Проект "Центр детских открытий"
методическая разработка на тему
Создание условий для личностного и интеллектуального развития ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsentr_detskih_otkrytiy.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Номинация: «Организационная модель деятельности специалистов психолого-педагогического обеспечения (педагог-психолог) в условиях реализации ФГОС
общего образования»
Проект создания развивающей среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования
«Центр детских открытий»
Глаголева А. А. педагог-психолог МБДОУ
«Центр развития ребенка – детский сад № 194»
Тел. 2-249-247, 2 – 24-88-77
«Научиться играть на флейте
можно только играя самому»
Сократ
Наименование проекта
«Центр детских открытий»
- Актуальность.
Проект создания предметно – пространственной среды позволяет:
- Реализовать приоритетные задачи ФГОС по социально-личностному развитию детей во взаимосвязи с познавательной деятельностью.
- Освоить ребенку позицию субъекта деятельности и всем участникам образовательного процесса модель субъект - субъектного взаимодействия.
- Организовать педагогическую работу в соответствии с современными требованиями.
- Обеспечить преемственность работы детского сада и школы по ведущим видам деятельности и педагогическим технологиям.
Представленная модель развивающей среды является инновационной, т.к. не имеет аналогов в литературе. Деятельностный подход чаще декларируется и очень редко реализуется в практических разработках.
Предполагаемая среда:
- стимулирует познавательные способности активно исследовать новизну и сложность меняющегося мира, изобретать новые оригинальные стратегии деятельности, предметы и механизмы, быстро осваивать то, что открыто другими и делать собственные открытия;
- дает простор для реализации детской инициативы и поискового поведения (напряжения мысли, фантазии, творчества), в результате чего формируется активная жизненная позиция, способность преодолевать трудности, рассматривать несколько вариантов действий и выбирать оптимальный
- обеспечивает потребность детей в движении;
- предоставляет возможность детям действовать индивидуально («я могу»), осваивать навыки сотрудничества в парах и в группах («я могу», «ты можешь», «мы можем»);
- может быть использована в работе с педагогами и родителями для решения различных задач.
- Цель.
Создать предметно – пространственную развивающую среду для реализации технологии деятельностного подхода, обеспечивающего взаимосвязь познавательного и социально – личностного развития ребенка.
- Задачи.
- Оборудовать центр поиска и исследований для активизации познавательных интересов, освоения приемов, способов познания окружающего мира и группового взаимодействия при решении проблемно-поисковых ситуаций.
- Создать мастерскую моделирования и изобретательства для формирования созидательной, инициативной, творческой личности, способной самостоятельно ставить цель и находить пути и средства ее достижения, сотрудничать с взрослыми и детьми.
- Усовершенствовать центр игровой активности для развития ведущего вида детской деятельности – игровой, как основного условия социализации ребенка и формирования предпосылок учебной деятельности.
- Обеспечить необходимыми средствами центр «умной техники» (центр информационно-коммуникативных технологий) для формирования позитивного делового отношения к электронной технике, расширения возможностей познавательно-коммуникативной деятельности, поиска необходимой информации, организации интерактивного взаимодействия участников образовательного процесса.
- Краткое описание проекта.
В МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 194» для организации предполагаемой модели развивающей предметно-пространственной среды созданы определенные условия:
- имеются необходимые просторные современные помещения;
- детский сад активно сотрудничает с ОАО «Домостроительный комбинат», который с основания учреждения оказывает спонсорскую помощь в развитии материально-технической базы;
- сформирован педагогический коллектив, способный работать в инновационном режиме и внедрить в практику работы с детьми технологию деятельностного подхода на основе созданной развивающей среды;
- с 1996 года на базе детского сала работает центр педагогического мастерства г. Воронежа, с 2011г. – стажерская площадка при ВОИР.
Для реализации технологии деятельностного подхода важно создать современную развивающую предметно-пространственную среду. Мы предлагаем оборудовать центр детских открытий, т.к. важно не давать детям готовые знания, а создавать условия, чтобы ребенок сам их находил, самостоятельно делал свои открытия. В начале открытия дети совершают в совместной деятельности с взрослым на основе поисковых вопросов педагога, затем организуют самостоятельные индивидуальные или коллективные исследования. При этом изменяется позиция педагога с ретранслятора знаний и руководителя жизнедеятельности детей к организатору условий деятельности, который помогает детям сделать самостоятельный выбор, осознать, сформулировать желания, потребности и мотивы, уточнить цели и способы их достижений, организует взаимодействие детей в группах.
В центре поиска и исследований у детей имеется возможность знакомиться с объектами и явлениями реального мира в исследовательской деятельности. Мотивацией к ней служат проблемно-поисковые и игровые ситуации, которые придают деятельности практическую направленность и осмысленность, в то же время позволяют делать простые теоретические выводы. Для исследований и экспериментирования создаются сообщества участников, где возможно особое распределение ролей и исследовательских действий, совместное содержательное обсуждение, углубляющее понимание изучаемой реальности. Дети в центре смогут реализовать собственные исследовательские проекты. Центр поиска и исследований оборудуется измерительными приборами для наблюдений, лабораторной посудой, набором материалов для ознакомления с живой и неживой природой, предметным миром. Дети откроют свойства воздуха, воды, песка, глины, камней, бумаги, ткани, дерева и др., отличия живого и неживого, потребности растений и животных. Дети смогут изучать свойства продуктов питания, создавать новые.
