Сравнительный анализ различий методов Дельфи и «мозговая атака»
методическая разработка на тему

Тикушина Светлана Евгеньевна

Сравнительный анализ различий методов Дельфи и «мозговая атака»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сравнительный анализ различий методов Дельфи и «мозговая атака»

Метод «мозгового штурма» — выработка решения путем свободной генерации идей участниками процедуры. Этот метод предназначен для выработки решений на инновационном уровне. Он предъявляет четкие требования к условиям процедуры и аналитическим способностям членов группы обработки идей.

Метод «мозгового штурма», называемый также методом «мозговой атаки» Его целью была разработка рекомендаций по организации процедуры коллективного поиска идей и выдвижения предложений в таких областях, как наука, техника, торговля и менеджмент.

В настоящее время этот метод хорошо известен и широко распространен. Грамотно спланированный и проведенный «мозговой штурм» позволяет достичь таких результатов, которые оказываются невозможными при использовании других методов. В менеджменте метод «мозгового штурма» предполагает творческий подход к решению возникших проблем или выбору направления дальнейшего развития организации.

Также этот метод называется — метод коллективной генерации идей (КГИ), что лучше всего раскрывает основное его содержание Чаще всего к этому методу приходится прибегать при необходимости исследования недостаточно изученных областей, при отсутствии «накатанных» дорог.

Главное, что отличает метод «мозгового штурма» от других процедур поиска решения — формирование как можно более широкого спектра идей и способов решения поставленной проблемы. Основой методологии метода является выход за границы традиционных представлений, имеющихся у специалистов в рассматриваемой области и выдвижение самых неординарных предложений.

Этапы «мозгового штурма»:

  1. Коллективная генерация идей. На этом этапе создаются условия для выдвижения как можно большего числа разнообразных идей и предложений. Продолжительность одного сеанса коллективной генерации идей составляет не более 20—30 минут. Все высказанные идеи фиксируются в протоколе.

Основным правилом проведения «мозгового штурма» является строгий запрет на любую критику высказываемых предложений. Приниматься к рассмотрению и фиксироваться должны все без исключения предложения, насколько бы фантастическими и даже абсурдными они не казались. Не допускается никакая предварительная оценка высказанных суждений, причем запрещается выражать свое отношение даже мимикой и жестами. Таким образом создается обстановка, максимально благоприятствующая свободному творческому поиску вариантов решения проблемы. Высказывание неординарных и в каком-то смысле фантастических идей приветствуется.

  1. этих Анализ выдвинутых идей. В ходе этого этапа осуществляется анализ и обобщение предложений, делаются выводы и формулируется окончательный вариант решения. Для этого создаются две группы: группа «генераторов идей» и группа экспертов-аналитиков.

Этапы проведения «мозговой атаки»:

1. Подготовительный этап - формируются группы участников мозговой атаки. Как показывает опыт, оптимальная численность группы «генераторов идей» составляет 10-15 человек. Группа «критиков» может насчитывать до 20-25 человек. Главными принципами отбора в эту группу являются широкая эрудиция, гибкость мышления, воображение, склонность к фантазированию, а также разнообразие профессий, квалификации и опыта участников. В эту группу желательно включать и активно мыслящих дилетантов, способных предложить свежее, оригинальное решение. Группа «критиков», как правило, формируется из числа узких специалистов, обладающих аналитическим складом ума и трезво оценивающих реальные возможности осуществления предложенных идей.

2. Этап постановки проблемы - участники мозговой атаки ознакомятся с решаемой проблемой и настраиваются на активную мыслительную деятельность. Для этого организаторы мозговой атаки предоставляют им всестороннее описание проблемной ситуации, включающее в себя: изложение сути проблемы; анализ причин возникновения проблемы и возможных последствий развития проблемной ситуации; анализ опыта решения подобных и смежных проблем; классификацию возможных подходов и путей решения проблемы; формулировку основных ограничений и целей принятия решения.

3. Этапе генерации идей - организаторы мозговой атаки создают атмосферу благожелательности и поддержки, освобождающую участников от излишней скованности. Обстановка, в которой проводится обсуждение, должна способствовать открытому и свободному высказыванию различных идей, мнений и предположений. Ведущий должен еще раз доводит до сознания участников, что приветствуются любые идеи, что необходимо получить много идей, и что участники «мозговой атаки» должны попытаться комбинировать или усовершенствовать идеи, выдвинутые другими.

