Программа по самообразованию на тему «Поисково-исследовательская деятельность дошкольников»
рабочая программа по теме
Программа по самообразованию на тему
«Поисково-исследовательская деятельность дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moja_programma_po_samoobrazovaniju.doc | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 10 г. Нягань
Программа по самообразованию на тему
«Поисково-исследовательская деятельность дошкольников»
Воспитатель: Мельникова Т.Н..
г.Нягань, 2014 год
Тема: Поисково-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста
Актуальность темы:
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. №655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Приказ - 3.3.6. Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе поисково-исследовательской деятельности.
Задачи:
- Создание условий для исследовательской активности детей;
- Организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала;
- Изучение методик, технологий по поисково-исследовательской деятельности.
Список литературы
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ от 23 ноября 2009 г. N 655.
- Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.
- Дошкольное воспитание №2, 2000 г.
- Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.
- Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
- Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004
- Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
- Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.
- Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Мегнщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с.
По данной теме с 2010 года мной пройдены следующие этапы самообразования:
Срок | Тема | Содержание работы | Практический выход |
Сентябрь 2010 г. | Подбор и изучение литературы по теме; | Памятки для родителей «Я познаю мир» | |
Октябрь 2010 г. | Использование методики «Выбор деятельности» Л.Н. Прохоровой, направленная на изучение мотивации детского экспериментирования. | Изучение места детского экспериментирования в предпочтениях детей; | Консультация для педагогов ДОУ «Значение поисково-иследовательской деятельности в развитие ребенка». |
Ноябрь-декабрь 2010 г. | Создание предметно-развивающей среды | Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание мини лабораторий с объектами неживой природы; | Консультация для родителей на тему: «Создание условий для проведения поисково-иследовательской деятельности.» |
Январь 2011 г. | 7 вопросов по изучению условий и формы организации детского экспериментирования | Исследование педагогической компетентности родителей и воспитателей в области развития детского экспериментирования. | Анкетирование родителей и воспитателей. |
Февраль 2011 г. | «Приборы-помощники» | Приобретение навыков работы с исследовательскими приборами (лупы, микроскоп…) | Тематическое занятие «Волшебное стеклышко» |
Март 2011 г. | Инновационные технологии-ТРИЗ | Использование элементов ТРИЗ при проведении опытов | Тематическое занятие «Какая бывает вода» (жидкое, твердое, газообразное состояние) |
Апрель 2011 г. | Мнемотехника, мнемотаблица, коллаж | Описание приемов и методов,их использование на занятиях | Создание схем, таблиц по блокам познавательно-исследовательской деятельности |
Май 2011 г. | «Что? Зачем? Почему?» | Изучение метода игового проблемного обучения | Создание разнообразных проблемных ситуаций и пути их решения. |
Сентябрь 2011 г. | Изучение методики Л.А, Венгера | Роль метода наглядного моделирования в развитии умственных способностей ребенка | Модели, схемы, их использование в процессе экспериментирования |
Октябрь-ноябрь 2011 г. | «Круглый стол» | Обобщение опыта по инновационным технологиям в образовательном процессе | Консультация для педагогов на тему «Использование изученных инновационных технологий в образовательных областях» |
Декабрь 2011 г. | «Шаг за шагом» | Создание «копилки опытов и экспериментов» | Проведение опытов на занятиях и в свободное время |
Январь 2012 г. | «Хочу все знать» | Поиск интересной информации о явлениях природы | Папка-передвижка для родителей и детей |
Февраль 2012 г. | Интернет-обмен передового опыта | Обмен опытом на сайтах «Самообразование в поисково-исследовательской деятельности» | Консультация для воспитателей по обмену опытом |
Март 2012 г. | Медиатека по поисково-исследовательской деятельности в образовательном пространстве | Подбор DVD дисков по изучаемым темам | Использование DVD дисков в работе на занятиях и вне их |
Апрель 2012 г. | Исследовательская работа педагога, как условие совершенствования профессиональной деятельности | Умение выделять главные ключевые понятия в информационном материале, формулирование тем, целей и задач | Разработка рекомендаций для воспитателей ДОУ |
Май 2012 г. | Посещение курсов повышения квалификации. | ||
Сентябрь 2012 г. | Деловая игра «Аукцион идей» | Расширение представлений педагогов о возможных формах, методах работы с дошкольниками по познавательной деятельности | Беседа, рассуждение, умозаключение |
Октябрь-декабрь 2012 г. | Педсовет «Развитие поисково-познавательной деятельности ребенка» | Подборка материалов | Доклад на педагогическом совете «Выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста»; |
Январь -февраль 2013 г. | «Проект как метод обучения» | Изучение структуры создания проекта | Проведение семинара «Обобщение материалов экспериментальной работы по разработке проектного метода обучения»; |
Март-май 2013 г. | Самоанализ по изучаемым темам | Оценка знаний по изучаемым темам | Прогноз на будущее |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по самообразованию на тему «Поисково-исследовательская деятельность дошкольников»
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает...
План по самообразованию на тему «Поисково-исследовательская деятельность дошкольников на основе приемов ТРИЗ»
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе поисково-исследовательской деятельности на основе методов и приемов ТРИЗ-РТВ. Задачи: Созда...
Тема поисково-исследовательская и экспериментальная деятельность: «Удивительный мир восковых мелков»
Данная работа представлена в виде опытно-экспериментальной и творческой деятельности, где описываются опыты и эксперименты с восковыми мелками, творческие работы с использованием восковы...
Тема поисково-исследовательской и экспериментальной деятельности: «Речные камни»
Данная работа представлена в виде опытно-экспериментальной деятельности, где описываются опыты и эксперименты, с речными камнями. Использованы методы и приёмы: постановка цели, решение проблемы, наблю...
В рамках Педагогического часа доклад на тему: "Поисково - исследовательская деятельность детей дошкольного возраста с применением ИКТ"
В рамках Педагогического часа доклад на тему: "Поисково - исследовательская деятельность детей дошкольного возраста с применением ИКТ"...
План по самообразованию на тему «Поисково-исследовательская деятельность дошкольников на основе приемов ТРИЗ»
Актуальность темы:Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и ...
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ВоспитателяВолковой Натальи Александровны название темы «Поисково-исследовательская деятельность дошкольников на основе приемов ТРИЗ»
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГЕ Ф.И.О. педагога Волкова Наталья Александровна Дата рождения 18.08.1960г Стаж работы в должности 35 лет Образование (назва...