Мультимедийная презентация - консультация для педагогов ДОУ ФГОС ДО - от теории к практике
презентация к уроку на тему
Содержит информацию - цели, задачи ФГОС ДО, схематично - путь их реализации, раскрывается понятие "культурные практики", консультация по структуре календарного плана, рекомендации к планированию, пути индивидуализации дошкольного образования в имеющихся условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno_tematicheskoe_planirovanie_v_sootvetstvii_s_fgos_do.pptx | 2.34 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду» ФГОС ДО
Стандарт направлен на достижение следующих целей 1 ) повышение социального статуса дошкольного образования; 2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования; 3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения; 4) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Стандарт направлен на решение следующих задач: 1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; 2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); 3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования); 4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром .
5 ) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; 6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности; 7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей; 8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; 9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАДАЧ ФГОС ДО ООП ДО на основе ФГОС ДО (далее – Программа) Обязательная часть 60% Часть, формируемая участниками образовательных отношений 40 % Календарный план (воспитатели) Годовой план образовательной, воспитательной и профилактическо – оздоровительной работы ДОУ План работы Перспективное и календарное планирование (специалисты ) Педагогический процесс
В реализации ООП в качестве основного используется модульный принцип (основание -ст.13 «Общие требования к реализации образовательных программ» Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации ») Направление развития Образовательная Область по ФГОС ДО (ОО) Тематический модуль (ОО) Физическое Физическое развитие ▪ Здоровье ▪ Физическая культура Познавательно-речевое Познавательное развитие ▪ Формирование целостной картины мира ▪ Развитие познавательной деятельности, конструирования и экспериментирования Речевое развитие ▪ Речевое общение ▪ Чтение художественной литературы Социально – личностное Социально – коммуникативное развитие ▪ Социализация ▪ Труд ▪ Безопасность Художественно - эстетическое Художественно – эстетическое развитие ▪ Художественное творчество ▪ Музыка
В основу реализации задач ФГОС ДО положен культурологический и деятельностный подход в педагогике Культурологический подход Деятельностный подход Определяет воспитание как способ приобщения ребенка к ценностям мировой и национальной культуры, развития его творческих способностей и наклонностей, защиту его прав и здоровья. Реализация осуществляется посредством определения содержания образования. Условием реализации культурологического подхода в педагогике является диалог культур – личностной культуры ребенка и педагогической культуры воспитателя, специалиста, Личность человека формируется и проявляется только в деятельности. Различают внешнюю и внутреннюю деятельность. Первая слагается из специфических для человека действий с реальными предметами, осуществляемых при движениях рук, ног, пальцев. Вторая происходит посредством умственных действий, где человек оперирует с идеальными моделями, образами предметов, представлениями о предметах. Деятельность рассматривается как средство становления и развития субъектности ребёнка.
В чем заключается модернизация педагогического процесса? Уход от школьно-урочной модели образования детей дошкольного возраста. Реализация деятельностного подхода в дошкольном образовании: освоение ребенком Программы через виды деятельности, интересные ребенку, адекватные возрасту : — предметная и игровая, речевая и коммуникативная; — познавательная деятельность и экспериментирование; — продуктивная (рисование, аппликация, лепка): — конструирование и моделирование; — труд; — музыкальная; — театрально-игровая. Обеспечение приоритета игровой деятельности, как ведущего вида деятельности детей дошкольного возраста. Реализация культурологического подхода посредством освоения ребенком культурных практик.
«Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать – и я пойму» /Конфуций/ Культурные практики представляют собой разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта . В качестве ведущей культурной практики выступает игровая практика, позволяющая создать событийно организованное пространство образовательной деятельности детей и взрослых /Н.Б . Крылова/
Культурные практики Чтобы воспитание состоялось как проявление подлинного взаимодействия, необходимо что-то, что открывает канал со-бытия влияния взрослого на ребенка, одновременно создавая самообразовательную (не педагогическую и не развивающую) ситуацию для ребенка. Педагоги называют эту отзывчивость и предрасположенность началом самовоспитания, психологи – самоопределением и самореализацией. С позиции культуролога образования для обозначения и объяснения этого явления необходимо соответствующее понятие – и это – «культурные практики». Именно они становятся катализаторами – ускорителями процессов педагогического воздействия . Культурные практики – это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах, командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми, сверстниками и младшими детьми. Это также освоение позитивного жизненного опыта сопереживания, доброжелательности и любви, дружбы, помощи, заботы, альтруизма, а также негативного опыта недовольства, обиды, ревности, протеста, грубости. От того, что именно будет практиковать ребенок, зависит его характер, система ценностей, стиль жизнедеятельности, дальнейшая судьба .
Культурные практики Культурные практики ребенка выполняют роль стержня, позволяющего ему выстраивать и осмысливать содержание и формы его жизнедеятельности, в том числе : Опыт самостоятельного творческого действия, собственной многообразной активности на основе собственного выбора . -- ситуативное и глубинное общение, плодотворную коммуникацию и взаимодействие (сотрудничество) с взрослыми и детьми эмоции и чувства, отношение к себе и другим людям - сферу собственной воли, желаний и интересов свою самость, которую можно определить как само-осознание, понимание своего «Я» как многообразного само-бытия . -самостоятельность и автономность, ответственность и зависимость, дающие ребенку право на выбор и обеспечивающие самоопределение . Результаты этих сложных жизненных практик и есть то ускользающее психологическое, нравственное, интеллектуальное приращение в ребенке, эффект которого мы взрослые, пытаемся приписать противоречивому понятию воспитания.
Как перейти от традиционных методов (воздействия ) к методам взаимодействия? … Чтобы воспитание и обучение стали результативными, надо паралельно создавать условия для развертывания системы многообразных свободных практик ребенка, которые обеспечивают его самостоятельное, ответственное самовыражение . Если они обеспечиваются, то традиционные методы (воздействия) начинают трансформироваться в методы взаимодействия. При развитой системе культурных практик ребенку необходимо не столько воспитание, как педагогическая поддержка, сотрудничество, общий душевный настрой (забота) взрослого и ребенка, их взаимное доверие, озабоченность общим делом (интересом).
Как создать условия для развертывания системы многообразных свободных практик ребенка, которые обеспечивают его самостоятельное, ответственное самовыражение? 1. Следование педагога следующим позиционным принципам: Первый позиционный принцип. Чтобы понять, эффективно ли воспитание (и шире – образование), надо смотреть на его процессы глазами ребенка, а не взрослого, тем более педагога, умудренного, т.е. зажатого рамками своего, всегда ограниченного опыта, и односторонними педагогическими и дидактическими теориями. Надо смотреть на воспитание глазами себя – ребенка (себе-подобного – ребенка, себя - подобного – ребенку, себя- в близком –ребенке). Второй принцип вытекает из первого: «воспитание строится не от задач взрослого, а от жизнедеятельности ребенка», ребенок – полноправный субъект деятельности, взаимодействия и общения». Он не ведомый, не « репициент », не «воспитываемый», не «обучающийся». Эти понятия в подтексте предполагают пассивного ребенка, которым можно манипулировать. Принцип «Ребенок – центр сферы образования» предполагает, что содержание обучения и воспитания определяется именно им через собственные культурные практики, а не взрослым, через задания, проверки и оценки. 2. Создание (и изменение в зависимости от задач) предметной развивающей среды. 3 . Педагогическая работа по формированию положительной мотивации ребенка к той или иной культурной практике (формирование привлекательного образа данной культурной практики) 4. Планирование форм, методов и приемов работы с детьми, обеспечивающих взаимодействию ребенка и взрослого характер сотрудничества , общий душевный настрой взрослого и ребенка, их взаимное доверие, озабоченность общим делом ( интересом). 5. Взаимодействие с семьей.
