Выступление на педагогическом совете " На работу как на праздник?!"
материал на тему

Борцова Оксана Валерьевна

Профессиональное "выгорание" педагогов . Характеристики и причины возникновения. Методы и сппособы профилактики. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete.docx19.68 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете        

 На работу как на праздник?

Педагогическая профессия - одна из тех, которая в большей степени подвержена влиянию профессионального  «выгорания». Это связано с тем, что  труд педагога отличает очень высокая эмоциональная загруженность.

В современных условиях деятельность педагога буквально насыщена факторами, вызывающими профессиональное выгорание: большое количество социальных контактов за рабочий день, предельно высокая ответственность,  недооценка среди руководства и коллег профессиональной значимости, необходимость быть все время в «форме».                    

 Сейчас обществом декларируется образ социально успешного человека, это образ уверенного в себе человека, самостоятельного и решительного, достигшего карьерных успехов. Поэтому многие люди стараются соответствовать этому образу, чтобы быть востребованными в обществе. Также, профессия педагога является одной из профессий альтруистического типа, что повышает вероятность возникновения выгорания.

 Особо опасно выгорание в начале своего развития, так как «выгорающий» педагог  как правило, не осознает его симптомы и изменения в этот период легче заметить со стороны.

Синдром профессионального выгорания включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений.

   Эмоциональное истощение ощущается как эмоциональное перенапряжение, опустошенность, исчерпанность собственных эмоциональных ресурсов.

    Деперсонализация - тенденция развития негативного, бездушного отношения к раздражителям.

    Редуцирование личных (персональных) достижений – снижение чувства компетентности в своей работе, недовольство собой, уменьшение ценности своей деятельности, негативное самовосприятие в профессиональной сфере.

Факторы, вызывающие выгорание группируются в два больших блока, организационные факторы и индивидуальные (личностные ) характеристики.

Индивидуальные характеристики    

Например. Возраст ( склонность более молодых по возрасту к выгоранию объясняется эмоциональным шоком, который они испытывают при столкновении с реальной действительностью, часто не соответствующей их ожиданиям). А личностная выносливость,  владение  активной тактикой сопротивления стрессу, умеренная тревожность - снижают возможность возникновения "выгорания".

Организационные факторы

Развитию выгорания может содействовать неопределенность или недостаток ответственности. В то же время, самостоятельность и независимость педагога в своей деятельности, возможность принимать решения является важным моментом, отрицательно воздействующим на выгорание.

Недостаточная  социальная поддержка со стороны коллег, руководителей, семьи, друзей. Особенно значимой является поддержка администрации. Для работников при стимулировании важно не абсолютное количество вознаграждения, а его соотнесение с собственным затраченным трудом и трудом своих коллег, что обозначается как справедливость.

 Выгорание легче предупредить, чем лечить, поэтому важно обращать внимание на факторы, способствующих развитию этого явления.

Практические советы для предотвращения психологического "выгорания" могут показаться совсем простыми, но они доказано действенные :

оставлять все "рабочие" мысли на работе ;

соблюдать режим сна, питания  ;

ежедневно уделять время для своих любимых занятий.

 Несколько упражнений и заданий для профилактики "выгорания" .               

Упражнение «Откровенно говоря» ( диагностика)

 Цель: вербализация и осознание педагогами проблемы эмоционального выгорания.

Материалы: карточки с незаконченными фразами.

Инструкция. Вам нужно вытянуть любую карточку с незаконченным предложением и попытаться закончить фразу откровенно и честно.

Ожидаемый результат: упражнение помогает осознать проблемы педагога, вербализовать их, сплотить группу педагогов, понять, что проблемы у всех педагогов похожи.

Упражнение «Молодец!» 

Цель: оптимизация самооценки педагогов, снятие эмоционального напряжения.

Инструкция. Разделиться на два круга — внутренний и внешний, встать лицом друг к другу. Участники, стоящие во внутреннем кругу, должны говорить о своих достижениях, а во внешнем круге — хвалить своего партнера, произнося следующую фразу: «А это ты молодец — раз! А это ты молодец — два!» и т.д., при этом загибая пальцы. Участники внешнего круга по команде (хлопку) передвигаются в сторону на один шаг, и все повторяется Затем внутренний и внешний круг меняются местами, и игра повторяется до тех пор, пока каждый участник не побудет на месте хвалящего и хвастуна.

