Проект "Открытый детский сад - открытые родители"
проект на тему
Новизна проекта заключается в создание модели эффективного взаимодействия учреждения с семьёй ребёнка и вовлечения родителей в образовательный процесс детского сада как полноправных субъектов деятельности.
Особенностью данного проекта является неотъемлемая часть деятельности педагога по внедрению инновационных форм деятельности в рамках работы ДОУ, в которой выявляется характер детско-родительских отношений, определяются проблемы и задачи, выстраиваются пути реализации данных задач в разнообразной деятельности с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_otkrytyy_detskiy_sad.doc | 125 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЯМАЛЬСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯРСАЛИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»
ПРОЕКТ
«ОТКРЫТЫЙ ДЕТСКИЙ САД - ОТКРЫТЫЕ РОДИТЕЛИ»
Направление: социально-педагогическое
Срок реализации: 3 месяца.
Авторы – составители: Ваганова С.Ф.,
Лапшова Л.В., Черкавская А.М.,
Мальцева О.С.
Яр-Сале, 2018
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Паспорт проекта…………………………………………………….……3
2. Обоснование проблемы……………………………………………..........5
3. Пояснительная записка….......................................................................... 6
4. Структурное содержание проекта…..………………………………........8
5. Список литературы..………………………………………………………12
1. Паспорт проекта.
Проект «Открытый детский сад - открытые родители» разработан на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Ярсалинский детский сад «Солнышко» в соответствии со стратегией развития федерального образования и представляет собой документ, определяющий основные цели, задачи и направления эффективного сотрудничества учреждения с семьями воспитанников, критерии оценки результатов в условиях конкретного образовательного учреждения.
Информационная карта проекта
Название проекта | «Открытый детский сад – открытые родители» |
База реализации | муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «МБДОУ «Ярсалинский детский сад «Солнышко» |
Цель проекта | Создание и внедрение в образовательный процесс ДОУ модели взаимодействия работы с семьями воспитанников, вовлечение их в единое образовательное пространство как полноправных субъектов деятельности. |
Задачи проекта | - подбор и апробация активных форм взаимодействия с родителями дошкольников для эффективного сотрудничества ДОУ с семьёй; - создать условия для творческого самовыражения, самореализации субъектов образовательного процесса через проведение совместных детско-родительских мероприятий; - проанализировать результаты, выявить эффективность и возможности трансляции данного опыта. |
Разработчики проекта | Ваганова Светлана Федоровна, Лапшова Людмила Владимировна - специалисты службы психологического сопровождения МБДОУ «Ярсалинский детский сад «Солнышко». Черкавская Анна Михайловна, Мальцева Ольга Сергеевна - специалисты логопедической службы МБДОУ «Ярсалинский детский сад «Солнышко». |
Тип проекта | краткосрочный, практико-ориентированный, коллективный. |
Участники проекта | воспитанники всех возрастных групп и их родители (законные представители), педагогический коллектив Детского сада «Солнышко». |
Срок реализации проекта | краткосрочный (январь 2018-март 2018 года). |
Этапы реализации проекта | 1 этап - целеполагание; 2 этап - разработка проекта; 3этап - практический; 4 этап - подведение итогов (определение показателей результативности и эффективности работы по реализации проекта; защита проекта). |
Предполагаемый результат: | - совместная работа коллектива Детского сада «Солнышко» с семьёй будет способствовать созданию единого образовательного пространства для всех участников проектной деятельности; - открытость и доступность деятельности ДОУ для родителей и общественности; - родители из «наблюдателей» превратятся в активных участников образовательного процесса; - повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития дошкольников посредством наглядно-информационной поддержки семьи; - создание современной модели взаимодействия ДОУ и семьи. |
2. Обоснование проблемы
Тема проекта была выбрана нами неслучайно. На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, где педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями.
