Сравнительный анализ требований, предъявляемых "Типовой программой музыкального воспитания дошкольников" и ФГТ
методическая разработка по теме
Новые подходы в музыкальном воспитании дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_rmo.doc | 82.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение Центр развития ребенка – детский сад №1 пос. Новый
Доклад на тему:
« Сравнительный анализ требований, предъявляемых «Типовой программой по музыкальному воспитанию детей» и ФГТ»
Составила: Файрушина О.В.
Музыкальный руководитель
МБДОУ ЦРР-детский сад №1
пос.Новый
2012 год
Сегодня здоровье детей (физическое, психическое и нравственное) – это самая актуальная проблема дошкольного и школьного образования России.
Также, в каждом ДОУ имеются дети, имеющие нарушения психосоматического (от лат. «псюхе – душа, сома – тело») характера, часто болеющие дети, различные отклонения в поведении, продолжительное эмоциональное напряжение в виде страха, тоски, ненависти, отчаяния, обиды.
Основными причинами возникновения негативных эмоций могут быть:
- Неправильные взаимоотношения и взаимодействия старших и младших, т.е. родителей и детей, а также педагогов;
- Сокращение возможности для отдыха и эмоционально-двигательной разрядки;
- Ослабленное здоровье ребенка;
- Все увеличивающиеся учебные нагрузки, не соответствующие возможностям и здоровью ребенка.
Активность и познавательная деятельность таких детей очень низкая, а те отрицательные эмоции, которые у них преобладают, блокируют функции мозга: внимание, память, мышление.
Как же помочь ребенку избавиться от душевных переживаний и получить удовольствие и радость от жизни?
Попробуем помочь ребенку средствами музыкального искусства.
Музыкальное искусство – средство формирования гармоничной личности и развития специальных и творческих способностей детей. Также, мы обращаемся к нему, как к лечебному средству, которое способно:
- Изменить душевное самочувствие каждого ребенка, избавить его от угнетающих переживаний, формируя взамен положительные эмоции;
- Привести к равновесию его жизненные ритмы (пульс, дыхание, моторику);
- Облегчить общение с другими детьми и взрослыми;
- Сформировать чувство внутреннего контроля;
- Развить внимание, память, мышление.
Всем известно, что целью традиционной программы музыкального воспитания является – формирование гармоничной личности и развитие музыкальных способностей детей средствами музыкального искусства.
Кроме того, в программе обозначены определенные временные рамки и сроки, в которые педагогу необходимо уложить решение задач по усвоению детьми программного материала.
Это реально? Теоретически – да! А практически ? Не совсем! Почему?
Во-первых, существует возможность внезапных отклонений психофизического здоровья детей, состояния их нервной системы и нестабильность их поведения, состояния их нервной системы и нестабильность их поведения, которые срывают все заранее намеченные планы. Их заранее предусмотреть невозможно.
Во-вторых, психологи напоминают, что отрицательные эмоции, сопровождающие недомогание или плохое самочувствие, блокируют основные необходимые для развития ребенка функции мозга: внимание, память, мышление.
Поэтому, вся дальнейшая работа по формированию и развитию каких-либо умений и навыков бесполезна, т.к. мозг ребенка отключен.
Как же быть?
Общение с музыкой в разных видах деятельности должно приносить радость детям и удовольствие, т.е. без установки на достижение определенного результата.
Если мы заметили у ребенка состояние усталости и переутомления, потеря интереса и желания заниматься, то нужно сразу переключить детей на другую деятельность или прекратить вообще. Продолжение работы в таком состоянии не только бесполезно, но и вредно для здоровья детей.
А если мы видим, что ребенку интересно на занятии, то мы способствуем исправлению таких качеств личности ребенка как: неуверенность, низкая самооценка, тревожность и как следствие – пониженная стрессоустойчивость.
Как же разнообразить музыкальные занятия и сделать их интересными?
Для этого давайте проанализируем требования, которые к нам предъявляет «Типовая программа воспитания и обучения детей в детском саду» и ФГТ.
