Современные подходы в повышении профессиональной компетентности педагогов дошкольных учреждений
консультация
Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования. В ряде законодательных актов говорится об актуальности проблемы подготовки высококвалифицированного педагога, готового осваивать и внедрять инновации, умеющего самостоятельно принимать решения, гибко адаптирующегося к изменяющимся условиям жизни. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность.
В словаре, понятие «компетентность» рассматривается как «знания, сведения в определённой области». В настоящее время в науке нет единого подхода к определению понятия «профессиональная компетентность педагога».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методические рекомендации | 19.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные подходы в повышении профессиональной компетентности педагогов дошкольных учреждений
Офицерова Татьяна Вячеславовна
старший воспитатель
Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования. В ряде законодательных актов говорится об актуальности проблемы подготовки высококвалифицированного педагога, готового осваивать и внедрять инновации, умеющего самостоятельно принимать решения, гибко адаптирующегося к изменяющимся условиям жизни. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность.
В словаре, понятие «компетентность» рассматривается как «знания, сведения в определённой области». В настоящее время в науке нет единого подхода к определению понятия «профессиональная компетентность педагога».
Мы рассматриваем развитие профессиональной компетентности как развитие творческой индивидуальности педагога, формирование готовности к принятию нового, развитие восприимчивости к педагогическим инновациям. За основу структуры профессиональной компетентности педагогов в нашем учреждении взяты компоненты профессиональной компетентности, выделенные Аэлитой Капитоновной Марковой:
- ценностно-смысловой компонент;
- когнитивный компонент;
- деятельностный компонент;
- личностный компонент.
Основной целью работы методической службы является: создание целостной системы взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на повышение профессиональной компетенции каждого педагога, на развитие творческого потенциала всего педагогического коллектива.
Следует отметить, что одним из условий повышения качества работы является дифференцированное оказание помощи педагогам. Наша задача – оказать помощь конкретному педагогу в решении тех проблем, которые вызывают у него затруднение или вызывают наибольший интерес.
Система методических мероприятий в образовательном учреждении постоянно развивается через применение современных форм и методов работы с педагогами. Сегодня мы все чаще используем «активные методы обучения». Они строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями, на самостоятельное овладение знаниями в процессе активной познавательной деятельности. Это способствует саморазвитию и самореализации педагогов, приобретаются умения выражать собственную точку зрения, высказывать оценочные суждения.
Развитие профессиональной компетентности педагогов на рабочем месте реализуется через следующие формы работы:
- консультации,
- педагогические советы,
- круглые столы, семинары,
- деловые игры,
- конференции,
- городские методические объединения,
- мастер-классы,
- конкурсы профессионального мастерства,
- использование проектной деятельности и презентаций.
Наиболее распространенной формой работы в развитии профессиональной компетентности педагогов дошкольного учреждения с активным включением их в творческую деятельность являются консультации: «Внедрение ФГОС в образовательный процесс ДОУ», «Интеграция образовательных областей в образовательной деятельности во взаимодействии педагогов», на которых педагогам предлагается справочная, нормативная и методическая литература, которая постоянно обновляется и пополняется в методическом кабинете дошкольного учреждения. В детском саду организована рубрика «Знакомимся с нормативно-правовыми документами».
На педагогических советах МБДОУ «Детский сад «Паровозик» решаются вопросы:
- направление образовательной деятельности;
- вопросы содержания, форм и методов образовательного процесса, планирования образовательной деятельности;
- вопросы повышения квалификации кадров;
- обобщение, распространение, внедрение педагогического опыта.
Развитию педагогической компетентности педагогов их активизации способствовали педагогические советы на тему: «Проектная деятельность в ДОУ», «Обновление образовательного процесса ДОУ в соответствии с ФГОС к структуре образовательной программы», «Повышение профессиональной компетентности педагогов - важное условие улучшения качества дошкольного образования». В практике нашего учреждения при проведении тематических педсоветов используются нетрадиционные формы проведения: КВН, деловая игра, круглый стол. Они побуждают педагогов к мыслительной и практической деятельности, ибо направлены не на изложение готовых знаний, не на их воспроизведение, а на самостоятельное овладение знаниями в процессе познавательной деятельности.
Эффективной формой обмена опытом по развитию профессиональной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения, является мастер-класс на тему: «Лучший опыт - достояние всех». Его центральным звеном является демонстрация оригинальных практических методов работы с воспитанниками, передача педагогического мастерства от педагогов со стажем молодым педагогам и наоборот, позволяющая демонстрировать новые возможности педагогики.
Важно, что при этом педагоги не получают готовые знания, а имеют возможность проектировать способы решения какой-либо проблемы при совместном обсуждении, в процессе самостоятельного изучения методической литературы, сравнения и анализа разных точек зрения. Это создает условия для повышения активности и инициативы воспитателей, поощрения их творческих поисков.
