Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО в дошкольных отделениях ГБОУ Школа №777 г. Москвы
статья на тему
В данной статье изложен опыт работы дошкольных отделений ГБОУ Школа №777 г. Москвы по организации развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в соответствии с требованиями ФГОС ДО и принципов организации пространства, обозначенных в Программе "От рождения до школы"; указаны особенности формирования предметного содержания РППС .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_rpps.docx | 89.81 КБ |
Предварительный просмотр:
ФГОС ДО - Федеральный государственный стандарт дошкольного образования - документ, который все дошкольные образовательные организации обязаны реализовывать. Вступил в силу с 01.01.2014 года. Данный документ диктует нам выполнение ряда требований, в том числе и к организации ППРС:
· Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации (группы, участка) и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития
· РППС должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста), во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения
· РППС должна обеспечивать:
- реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе Организации;
- условия для инклюзивного образования (в случае его организации);
- учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс
· РППС Организации (группы) должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной
При организации РППС мы опираемся на ФГОС ДО, Примерную общеобразовательную программу, которую реализуют дошкольные отделения, методические рекомендации Городского методического центра г. Москвы (Карабанова О.А., Алиева Э.Ф. и др.)
Наши дошкольные отделения реализуют Примерную основную общеобразовательную программу «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой
Требования программы к РППС
Программа «От рождения до школы» не предъявляет каких-то особых специальных требований к оснащению развивающей предметно-пространственной среды (как, например, в программе М. Монтессори), помимо требований, обозначенных в ФГОС ДО. При недостатке или отсутствии финансирования, программа может быть реализована с использованием оснащения, которое уже имеется в дошкольной организации, главное, соблюдать требования ФГОС ДО и принципы организации пространства, обозначенные в программе.
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации должна быть:
• содержательно-насыщенной, развивающей;
• трансформируемой;
• полифункциональной;
• вариативной;
• доступной;
• безопасной;
• здоровьесберегающей;
• эстетически-привлекательной
Организуя РППС, мы постарались сделать следующее:
• максимально высвободить пространство (в том числе пространство спальных комнат) для обеспечения возможности полноценной двигательной активности детей
• гибко зонировать пространство для обеспечения возможности развития разных видов активности детей с учетом их индивидуальных интересов
• обеспечить группы ТСО для фронтальной работы педагога с детьми
• придерживались к единому эстетическому стилю для обеспечения уютной комфортной обстановки для детей
Гибкое зонирование пространства предполагает наличие различных
пространств:
• уголок для сюжетно-ролевых игр;
• уголок ряжения (для театрализованных игр);
• книжный уголок;
• зона для настольно-печатных игр;
• выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных
мастеров и т. д.);
• уголок природы (наблюдений за природой, экспериментирования);
• спортивный уголок;
• уголок для игр с песком;
• для самостоятельной деятельности детей
• для отдыха (уединение, общение...)
Одно из требований к организации РППС - это возможность ее трансформации, быстрое изменение пространства для возникающих образовательных задач: проведения ООД, организации самостоятельных игр детей и т.д. РППС должна быть развивающей. «Застывшая» (статичная) предметная среда не сможет выполнять своей развивающей функции в силу того, что перестает пробуждать фантазию ребенка.
Вместе с тем, определенная устойчивость и постоянство среды - это необходимое условие ее стабильности, привычности, особенно если это касается мест общего пользования (библиотечка, шкафчик с игрушками, ящик с полифункциональным материалом и т.п.).
В младших группах в основе замысла детской игры лежит предмет, поэтому взрослый каждый раз должен обновлять игровую среду (постройки, игрушки, материалы и др.), чтобы пробудить у малышей желание ставить и решать игровую задачу.
В старших группах замысел основывается на теме игры, поэтому разнообразная полифункциональная предметная среда пробуждает активное воображение детей, и они всякий раз по-новому перестраивают имеющееся игровое пространство, используя гибкие модули, ширмы, занавеси, кубы, стулья.
Трансформируемость предметно-игровой среды позволяет ребенку взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявить активность в обустройстве места игры и предвидеть ее результаты.
Предметное содержание
Принцип формирования:
- Материалы, которыми насыщена ПРРС полифункциональны (не обладают жестко закрепленными способами употребления). Например, природные материалы, пригодны для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре). Например, использовать матрешку можно как счетный материал, как игрушку в строительной или режиссерской игре, изделие народного промысла, игровой материал для дидактических игр
- Для достижения максимальной реакции на предметное содержание РППС необходима обязательная смена игрушек, оборудования и прочих материалов. Если игры, игровые материалы находятся в группе длительное время, интерес ребенка к ним постепенно угасает. Появление новых предметов стимулирует игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
На данный момент возможности замены элементов РППС у нас ограничены. Поэтому мы находим выход в следующем:
• Смена местоположения, что побуждает детей более внимательно
относится к пространству и осуществлять поиск нового, более
интересного
• Наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.)
Предлагаем познакомиться с организацией РППС в наших дошкольных отделениях по ссылке:
https://drive.google.com/file/d/0B-_peu4FJyQDMHdJS01fRWVhdkU/view?usp=sh...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО
Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО
Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в подготовительной группе.
Предметно- развивающаяся среда в детсаде....
Представление опыта на ГМО по теме "Организация развивающей предметно-пространственной макро-среды территории детского детского сада"
1. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к насыщению и об...
Презентация: «Современные подходы к проектированию развивающей предметно – пространственной образовательной среды в соответствии с ФГОС в ДО »
Презентация: «Современные подходы к проектированию развивающей предметно – пространственной образовательной среды в соответствии с ФГОС в ДО »...
Особенности организации развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольного образовательного учреждения для средней группы
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО для средней группы ДОО....