Методы реализации культурных практик в режимных моментах и самостоятельной деятельности детей (по Г.В. Тереховой, Н.Ю. Посталюк )
Педагогическая диагностика в свете ФГОС ДО III. 3.2.3 . При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики ( оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования ). Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач : индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития ); 2) оптимизации работы с группой детей . При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи). Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей ). Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке IV. 4.3 . Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей <1>. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников <2 >. <2> Часть 2 статьи 64 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326). Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики
Реализация индивидуализации образования в соответствии с п. III. 3.2.3. ФГОС ДО В течение учебного года педагог ведет «Дневник педагогических наблюдений» - общая тетрадь формата 21см. Х 30 см. В «Дневник педагогических наблюдений» педагог фиксирует: информацию по индивидуальному развитию детей: какие трудности, проблемы возникают у того или иного ребенка в освоении Программы, какие дети проявляют выдающиеся способности, проявляют явно выраженный интерес к какому-либо виду деятельности, явлению и т.д. информацию по эмоциональному состоянию ребенка, включенности в игровую деятельность, в жизнь детского коллектива информацию по уровню сформированности КГН, культуры еды, навыков Самообслуживания. Дневник рекомендуется вести ежедневно – заполнять после смены. Информация из «Дневника педагогических наблюдений» является основанием для планирования индивидуальной работы с детьми, коррекции взаимоотношений в детском коллективе, оптимизации образовательной работы в целом с группой детей.
Обязательная документация на группе 1. Календарный план 2. Дневник педагогических наблюдений 3. Тетрадь «Музыкальное развитие» 4. Социальный паспорт семьи воспитанника 5. Сведения о родителях 6. Табель посещаемости 7. Тетрадь здоровья 8. Тетрадь учета раннего ухода детей домой 9. Тетрадь контроля на «педикулез» 10. Тетрадь контроля ядовитой растительности и грибов 11. Карантинная тетрадь 12. Тетрадь кварцевания группы в период эпидемий гриппа
Дневник педагогического наблюдения Дневник педагогических наблюдений является рабочим документом воспитателей для фиксации педагогических наблюдений за образовательной и другими видами деятельности детей, за психологическим климатом в группе, эмоциональным состоянием детей в течении дня. Информация, зафиксированная в документе, является основой для планирования индивидуальной работы с детьми, мероприятий по коррекции поведения детей, формированию благоприятного психологического климата в детском коллективе. Этот же документ используется для передачи рабочей информации второму воспитателю по смене. Титульный лист
Дневник педагогических наблюдений – общие требования к заполнению. Пример: Месяц , дата . 1половина дня. НОД Аппликация – не успели завершить работу Маша Петрова, Коля Машков (недостаточно сформирован навык резания ножницами). Таня Галкина выделяется способностью красиво компоновать цвет деталей, выстаивать интересные композиции из цветных фигур. НОД Физическая культура: Петя Иванов, Валера Сидоров и т.д. не умеют толкаться ногами в прыжках в длину; Вася Васянкин не понимает правила подвижной игры «……» В течение дня несколько раз возникали ссоры между группами детей (детьми) Вася Т. Коля Р., и т.д. _______________________________________________________ Передать по смене : Раздать родителям бланки согласия на прививку манту Подпись, И.О. Ф. _________________________________________________________________________________ Заполняется ежедневно каждым воспитателем по окончании смены: Аккуратность , грамотность, деловой стиль письменной речи.
