направлен на организацию сотрудничества педагогов и родителей в целях оптимизации литературного развития детей. На первом этапе необходимы мероприятия, которые направлены на повышение уровня педагогической компетенции воспитателей путем активизации, углубления и систематизации представлений о содержании, задачах и методах литературного развития детей. Для этого организуются семинар, консультации, деловая игра и круглый стол, а результатом педагогической дискуссии станет разработка плана мероприятий с родителями для привлечения их к сотрудничеству.
Педагогического проекта на тему «С книгой по жизни», который состоит из 3-х частей, направлен на организацию сотрудничества педагогов и родителей в целях оптимизации литературного развития детей. На втором этапе предполагается включение родителей в деятельность детского сада. Взаимодействие с родителями осуществляется на родительском собрании, конференции «Незабываемые книги детства», конкурсе «Мама, папа, я – читающая семья» и других мероприятиях. Результатами первых двух этапов станет: определение тематики и формы проведения совместных творческих встреч с детьми и их родителями на материале литературных текстов; установление доверительных отношений с родителями; предоставление возможности педагогам и родителям проявить свою готовность к сотрудничеству .
Педагогического проекта на тему «С книгой по жизни», который состоит из 3-х частей, направлен на организацию сотрудничества педагогов и родителей в целях оптимизации литературного развития детей. Заключительный этап технологии позволит включить в реализацию данного направления всех участников педагогического процесса - детей, родителей и педагогов. Основной формой взаимодействия станет литературная гостиная . Результатом данного этапа станет определение тематики встреч, которая будет разрабатываться, исходя из интересов детей, родителей и педагогов.
Главным условием реализации педагогического проектирования направленного на взаимодействие с семьей и получение высокой результативности является: совместная работа специалистов ДОУ и родителей, где каждый участник занимает активную, заинтересованную позицию. Процесс поэтапного включения родителей в деятельность детского сада поможет создать условия, способствующие литературному развитию детей дошкольного возраста и дальнейшему развитию детско-родительских отношений.
Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования К завершению дошкольного образования (к 7 годам): - ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности; -ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; -ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и, прежде всего, в игре; -ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей; -у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; -ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности; -ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями…
Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции; овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Функции методической службы ДОУ по разработке и внедрению основной общеобразовательной программы Информационно- аналитическая Выявление педагогов, способных войти в рабочую/творческую группу по разработке ООП ДО. Подбор программно-методического обеспечения в соответствии с ФГОС. Анализ сильных и слабых сторон ДОУ, возможностей и угроз, которые могут препятствовать активному внедрению ООП ДО. Поддержка сайта ДОУ. Мотивационно-целевая Определение целей и задач рабочей/творческой группы по разработке ООП ДО. Помощь педагогам в изменении подходов к образовательному процессу в соответствии с ФГОС. Преодоление сопротивления педагогов инновационным процессам. Мотивация на внедрение современных образовательных технологий в ДОУ
Функции методической службы ДОУ по разработке и внедрению основной общеобразовательной программы Планово-прогностическая Прогноз инновационного развития ДОУ (программа развития). Планирование системы методической работы ДОУ в контексте ФГТ. Разработка ООП ДО совместно с рабочей/творческой группой. Составление годового плана, плана работы педагогического совета ДОУ по разработке и внедрению ООП ДО Организационно-исполнительская Внедрение ООП ДО, обеспечение выполнения годового плана. Работа с кадрами (проведение консультаций, семинаров-практикумов, деловых игр, мозгового штурма). Подготовка заседаний педагогических советов в контексте ФГТ. Выявление, изучение и обобщение педагогического опыта в рамках реализации ООП ДО (открытые мероприятия). Организация взаимодействия с родителями и соц.партнерами. Внедрение современных педагогических технологий (метод проектов, ИКТ) в соответствии с ООП ДО.
Функции методической службы ДОУ по разработке и внедрению основной общеобразовательной программы Контрольно-диагностическая Осуществление всех видов контроля по реализации ООП ДО. Оценка всех направлений образовательного процесса в контексте ФГТ. Оценка предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГТ Организация мониторинга развития детей. Коррекционная Обеспечение оперативной помощи в работе педагогов. Устранение несоответствий образовательного процесса ФГТ. Предложения по корректировке ООП ДО с учетом специфики ДОУ
Спасибо за внимание! Приглашаю к сотрудничеству! Тел. для связи +7(921)-346-16-04
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Доступное, качественное дошкольное образование в условиях введения ФГОС дошкольного образования»
С 01.09.2013 года с учетом вступления в силу нового закона «Об образовании» детский сад становится первой обязательной ступенью образовательного процесса. Государство теперь гарантирует не только дост...
методические рекомендации: «Организация предметно – пространственной развивающей среды в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы дошкольного образования в условиях введения ФГОС дошкольного образования»
Современная ситуация развития системы образования Российской Федерации характеризуется актуализацией проблем и задач дошкольного образования. Дошкольный возраст рассматривается как фундаме...
Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях введения ФГОСДО.
Система работы с детьми над проблемой по теме "Страна сказок Пушкина."...
Работа в рамках каскадной модели повышения квалификации по программе «Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях введения «ФГОС » по теме: «Система непрерывных наблюдений за природными объектами в течение месяца» Cтарший дошкольный возраст
Развитие детей дошкольного возраста направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный п...
«Доступное, качественное дошкольное образование в условиях введения ФГОС дошкольного образования»
«Воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка. Воспитание достигает своих целей, если умеет направить собственную деятельность ребенка»(В. В. Давыдов, советский педагог и психолог,...
Управление качеством дошкольного образования в условиях введения ФГОС дошкольного образования
Доклад на тему: "Управление качеством дошкольного образования в условиях введения ФГОС дошкольного образования"...