Работа с родителями - одна из важнейших сторон деятельности ДОУ. Формы взаимодействия с семьёй, применяемые педагогическим коллективом Детского сада «Солнышко» показывают положительные результаты. Но характеристика современного родителя заставляет искать всё более новые формы активного взаимодействия с семьёй для вовлечения их в образовательную деятельность дошкольного учреждения. Поэтому концептуальная идея проектной деятельности тесно связана с кардинальной перестройкой работы с семьей в ДОУ: переход от монологических традиционных форм работы к диалогу, размышлению, вовлечение родителей в разнообразную совместную деятельность с детьми.
Мы предполагаем, что такой подход сделает педагогов единомышленниками, поднимет психолого-педагогическую компетентность родителей, а также позволит педагогам детского сада применять в работе инновационные формы активного взаимодействия с семьёй.
Проблема взаимодействия детского сада с семьей всегда была актуальной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает увидеть им многое, а также, потому что все родители разные, к ним, как и к детям, нужен особый подход.
По наблюдениям педагогов, а также из бесед с родителями, мы сделали следующие выводы: на мероприятиях информационного характера родителей увидишь не часто, больше родителей привлекают мероприятия развлекательного характера. В основном, они интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Другая особенность – это психологический аспект. Сокращение свободного времени у родителей, перегрузка на работе приводят к повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам. Свои эмоции родители переносят на детей. Ребёнок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций и реакций родителей, что сказывается на его психическом здоровье.
Осознание этого помогло определить проблему:
- одной из основных причин отсутствия активности детского сада по привлечению родителей к учебно-воспитательному процессу является отсутствие модели деятельности, включающей в себя обоюдно интересные формы сотрудничества, вовлечения родителей в воспитательный процесс, а также пространства, где родители могли бы реализовать свои возможности. Традиционные формы работы не всегда приносят положительный эффект. При существующих условиях, адекватных для организации сотрудничества с родителями, недостаточно применяются активные формы работы, которые позволяют повышению педагогической компетентности родителей. Поэтому надо искать новые формы, наполнять их педагогически-эффективным содержанием.
3. Пояснительная записка.
Данный проект нацелен на изменение самой философии взаимодействия детского сада и семьи: с одной стороны, детский сад становится учреждением комплексной поддержки и содействия развития родительской компетентности, с другой стороны, сотрудничество между родителями и дошкольным учреждением рассматривается как обязательное условие обеспечения полноценного развития ребенка. В процессе реализации проекта происходит переход от понятия «работа с родителями» к понятию «взаимодействие»; идет поиск совместного языка контакта и взаимопонимания, признание сильных и слабых сторон друг друга. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью конструктивного общения. Дошкольное учреждение и семья должны стремиться к созданию единого пространства всестороннего развития ребенка.
Новизна проекта заключается в создание модели эффективного взаимодействия учреждения с семьёй ребёнка и вовлечения родителей в образовательный процесс детского сада как полноправных субъектов деятельности.
Особенностью данного проекта является неотъемлемая часть деятельности педагога по внедрению инновационных форм деятельности в рамках работы ДОУ, в которой выявляется характер детско-родительских отношений, определяются проблемы и задачи, выстраиваются пути реализации данных задач в разнообразной деятельности с детьми.
Тип проекта: краткосрочный, практико-ориентированный, коллективный.
Цель проекта: создание и внедрение в образовательный процесс дошкольного учреждения модели взаимодействия педагогов с семьями воспитанников, вовлечение их в единое образовательное пространство как полноправных субъектов деятельности.
Задачи проекта:
- подбор и апробация активных форм взаимодействия с родителями дошкольников для эффективного сотрудничества ДОУ с семьёй;
- создать условия для творческого самовыражения, самореализации субъектов образовательного процесса через проведение совместных детско-родительских мероприятий;
- проанализировать результаты, выявить эффективность и возможности трансляции данного опыта.
Участники проекта: воспитанники и их родители (законные представители), педагогический коллектив образовательного учреждения.
Условия реализации проекта: заинтересованность детей и родителей, регулярность и систематичность работы.
Сроки реализации проекта: январь 2018 года – март 2018 года.
Основные принципы организации работы с семьей:
- открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
- создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
- установление доверительных и партнерских отношений с родителями;
- дифференцированный подход к различным семьям, учет их индивидуальных особенностей.