Структура календарного плана 1.Титульный лист 2. Маркировочный список детей 3.Список детей по подгруппам для НОД 4.Антропометрические данные 5. Группы здоровья и учет заболеваемости 6.Диагностика уровня развития мелкой моторики рук 7. Сетка непосредственно образовательной деятельности. 8. Режим дня (сентябрь-май ) 9.Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей /в соответствии с ФГОС ДО/ 10. Распределение видов совместной деятельности воспитателя с детьми на неделю 11 . Программное обеспечение воспитательно - образовательного процесса (список методической литературы ) 12 . Циклограмма «Укрепление здоровья и формирование потребности в здоровом образе жизни» 14.Результаты обследования речевого развития детей. Рекомендации учителя – логопеда 15. Результаты обследования эмоционально-волевой сферы детей. Рекомендации педагога –психолога
Планирование работы на квартал 1. Праздники и развлечения ( 1- физкультурное, 1 – музыкальное, 1- литературное, 1 – на усмотрение воспитателя) 2. Работа с родителями. 3. Трудовое воспитание – труд в природе, хозяйственно-бытовой труд, самообслуживание, ( см.Программа , свой возраст ) 4. Воспитание КГН и культуры поведения
Планирование работы на месяц 1. Наблюдения в природе, формирование эстетического восприятия мира природы . 2. Формирование эстетического восприятия рукотворного мира 3. Список художественной литературы (для чтения и рассказывания детям), заучивания наизусть : стихотворения, потешки , скороговорки, чистоговорки и т.д. 3. Основные виды движений 4. Утренняя гимнастика ( 2 комплекса на месяц, один из них – музыкально- ритмическая) 5. Гимнастика пробуждения после сна (2 комплекса на месяц) . 6. Циклограмма «Профилактические гимнастики в течение дня »: физкультминутки, дыхательная гимнастика, зрительная гимнастика, упражнения для профилактики плоскостопия, упражнения для формирования правильной осанки, гимнастика для ума, кинезиологические упражнения 7. Музыкальный репертуар для создания психологического комфорта в режимных моментах в течение дня 8. Нравственное воспитание. 9. Работа с детьми по формированию гендерной принадлежности (направления и виды педагогической деятельности во всех ОО )
Ежедневное планирование НОД – по дням недели, в соответствии с СанПин 1.Игры и упражнения на формирование ЗКР – распределить по дням недели 2 . Работа по формированию словаря ( 1-2р/ нед .) 3.Работа по развитию связной речи (диалогическая, монологическая, составление описательных рассказов, формирование грамматического строя речи и т.д.) – по дням нед . 4.Обучение элементарным правилам безопасного поведения в быту, природе, на улице – беседы, чтение, целевые наблюдения и прогулки, д/игры и т.д - по дням недели. 5. Сюжетно-ролевая игра (1 этап –информация ; 2 этап –изготовление атрибутов; 3 этап – сюжет, совместная игра с воспитателем; 4 этап – доп. Информация -обогащение сюжета, соединение сюжетов) 6. Работа по познавательному развитию вне НОД (см. перспективу на каждый месяц) – 3р/ нед . 7 . Д/и и упражнения на формирование сенсорных эталонов, на развитие высших психических функций– ежедневно, по дням нед . 8. Приобщение к традиционной культуре России. 9. Работа по реализации парциальной программы «Мой край родной – Кубань» – ежедневно по блокам. 10. Подвижные игры, Хороводные, народные, музыкальные (с движениями и пением) – ежедневно, распред . по дням нед . 11. Д/и и упражнения - ежедневно. 12. Игры и упражнения на развитие эмоций, чувства эмпатии-1р/ нед 13 . Работа с книжным уголком – 1 р/ нед . 14. Театрализованные игры (игры-инсценировки ) 15. Знакомство с искусством – распред . по дням недели. 16. Индивидуальная работа по всем образовательным областям – распред . по дням недели. 17. Работа по правовому воспитанию.- младшие, средние, старшие группы - 1раз в месяц. Подготовительные гр . – 1 раз в неделю. 18. Формирование представлений о труде взрослых, о профессиях- 1р / нед .
