Педагогический марафон «ФГОС ДО: От теории к практике»
методическая разработка на тему
Цель: формирование компетентности педагогов по вопросам введения ФГОС в практику ДОО.
Педагогическая игра «Знатоки ФГОС ДО»
Цель: Систематизировать знания педагогов в области ФГОС дошкольного образования.
Задачи:
1. Активизировать мыслительную деятельность педагогов в знании основных положений, понятий и принципов ФГОС ДО.
2. Выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов к введению ФГОС.
3. Развивать умение аргументировано отстаивать свою точку зрения.
4. Способствовать созданию и сохранению в коллективе педагогов атмосферы психологического комфорта, чувства единства и сплоченности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskaya_igra_.rar | 409.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический марафон
«ФГОС ДО: От теории к практике»
(с 01.09.2014 – 31.12.2015)
Цель: формирование компетентности педагогов по вопросам введения ФГОС в практику ДОО.
Педагогическая игра «Знатоки ФГОС ДО»
Цель: Систематизировать знания педагогов в области ФГОС дошкольного образования.
Задачи:
- Активизировать мыслительную деятельность педагогов в знании основных положений, понятий и принципов ФГОС ДО.
- Выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов к введению ФГОС.
- Развивать умение аргументировано отстаивать свою точку зрения.
- Способствовать созданию и сохранению в коллективе педагогов атмосферы психологического комфорта, чувства единства и сплоченности.
Оборудование: проектор, карточки «Аббревиатура» на каждую команду, 4 таблицы с филвордами «Основные принципы дошкольного образования», набор карточек с понятиями к образовательной деятельности в соответствии с ФГОС.
Я рада приветствовать вас на педагогической игре «Знатоки ФГОС ДО», в ходе которой мы с вами снова окунемся в мир ФГОС ДО.
РАЗМИНКА
«Мы не боимся перемен»
Идея - подчеркнуть свою индивидуальность.
Каждая команда придумывает название и девиз (записывает название команды на табличках). Выбирают капитана.
Ведущий знакомит участников игры с правилами:
Правила:
— уметь слушать других;
— вырабатывать общее решение вопроса;
— принимать активное участие в игре;
— не оспаривать оценку жюри;
— соблюдать культуру речи и тактичность;
— придерживаться регламента.
МОЗГОВОЙ ШТУРМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Задание «Аббревиатура». Время 2 мин.
Командам предлагается расшифровать аббревиатуры, относящиеся к дошкольному образованию. За каждый правильный ответ – 1 балл. (приложение 1)
I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Задание Филворд «Основные принципы дошкольного образования». Время 5 мин.
В таблице закодирована фраза - один из принципов дошкольного образования, необходимо её найти и зачеркнуть. Слова в филворде могут читаться вверх, вниз, вправо и влево, и даже под углом, но не пересекаться. (Приложение 2)
Оценивание: за каждое правильное слово 1 балл, дополнительно 1 балл получает, та команда, которая первая нашла правильный ответ.
.
II. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Задание «Конкурс капитанов». Время 1 мин.
Капитаны из команд выбирают набор карточек с понятиями к образовательной деятельности в соответствии с ФГОС. Капитан при помощи синонимов, но, не называя самого слова и однокоренных слов, должен донести до команды, что за слово у него на карточке. Капитан может пропускать слова и вворачиваться к ним позже. (Приложение 3)
Оценивание: за каждое отгаданное слово, команда получает 1 балл.
III. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1. Задание «Пинг-понг»
Ведущий поочередно каждой команде читает вопрос , только один из них правильный. Надо назвать правильный ответ. Упражнение проводится методом пинг-понга. Если команда не отвечает, этот вопрос адресуется другой команде. (Приложение 4)
Оценивание: за каждый правильный ответ – 1 балл.
IV ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Задание «Знание целевых ориентиров», 5 мин.
Каждой команде дается карточка с целевыми ориентирами. Одной команде надо выделить «Целевые ориентиры образования в раннем возрасте», другой команде «Целевые ориентиры образования в дошкольном возрасте». Затем, команды проверяют правильность ответов противоположной команды! Обсуждение. (Приложение 5).
Оценивание: за каждый правильный ответ 1 балл
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПЕДСОВЕТА. РЕФЛЕКСИЯ
Рефлексия: Команда, набравшая наибольшее количество очков, первая выбирает цвет (красный или зеленый).
Красный – критический взгляд на проблему введения ФГОС ДО, с какими трудности введения ФГОС ДО?
Зеленый – ждем от вас только положительных эмоций в решении данной проблемы. Каковы преимущества введения ФГОС ДО?
