Семинар-практикум "Занимательные блоки"
методическая разработка на тему
Семинар-практикум поможет педагогам как можно использовать блоки Дьениша в развитии детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_pkartikum_bloki_denisha.docx | 24.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 11 «Умка» г. Павлово
СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ
для педагогов на тему:
«Формирование элементарных математических представлений
о геометрических фигурах
с помощью блоков «Дьениша»
Выполнила: Нефедова И.В.
2017 г.
Цель: повысить компетентность педагогов в вопросе, влияния блоков Дьениша на развитие логического мышления у детей.
Задачи:
1.Уточнить знания педагогов о Блоках Дьениша.
2. Формирование у педагогов понимания о роли влияния блоков Дьениша на развитие логического мышления у детей.
3.Развивать творческую активность педагогов
4.Воспитывать дружеские взаимоотношения, желание помочь друг другу при выполнении заданий.
Оборудование: блоки Дьениша, три обруча: синий, красный, жёлтый, карточки схемы
1 часть. Вводная часть.
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был всесторонне развит. Каждый ребенок хочет одного – играть. Десятки развивающих методик совмещают обучение и игру. Через игру действует и система Дьенеша. Венгерский математик, психолог, педагог – Золтан Дьенеш настолько влюблен в свою науку, что задается вопросом, почему многие люди считают математику трудной? Не из детства ли растут корни этих трудностей? Многие годы Золтан посвящает исследованиям, преподаванию математики детям в разных странах и в итоге выясняет – только задействуя творческий потенциал ребенка, можно привить любовь к математике и добиться реальных успехов в изучении этой науки.
Золтан Дьенеш предлагает использовать для игр «логические блоки» (иногда их называют кубиками Дьенеша). Логические блоки Дьенеша - это набор из 48 геометрических фигур, причем в наборе нет ни одной одинаковой, все они различаются свойствами: формой (круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные), цветом (красные, желтые, синие), размером (большие и маленькие) и толщиной (толстые и тонкие).
Во многих странах мира успешно используется дидактический материал «Логические блоки», для развития логического мышления у детей. Последнее десятилетие этот материал завоевывает все большее признание у педагогов нашей страны
Опыт российских педагогов показал эффективность использования логических блоков как игрового материала в работе с детьми дошкольного и начального школьного возраста для:
• Ознакомления детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером;
• Развития мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;
• Усвоения элементарных навыков алгоритмической культуры мышления; • Развития познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения;
• Развития творческих способностей.
Блоки Дьенеша – универсальны дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития детей, поставленные в комплексных программах «Детство», «Развитие», «От рождения до школы» и других.
Сам по себе набор – потрясающее поле для деятельности, десятки игр разной степени сложности объединят ребенка и взрослого. В ходе занятий с блоками Дьенеша ребенок учится выявлять и абстрагировать свойства предметов, сравнивать, классифицировать и обобщать, развивает способности к логическим действиям.
- часть: Для опытных педагогов: Придумать дидактическую игру, используя блоками Дьениша и научить играть всех педагогов.
Вопрос – ответ ( Для молоых специалистов)
1.Как вы считаете, что такое блоки Дьенеша?
Ответ: «логические фигуры», «логические кубики», «логические блоки»
2.Как вы считаете, с какого возраста можно заниматься блоками Дьениша.
Ответ: Работу с блоками Дьенеша следует начинать с младшей группы.
3. Что развивают у ребёнка блоки Дьениша?
Ответ: развивают логического мышления.
4. Как вы считаете, какие 4 свойства фигур различаются в блоках?
Правильный ответ: В блоках – идет различие по четырем свойствам: форма, цвет, размер и толщина.
5. Как вы считаете, способствуют ли блоки Дьениша речевому развитию ребёнка?
Ответ: Игры с блоками Дьенеша способствуют развитию речи: дети учатся рассуждать, вступают в диалог со своими сверстниками, строят свои высказывания, используя в предложениях союзы «и», «или», «не», и др., охотно вступают в речевой контакт со взрослыми, обогащается словарный запас, пробуждается живой интерес к обучению.
6. Как вы думаете, где мы можем использовать эти блоки, в каких играх?
Ответ: В подвижных играх (предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов).
В настольно-печатных играх (Изготовление карты к играм «Рассели жильцов», «Какой фигуры не хватает», «Найди место фигуре», «Головоломка»).
В сюжетно-ролевых играх: «Магазин» (деньги обозначаются блоками, цены на товарах обозначаются кодовыми карточками). «Почта» (адрес на посылке, письме, открытке обозначается блоками, адрес на домике – кодовыми карточками, аналогично: «Поезд», «Автобус» билеты, места).