Реализация проекта проходит по двум основным направлениям взаимодействия с семьей:
- Повышение уровня педагогической компетентности родителей через родительские собрания, устные журналы, родительские уголки, папки-передвижки, групповые консультации, индивидуальные беседы, коучинг-сессии, родительские гостиные, «круглые столы».
- Привлечение родителей к работе детского сада посредством организации досуговых мероприятий с применением нетрадиционных форм.
Формы работы над проектом
- Информационно – аналитические:
- консультации,
- сайт ДОУ.
- буклеты, брошюры.
- Наглядно-информационные формы:
- тематические конкурсы, выставки, родительские уголки, папки-передвижки,
- ИКТ.
- Познавательно-игровые:
- «круглый стол», мастер-класс, коучинг-сессия, родительские собрания с использованием нетрадиционных форм работы,
- интеллектуальные игры (деловая игра, шоу-битва, брейн-ринг, родительские гостиные),
- совместные досуги, развлечения (квест, турнир, сказкотерапия с участием родителей).
4. Структурное содержание проекта
Этапы | Деятельность педагогов |
1 этап Целеполагание | -изучение научной и методической литературы по теме проекта; - опрос родителей; - беседа с педагогами по данной проблеме |
2 этап Разработка проекта | - создание модели взаимодействия дошкольного учреждения с семьей; - разработка методического материала по реализации проектной деятельности. |
3 этап Практический | - реализации намеченных планов и мероприятий в рамках данного проекта |
4 этап Подведение итогов (оценка результатов, защита проектов). | - подведение итогов проектной деятельности; - изготовление наглядно-информационного материала по данной проблеме; - опрос родителей и педагогов; - анализ проведенной работы; - презентация и выступление по теме проекта: «Открытый детский сад - открытые родители». |
Планирование поэтапной реализации проекта
1 этап – целеполагание.
Методологическое обеспечение проекта:
- Зверева О.Л., Кротова Т.В.Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект.
- Т.Н. Доронова, Е.В.Соловьева, А.Е. Жичкина «Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: методическое руководство для работников ДОУ».
- Антипина Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ.
- Борисова Н. П. Детский сад и родители. Поиск активных форм взаимодействия.
- Елисеева Т.П. Детский сад и семья: современные формы взаимодействия.
- Хаснутдинова С.Р. Поиск активных форм взаимодействия детского сада с родителями.
2 этап – разработка проекта
3 этап – практический
№ | Наименование мероприятия | Дата проведения | Контингент |
1 | Рыцарский турнир «О папах замолвим словечко» | 27 февраля 2018г. | Педагоги, родители, воспитанники младших групп |
2 | Интеллектуальная шоу-битва между родителями «Взрыв мозга» | 1 марта 2018г. | Педагоги, родители воспитанников подготовительных и санаторной групп |
3 | Интеллектуальная игра «Бреин-ринг» | 12 марта 2018г. | Педагоги, родители воспитанников старших групп |
4 | Квест-игра «Семейное путешествие» | 13 марта 2018г. | Педагоги, родители воспитанники средних групп |
5 | Семейный досуг. Творческая мастерская «Дом моей мечты» | 13 марта 2018г. | родители и воспитанники средних групп |
6 | Круглый стол «Принципы три «П» | 01.марта 2018г. | Родители воспитанников всех возрастных групп |
7 | Родительская гостиная с использованием технологии сказкотерапии | 13 марта 2018г. | |
8 | Консультация для родителей «Заповеди мудрого родителя» | В течение проектной деятельности | |
9 | Консультация «Ребенок и реклама» | ||
10 | Консультация «Роль книги в жизни дошкольника» | ||
11 | Консультация «Пожалуйста, разговаривайте с детьми» | ||
12 | Консультация «Роль семьи в развитии способности ребенка» | ||
13 | Консультация «Роль семьи в коммуникативном развитии детей» | ||
14 | Родительский уголок на тему «Родительские запреты» |
Прогнозируемые результаты и критерии их оценивания:
Главным критерием оценки результатов являются отзывы родителей; «обратная связь», выставки. Возможные риски: не все родители будут активны.