Педагогическое мастерство педагога в планировании образовательного процесса Для календарного планирования все возрастные группы обеспечены методической литературой, перспективными планами, формами – структурой календарного планирования. Элементы структуры плана сформулированы таким образом, чтобы педагог мог проявить свое мастерство: подобрать необходимые приемы, формы и методы работы. При планировании необходимо учитывать распределение времени на реализацию обязательной части ООП (60%) и части, формируемой участниками образовательных отношений (40%). Так, суммарная работа по реализации парциальной программы «Мой край родной – Кубань» в неделю должна занимать в младшей группе не более 30 минут; в средней – не более 40 мин., в старшей не более 60 мин., в подготовительной к школе группе не более 80 минут.
Работа педагога по самообразованию, проектная деятельность, педагогическая активность, направленная на формирование высокого рейтинга ДОУ 4. Внесение собственного опыта, проектов, программ авторских, авторизованных, в городской банк передового педагогического опыта.( Не менее 1 раза в год) 5. Участие в педагогических конкурсах разного уровня (из интернета – онлайн; в городских, в грантах, в конкурсе блогеров )(не менее 1 раза в год) 6. Публикация статей по вопросам дошкольного воспитания в печатных СМИ. (не реже 1 раз в квартал) 7. Создание блога, регистрация на портале «Социальная сеть работников образования», « УчМет » и др. (создание личного кабинета). Размещение своих педагогических разработок с получением сертификатов (занятия, статьи, разработкаи методического пособия. и др.)(Сертификат не реже 1 раза в квартал) 8. Создание электронного портфолио педагога. 1. Самоанализ, повышение уровня педагогического мастерства, самообразование, повышение уровня компьютерной грамотности (постоянно). 2. Создание и реализация педагогических проектов (не менее 1 в год) 3. Участие в педагогическом марафоне (выступления, участие в выставке педагогического опыта) не менее 1 в год)
Задачи на 2014-2015 учебный год: 1. Повысить качество педагогической работы в реализации задач образовательной области «Физическое развитие ». 2. Совершенствовать работу по художественно – эстетическому воспитанию детей посредством развития детского художественного творчества. 3. Оптимизировать работу по созданию условий, организации и планированию игровой деятельности детей, руководству игрой, решению образовательных задач посредством игровой деятельности. 4. Продолжить внедрение в педагогический процесс и самообразование педагогов интернет – технологий, технологии проектного обучения.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Мультимедийные презентации на занятиях педагога - психолога"
Педагогический проект "Мультимедийные презентации на занятиях педагога - психолога" предназначен для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Проект направлен на создание современной информаци...
Педагогический проект "Мультимедийные презентации на занятиях педагога - психолога"
Педагогический проект "Мультимедийные презентации на занятиях педагога - психолога" предназначен для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Проект направлен на создание современной информаци...
Педагогический марафон «ФГОС ДО: От теории к практике»
Цель: формирование компетентности педагогов по вопросам введения ФГОС в практику ДОО.Педагогическая игра «Знатоки ФГОС ДО»Цель: Систематизировать знания педагогов в области ФГОС дошкольного образовани...
Консультация для педагогов «Использование инновационных методик и технологий в практике работы с детьми дошкольного возраста. Квест: приключенческая игра для детей и родителей»
В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии и методики, позволяющие оптимизировать педагогический процесс для реализации задач из пяти образо...
Консультация для педагогов «Использование инновационных методик и технологий в практике работы с детьми дошкольного возраста. Квест: приключенческая игра для детей и родителей»
В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии и методики, позволяющие оптимизировать педагогический процесс для реализации задач из 5 образоват...
Консультация для педагогов «Использование инновационных методик и технологий в практике работы с детьми дошкольного возраста. Квест: приключенческая игра для детей и родителей»
Консультация для педагогов«Использование инновационных методик и технологий в практике работы с детьми дошкольного возраста. Квест: приключенческая игра для детей и родителей»...
Технологическая карта мероприятия для педагогов дошкольного образования по теме: «Теория и практика познавательно- исследовательской деятельности»
Технологическая карта мероприятия для педагогов дошкольного образования по теме: «Теория и практика познавательно- исследовательской деятельности»...