Ожидаемый результат: эмоциональная разрядка педагогов (как правило, это упражнение проходит очень весело), повышение самооценки педагогов.

Упражнение «Калоши счастья» 

Цель: развитие позитивного мышления педагогов. Задачи: развитие навыков самопознания, формирование навыков позитивного восприятия мира, развитие позитивной Я-концепции, развитие навыков эмоциональной саморегуляции.

Материалы и оборудование: «калоши счастья» (игровой элемент, обычные резиновые калоши, желательно большого размера с веселым дизайном), карточки с ситуациями.

Инструкция. Я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Калоши счастья». Я буду зачитывать вам различные ситуации, а ваша задача — надев эти калоши, найти в ситуации, предложенной вам, позитивные стороны. Другими словами, посмотрите на ситуацию глазами счастливого человека-оптимиста.

Ожидаемый результат: участники игры, надев «калоши счастья», отвечают на предложенную ситуацию в позитивном ключе. Тому, кто затрудняется дать позитивный ответ, остальные участники игры помогают, предлагая свои варианты. Участники получают эмоциональную разрядку и позитивный настрой.

Упражнение «Плюс-минус» 

Цель: помочь педагогам осознать позитивные моменты педагогической деятельности.

Задачи: вербализация негативных и позитивных моментов своей педагогической деятельности; сплочение группы.

Материалы и оборудование: ватман с нарисованным деревом, который крепится на доску; самоклеющиеся стикеры в форме листочков; ручки для каждого участника.

Инструкция. Вам нужно написать на листочках одного цвета минусы вашей работы, а на листочках другого цвета — плюсы своей работы.

Участники пишут, а потом по очереди прикрепляют свои листочки с плюсами и минусами к дереву. Каждый участник озвучивает то, что он написал. За тем проводится рефлексия упражнения. Участники обсуждают, чего больше получилось — плюсов педагогической деятельности или минусов — и почему. Ожидаемый результат: педагоги должны увидеть, что плюсов в работе все-таки больше, и прийти к выводу, что работа педагога тяжела, но приятна. А также увидеть все стороны педагогической деятельности, осознать, что затруднения у педагогов похожи.

  

На работу как на праздник!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете «Формы работы по приобщению детей к чтению»

Роль чтения в развитии детской речи давно определена как чрезвычайно важная. Тем не менее, не так просто найти интересные формы работы в этом направлении как с дошкольниками, так и с педагогами....

Выступление на педагогическом совете "Речевая работа воспитателя на занятии"

Эта статья о том, какой должна быть речь самого воспитателя и какие методы и приемы он может использовать на занятии для развития речи детей....

Выступление на педагогическом совете «Результаты работы по внедрению ФГОС ДО» (Самоанализ)

Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю». Отсюда новая проблема, трудность перестройки самого воспитателя из солиста, в помощника, партнёра ребенка д...

Выступление на педагогическом совете: Опыт работы по творческой теме «Коллективное изобразительное творчество, как средство формирования нравственных качеств дошкольников»

Опыт работы по творческой теме: «Коллективное изобразительное творчество, как средство формирования нравственных качеств дошкольников»...

Выступление на педагогическом совете «Состояние работы коллектива ДОУ по формированию элементарных математических представлений у дошкольников»

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окр...

Выступление на педагогическом совете "Особенности работы с семьей ребенка с ОВЗ"

ldquo;… Именно в семье создаются уникальные условия для формирования ценностных ориентаций, установок, эмоционального отношения к другим людям, что создает основу для развития личности ребенка...

Выступление на педагогическом совете Совместная работа воспитателя и специалистов в ДОУ "Не рядом, а вместе!"

В современном дошкольном учреждении задачи воспитания и обучения (воспитательная, образовательная, развивающая, корректирующая) не под силу одному из участников учебно-воспитательного процесса. Конечн...