3часть. Практическая
Ведущий: предлагаю вам поиграть:
1.Игра «Змейка»
Задание: Положите любую фигуру. От нее выстраивайте длинный ряд, словно змейку, так, чтобы соседние фигуры не повторялись (по цвету, размеру, толщине)
2.Игра «Поиск»
Задание:
-найдите фигуры такие же, как эта по цвету,(Жёлтый круг), но другой формы.
-найдите фигуры такие же по форме, как (синий прямоугольник), но другого размера.
3. Задание: Из блоков можно составлять плоскостные изображения предметов: машинка, паровоз, дом, башня.
4. Задание.
Для опытных педагогов предложить придумать задание – игру , используя три обруча.
Игра с одним обручем (для молодых педагогов)
На полу лежит обруч. У каждого педагога в руке один блок. Педагоги по очереди располагают блоки в соответствии с заданием ведущего. Например, внутри обруча - все красные блоки, а вне обруча - все остальные. Ведущий задаёт вопросы: Какие блоки лежат внутри обруча? (Красные). Какие блоки оказались вне обруча? (Некрасные). Верен именно такой ответ, т.к. важно лишь то, что внутри обруча лежат все красные блоки и никаких других там нет, а свойство блоков вне обруча определяется через свойство тех, которые лежат внутри.
Игра с двумя обручами (для молодых педагогов)
На полу два разноцветных обруча (синий и красный), обручи пересекаются, поэтому имеют общую часть. Ведущий даёт задание : расположите блоки так, чтобы внутри синего обруча оказались все круглые блоки, а внутри красного обруча - все красные. На первых порах вызывает затруднение проблема, куда положить красные и круглые блоки. Их место в общей части двух обручей. После выполнения практической задачи по расположению блоков педагоги отвечают на четыре вопроса:- Какие блоки лежат внутри обоих обручей?- Внутри синего, но вне красного обруча?- Внутри красного, но вне синего?- Вне обоих обручей? Следует подчеркнуть, что блоки надо назвать здесь с помощью двух свойств - формы и цвета.
Игра с тремя обручами ( для опытных педагогов)- мой вариант
Блоки раскладываются в три обруча. На пересечении двух кругов будут находиться блоки с пересекающимися свойствами. Например, сложите в первый обруч треугольные блоки, во второй – красные, в третий – квадратные. Педагоги убеждаются, что красные треугольные блоки нужно расположить на пересечении первого и второго обруча.
4часть. Заключительная. Рефлексия
- А сейчас уважаемые педагоги предлагаю Вам достать из моей коробочки небольшие листочки - записки, на которых написана фраза, которую нужно продолжить.
Перечень фраз:
сегодня я узнала…
было интересно узнать…
мне понравилось…
мне не понравилось…
мне запомнилось…
теперь я могу применять…
я научилась применять…
я попробую сама…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр с блоками. Игры и упражнения с логическими блоками Дьенеша
Игры и упражнения с логическими блоками Дьенеша...
Проект «Цветные блоки и палочки» по использованию блоков Дьенеша и палочек Кюизенера с детьми среднего дошкольного возраста.
Цель проекта: развитие интеллектуальных, творческих, личностных качеств ребёнка дошкольного возраста, посредством использования логических блоков Дьенеша и цветных палочек Кюизенера....
Нетрадиционные формы работы с детьми по ФЭМП:"Сказка в царстве блоков" или "Сказочная математика:играем с блоками Дьенеша"
В памятке для педагогов представлен практический материал по применению блоков Дьенеша в работе с детьми ....
Программа по освоению детьми дошкольного возраста блоков Дьенеша и палочек Кюизенера «Путешествие в стране блоков и палочек»
Программа для детей младшего и среднего дошкольного возраста по освоению детьми блоков Дьенеша и палочек Кюизенера, направлена на развитие познавательных процессов детей посредством развивающих игр....
«Блоки Дьенеша – логическая игра для развития и ума» Логические блоки Дьенеша.
Консультация для родителей...
Методическая разработка. Конспекты занятий для детей с РАС. Блок I Осень. Блок II Зима. Блок III Весна.
Ребенок с аутизмом часто не осознает свою потребность в эмоциональное общение. Как же достучаться до него и восполнить данную потребность? Для этого существует игротерапия, которую во в...
Консультация для родителей «Логические блоки Дьенеша — универсальный дидактический материал. Игры с блоками Дьенеша»
В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического, разви...