В мастерской моделирования и изобретательства создаем условия для моделирования реального мира и создания творческих собственных и совместных проектов. Дети откроют возможности различных материалов, способы действий с ними, будут изобретать новые объекты, осуществлять практически варианты решения проблемно-поисковых ситуаций. Они смогут отразить, расширить и обобщить полученный опыт в поисково-исследовательской деятельности и других видах деятельности по ознакомлению с окружающим миром, создавая планы, схемы, макеты, пособия, оборудование для игр и другие модели практической направленности, а затем использовать их в самостоятельной игровой деятельности. Для оборудования мастерской используем готовый материал (конструкторы, картон, ткани, емкости), природный и «бросовый» материал, инструменты.
В центре игровой активности создаем условия для развития сюжетно-ролевых, режиссерских и образных игр на основе знакомства с окружающим социальным миром и творческих игр по сказкам, рассказам, собственным сочиненным историям. Дети откроют способы взаимодействия в игре, значение правил и их выполнения, важность морально-нравственных ценностей как результат собственной деятельности, своих размышлений, сомнений, выбора. Детям предоставляются готовые игрушки (куклы, мебель, набор одежды, коляски, набор игрушек для режиссерских игр) и материал для создания игровой среды в мастерской моделирования.
В центр информационно-коммуникативных технологий («умной техники») создаем условия для расширения кругозора, развития познавательных процессов и коммуникативных навыков, просмотра сюжетов с морально-нравственными проблемами и их обсуждение. Дети удивляются современным достижениям человека и открывает познавательные возможности электронных средств раньше, чем традиционные игровые, осваивают положительный опыт сотрудничества и управления техникой для достижения поставленных целей.
- Этапы проекта.
- Изучение ФГОС дошкольного образования.
- Постановка цели работы с учетом ФГОС.
- Создание и утверждение творческой группы по внедрению проекта развивающей среды.
- Изучение психолого-педагогических возможностей, представленных на рынке учебных и развивающих пособий.
- Обсуждение и утверждение проекта.
- Практическая реализация проекта:
- ознакомление родителей с проектом;
- поиск спонсора;
- разработка дизайн - проекта оформления помещения;
- подготовка помещения;
- заказ и установка мебели;
- приобретение оборудования и его размещение по зонам;
- организация практической совместной и самостоятельной работы с детьми в центре;
- анализ эффективности работы в центре детских открытий и планирование последующей деятельности.
- Ожидаемый результат.
Создание развивающей предметно-пространственной среды в центре детских открытий по четырем направлениям: центр поиска и исследований; мастерская моделирования и изобретательства; центр игровой активности; центр информационно-коммуникативных технологий.
Отдаленные результаты:
- наличие необходимых условий для развития способностей ребенка, интересной и содержательной жизни детей в общении со сверстниками и взрослыми, обеспечение оптимального маршрута развития каждого ребенка;
- реализация технологии деятельностного подхода обеспечит ребенку социально-личностное развитие (проявляет познавательные, социальные, созидательные интересы, потребности, мотивы, адекватную самооценку, преодоление эгоцентрической позиции, позитивные качества личности, как активность, инициативность, самостоятельность, ответственность, способность сотрудничать со взрослыми и детьми в различных видах деятельности); развитие деятельности (умеет организовать целенаправленную деятельность - ставить цели, выбирать и анализировать способы ее достижения, контролировать ход и итоги деятельности, сформированы предпосылки учебной деятельности у детей 6-7 лет); эмоционально-волевое развитие получает положительные эмоции от деятельности (радость, удивление, восхищение), стремится преодолевать трудности за счет собственных усилий, выполняет правила в играх); познавательное развитие (владеет способами поиска необходимой информации, исследовательскими навыками, задает вопросы познавательного характера, умеет устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, использует полученные знания для решения практических задач).
Результативность.
В 2014 – 2015 учебном году проект практически реализован.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие посвященное "Дню Матери" совместно с родителями "День открытых дверей в детском саду" Тема: "С чего начинается Родина".
Цель: Формировать чувство патриотизма путём осмысления таких понятий как « Род, Родители, Родина». Воспитание чувства долга, любви к ближним. Пробуждение интереса к истории своего рода и желания...
«ДЕТСКИЕ ОТКРЫТИЯ» Программа экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста в мини-лаборатории детского сада «Маленький исследователь»
Программа по детской экспериментальной деятельности разработана для всех возрастов детского сада с учётом ФГОСПрограмма даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его...
Консультация «Открытый детский сад – открытые родители» Опыт работы ДОУ по взаимодействию с семьями воспитанников.
Работа с родителями - это сложная и важная часть деятельности педагога и ДОУ в целом. На протяжении многих лет наш детский сад работает над одной из главных задач дошкольного воспитания и воспитания в...
Проект "Открытый детский сад - открытые родители"
Новизна проекта заключается в создание модели эффективного взаимодействия учреждения с семьёй ребёнка и вовлечения родителей в образовательный процесс детского сада как полноправных субъектов деятельн...
Проект "Открытый детский сад - открытые родители"
Работа по сотрудничеству с родителями...
Проект Детские открытия в Санкт_Петербурге
цель:расширение представлений детей о родном городе,в котором они живут. О его достопримечательностях и памятных местах...
Участие и достижение моих воспитанников во II детском открытом ЧЕМПИОНАТЕ по программированию
Дети подготовительной группы 16 января 2024 года приняли участие в Чемпионате по программированию "IТ-надежда". Мы работали в дистанционном режиме, в своём детском саду. В течении 4-х недель...