Подводя итоги сегодняшней игры, скажу еще раз о значении повышения компетентности педагога. Эффективность педагогической работы зависит от того, насколько педагог заботится о личностно-профессиональном росте и не бойся изменений и никогда не останавливайся на достигнутом!.
В заключении, я хочу вам рассказать одну притчу:
Когда-то давно жил на свете маленький Ручеёк. Он спускался с гор в красивую зелёную долину. И вот однажды он добежал до пустыни. Тут он остановился и задумался: «А куда же бежать дальше.» Впереди было много нового и неизвестного, поэтому Ручеёк испугался.
Но тут он услышал Голос: «Смелее! Не останавливайся на достигнутом, впереди ещё много интересного!»
Но Ручеёк продолжал стоять. Ему очень хотелось стать большой полноводной рекой, но он боялся изменений и не хотел идти на риск. Тогда Голос снова заговорил: «Если ты остановишься, то никогда не узнаешь, на что ты на самом деле способен! Просто поверь в себя, и тогда ты в любом окружении сможешь найти правильную дорогу! Беги дальше!»
И Ручеёк решился. Он побежал по пустыне. Ему было очень плохо. Незнакомые места и изнуряющая жара с каждым днём забирали его силы. И через несколько дней он высох…
Но вот испарившиеся маленькие капельки встретились высоко в небе. Они объединились в одно большое облако и поплыли дальше над пустыней.
Долго плыло облако над пустыней, пока не добралось до моря. И вот Ручеёк пролился в море многочисленными маленькими капельками дождя. Теперь он слился с огромным морем. Мягко качаясь на волнах, он улыбался себе. Раньше, когда он жил в долине, он не мог даже мечтать о таком. Ручеёк подумал: «Я несколько раз изменял форму и только сейчас мне кажется, что я наконец-то стал самим собой!»
Не бойся изменений и никогда не останавливайся на достигнутом!
Жизнь настолько многогранна, что никогда не знаешь, что может ждать впереди. Главное – быть уверенным в себе и не бояться принимать решения!
Научить чему-то новому, полезному и интересному может только тот педагог, который сам всю жизнь учится. Сегодняшний педсовет показал преодолимость временных трудностей по внедрению ФГОС.
(приложение 1)
Задание «Аббревиатура».
ФГОС ДО | ДОО |
ИКТ | ОВЗ |
ОО | ООП |
АОП | УИЗ |
УМК | ИОС |
ФГОС ДО — федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года).
ДОО — дошкольная образовательная организация.
ОО – образовательная область
ИКТ — информационно-коммуникационные технологии
ОВЗ — ограниченные возможности здоровья.
ООП — основная образовательная программа.
УМК — учебно-методический комплект.
УИЗ — учебно-игровые занятия
ИОС - игровые образовательные ситуации
АОП – адаптированная образовательная программа.
Приложение 2
1. Полноценное проживание ребенком всех этапов детства
О | Е | Ь | Б | Ю | М | Ф | Э |
Н | Ж | Ф | А | П | О | В | Г |
Н | К | Э | Т | Ъ | Ч | А | О |
Е | Д | Е | Й | П | Р | О | Ж |
Ц | У | Т | Ш | Х | С | Ы | И |
О | Н | С | Т | В | А | Х | В |
О | Л | Ы | Щ | З | Я | Ц | А |
П | В | С | Е | Х | Е | И | Н |
2. сотрудничество организации с семьей
Ф | Й | О | Р | Г | А | И | И |
Н | Д | О | О | Ю | Н | Ь | Ц |
И | У | Ю | К | Ъ | И | З | А |
Ч | Р | Е | С | Х | К | Н | А |
Е | Т | П | Ф | Е | С | Е | В |
С | О | У | П | У | А | М | К |
Т | С | Ц | А | Ц | П | Ь | Г |
В | О | Ц | В | Ч | Я | Ё | Й |
3. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
П | Р | Ж | К | А | Г | Н | Ь |
О | Е | З | Л | Ъ | Ю | О | Л |
Д | Д | А | И | И | Т | С | Е |
Ы | И | Р | Ч | Ф | Й | О | Т |
В | Н | Ы | Н | А | Д | Е | Я |
И | И | Х | В | У | Д | Ч | К |
Т | Ц | Ъ | И | Д | Ц | Я | М |
А | И | Ш | Е | А | Х | С | В |
4. Учет этнокультурной ситуации развития детей
С | И | Т | Т | З | Х | Я | Р |
Й | Щ | У | Ё | Ф | Т | И | А |
О | Ш | А | Ч | Э | И | В | З |
Н | О | Ц | У | Д | Л | Ъ | Д |
Р | Ч | И | Р | Ы | Д | Т | Е |
У | Ю | И | А | Г | Й | Е | Э |
Т | Я | Т | А | Ш | О | Н | П |
Ь | Л | У | К | О | Н | Т | Э |
Приложение 3
Задание «Конкурс капитанов».