Вначале каждый член группы работает самостоятельно, обдумывая поставленную проблему. Затем ведущий дискуссии просит участников высказываться. При этом он может использовать принудительный опрос, чтобы быстрее возбудить их активность. После этого процесс генерации идей развивается, как правило, спонтанно и лавинообразно. Ведущий в этом процессе играет пассивную роль, передавая слово для выступления желающим высказаться и координируя работу группы. Очередной выступающий зачитывает свои идеи, остальные слушают и записывают на отдельных карточках новые идеи, возникшие под влиянием услышанного. Кроме того, все идеи могут фиксироваться секретарем на специальной доске или экране. После вспышки активности в процессе обсуждения может наступить некоторое затишье. Это не означает, что все идеи закончились — просто идет обдумывание. Идеи каждого из участников порождают в умах остальных специфическую реакцию, которая в силу запрета критики формируется как новая, отсутствующая идея. Наибольшую ценность имеют идеи, которые непосредственно связаны с ранее высказанными мыслями или возникли в результате их объединения. За один час работы группа может выдвинуть до 150 новых идей. Это объясняется основной концепцией мозговой атаки — дать новым идеям выход из подсознания.

4. Этап систематизации идей - выполняются следующие действия: составляется общий список всех высказанных идей; каждая идея формулируется в общепринятых терминах; выявляются повторяющиеся и дополняющие идеи, которые затем объединяются в одну комплексную идею; формируются признаки, по которым различные идеи можно объединить в группы; идеи объединяются в группы; происходит систематизация идей в группах. В каждой группе идеи записываются от более общих к более частным, дополняющим или развивающим общие идеи.

5. Этапе критики идей - работает группа «критиков». На этом этапе каждая идея подвергается всесторонней критике, происходит деструктурирование неперспективных и нереалистичных идей.

Основной принцип — рассмотрение каждой идеи только с точки зрения препятствий к ее осуществлению, т.е. участники дискуссии должны выдвигать доводы, которые опровергают обсуждаемую идею. Но в процессе дескрутирования идеи важно сохранить ее «рациональное зерно» (если оно есть) и получить на его основе контридею, содержащую реальное предложение по решению проблемы.

Результат этого этапа — перечень критических замечаний относительно каждой идеи или группы идей, а также список контридей.

6. Этапе разработки альтернатив - производится оценка всех полученных идей, контридей и критических замечаний с тем, чтобы составить окончательный список практически приемлемых альтернатив, направленных на решение проблемы. С этой целью разрабатывается перечень показателей для оценки реалистичности и приемлемости каждой идеи. В окончательный список попадают только такие идеи, которые удовлетворяют всем установленным ограничениям. Эти идеи играют роль альтернативных вариантов выбора и предъявляются руководителю организации для более глубокого анализа и принятия решения.

Метод Дельфи — организация нескольких этапов анонимного анкетирования экспертов с поэтапной обработкой результатов. Это метод предназначен для прогнозирования и поддержки принятия решений. Его особенностью является наличие обратной связи по результатам каждого этапа процедуры. Является очень эффективным средством подготовки управленческих решений.

Сущность метода Дельфи состоит в проведении нескольких этапов письменного анонимного анкетирования экспертов. Причем анкеты второго и последующих этапов содержат обработанные результаты предыдущих анкет, а также выводы и комментарии экспертов. Промежутки между этапами анкетирования могут быть от нескольких часов до нескольких месяцев в зависимости от сложности и масштабов решаемой задачи.

Таким образом, в основе метода лежит принцип постепенного повышения степени достоверности результатов.

Достоинство данного метода состоит в том, что он позволяет обобщать индивидуальные мнения отдельных экспертов в согласованное групповое мнение.

Особенности метода Дельфи:

- Анонимность экспертов - в ходе проведения экспертизы участники экспертной группы неизвестны друг другу и их взаимодействие в процессе опроса полностью исключено. Это достигается использованием специальных анкет, а также другими способами индивидуального опроса, например, в режиме диалога с компьютером.

- Регулируемая обратная связь - проведение нескольких туров опроса, результаты которых сообщаются экспертам.

- Статистическая характеристика группового ответа - группа экспертов рекомендует вариант решения, опирающийся на мнение большинства, т.е. такую альтернативу, которую выбрало бы большинство членов группы.