Цель «Типовой программы воспитания и обучения детей в детском саду» - своевременное всестороннее развитие психических и физических качеств детей от рождения до 7 лет в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.
Задачи:
- Пробуждать у детей активный интерес и любовь к музыке, знакомить их с разнообразными произведениями;
- Приобщать и обучать навыкам исполнения разных видов деятельности – пения, ритмического движения, игре на ДМИ;
- Формировать творческие проявления при инсценировке песен, танцев, игр.
Виды музыкальной деятельности:
- Слушание
- Пение
- Музыкально-ритмические движения
- Игра на детских музыкальных инструментах
Цель образовательной области «Музыка»: развитие качеств (физических, личностных, интеллектуальных), характеризующих социальный портрет ребенка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования, формирование ценностного отношения к музыке.
Содержание образовательной области "Музыка" направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку.
Задачи:
- Развитие разнообразных качеств ребенка;
- Приобщение к музыкальному искусству;
- Освоение ребенком музыкально-художественной деятельности.
Виды музыкальной деятельности:
- Слушание
- Исполнительство (пение, музыкально-ритмические движения, элементарное музицирование)
- Импровизация
- Экспериментирование
- Музыкально-дидактические игры
Специфика дошкольного образования такова, что достижения детей дошкольного возраста определяются не суммой конкретных ЗУНов, а совокупностью личностных качеств. Поэтому неправомерно предъявлять жесткие требования к результатам, что присутствует в стандарте начального общего образования.
Разработчики ФГТ предлагают раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования». В нем описаны интегративные качества, которые ребенок может приобрести в результате освоения программы.
Интегративные качества | Результаты психолого-педагогической работы по реализации образовательной области «Музыка» |
1. Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками | 1. Ритмично двигается под музыку 2. Выполняет простейшие танцевальные движения 3. Играет в музыкально-подвижные игры |
2. Любознательный, активный | 1. Любознательный, активный 2. Проявляет интерес к музыке как средству познания эмоций, чувств, настроений, как средству самовыражения |
3. Эмоционально отзывчивый | 1. Эмоционально отзывается на музыкальные образы, переданные контрастными средствами выразительности 2. Понимает настроение и характер музыки, какого-либо образа |
4. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками | 1. Овладевший средствами сообщения о своем настроении с помощью музыки 2. Совместная деятельность (слушание, совместное исполнение, совместное творчество, музыкально-подвижные игры) |
5. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения | 1. Соблюдает культуру поведения в коллективной музыкальной деятельности |
6. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту | 1. Способен решать задачи, связанные с самостоятельным выбором исполнения музыки разными способами (пение, танец, элементарное музицирование), творческой импровизации, придумыванием характеров музыкальных образов и средств выразительности, попытками элементарного сочинительства музыки |
7. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе | 1. Имеет первичные представления об выразительных и изобразительных возможностях музыки, богатстве музыкальных образов, настроений и эмоциях 2. Имеет первичные представления об элементарных музыкальных формах, жанрах музыки, некоторых композиторов |
8. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности | 1. Следует показу и объяснению при разучивании песен, танцев и т.д. 2. Стремится к результату музыкальной деятельности (хорошо спеть, станцевать) 3. Стремится перенести полученные умения в самостоятельную музыкальную деятельность |
9. Овладевший необходимыми умениями и навыками | 1. Умеет, соответственно характеру музыки исполнять музыкальные произведения (песни, танцы, инструментальные пьесы в оркестре) |
Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками.
У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.
Любознательный, активный.
Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире. Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать. В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
Эмоционально отзывчивый.
Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, Владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.
Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.
Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.
Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
– овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Музыкально-художественная деятельность может развивать у ребенка и другие качества.
