Программа по самообразованию на тему «Поисково-исследовательская деятельность дошкольников»
рабочая программа по теме

Программа  по самообразованию на тему

 

«Поисково-исследовательская деятельность дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moja_programma_po_samoobrazovaniju.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 10 г. Нягань

Программа  по самообразованию на тему

«Поисково-исследовательская деятельность дошкольников»

                                                                                                                                                     

Воспитатель: Мельникова Т.Н..

г.Нягань, 2014 год

Тема:  Поисково-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста

Актуальность темы:  

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. №655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Приказ - 3.3.6. Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.

     Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе поисково-исследовательской деятельности.

     Задачи:

  • Создание условий для исследовательской активности детей;
  • Организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала;
  • Изучение методик, технологий по поисково-исследовательской деятельности.

     Список литературы 

  1. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ от 23 ноября 2009 г. N 655.
  2. Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.
  3. Дошкольное воспитание №2, 2000 г.
  4. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.
  5. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
  6. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004
  7. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2

  1. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.

  1. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Мегнщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с.

По данной теме  с  2010 года мной пройдены следующие этапы самообразования:

Срок

Тема

Содержание работы

Практический выход

Сентябрь

2010 г.

Подбор и изучение литературы по теме;

Памятки для родителей «Я познаю мир»

Октябрь

2010 г.

Использование методики «Выбор деятельности» Л.Н. Прохоровой, направленная на изучение мотивации детского экспериментирования.

Изучение места детского экспериментирования в предпочтениях детей;

Консультация для педагогов ДОУ «Значение поисково-иследовательской деятельности в развитие ребенка».

Ноябрь-декабрь

2010 г.

Создание предметно-развивающей среды

Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание мини лабораторий с объектами неживой природы;

Консультация для родителей на тему:

«Создание условий для проведения поисково-иследовательской деятельности.»

Январь

2011 г.

7 вопросов по изучению условий и формы организации детского экспериментирования

Исследование педагогической компетентности родителей и воспитателей в области развития детского экспериментирования.  

Анкетирование родителей и воспитателей.

Февраль

2011 г.

«Приборы-помощники»

Приобретение навыков работы с исследовательскими  приборами (лупы, микроскоп…)

Тематическое занятие «Волшебное стеклышко»

Март

2011 г.

Инновационные технологии-ТРИЗ

Использование элементов ТРИЗ при проведении опытов

Тематическое занятие «Какая бывает вода» (жидкое, твердое, газообразное состояние)

Апрель

2011 г.

Мнемотехника, мнемотаблица, коллаж

Описание приемов и методов,их использование на занятиях

Создание схем, таблиц по блокам познавательно-исследовательской деятельности

Май

2011 г.

«Что? Зачем? Почему?»

Изучение метода игового проблемного обучения

Создание разнообразных проблемных ситуаций и пути их решения.

Сентябрь 2011 г.

Изучение методики Л.А, Венгера

Роль метода наглядного моделирования в развитии умственных способностей ребенка

Модели, схемы, их использование в процессе экспериментирования

Октябрь-ноябрь  2011 г.

«Круглый стол»

Обобщение опыта по инновационным технологиям в образовательном процессе

Консультация для педагогов на тему «Использование изученных инновационных технологий в образовательных областях»

Декабрь 2011 г.

«Шаг за шагом»

Создание «копилки опытов и экспериментов»

Проведение опытов на занятиях и в свободное время

Январь

2012 г.

«Хочу все знать»

Поиск интересной информации о явлениях природы

Папка-передвижка для родителей и детей

Февраль

2012 г.

Интернет-обмен передового опыта

Обмен опытом на сайтах «Самообразование в поисково-исследовательской деятельности»

Консультация для воспитателей по обмену опытом

Март

2012 г.

Медиатека по поисково-исследовательской деятельности в образовательном пространстве

Подбор DVD дисков по изучаемым темам

Использование DVD дисков в работе на занятиях и вне их

Апрель 2012 г.

Исследовательская работа педагога, как условие совершенствования профессиональной деятельности

Умение выделять главные ключевые понятия в информационном материале, формулирование тем, целей и задач

Разработка рекомендаций для воспитателей ДОУ

Май

2012 г.

Посещение курсов повышения квалификации.

Сентябрь

2012 г.

Деловая игра «Аукцион идей»

Расширение представлений педагогов о возможных формах, методах работы с дошкольниками по познавательной деятельности

Беседа, рассуждение, умозаключение

Октябрь-декабрь

2012 г.

Педсовет «Развитие поисково-познавательной деятельности ребенка»

Подборка материалов

Доклад на педагогическом совете «Выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста»;

Январь -февраль

2013 г.

«Проект как метод обучения»

Изучение структуры создания проекта

Проведение семинара «Обобщение материалов экспериментальной работы по разработке проектного метода обучения»;

Март-май

2013 г.

Самоанализ по изучаемым темам

Оценка знаний по изучаемым темам

Прогноз на будущее


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по самообразованию на тему «Поисково-исследовательская деятельность дошкольников»

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает...

План по самообразованию на тему «Поисково-исследовательская деятельность дошкольников на основе приемов ТРИЗ»

Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе поисково-исследовательской деятельности на основе методов и приемов ТРИЗ-РТВ.     Задачи: Созда...

Тема поисково-исследовательская и экспериментальная деятельность: «Удивительный мир восковых мелков»

  Данная работа представлена в виде опытно-экспериментальной и творческой деятельности, где описываются опыты и эксперименты с восковыми мелками, творческие работы с использованием восковы...

Тема поисково-исследовательской и экспериментальной деятельности: «Речные камни»

Данная работа представлена в виде опытно-экспериментальной деятельности, где описываются опыты и эксперименты, с речными камнями. Использованы методы и приёмы: постановка цели, решение проблемы, наблю...

В рамках Педагогического часа доклад на тему: "Поисково - исследовательская деятельность детей дошкольного возраста с применением ИКТ"

В рамках Педагогического часа доклад на тему: "Поисково - исследовательская деятельность детей дошкольного возраста с применением ИКТ"...

План по самообразованию на тему «Поисково-исследовательская деятельность дошкольников на основе приемов ТРИЗ»

Актуальность темы:Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и ...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ВоспитателяВолковой Натальи Александровны название темы «Поисково-исследовательская деятельность дошкольников на основе приемов ТРИЗ»

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГЕ    Ф.И.О. педагога Волкова Наталья Александровна Дата рождения 18.08.1960г Стаж работы в должности 35 лет Образование (назва...