Понятия для команд:
Тематическое планирование | Обучающийся с ОВЗ |
Коммуникация | Физическое развитие |
Игра | Задачи |
Речевое развитие | Воспитание |
Общение | Здоровьесбережение |
Воспитанники | Вариативная часть |
Основная программа ДО | Деятельностный подход |
Интеграция | Проектная деятельность |
Предметно-развивающая среда | Самостоятельная деятельность |
Обязательная часть | Цель |
Индивидуализация | Режим дня |
ИКТ | Образовательные области |
Традиции (группы, ДОО) | Игровая образовательная ситуация (ИОС) |
Приложение 4
1. Задание «Пинг-понг»
1. Какие требования включают в себя ФГОС ДО?
- К структуре Программы и ее объему
- К условиям реализации Программы
- К результатам освоения Программы
2. Требования к условиям реализации Программы включают какие требования
- Психолого-педагогическим условиям
- Кадровым условиям
- Материально-техническим условиям
- Финансовым условиям
- Развивающей предметно-пространственной среде.
3.Наполняемость групп согласно ФГОС ДО определяется с учетом?
- Возраста детей
- Состояния здоровья детей
- Специфики Программы
4. К каким условиям реализации Программы относится: использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям
- Психолого-педагогическим условиям
5. Вариативность среды предполагает:
- Наличие в Организации и Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и т.д.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек, обеспечивающих свободный выбор детей
- Периодическую сменяемость игрового материала, появление новых, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
6. К каким условиям реализации Программы относится: Требования к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальным особенностям развития детей
- Материально-технические условия
7. Социальная ситуация развития ребенка это -
- Фактическое место ребенка в общественных условиях, его отношение к ним и характер деятельности в этих условиях.
8. Согласно ФГОС ДО «зона ближайшего развития» это:
- уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и продвинутыми сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности.
9. Подготовка, профессиональная переподготовка, повышение квалификации это:
- обучение, направленное на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для осуществления деятельности по реализации образовательных программ.
10. Индивидуализация образования это:
- построение образовательного процесса на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования
11. При каких условиях допускается участие ребенка в психологической диагностике?
- Только с согласия родителей (законных представителей)
12. Поддержка индивидуальности и инициативы детей возможна через……
- Создания условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, для принятия детьми решений, выражение своих чувств и мыслей
Приложение 5
Задание «Знание целевых ориентиров»,
- ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
- владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
- проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
Знание целевых ориентиров
Ранний возраст: 1,3,4,7,9,11,14.
Дошкольный возраст: 2,5,6,8,10,12,13.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мультимедийная презентация - консультация для педагогов ДОУ ФГОС ДО - от теории к практике
Содержит информацию - цели, задачи ФГОС ДО, схематично - путь их реализации, раскрывается понятие "культурные практики", консультация по структуре календарного плана, рекомендации к планированию, пути...
Презентация для воспитателей "ФГОС - от теории к практике"
Как создать условия для развертывания системы многообразных свободных практик ребенка, которые обеспечивают его самостоятельное, ответственное самовыражение? Следование педагога следующим ...
«Экологическое воспитание дошкольников :теория и практика по ФГОС.»
Современная образовательная система признаёт за экологическим воспитанием право одного из приоритетных направлений психолого-педагогической деятельности учителя и воспитателя, если речь идёт о дошколь...
Выступление на республиканской научно- практической конференции "Теория и практика реализации ФГОС общего образования"
Проектная деятельность по региональному компоненту...
Статья издания "Теория и практика релизации ФГОС общего образования"
Материал республиканской научно -практической конференции...
Публикация в сборник научно-практической конференции «Развитие теории и практики современной науки и образования: реалии и перспективы»на тему «Вовлечение родителей в образовательный процесс (ФГОС ДО): пути решения»
Публикация в сборник научно-практической конференции «Развитие теории и практики современной науки и образования: реалии и перспективы»на тему «Вовлечение родителей в обр...
«Управление ДОО в рамках ФГОС ДО: теория и практика»
Управление дошкольным учреждением – взаимодействие всех субъектов образовательного процесса, направленное на обеспечение становления, стабилизации, оптимального функционирования и обязатель...