Увидеть, как работают коллеги, использовать их позитивный опыт, осознать свои недочеты помогают открытые просмотры видов детской деятельности в ходе посещения методических объединений. В настоящее время активно ведется работа по организации взаимопосещения занятий, режимных моментов у педагогов внутри учреждения. Обязательным является обсуждение проведенного мероприятия по ряду критериев. Это способствует развитию аналитических умений, а также формированию адекватной оценки педагогов.
Как показывает практика, сегодня невозможно представить себе современный детский сад без новых информационных технологий. В настоящее время неотъемлемой частью профессиональной педагогической компетентности является ИКТ-компетентность. Для совершенствования умений педагогов в использовании компьютера был проведен мастер-класс «Информационные технологии в повышении компетентности педагога», где педагоги освоили технологию создания презентаций в программе Power Point, усовершенствовали знания в работе с программой Excel и Word. Результатом «мастер-класса» явилась презентация, которую разработал каждый педагог, с целью применения этой модели в практике собственной деятельности. В настоящее время педагоги активно используют интернет ресурсы для организации образовательного процесса.
Повышение ИКТ-компетенций позволило педагогам создать свои странички в интернете, размещать материалы в педагогических интернет-сообществах.
Для обеспечения эффективной системы повышения квалификации педагогов, стали использовать дистанционное обучение с применением коммуникационных технологий. Поэтому все большую популярность приобретают вебинары, онлайн-конференции. Полученной с курсов и вебинаров информацией, педагогическими новинками, эффективными методами работы с детьми, а также своим мнением по разным вопросам и проблемам воспитатели и специалисты делятся на педагогических встречах. Особая ценность данной формы работы для педагогов, в том, что она имеет эмоциональную окраску, личную оценку и практическую направленность.
С целью развития педагогической компетентности педагогов в МБДОУ «Детский сад «Паровозик» ежегодно проводится конкурс профессионального мастерства и повышения профессиональной компетентности педагогов - «Воспитатель года». Тема конкурса меняется: «Учимся, играя», «Экология и дети», но каждый педагог, в зависимости от темы, расширяет и углубляет свое направление работы, подтверждая теорией и практикой, доказывая исследовательской деятельностью результативность своей работы. На таких мероприятиях педагоги получают опыт публичного выступления, презентуя работу, учатся отстаивать свою точку зрения, аргументировать ответы на вопросы. Конкурсы способствуют развитию профессиональной компетентности педагогов, раскрывают творческий потенциал, побуждают к саморазвитию, самосовершенствованию. Ежегодно педагоги принимают участие не только в конкурсах внутри учреждения, но и в муниципальных, региональных, всероссийских конкурсах. Все чаще в копилке педагогов появляются грамоты за участие в интернет-конкурсах.
Но не один из перечисленных подходов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности.
Таким образом, система проведенных методических мероприятий, направленных на развитие профессиональной компетентности педагогов МБДОУ «Детский сад «Паровозик» расширила профессиональные интересы, способствовала развитию поисково-творческой деятельности педагогов, принятию оптимальных решений, проявлению инициативы, уровню их саморазвития. Педагоги проявляют интерес к инновациям, с желанием участвуют в работе творческих групп, профессиональных конкурсах, мастер-классах, семинарах, активно участвуют в научно-практических конференциях, занимаются саморазвитием профессиональной компетентности.
А закончить свое выступление мне хотелось бы словами «Готовить детей к переменам может только тот педагог, который сам готов к переменам, личностно развивающийся в профессии, обладающий высоким уровнем знаний и умений, рефлексией, развитой способностью к проектировочной деятельности, то есть профессионально - компетентный педагог».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
опыт работы по проблеме"Повышение профессиональной компетентности педагогов в организации проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении"
опыт работы преднозначен для старших воспитателей и воспитателей работающих по проектной технологииИнформация об опытеУсловия...
Модель организации повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования
В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, моб...
Опыт работы «Современные подходы в повышении профессиональной компетентности педагогов учреждений компенсирующего вида»
Раскрыты особенности работы в ДОУ по развитию профессиональных компетенций у педагогов....
Опыт работы по теме:«Повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации как условие повышения качества образования»
В работе раскрывается система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров....
Круглый стол «Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного учреждения как условие повышения профессиональной компетентности педагогов в общении с родителями».
Круглый стол «Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного учреждения как условие повышения профессиональной компетентности педагогов в общении с родителями»....
Профессиональная компетентность педагога дошкольного учреждения
На мой взгляд, наиболее полно компоненты профессиональной компетенции представлены Ольгой Вячеславовной Тихомировой....
«ИКТ технологии как метод повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольного учреждения»
Использование ИКТ технологий в работе воспитателя....