В процессе реализации проектной деятельности ожидаются следующие результаты:
- совместная работа коллектива Детского сада «Солнышко» с семьёй будет способствовать созданию единого образовательного пространства для всех участников проектной деятельности;
- открытость и доступность деятельности ДОУ для родителей и общественности;
- родители из «наблюдателей» превратятся в активных участников образовательного процесса;
- повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития дошкольников посредством наглядно-информационной поддержки семьи;
- создание современной модели взаимодействия ДОУ и семьи.
Заключение.
Таким образом, создание новой модели взаимодействия ДОУ и семьи, основанной на внедрении в деятельность учреждения инновационных методов и форм, помогут добиться высоких результатов в работе со всеми субъектами образовательного процесса.
Работа по взаимодействию педагога с семьей должна способствовать: созданию положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами; активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей; повышению психолого-педагогической и правовой культуры родителей; развитию разносторонних способностей детей и родителей в совместной деятельности; установлению преемственных связей с детьми дошкольного учреждения и их родителями.
Список литературы
1. Антипина, Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ [Текст] / Г. А. Антипова // Воспитатель ДОУ. - 2011. - №12. – С.88 – 94.
2. Байбородова Л. В. Взаимодействие школы и семьи: Учебно-методическое пособие. - Ярославль: Академия развития, 2003. - 224 с.
3. Борисова, Н. П. Детский сад и родители. Поиск активных форм взаимодействия[Текст] / Борисова Н. П., Занкевич С. Ю. // Дет. сад. управление. – 2007. - № 2. – С. 5-6
4. Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса (методические рекомендации). - Оренбург: Оренбургский ИПК, 2003.
5. Долинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. 2000. - № 1. - С. 41 - 49.
6. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2004. - №1. - С. 60 - 68.
7. Доронова Т. Н. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей на основе единой программы для родителей и воспитателей «Из детства - в отрочество» // Дошкольное воспитание. 2000. - № 3. - С. 87 - 91.
8. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина и др. - М.: Линка-Пресс. - 2001. - С. 25 - 26.
9. Зверева О.Л., Кротова Т.В. // Общение педагога с родителями в ДОУ//.2010
10. Елисеева, Т.П. Детский сад и семья: современные формы взаимодействия [Текст] / Т. П. Елисеева. – Мн.: Лексис, 2007. – 68с.
11. Хаснутдинова, С.Р. Поиск активных форм взаимодействия детского сада с родителями. [Текст] / С. Р. Хаснутдинова // Воспитатель ДОУ. - 2011. -№11. – С. 82 – 97.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация «Открытый детский сад – открытые родители» Опыт работы ДОУ по взаимодействию с семьями воспитанников.
Работа с родителями - это сложная и важная часть деятельности педагога и ДОУ в целом. На протяжении многих лет наш детский сад работает над одной из главных задач дошкольного воспитания и воспитания в...
Проект "Открытый детский сад - открытые родители"
Работа по сотрудничеству с родителями...
Проект "Открытый детский сад-открытые родители"
Развитие личности ребёнка невозможно без семейного воспитания. Именно в семье он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный ...
ПРОЕКТ НА ТЕМУ: " ОТКРЫТЫЙ ДЕТСКИЙ САД-ОТКРЫТЫЕ РОДИТЕЛИ"
Работа с родителями - одна из важнейших сторон деятельности ДОУ. ...
ПРОЕКТ «ОТКРЫТЫЙ ДЕТСКИЙ САД - ОТКРЫТЫЕ РОДИТЕЛИ»
ПРОЕКТ«ОТКРЫТЫЙ ДЕТСКИЙ САД - ОТКРЫТЫЕ РОДИТЕЛИ» о работе с родителями в ДОУ....
Проект «Открытый детский сад - открытые родители»
laquo;Разработка и внедрение инновационных моделей воспитания, развития и социализации воспитанников МДОУ»...
Проект "Открытый детский сад - открытые родители"
Задачи проекта: подбор и апробация активных форм взаимодействия с родителями дошкольников для эффективного сотрудничества ДОУ с семьёй; создать условия для творческого Проект "Открыты...