Опрос проводится в несколько туров (как правило — четыре), на каждом из которых экспертов информируют о результатах предыдущего и просят обосновать свое мнение, что дает возможность уменьшить разброс индивидуальных оценок. Но это не значит, что эксперт должен соглашаться с чьим-то мнением, он может остаться и при своем. С другой стороны, в результате такой процедуры эксперт может и изменить свою оценку без огласки, не «теряя лица», так как опрос анонимный.

Этапы экспертного опроса:

1. Формирование рабочей группы - задача рабочей группы заключается в организации процедуры экспертного опроса.

2. Формирование экспертной группы – группа экспертов должна включать 10-15 специалистов в данной области. Компетентность экспертов определяется путем анкетирования, анализом уровня реферирования (количества ссылок на работы данного специалиста), использованием листов самооценки.

3. Формулирование вопросов - формулировки вопросов должны быть четкими и однозначно трактуемыми, предполагать однозначные ответы.

4. Проведение экспертизы - предполагает повторение нескольких шагов проведения опроса.

5. Подведение итогов опроса.

После каждого тура ответы обрабатываются и анализируются аналитиками с целью выявления крайних значений оценок – верхней и нижней границы, а также их обоснований, высказанных отдельными экспертами. Затем находится среднее значение, устанавливается величина разброса экспертных оценок, на основе которой делается заключение о согласованности точек зрения экспертов.

На следующем туре результаты обработки оценок первого тура доводятся до членов экспертной группы с указанием расположения их собственных оценок. В последующих турах эксперты либо аргументируют свои сильно отличающиеся от средних оценки, либо корректируют их, находя новые доводы в их пользу.

Эксперты по результатам представленных расчетов могут увидеть, как корреспондируется их мнение с мнением всей группы экспертов. Они могут изменить свои мнения или оставить прежними, но в этом случае выдвинуть контраргументы в свою пользу. При этом строго соблюдается принцип анонимности. Таким образом проводится 2-3 тура. В итоге получаем довольно точную групповую оценку.

Заключение

Таким образом, технологии «мозгового штурма» имеют большую значимость, т.к. полезны не только для коллективного решения проблем на деловом совещании, развития творческого потенциала его участников, повышения стоимости ресурсов компании, но также для развития смысловой, коммуникативной и эмоциональной компетентности руководителей и специи. Несомненно, что грамотный руководитель должен всегда держать на вооружении данную технику принятия решений, ведь она способствует мышлению роста, ориентации на развитие и поиску возможностей, управлению смыслом. Это позволяет коллективу не только выжить в условиях интеллектуальной конкуренции, но и благодаря компетентности и эмоциональной грамотности при внедрении инноваций создать корпоративную культуру, способствующую стабильному успеху, и помочь понять более глубокие причины перемен.

Метод Дельфи имеет несомненные преимущества по сравнению с методами, основанными на обычной статистической обработке результатов индивидуальных опросов. Он позволяет уменьшить колебания по всей совокупности индивидуальных ответов, ограничивает колебания внутри групп. При этом, как показывают проводимые эксперименты, наличие малоквалифицированных экспертов оказывает менее сильное влияние на групповую оценку, чем простое усреднение результатов ответов, поскольку ситуация помогает им исправить ответы за счет получения новой информации от своей группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сравнительный анализ нормального и отклоняющегося развития речи

                         Для  слушателей курса повышения квалификации «Диагностика и коррекция  речевых нарушени...

Сравнительный анализ занятий

Воспитателям, особенно молодым, без стажа работы, иногда непросто построить занятие, если нет подробного конспекта, для своих воспитателе я стараюсь весь материал представить в таблицах , чтобы было к...

Сравнительный анализ занятий

Воспитателям, особенно молодым, без стажа работы, иногда непросто построить занятие, если нет подробного конспекта, для своих воспитателе я стараюсь весь материал представить в таблицах , чтобы было к...

Анализ педагогической деятельности и заболеваемости группы "Росинка" в сравнительном анализе.

Вашему вниманию представлен материал по педагогической деятельности и заболеваемости группы "Росинка"....

Сравнительный анализ современных и традиционных методов обучения педагогов в образовательном учреждении

АннотацияИнновационные методы обучение персонала для большинства российских и зарубежных организаций в настоящее время играют ключевую роль в системе персонал-менеджмента. Быстро изменяются как внешни...

Мозговая атака «Воспитание у дошкольников культуры здоровьесбережения»

Мозговая атака«Воспитание у дошкольников культуры здоровьесбережения»...