Психолого-педагогические задачи
Качества | Виды музыкальной деятельности | ||
Слушание | Исполнительство | Творчество | |
Интерес к музыке | Развивать интерес к музыке разных жанров и направлений | Развивать интерес к участию в разных видах музыкального исполнительства | Стимулировать интерес к музыкальному самовыражению |
Музыкальная эрудиция | Накапливать первичный опыт «наслушанности» музыки. Развивать музыкальный кругозор (жанры музыки) | Развивать музыкальный кругозор (знание песен, танцев, музыкальных ритмов) | Развивать стремление к тровческим высказываниям о музыке |
Музыкальный вкус (избирательность) | Развивать умение выбора предпочитаемой музыки для слушания | Развивать умение выбора предпочитаемого вида исполнительской деятельности | Развивать умение выбора музыкальной основы для импровизации |
Эмоциональная отзывчивость | Развивать умение понимать и интерпретировать музыкальные образы | Развивать умение создавать эмоционально-выразительные образы в песнях, танцах | Стимулировать интерес к творческому самовыражению |
Умелость (певческие, танцевально-двигательные умения, умения элементарного музицирования) | Развивать умение использовать опыт исполнительской деятельности в процессе понимания и выражения воспринимаемого музыкального образа | Развивать специальные исполнительские умения | Развивать умения переноса, комбинирования для самостоятельного исполнения музыки |
Самостоятельность | Развивать стремление самостоятельно слушать музыку | Развивать стремление к самостоятельному музыкальному исполнительству | Развивать стремление к сочинительству музыки |
Творчество | Творческая интерпретация музыкальных образов | Развивать способности к импровизации | Развивать стремление к сочинительству музыки |
В портрете выпускника отражаются качества личности ребенка и степень их сформированности.
Схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослым, затем в совместной деятельности со сверстниками и становится самодеятельностью.
Конечно, занятие в детском саду не отменяется, но в него следует вкладывать иной смысл: занятие как занимательное дело, имеющее интегрированный характер.
Не нужно подходить к занятию, как к урочно-оценочной системе работы, когда педагог работает по плану, который он должен выполнить. Педагог на одной стороне, а дети – на другой. Педагог говорит и показывает, как надо, а дети повторяют. При такой системе дети постоянно «должны» и «обязаны». Запомните, вам никто не должен и никто не обязан. Невозможно заставить полюбить, можно только увлечь их, заинтересовать.
Игровая система – единственная, в которой ребенок чувствует себя непринужденно и успешно развивается.
Педагог, в свою очередь, должен находиться не «над», не «под», а участвовать вместе с детьми.
А главное – важен сам процесс музыкальной деятельности в эмоционально положительной обстановке, а не его результат, который достигается методом натаскивания и муштры. Поэтому, не важно, когда ребенок придет к хорошему результату, главное – он на пути к нему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сравнительный анализ примерных образовательных программ
Сравнительный анализ примерных образовательных программ, переработанных (или специально написанных) в соответствии с ФГТ: "От рождения до школы", "Истоки", "Детство" и "Успех". Описаны концептуальные ...
Диаграмма сравнительного анализа усвоения детьми программы.
Диаграмма сравнительного анализа усвоения детьми образовательных программ....
Сравнительный анализ обще- образовательной программы по музыке ФГОСа и музыкального направления ФГТ.
Сравнение содержания образовательных курсов по музыке в школе и в детском саду....
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТРЕБОВАНИЙ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ: С ФГТ И ФГОС
В работе анализируются различия требований к структуре Программ дошкольного образования в соответствии с ФГТ и ФГОС...
Сравнительный анализ требований ФГТ и ФГОС ДО Информационно-аналитическая карта
Цель: определение ключевых изменений, принципиальных позиций. Объект измененияФГТФГОС ДОПредмет регулированиянормы и положения, обязательные при реализации ООП ДО образовательными учреждени...
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРИНЦИПОВ ТРАДИЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ И ПРОГРАММЫ, РАЗРАБОТАННОЙ НА ОСНОВЕ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье дан сравнительный анализ принципов традиционной программы и программы, разработанной на основе ФГОС дошкольного образования....
Сравнительный анализ принципов традиционной программы и программы, разработанной на основе ФГОС дошкольного образования
Презентация к статье "Сравнительный анализ принципов традиционной программы и программы, разработанной на основе ФГОС дошкольного образования"...